Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психологические особенности личности и их учет в оперативно-розыскной деятельности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Известный психолог X. Айзенк разработал типологию личности, основанную на выделении четырех уровней человека: 1 — уровень отдельных реакций; 2 — уровень привычных реакций; 3 — уровень отдельных черт личности; 4 — уровень типичных черт: интро-экстраверсия, эмоциональная нестабильность (нейротизм), психопатические черты, интеллект. Нейротизм — это эмоционально психологическая неустойчивость… Читать ещё >

Психологические особенности личности и их учет в оперативно-розыскной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Факторный и типологический подход к оценке личности

Проблема психологических особенностей личности не может не быть в центре внимания теории и практики оперативно-розыскной деятельности, ибо повседневная работа оперуполномоченного уголовного розыска — это, прежде всего, работа с людьми, ежедневные контакты с десятками совершенно различных по полу и возрасту, характеру и темпераменту, привычкам и установкам людей. Решая служебные вопросы, оперуполномоченный собирает, обобщает и оценивает огромный объем информации об объектах ОРД, об их качествах, свойствах, индивидуальных особенностях.

Психологические особенности личности проявляются в ее психологических свойствах и особенностях, обычно называемых чертами личности. Психологи пытаются условно уложить их в некоторое число подструктур рис. 2.1):

Социально обусловленные и биологически обусловленные подструктуры личности.

Рис. 2.1. Социально обусловленные и биологически обусловленные подструктуры личности

Низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента.

Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, т. е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств.

Следующим уровнем личности является ее индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный характер.

Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки. Подструктура направленности личности наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен.

В психологии существуют два главных направления исследования личности: в основе первого лежит выделение в личности тех или иных черт, в основе второго — определение типов личности. Черты личности объединяют группы тесно связанных психологических признаков. Приведем несколько примеров факторов (черт личности) как нормальных психологических характеристик людей. Фактор А описывает особенности динамики эмоциональных переживаний. Людей с высокими оценками по этому фактору отличают богатство и яркость эмоциональных проявлений, естественность и непринужденность поведения, готовность к сотрудничеству, чуткое и внимательное отношение к окружающим, доброта и мягкосердечие. Они хорошо уживаются в коллективе, активны в установлении контактов. На противоположном полюсе (низкая оценка по фактору) имеют значение такие черты, как вялость аффекта, отсутствие живых эмоций. Эти люди холодны, жестки, формальны в контактах. Они чуждаются людей, предпочитают общаться с книгами и вещами; стараются работать одни, избегают коллективных мероприятий. В делах точны, обязательны, но недостаточно гибки. Фактор Е: доминантность (настойчивость, напористость) — конформность (покорность, зависимость). Высокие оценки по фактору свидетельствуют о властности, стремлении к самостоятельности, независимости, игнорированию социальных условий и авторитетов. Эти лица действуют смело, энергично и активно. Живут по своим собственным законам и соображениям, агрессивно отстаивают свои права на самостоятельность и требуют проявления самостоятельности от окружающих. Человек, имеющий низкую оценку по этому фактору, послушен, конформен, не умеет отстаивать свою точку зрения, покорно следует за более сильным, уступает дорогу другим, не верит в себя и свои способности, поэтому часто оказывается зависимым, берет на себя вину, подчиняется всем обязанностям. Фактор I характеризует стремление к соблюдению моральных требований. На полюсе высоких значений фактора находятся такие черты, как чувство ответственности, обязательность, добросовестность, стойкость моральных принципов, ригидность, застойность оценок. Эти лица точны и аккуратны в делах, во всем любят порядок, правил не нарушают, выполняют их буквально даже тогда, когда они являются пустой формальностью. Человек, имеющий низкую оценку по этому фактору, склонен к непостоянству, смене оценок, легко бросает начатое дело. Выделение черт личности предполагает существование конечного набора базисных качеств, а индивидуальные различия определяются степенью их выраженности. Характер переменных, охватываемый факторным анализом, предложен в теории личности Р. Кеттелла (прил. 1).

При типологическом подходе исходят из положения, что тип личности является целостным образованием, не сводимым к комбинации отдельных личностных факторов (черт). Его содержание раскрывается описанием типичного или усредненного представителя группы лиц, относимых к данному типу. Например, такой тип личности, как авторитарная личность — конгломерат по крайней мере четырех факторов личности, не сводящийся к одному из них — доминантности. Одно из самых разительных отличий авторитарности от доминантности заключается в том, что авторитарная личность угнетает находящихся на более низкой ступени и раболепствует перед вышестоящими, в то время как доминантная личность является лидером для занимающих более низкое положение и борется за более высокое положение.

Издавна делались попытки свести практически бесконечное множество индивидуальностей к небольшому числу типичных портретов. Гиппократовские четыре типа темперамента — наиболее древний и наиболее известный пример, в котором предполагается наличие соответствия между психологическим типом и физической формой.

Темперамент — это те врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.

Темперамент (от лат. temperomentum — смесь, соразмерность). Древнейшее описание темпераментов принадлежит отцу медицины Гиппократу. Он считал, что темперамент человека определяется тем, какая из четырех жидкостей организма преобладает: если преобладает кровь (лат. sanguis), то темперамент будет сангвинический; если преобладает желчь (греч. chole), то человек будет холериком; если преобладает слизь (греч. phlegma), то темперамент флегматичный; если преобладает черная желчь (греч. melaina chole), то темперамент меланхоличный.

Академик И. П. Павлов изучил физиологические основы темперамента, обратив внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Он показал, что два основных нервных процесса — возбуждение и торможение — отражают деятельность головного мозга. От рождения они у всех разные: по силе, взаимной уравновешенности, подвижности. В зависимости от соотношения этих свойств нервной системы Павлов выделил четыре основных типа высшей нервной деятельности: 1) «безудержный» (сильный, подвижный, неуравновешенный тип нервной системы — соответствует темпераменту холерика); 2) «живой» (сильный, подвижный, уравновешенный тип нервной системы соответствует темпераменту сангвиника); 3) «спокойный» (сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы соответствует темпераменту флегматика); 4) «слабый» (слабый, неуравновешенный, малоподвижный тип нервной системы обусловливает темперамент меланхолика). Темперамент можно определить в ходе наблюдение, а также с помощью тестов (прил. 2).

Холерик — это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает себя затормозить, сдержать, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность, несдержанность. Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости: увлекшись каким-нибудь делом, он страстно, с полной отдачей работает, но сил ему хватает не надолго, и, как только они истощаются, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу. Появляется раздраженное состояние, плохое настроение, упадок сил и вялость («все падает из рук»). Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии, обусловливают неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к появлению невротических срывов и конфликтов с людьми.

Сангвиник — человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой, обладает быстрой скоростью реакции, его поступки обдуманны, жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Подвижность его нервной системы обусловливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособляемость к новым условиям. Это общительный человек, легко сходится с новыми людьми, поэтому у него широкий круг знакомств, хотя он и не отличается постоянством в общении и привязанности. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, т. е. при постоянном возбуждении, в противном случае он становится скучным, вялым, отвлекается. В стрессовой ситуации проявляет «реакцию льва», т. е. активно, обдуманно защищает себя, борется за нормализацию обстановки.

Флегматик — человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой, вследствие чего реагирует медленно, не разговорчив, эмоции проявляются замедленно (трудно рассердить, развеселить); обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных новых ситуациях. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, друзей, трудно и замедленно приспосабливается к новым условиям. Настроение стабильное, ровное. И при серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным.

Меланхолик — человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать срыв, стопор, растерянность, «стресс кролика», поэтому в стрессовых ситуациях (экзамен, соревнования, опасность и т. п.) могут ухудшиться результаты деятельности меланхолика по сравнению со спокойной привычной ситуацией. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности (требуется более длительный отдых). Незначительный повод может вызвать обиду, слезы. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, не проявлять внешне свои чувства, не рассказывает о своих переживаниях, хотя очень склонен отдаваться переживаниям, часто грустен, подавлен, не уверен в себе, тревожен, у него могут возникнуть невротические расстройства. Однако обладает высокой чувствительностью нервной системы, они часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности.

И. П. Павлов выделил еще три «чисто человеческих типа» высшей нервной деятельности: мыслительный, художественный, средний. Представители мыслительного типа (преобладает активность второй сигнальной системы мозга левого полушария) весьма рассудительны, склонны к детальному анализу жизненных явлений, к отвлеченному абстрактно-логическому мышлению. Чувства их отличаются умеренностью, сдержанностью и обычно прорываются наружу, лишь пройдя через фильтр разума. Люди этого типа обычно интересуются математикой, философией, им нравится научная деятельность.

У людей художественного типа (преобладает активность первой сигнальной системы мозга правого полушария) мышление образное, на него накладывает отпечаток большая эмоциональность, яркость воображения, непосредственность и живость восприятия действительности. Их интересует прежде всего искусство, театр, поэзия, музыка, писательское и художественное творчество. Они стремятся к широкому кругу общения, это типичные лирики, а людей мыслительного типа они скептически расценивают как «сухарей». Большинство людей (до 80%) относятся к золотой середине, среднему типу. В их характере незначительно преобладает рациональное и эмоциональное начало, и это зависит от воспитания с самого раннего детства, от жизненных обстоятельств. Темперамент — это внешнее проявление типа высшей нервной деятельности человека, и поэтому в результате жизненных обстоятельств, возрастных изменений, воспитания, самовоспитания нервные процессы могут ослабеть или усилиться, может ускориться или замедлиться их переключаемость, т. е. может происходить маскировка истинного темперамента. Поэтому и редко встречаются чистые типы темперамента, но тем не менее преобладание той или иной тенденции всегда проявляется в поведении человека. Подчеркнем, темперамент определяет лишь динамические, но не содержательные характеристики поведения. На основе одного и того же темперамента возможно формирование как великой, так и социально-ничтожной личности.

Другая типология личности, интересная для практики оперативнорозыскной деятельности, основана на доминировании тех или иных черт характера.

Характер человека — это сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами.

Характер представляет собой индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении: 1) к себе (степень требовательности, критичности, самооценки); 2) к другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм, жестокость или доброта, безразличие или чуткость, грубость или вежливость, лживость или правдивость и т. п.); 3) к порученному делу (лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость, инициативность или пассивность, усидчивость или нетерпеливость, ответственность или безответственность и т. п.); 4) в характере отражаются волевые качества: готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень настойчивости, самостоятельности, решительности, дисциплинированности.

Как считает известный немецкий психиатр К. Леонгард, у 20—50% людей некоторые черты характера столь заострены (акцентуированы), что это при определенных обстоятельствах приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам.

Акцентуация характера — преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми.

Выраженность акцентуации может быть различной — от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни — психопатии. Психопатия — болезненное уродство характера (при сохранении интеллекта человека), в результате чего резко нарушаются взаимоотношения с окружающими людьми, психопаты могут быть даже социально опасны для окружающих. Более подробно этот феномен будет рассмотрен в следующем параграфе.

Акцентуации характера проявляются не постоянно, в благоприятных условиях они могут существенно сгладиться, приблизиться к норме.

К. Леонгард выделяет 12 типов акцентуаций, каждый из которых предопределяет избирательную устойчивость человека к одним жизненным невзгодам при повышенной чувствительности к другим, к частым однотипным конфликтам, к определенным нервным срывам. В благоприятных условиях, когда не попадают под удар именно слабые звенья личности, такой человек может стать и незаурядным; например, акцентуация характера по так называемому экзальтированному типу может способствовать расцвету таланту артиста, художника.

Акцентуации характера часто встречаются у подростков и юношей (50—80%). Определить тип акцентуации или ее отсутствие можно с помощью наблюдения, а также с помощью специальных психологических тестов (прил. 3). В практике оперативно-розыскной деятельности нередко приходится иметь дело с акцентуированными личностями и важно знать и предвидеть специфические особенности поведения этих людей.

Краткая характеристика особенностей поведения в зависимости от типа акцентуации приведена в табл. 2.1.

Таблица 2.1

Особенности общения и поведения людей в зависимости от типа акцентуации характера

Тип

акцентуации

Особенности общения и поведения

Гипертимический.

(гиперактивный).

Чрезмерно приподнятое настроение, всегда весел, разговорчив, очень энергичен, самостоятелен, стремится к лидерству, рискам, авантюрам, не реагирует на замечания, игнорирует наказания, теряет грань недозволенного, отсутствует самокритичность.

Необходимо сдержанно относиться к его необоснованному оптимизму и переоценке своих возможностей. Энергия подчас направляется на употребление спиртного, наркотиков, беспорядочную половую жизнь.

Дистимичный.

Постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословность, пессимистичность, тяготятся шумным обществом, с сослуживцами близко не сходятся. В конфликты вступают редко, чаще являются в них пассивной стороной. Ценят тех, кто дружат с ними и склонен им подчиняться.

Циклоидный.

Общительность циклически меняется (высокая в период повышенного настроения, и низкая в период подавленности).

Эмотивный.

(эмоциональный).

Чрезмерная чувствительность, ранимость, глубоко переживают малейшие неприятности, излишне чувствительны к замечаниям, неудачам, поэтому у них чаще печальное настроение.

Предпочитают узкий круг друзей и близких, которые понимают с полу слова. Редко вступают в конфликты, играют в них пассивную роль. Обиды не выплескивают наружу.

Тип.

Особенности общения и поведения.

акцентуации.

Демонстративный.

Выражено стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой: слезы, обморок, скандалы, болезни, хвастовство, наряды, необычное увлечение, ложь. Легко забывают о своих неблаговидных поступках. Поведение зависит от человека, с которым имеет дело, высокая приспособляемость к людям.

Возбудимый.

Повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, «занудливость», но возможны льстивость, услужливость (как маскировка). Склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленности в беседе. Активно и часто конфликтуют, не избегают ссор с начальством, неуживчивы в коллективе, в семье деспотичны и жестоки.

Застревающий.

Застревание на своих чувствах, мыслях, припоминание всех обид, привычка сводить счеты, служебная и бытовая несговорчивость, склонность к затяжным склокам, в конфликтах часто бывают активной стороной, четко определены круг врагов и друзей. Властолюбие, занудливость нравоучителя.

Педантичный.

Выраженная занудливость в виде переживания подробностей, на службе способны замучить посетителей формальными требованиями, изнурят домашних чрезмерной аккуратностью.

Тревожный.

(психастенический).

Пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, робость, неуверенность в себе, крайняя нерешительность, долго переживает неудачу, сомневается в своих действиях. Редко вступает в конфликты, пассивная роль.

Экзальтированный.

(лабильный).

Очень изменчивое настроение, эмоции ярко выражены, повышенная отвлекаемость на внешние события, словоохотливость, влюбчивость.

Интровертиро;

ванный.

(шизоидный, аутистический).

Малая общительность, замкнут, в стороне от всех, общение по необходимости, погружен в себя, о себе ничего не рассказывает, свои переживания не рассказывает, свои переживания не раскрывает, хотя свойственна повышенная ранимость. Сдержанно холодно относится к другим людям, даже к близким. Поведение, логика часто непонятны для окружающих. Любят одиночество. В конфликты вступают редко — при попытке вторгнуться в их внутренний мир. Слишком большая разборчивость в выборе супруга, поиск идеала. Эмоциональная холодность и слабая привязанность к близким.

Экстравертиро;

ванный.

(конформный).

Высокая общительность, словоохотливость до болтливости, своего мнения не имеет, очень не самостоятелен, стремится быть как все, неорганизован, предпочитает подчиняться. Приказы начальства принимает без раздумываний. В обществе с друзьями и в семье уступает лидерство другому.

Среди лиц юношеского возраста нередко встречается неустойчивый тип акцентуации характера: такие люди видят смысл жизни в удовольствиях, чувство ответственности вырабатывается у них с трудом, они не разборчивы в развлечениях, знакомствах. Бесконтрольность губительна для них.

Известный психолог X. Айзенк разработал типологию личности, основанную на выделении четырех уровней человека: 1 — уровень отдельных реакций; 2 — уровень привычных реакций; 3 — уровень отдельных черт личности; 4 — уровень типичных черт: интро-экстраверсия, эмоциональная нестабильность (нейротизм), психопатические черты, интеллект. Нейротизм — это эмоционально психологическая неустойчивость, подверженность психотравмам. У лиц с повышенным нейротизмом из-за лишней впечатлительности и обидчивости даже по пустякам может возникать эмоциональный стресс, они долго переживают конфликты, не могут взять себя в руки, часто подавлены, огорчены, раздражительны, тревожны, круг их друзей обычно сужается. Экстраверсия в сочетании с повышенным нейротизмом обусловливает проявление темперамента холерика; «интроверсия + невротизм» определяет темперамент меланхолика; противоположность нейротизма — эмоциональная устойчивость, уравновешенность в сочетании с экстраверсией проявляется как сангвинический темперамент, в сочетании с интроверсией как флегматический (рис. 2.2).

Типология личности по X. Айзенку.

Рис. 2.2. Типология личности по X. Айзенку

Диагностика личности по X. Айзенку может проводиться по соответствующему психологическому тесту (прил. 4).

В основе выделения психосоциотипов лежит типология, разработанная известным психологом К. Юнгом. Согласно типологии К. Юнга, людей можно разделить на типы по следующим характеристикам:

1) экстраверсия — интроверсия; 2) рациональный — иррациональный; 3) мыслительный тип (логик) — эмоциональный тип (этик); 4) ощущающий тип (сенсорик) — интуитивный тип (интуит).

Для мыслительного типа характерно стремление понять, объяснить существенные черты, закономерности событий, жизни. Для эмоционального типа — главное выражение отношения к событию, оценка события, «принятие или непринятие события». Сенсорному (ощущающему) типу присуще принятие событий как реальность, как факт, как чувственный опыт (ощущения, восприятие), присуще умение воспринимать реальность. Интуитивному типу свойственна способность прогнозировать будущее развитие событий, присуще воображение. Мыслительный, эмоциональный, интуитивный, ощущающий типы будут проявляться в своеобразных функциях в зависимости от экстраверсии либо интроверсии человека (табл. 2.2). В психике человека выделяют 4 основных канала связи с миром:

Таблица 2.2

Психологические функции в зависимости от экстраи интроверсии человека

(по К. Юнгу)

Мыслительный.

(логик).

Экстраверсия.

Интроверсия.

  • ?
  • — деловая логика, выгода
  • ?
  • — логика отношений, научные теории

Эмоциональный.

(этик).

к

— внешнее проявление эмоций, настроения.

Ь.

— отношения между людьми.

Ощущающий (сенсорик).

  • — воля, требовательность

О.

— ощущение удобства, самочувствие.

Интуитивный.

(интуит).

А.

— интуиция возможностей.

Д.

— интуиция времени, предчувствие, прогноз событий.

Условно обозначим.

  • ?
  • — «черные функции»
  • ?
  • — «белые функции»

I канал — самый мощный, наиболее определяет тип человека: если человек — экстраверт, то канал занят «черной функцией», если — интроверт — «белой». По этому каналу человек получает наиболее полную информацию о мире. II канал называют «продуктивным», или «творческим». Это область активного действия, направленная вовне. III канал характеризуется невысокой энергетикой, поэтому психическая функция, размещенная в нем, оказывается весьма уязвимой для «постороннего воздействия». Это «точка наименьшего сопротивления», «уязвимая больная мозоль человека». IV канал — суггестивный канал, по этому каналу человек наиболее внушаем. Психическая функция, действующая здесь, самая слабая из четырех.

Людей с преобладающей сферой (ощущения, интуиция) относят к иррациональному типу. Людей с преобладанием (логики, эмоции) — к рациональному (для них «суждение важнее, чем ощущения»). Все четыре функции (логическая, эмоциональная, интуитивная, ощущающая) представлены у каждого человека, но разной интенсивности, расположены на разных каналах и по-разному проявляются в поведении человека. Основные правила расположения функций по каналам: 1) если экстраверт в I (сознательном канале), то все остальные каналы — интровертивные и наоборот; 2) функция И канала должна быть на другом полюсе по признаку «рациональный — иррациональный» с функцией I канала, т. е. если I канал занят рациональной функцией (логика, эмоции), то во II — обязательно будет иррациональная функция (чтобы обеспечить примерное равновесие психики человека); 3) IV канал занят функцией, противоположной той функции, которая находится на I канале. Исходя из указанных правил расположения функций, можно выделить 16 психосоциотипов людей, для облегчения запоминания которых используются имена знаменитых людей, имеющих соответствующий психотип (табл. 2.3).

Психосоциотип является врожденной психической структурой, определяющий конкретный вид информационного обмена личности со средой. Краткая характеристика психосоциотипов и методика их диагностики описана в прил.5.

Система анализа типологии личности на основе наблюдения за поведением человека и предпочитаемого им выбора какой-либо геометрической фигуры разработана американским специалистом по социальнопсихологической подготовке управленческих кадров С. Деллингер (рис. 2.3).

Расположив представленные геометрические фигуры в порядке их предпочтительности, по фигуре, помещенной на первое место, можно определить основные доминирующие особенности личности и поведения. Наблюдая за поведением человека, можно определить его тип сначала предварительно, используя категории таблицы (табл. 2.4).

Геометрические фигуры как символы типологии личности (по С. Деллингер).

Рис. 2.3. Геометрические фигуры как символы типологии личности (по С. Деллингер)

Психосоциотипы

СО СП.

Психологическая ориентация.

Каналы.

Обозначения.

Этики.

Интуит.

д.

L.

•.

Есенин.

ИЭМ (интуитивно-эмоциональный интроверт).

Иррацио;

Сенсор.

о.

L.

А.

Дюма.

СЭИ.

нальные.

Логики.

Интуит.

д.

L.

А.

Бальзак.

ИЛИ.

Интроверты.

Сенсор.

о.

и

А.

Габен.

ели.

Этики.

Интуит.

СЬ.

А.

•.

Достоевский.

ЭИИ.

Рацио;

Сенсор.

Ь.

•.

А.

к.

Драйзер

ЭСИ.

нальные.

Логики.

Интуит.

д.

L.

•.

Робеспьер

ЛИИ.

Сенсор.

А.

•.

к.

Горький.

леи.

Этики.

Интуит.

А.

Ь.

О.

Гекели.

иээ.

Иррацио;

Сенсор.

•.

Ь.

Д.

Наполеон.

сээ.

нальные.

Логики.

Интуит.

А.

Ь.

О.

Дон Кихот.

илэ.

Экстра;

Сенсор.

•.

ь.

о.

Жуков.

илэ.

верты.

Этики.

Интуит.

L.

Д.

о.

Гамлет.

эиэ.

Рацио;

Сенсор.

к.

О.

д.

Гюго.

эсэ.

нальные.

Логики.

Интуит.

д.

о.

ь.

Джек Лондон.

лиэ.

Сенсор.

о.

д.

Ь.

Штирлиц.

леэ.

Содержание категорий наблюдения типа личности (по С. Деллингер).

Квадрат

Треугольник

Прямоуголь

ник

Круг

Зигзаг

Внешний вид: мужчины

Консервативный, опрятный, чисто выбрит.

Модный, дорогие вещи, соответствует ситуации.

Меняющийся, неопрятный, не в тон ситуации.

Неофициальный, небрежный, моложавый.

Растрепанный, неряшливый, демонстративный.

Внешний вид: женщины

Сдержанный, неяркий, худощавый.

Элегантный, дорогие вещи, ухоженный.

Меняющийся, сумасбродный, не в тон ситуации.

Неофициальный, женственный, полные.

Разнообразный, небрежный, экстравагантный.

Рабочее место

Каждая вещь на своем месте.

Символы статуса и успеха.

Беспорядок.

Уютная, домашняя обстановка.

Запущенность или демонстративность.

Речь

Логичная, ясная, сухая, монотонная, медленная, высокий голос, речевые штампы, профессиональная терминология.

Логичная, краткая, эмоциональная, быстрая, громкий уверенный голос, остроты, жаргон.

Неуверенная, неясная, сбивчивая, эмоциональная, «паузы нерешительности»; скороговорка, «слова паразиты», срывающийся голос.

Непоследовательная, плавная, эмоциональная, успокаивающая, сочный голос, комплименты.

Непоследовательная, яркая, быстрая, образная, эмоциональная, богатая лексика, жаргон, остроты.

Язык тела

Скованная напряженная поза («зажатость»), рассчитанные движения, скупые жесты, солидная походка, бесстрастное лицо, потение, нервный смех.

Уверенные, плавные движения, выразительные жесты, энергичная походка, сжатые губы, властный взгляд.

Неуклюжий, резкие отрывистые движения, неуверенные жесты и походка, бегающий взгляд, хихиканье, быстро краснеет.

Расслабленная поза, плавные движения, быстрые, доброжелательная улыбка и приветствие, жизнерадостная походка.

Быстро меняющиеся позы, плавные движения, стремительная походка, живая мимика, манерность.

Внешний вид: мужчины

Окончание табл. 2.4

Квадрат

Треугольник

Прямоуголь

ник

Круг

Зигзаг

Консервативный, опрятный, чисто выбрит.

Модный, дорогие вещи, соответствует ситуации.

Меняющийся, неопрятный, не в тон ситуации.

Неофициальный, небрежный, моложавый.

Растрепанный, неряшливый, демонстративный.

Внешний вид: женщины

Сдержанный, неяркий, худощавый.

Элегантный, дорогие вещи, ухоженный.

Меняющийся, сумасбродный, не в тон ситуации.

Неофициальный, женственный, полные.

Разнообразный, небрежный, экстравагантный.

Рабочее место

Каждая вещь на своем месте.

Символы статуса и успеха.

Беспорядок.

Уютная, домашняя обстановка.

Запущенность или демонстративность.

Речь

Логичная, ясная, сухая, монотонная, медленная, высокий голос, речевые штампы, профессиональная терминология.

Логичная, краткая, эмоциональная, быстрая, громкий уверенный голос, остроты, жаргон.

Неуверенная, неясная, сбивчивая, эмоциональная, «паузы нерешительности»; скороговорка, «слова паразиты», срывающийся голос.

Непоследовательная, плавная, эмоциональная, успокаивающая, сочный голос, комплименты.

Непоследовательная, яркая, быстрая, образная, эмоциональная, богатая лексика, жаргон, остроты.

Язык тела

Скованная напряженная поза («зажатость»), рассчитанные движения, скупые жесты, солидная походка, бесстрастное лицо, потение, нервный смех.

Уверенные, плавные движения, выразительные жесты, энергичная походка, сжатые губы, властный взгляд.

Неуклюжий, резкие отрывистые движения, неуверенные жесты и походка, бегающий взгляд, хихиканье, быстро краснеет.

Расслабленная поза, плавные движения, быстрые, доброжелательная улыбка и приветствие, жизнерадостная походка.

Быстро меняющиеся позы, плавные движения, стремительная походка, живая мимика, манерность.

Основные психологические характеристики поведения Квадрат: организованность, пунктуальность, строгое соблюдение правил, инструкций, аналитичность мышления, внимательность к деталям, ориентация на факты, пристрастие к письменной речи, аккуратность, чистоплотность, рациональность, осторожность, сухость, холодность, практичность, экономность, упорство, настойчивость, твердость в решениях, терпеливость, трудолюбие, профессиональная эрудиция, слабый политик, узкий крут друзей и знакомых.

Треугольник: лидер, стремление к власти, честолюбие, установка на победу, прагматизм, ориентация на суть проблемы, уверенность в себе, решительность, импульсивность, сила чувств, смелость, неукротимая энергия, склонность к риску, высокая работоспособность, буйные развлечения, нетерпеливость, великолепный политик, остроумие, широкий круг общения, узкий круг близких и друзей.

Прямоугольник: изменчивость, непоследовательность, неопределенность, возбужденность, любознательность, позитивная установка ко всему новому, смелость, низкая самооценка, неуверенность в себе, доверчивость, нервозность, быстрые, резкие колебания настроения, избегание конфликтов, забывчивость, склонность терять вещи, непунктуальность, новые друзья, имитация поведения других людей («примеривание ролей»), тенденция к простудам, травмам, дорожно-транспортным происшествиям.

Круг: высокая потребность в общении, контактность, доброжелательность, забота о другом, щедрость, способность к сопереживанию, хорошая интуиция, спокойствие, склонность к самообвинению и меланхолии, эмоциональная чувствительность, доверчивость, ориентация на мнение окружающих, нерешительность, слабый политик, болтливость, способность уговаривать, убеждать других, сентиментальность, тяга к прошлому, склонность к общественной работе, гибкий распорядок дня, широкий круг друзей и знакомых.

Зигзаг: жажда изменений, креативность, жажда знаний, великолепная интуиция, одержимость своими идеями, мечтательность, устремленность в будущее, позитивная установка ко всему новому, восторженность, энтузиазм, непосредственность, непрактичность, импульсивность, непостоянство настроения, поведения, стремление работать в одиночку, отвращение к бумажной работе, душа компании, остроумие, безалаберность в финансовых вопросах.

Конституционную типологию личности предложил Э. Кречмер на основе выделения четырех основных типов конституции телосложения (врожденные особенности телосложения человека предопределяются динамикой внутриутробного развития младенца из трех зародышевых слоев: внутренний, средний, внешний). Первый тип телосложения — астеник (преимущественно шло развитие внешнего зародышевого слоя) — человек хрупкого телосложения, с плоской грудной клеткой, узкими плечами, удлиненными и худыми конечностями, вытянутым лицом, но сильно развитой нервной системой, головным мозгом; второй — пикник (преимущественно внутренний зародышевый слой) — человек малого или среднего роста, с выраженной жировой тканью, выпуклой грудной клеткой, с большим животом, круглой головой на короткой шее; третий — атлетик — средний зародышевый слой обусловливает развитие крепкого скелета, выраженной мускулатуры, пропорционального крепкого телосложения, широкого плечевого пояса; четвертый — диспластик — человек с неправильным телосложением. С выделенными типами строения тела Э. Кречмер соотнес определенные типы личности. Астеническое телосложение имеет шизотимик: он замкнут, склонен к размышлениям, к абстракции, с трудом приспосабливается к окружению, чувствителен, раним. Среди шизотимиков Э. Кречмер выделил разновидности: «тонко чувствующие люди», «идеалисты-мечтатели», «холодные властные натуры» и «эгоисты», «сухари» и «безвольные». У шизотимиков происходит колебание между чувствительностью и холодностью, между обостренностью и тупостью чувства («обидит другого и при этом обидится сам»).

Пикническое телосложение имеет циклотимик, его эмоции колеблются между радостью и печалью, он общителен, откровенен, добродушен, реалистичен во взглядах. Среди циклотимиков Э. Кречмер выделяет разновидности: «веселые болтуны», «спокойные юмористы», «сентиментальные тихони», «беспечные любители жизни», «активные практики».

Атлетическое телосложение имеют искотимики, они бывают двух видов: энергичный, резкий, уверенный в себе, агрессивный либо мало впечатлительный, со сдержанными жестами и мимикой, с невысокой гибкостью мышления.

Помимо описанных, существуют и другие типологии личности, напрмер: сенсорная (по трем основным сферам сенсорного опыта — визуальный, аудиальный и кинестетический типы личности), по доминирующему инстинкту (эгофильный, генофильный, альтруистический, исследовательский, доминантный, либертофильный, дигнитофильный типы личности), социальная (по направлению социальной активности — сверхнормативный, приспосабливающийся, разрушающий типы личности) и другие.

Безусловно, ни типологический, ни факторологический подходы не исчерпывают всего разнообразия психологических особенностей личности. Каждый человек как личность неповторим и уникален. Однако, условная типизация позволяет в определенном приближении понимать индивидуально-психологические особенности людей, прогнозировать их поведение и специфику взаимодействия с ними.

Личностный подход к субъектам и объектам оперативно-розыскной деятельности, данные о конкретном человеке как определенном типе, наполняя тактику применения методов оперативно-розыскной деятельности качественно новым содержанием, обеспечивают решение широкого круга предупредительно-профилактических и оперативно-розыскных задач.

Во-первых, установив роль и место, занимаемое конкретным человеком в обществе, коллективе и группе, а также иерархии межличностных отношений, определив его индивидуально-психологические особенности, оперуполномоченный имеет возможность получить объективные данные о разведывательных возможностях кандидата на негласное сотрудничество; преступной активности конкретных лиц, входящих в группу и, следовательно, избрать правильную тактику ее разложения.

Во-вторых, определив степень интеграции — адаптации человека в определенной среде, в коллективе, группе, оперуполномоченный имеет возможность:

  • а) тактически грамотно построить предупредительно-профилактическую работу с конкретным лицом;
  • б) определить содержание и основные направления воспитательной работы с негласными сотрудниками и конфиденциальными помощниками.

В-третьих, выявив индивидуально-психологические особенности конкретного человека, его установки и ценностные ориентации, его мировоззрение, оперуполномоченный получает возможность понять побудительные мотивы тех или иных его конкретных действий.

Располагая данными о психологических особенностях субъектов и объектов оперативно-розыскной деятельности, аппараты уголовного розыска имеют возможность решать широкий круг оперативно-розыскных задач как стратегического, так и локально-тактического характера.

Одна из них, стратегическая по своему значению, — учет половозрастных характеристик конфидентов, учитывающий соотношение их оперативных характеристик лиц, представляющих оперативный интерес. Сейчас практика отдает предпочтение конфидентам-мужчинам. Между тем, женщины, как правило, имеют и более высокий уровень образования, и более широкий кругозор, позволяющий им успешно вести разработку широкого круга фигурантов. В силу особенностей своего характера, наклонностей и способностей женщины быстрее и легче устанавливают доверительные отношения с разрабатываемыми, в том числе с несовершеннолетними, получая подарки, как правило, из числа похищенного, привлекаясь к сбыту краденного, выслушивая рассказы о похождениях, располагают обширной информацией о характере их преступной деятельности.

На основе данных о психологических особенностях личности объектовоперативно-розыскной деятельности оперативные аппараты получают возможность решать и локально-тактические задачи, в частности, две группы идентификационных задач.

Во-первых, по объективно-идентифицируемым поисковым признакам воспринимаемых объектов:

  • а) осуществлять негласное наблюдение за конкретным лицом;
  • б) опознавать граждан по фотографии или предварительно полученной оперативной (негласной) информации, на основе показаний свидетелей и потерпевших;
  • в) определять профессиональную принадлежность, преступный опыт и статус в преступной среде конкретных лиц.

Во-вторых, по психолого-идентифицируемым признакам объектов определять психические состояния лица, в том числе:

  • а) подготовку к совершению преступления или факт совершения преступления;
  • б) искренность или ложность сообщаемой им информации;
  • в) степень проникновения субъектов оперативно-розыскной деятельности в скрываемые лицом обстоятельства.

Таким образом, изучение и учет психологических особенностей личности субъектов и объектов оперативно-розыскной деятельности имеет огромное значение для эффективной борьбы с преступностью, предупреждения и раскрытия преступлений.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой