Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Перерасчет пенсий. 
Право социального обеспечения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Пенсионный орган является исполнителем обязательств государства перед лицами, имеющими право на пенсионное обеспечение. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, не имеет права отказать лицу в рассмотрении его заявления и документов, к примеру, на перевод пенсии с вида на вид, которые представлены в установленном порядке. В этом смысле, пользуясь классификацией правоотношений виднейшего… Читать ещё >

Перерасчет пенсий. Право социального обеспечения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В отношении назначенной и выплачиваемой пенсии может быть осуществлен перерасчет ее размера. Изменяться может и размер фиксированной выплаты к страховой пенсии.

Перерасчет размера страховой пенсии производится в случаях:

  • — увеличения значения ИПК за периоды до 1 января 2015 г.;
  • — увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год нестраховых периодов, имевших место после 1 января 2015 г. до даты назначения страховой пенсии;
  • — увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины ИПК, исходя из суммы начисленных (уплаченных) страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины ИПК для исчисления размера страховой пенсии при ее установлении.

Последний из указанных видов перерасчета страховой пенсии связан в первую очередь с осуществлением пенсионерами работы.

При этом следует иметь в виду, что при данном перерасчете максимальное значение ИПК учитывается в размере:

  • • 3,0 — для застрахованных лиц, у которых в соответствующем году не формируются пенсионные накопления в связи с уплатой обязательных платежей на накопительную пенсию;
  • • 1,875 — для застрахованных лиц, у которых в соответствующем году указанные пенсионные накопления формируются.

Таким образом, Законом о страховых пенсиях закреплен еще один стимул для продолжения гражданами работы без назначения пенсии — ограничение, но уровню дохода, который учитывается при перерасчете пенсии в связи с осуществлением трудовой и иной деятельности.

Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии подлежит перерасчету в связи со следующими обстоятельствами:

  • — достижение пенсионером возраста 80 лет;
  • — установление I группы инвалидности или изменение группы инвалидности;
  • — изменение количества иждивенцев или категории получателей страховой пенсии по случаю потери кормильца;
  • — приобретение необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях и (или) страхового стажа, дающих право на повышение к фиксированной выплате;
  • — переезд пенсионера на новое место жительства в северные регионы или другие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в которых установлены иные районные коэффициенты;
  • — выезд пенсионера за пределы северных регионов или сельской местности на новое место жительства;
  • — оставление работы или иной деятельности, в период которой лицо подлежит обязательному пенсионному страхованию, либо поступление на такую работу (это касается «селян», которым устанавливается повышение к фиксированной выплате только при условии неосуществления оплачиваемой деятельности).

Статьей 23 Закона о страховых пенсиях определены сроки перерасчета размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии.

По общему правилу перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты производится:

  • — с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты в сторону уменьшения;
  • — с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.

Исключение в части указанных сроков составляют следующие случаи:

  • — при установлении группы инвалидности, дающей право на более высокий размер фиксированной выплаты, перерасчет повышения фиксированной выплаты производится со дня установления федеральным учреждением медико-социальной экспертизы соответствующей группы инвалидности без истребования от пенсионера заявления, на основании документов, поступивших от указанного учреждения;
  • — при установлении группы инвалидности, влекущей за собой перерасчет размера фиксированной выплаты в сторону уменьшения, — с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, по который была установлена предыдущая группа инвалидности;
  • — в связи с достижением пенсионером возраста 80 лет — со дня достижения пенсионером указанного возраста, без истребования от него заявления, на основании данных, имеющихся в распоряжении территориальным органом ПФР.

При назначении страховой пенсии размер пенсии определяется на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, имеющихся в распоряжении территориального органа ПФР на день вынесения решения. В случае представления после назначения страховой пенсии страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении периодов работы и (или) иной деятельности, имевших место до назначения страховой пенсии, влекущих увеличение ИПК, производится перерасчет размера страховой пенсии со дня назначения указанной пенсии без истребования от пенсионера заявления.

Перерасчет размера страховой пенсии в случае увеличения ИПК в связи с осуществлением трудовой деятельности производится без заявления пенсионера с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца — с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.

Перерасчет размера установленной пенсии в сторону уменьшения производится без истребования от пенсионера заявления при наступлении соответствующих обстоятельств, предусмотренных Законом о страховых пенсиях и Законом о государственном пенсионном обеспечении в качестве оснований для уменьшения размера пенсии.

Перерасчет размера установленной пенсии в сторону увеличения в случаях, предусмотренных Законом о страховых пенсиях и Законом о государственном пенсионном обеспечении, производится на основании письменного заявления пенсионера, принятого территориальным органом ПФР.

Заявление пенсионера о перерасчете размера пенсии и необходимые документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, подаются в территориальный орган ПФР, осуществляющий выплату пенсии.

Заявление о перерасчете размера пенсии принимается при условии представления всех необходимых для такого перерасчета документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.

Также отметим, что с 1 января 2015 г. размеры трудовых пенсий, установленные до указанной даты, подлежали перерасчету.

Для лиц, которым по состоянию на 31 декабря 2014 г. была установлена трудовая пенсия любого вида, величина ИПК за периоды до 1 января 2015 г. определялась на основании документов выплатного дела исходя из размера установленной им трудовой пенсии (без учета доли страховой части трудовой пенсии, фиксированного базового размера и накопительной части трудовой пенсии), деленного на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015 г. (64 руб. 10 коп.).

Если при указанном перерасчете размер пенсии не достигал прежнего уровня, то пенсия продолжает выплачиваться в более высокой сумме.

Порядок выплаты страховых пенсий. В рамках Закона о страховых пенсиях урегулированы вопросы выплаты пенсий, включая организацию ее доставки, определены правила приостановления, возобновления, прекращения и восстановления выплаты пенсии, а также выплаты пенсии, которая не была получена пенсионером своевременно.

Правила выплаты пенсий утверждены приказом Минтруда России от 17.11.2014 № 885Н[1].

Выплата страховой пенсии на территории РФ производится пенсионеру территориальным органом ПФР в установленном размере без каких-либо ограничений, за исключением работающих пенсионеров.

В ст. 21 Закона о страховых пенсиях определены организации, которые вправе осуществлять доставку пенсии пенсионерам — это организации почтовой связи, кредитные организации или иные организации, занимающиеся доставкой пенсий. При этом выплата пенсии производится по заявлению пенсионера одной из указанных организаций.

Существенной особенностью нового пенсионного законодательства является доставка пенсии через организации, с которыми территориальными органами ПФР заключены договоры по типовым формам, утвержденным приказом Минтруда России от 14.11.2014 № 881н «Об утверждении типовых форм договоров о доставке пенсий, выплачиваемых Пенсионным фондом Российской Федерации, заключенных территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации с кредитными организациями и организациями почтовой связи (иными организациями, занимающимися доставкой пенсий)». В связи с этим уточнен порядок работы с пенсионерами, подающими заявление о доставке пенсии.

Пенсионер вправе выбрать по своему усмотрению организацию, осуществляющую доставку, и уведомить об этом территориальный орган ПФР путем подачи заявления о доставке пенсии в территориальный орган ПФР, который организует доставку пенсии в соответствии с законодательством РФ. При этом территориальный орган ПФР дает пенсионеру разъяснения об организациях, осуществляющих доставку, с которыми этим территориальным органом ПФР заключены договоры.

В случае выбора пенсионером организации, осуществляющей доставку, с которой у территориального органа ПФР договор не заключен, рассмотрение заявления пенсионера о доставке пенсии приостанавливается до заключения договора между территориальным органом ПФР и выбранной пенсионером организацией, осуществляющей доставку, но не более чем на три месяца. При этом в заявлении о доставке пенсии пенсионером указывается организация, осуществляющая доставку, которая будет доставлять ему пенсию на период заключения договора.

При отказе организации, осуществляющей доставку, выбранной пенсионером, от заключения такого договора территориальный орган ПФР информирует об этом пенсионера, а также сообщает о необходимости выбора организации, осуществляющей доставку, с которой территориальным органом ПФР заключен договор.

В случае ликвидации организации, осуществляющей доставку, а также отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций территориальный орган ПФР уведомляет пенсионера о необходимости представления нового заявления о доставке пенсии.

Выплата пенсии производится по месту жительства пенсионера, а в случае смены пенсионером места жительства на территории РФ — территориальным органом ПФР по новому месту жительства или по месту пребывания пенсионера, подтвержденному документами о регистрации, либо по месту фактического проживания, подтвержденному личным заявлением пенсионера.

По желанию пенсионера пенсия может выплачиваться по его доверенности, выданной в порядке, установленном законодательством РФ.

В целях контроля за выплатой страховых пенсий закреплены положения, предусматривающие приостановление выплаты пенсии в следующих случаях:

  • 1) неполучения установленной страховой пенсии в течение шести месяцев подряд — на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек указанный срок;
  • 2) неявки инвалида в назначенный срок на переосвидетельствование в федеральное учреждение МСЭ — на три месяца начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек указанный срок;
  • 3) достижения лицом, получающим страховую пенсию по случаю потери кормильца, возраста 18 лет и отсутствие документов, подтверждающих его обучение, но очной форме обучения в образовательной организации, либо истечения срока обучения получателя страховой пенсии по случаю потери кормильца после достижения им возраста 18 лет, подтвержденного документом указанной организации (сведениями, имеющимися в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение), — на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором указанному лицу исполнилось 18 лет, либо месяцем, в котором истек срок обучения;
  • 4) истечения срока действия документа, выданного иностранном}' гражданину или лицу без гражданства в подтверждение его права на постоянное проживание в Российской Федерации (вида на жительство), — на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек срок действия указанного документа;
  • 5) поступления документов о выезде пенсионера на постоянное жительство за пределы территории РФ в иностранное государство, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, согласно которому обязательства, но пенсионному обеспечению несет государство, на территории которого пенсионер проживает, и отсутствия документов, подтверждающих, что пенсионер не имеет права на пенсию на территории указанного государства, — на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором поступили указанные документы;
  • 6) поступления документов о выезде пенсионера на постоянное жительство за пределы территории РФ в иностранное государство, с которым Российской Федерацией не заключен международный договор, и отсутствия заявления пенсионера о выезде за пределы территории РФ — на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором поступили указанные документы.

При устранении обстоятельств, повлекших приостановление выплаты пенсии, возобновление выплаты страховой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, были получены соответствующие заявление о возобновлении выплаты страховой пенсии и документы.

Неполученные суммы страховой пенсии выплачиваются за все время, в течение которого выплата указанной пенсии была приостановлена.

Выплата страховой пенсии прекращается в случае:

  • 1) смерти пенсионера либо объявления его в установленном законодательством РФ порядке умершим или признания его безвестно отсутствующим — с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступила смерть пенсионера либо вступило в законную силу решение суда об объявлении его умершим или о признании его безвестно отсутствующим. В случае если в соответствующем решении суда указана дата объявления гражданина умершим или признания его безвестно отсутствующим, срок прекращения выплаты пенсии определяется исходя из указанной даты (т.е. с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором гражданин был признан судом умершим или безвестно отсутствующим);
  • 2) истечения шести месяцев со дня приостановления выплаты страховой пенсии — с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек указанный срок;
  • 3) утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию — с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены соответствующие обстоятельства или документы, либо истек срок инвалидности, либо наступила трудоспособность соответствующего лица;
  • 4) непредставления пенсионером — иностранцем или апатридом вида на жительство — с 1-го числа месяца, в котором истек шестимесячный срок, предусмотренный п. 4 ч. 1 ст. 24 Закона о страховых пенсиях;
  • 5) отказа пенсионера от получения назначенной страховой пенсии — с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получено соответствующее заявление пенсионера.

Восстановление выплаты страховой пенсии осуществляется в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 25 Закона о страховых пенсиях. Так, выплата пенсии восстанавливается по желанию пенсионера в случае наступления новых обстоятельств или надлежащего подтверждения прежних обстоятельств, дающих право на установление страховой пенсии, если со дня прекращения выплаты страховой пенсии прошло не более 10 лет, с 1-го числа месяца, в котором территориальным органом ПФР было получено заявление и документы.

Предусмотрена возможность восстановления выплаты страховой пенсии в случае подачи пенсионером заявления о восстановлении выплаты страховой пенсии после отказа от ее получения — также с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором территориальным органом ПФР получено соответствующее заявление пенсионера.

После прекращения выплаты страховой пенсии по желанию пенсионера страховая пенсия ему может быть назначена вновь. Следует отметить, что при восстановлении выплаты страховой пенсии по старости, выплата которой была прекращена в связи с отказом от ее получения, или при назначении указанной пенсии вновь учитывается сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов и коэффициентов за иные засчитываемые в страховой стаж периоды, имевшие место до назначения страховой пенсии впервые, за периоды после назначения страховой пенсии впервые, за которые выплата указанной пенсии или иной пенсии либо ежемесячного пожизненного содержания, предусмотренных законодательством РФ (за исключением граждан, имеющих право на одновременное получение различных пенсий в соответствии с законодательством РФ), не осуществлялась, но не ранее чем с 1 января 2015 г.

Статьей 26 Закона о страховых пенсиях установлены сроки выплаты и доставки страховой пенсии. Выплата страховой пенсии, включая ее доставку, производится за текущий месяц.

Не востребованные пенсионером своевременно начисленные суммы страховой пенсии, выплата которых была приостановлена, подлежат выплате этому пенсионеру, но не более чем за три года, предшествующие месяцу, следующему за месяцем, в котором он обратился за их получением.

Иной порядок выплаты предусмотрен в отношении сумм страховой пенсии, не полученных пенсионером своевременно по вине территориального органа ПФР, — указанные суммы выплачиваются пенсионеру за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.

Части 3 и 4 ст. 26 Закона о страховых пенсиях устанавливают порядок выплаты сумм страховой пенсии, причитавшихся пенсионеру, и оставшихся им не полученными в связи со смертью. До истечения шести месяцев со дня смерти пенсионера они причитаются к выплате совместно проживавшим с ним на день его смерти членам его семьи из числа лиц, поименованных в ч. 2 ст. 10 Закона о страховых пенсиях. При отсутствии таких лиц или при непредъявлении ими требований о выплате указанных сумм в установленный срок соответствующие суммы наследуются на общих основаниях, установленных ГК РФ.

Законом о страховых пенсиях закреплен конкретный срок, в течение которого пенсионер обязан извещать территориальный орган ПФР о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты или прекращение (продление) их выплаты, в том числе об изменении места жительства, — не позднее следующего рабочего дня после наступления соответствующего обстоятельства.

Статья 27 Закона о страховых пенсиях устанавливает порядок выплаты страховой пенсии лицам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации. Предусматривается обязанность пенсионера извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о выезде на постоянное жительство за пределы территории РФ путем подачи соответствующего заявления не ранее чем за один месяц до даты выезда.

Выплата страховых пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, производится на территории РФ в рублях по доверенности либо путем зачисления на его счет в кредитной организации.

Статья 28 Закона о страховых пенсиях устанавливает ответственность физических и юридических лиц за достоверность сведений, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты.

При невыполнении или ненадлежащем выполнении своих обязанностей в части представления достоверных данных работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу ущерб в порядке, установленном законодательством РФ.

В случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты, производится устранение данной ошибки. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством РФ, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производятся с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена ошибка.

Удержания из страховой пенсии, фиксированной выплаты производятся на основании:

  • — исполнительных документов;
  • — решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о взыскании излишне выплаченных пенсионеру сумм в связи с нарушением им своей обязанности об извещении территориального органа ПФР о наступлении обстоятельств, имеющих значение для размера пенсии, ее выплаты;
  • — решений судов о взыскании сумм пенсий вследствие злоупотреблений со стороны пенсионера, установленных в судебном порядке.

Удержано может быть не более 50%, а в установленных случаях — не более 70% страховой пенсии, фиксированной выплаты. Удержания по решению пенсионных органов производятся в размере, который не превышает 20% пенсии.

Сроки выплаты и доставки накопительной пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению, основания и порядок удержаний из этих пенсий аналогичны установленным для страховой пенсии.

Законом о страховых пенсиях определено понятие выплатного дела, под которым понимается комплект соответствующих установленным требованиям документов в подлиннике и (или) в копии на бумажном носителе или в электронной форме, на основании которых гражданину установлены и выплачиваются пенсия (пенсии), дополнительное материальное обеспечение и иные выплаты в соответствии с законодательством РФ. Таким образом, хранение выплатных дел может осуществляться как в бумажном, так и в электронном виде.

Сроки хранения выплатных дел закреплены в Положении, утвержденном приказом Минтруда России от 03.09.2014 № 602ц[2]. Например, выплатные дела получателей страховой пенсии по старости, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению — 40 лет начиная с года, следующего за годом прекращения выплаты соответствующей пенсии.

Выплата страховой пенсии работающим пенсионерам. До недавнего времени законодательство о трудовых (страховых) пенсиях по общему правилу каких-либо ограничений при выплате пенсий работающим пенсионерам не устанавливало. И определение размера названной пенсии, и ее выплата производились по единым принципам независимо от того факта, работает или нет правомочный гражданин.

Данная ситуация кардинально изменилась в связи с вступлением в силу с 1 января 2016 г. положений Закона о приостановлении действия, который в том числе внес изменения в Закон о страховых пенсиях. С указанной даты выплата страховых пенсий работающим гражданам осуществляется без учета сумм индексаций (увеличений), которые имели место в период осуществления ими трудовой и (или) иной деятельности. Здесь можно долго спорить, насколько такое решение законодателя соответствует конституционным принципам пенсионного обеспечения, правовой природе страховой пенсии, имеются ли социально-экономические условия для ограничения выплаты пенсии во время работы в настоящее время и т. д.

Понятно, что позиции в таком споре у разных специалистов могут быть диаметрально противоположными. Кстати, ст. 26 Конвенции МОТ 1952 г. «О минимальных нормах социального обеспечения», вопрос о ратификации положений которой рассматривается органами государственной власти России, устанавливает, что законодательство государства может предусматривать приостановление выдачи пособия лицам, имеющим на него право, но занимающимся какой-либо установленной деятельностью, приносящей доход; может также предусматриваться сокращение пособия при системе, основанной на страховых взносах, когда заработок получающего его лица превышает установленную сумму, или при системе, не основанной на взносах, когда заработок получающего его лица, его прочие средства или совокупность таковых превышают установленную сумму. Тем самым международное право социального обеспечения предусматривает возможность введения ограничений при выплате пенсий работающим пенсионерам. В нашем же случае речь идет не о приостановлении выплаты пенсий в полном объеме, а ее части, размер которой фактически поставлен в зависимость от количества лет осуществления гражданами работы после назначения пенсии.

Итак, начнем рассмотрение новых правил с норм, регулирующих вопросы права на выплату пенсии в период работы в том или ином размере.

На основании ч. 1 ст. 26.1 Закона о страховых пенсиях пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом об обязательном пенсионном страховании, суммы страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным ч. 2, 5—8 ст. 18 Закона о страховых пенсиях, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с названным Законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с ч. 6 и 7 ст. 16 Закона о страховых пенсиях и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с ч. 10 ст. 18 данного Закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

Часть 2 указанной статьи устанавливает, что пенсионерам, осуществляющим работу, при возникновении права на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии такое повышение выплачивается исходя из выплачиваемого на день его установления размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.

Согласно ч. 3 ст. 26.1 Закона о страховых пенсиях пенсионерам, прекратившим осуществление работы, суммы страховой пенсии выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с названным Законом, с учетом увеличения, имевшего место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

В случае возобновления работы пенсионерами после осуществления увеличения размера пенсии, страховая пенсия выплачивается в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности (ч. 8 ст. 26.1 Закона о страховых пенсиях).

Учитывая изложенные законодательные положения, перечислим основные положения о выплате пенсий во время трудовой деятельности.

  • 1. Выплата пенсий без учета увеличения производится в отношении тех граждан, которые осуществляя трудовую и (или) иную деятельность, подпадают под режим обязательного пенсионного страхования.
  • 2. Порядок выплаты пенсий, закрепленный в новой ст. 26.1 Закона о страховых пенсиях, распространяется на страховые пенсии, фиксированную выплату к ней (с учетом повышения фиксированной выплаты), назначенные правомочным лицам. При этом имеются в виду страховые пенсии любого вида. Каких-либо исключений льготного характера для получателей страховых пенсий по инвалидности или по случаю потери кормильца не предусмотрено.

К пенсиям, установленным на основании норм Закона о социальной защите чернобыльцев, а также в соответствии с Законом о государственном пенсионном обеспечении, этот порядок не применяется (даже в том случае, когда соответствующие пенсии по государственному пенсионному обеспечению устанавливаются в размере, определенном по нормам Закона о страховых пенсиях).

  • 3. При назначении страховой пенсии используются актуальные стоимость индивидуального пенсионного коэффициента и размер фиксированной выплаты, в том числе при назначении в беззаявительном порядке страховых пенсий, но старости получателям страховых пенсий по инвалидности. В дальнейшем при определении сумм страховой пенсии, не подлежащих выплате в связи с работой, учитываются суммы, полученные в результате индексаций страховой пенсии, имеющих место после ее назначения.
  • 4. Суммы, полученные в результате имевших место после назначения пенсии перерасчетов размера страховой пенсии, фиксированной выплаты, установления повышения, выплачиваются с применением правил, предусмотренных ст. 26.1 Закона о страховых пенсиях. К примеру, «добавка» к пенсии в связи с перерасчетом с 1 августа соответствующего года на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета о неучтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента страховых взносах, определяется исходя из актуальной стоимости пенсионного коэффициента, вместе с тем выплате работающим пенсионерам будет подлежать сумма «добавки», определенная без применения коэффициентов индексации, которые имеют место в период их трудовой деятельности.
  • 5. При прекращении пенсионером работы суммы его пенсии выплачиваются в размере с учетом всех увеличений и индексаций, которые имели место в период трудовой деятельности.
  • 6. Если пенсионер, прекративший работать, в связи с чем суммы его пенсии, подлежащие выплате, были определены с учетом пропущенных за время трудовой деятельности увеличений, возобновил работу, то суммы выплачиваемой ему пенсии не могут быть уменьшены. Таким образом, при определении сумм пенсии, не подлежащих выплате работающим пенсионерам, учитываются индексации, которые имеют место именно в период их последней работы. Никакого уменьшения сумм пенсии исходя из коэффициентов индексации, которые были в период предыдущего отрезка трудовой деятельности граждан до увольнения, при возобновлении ими работы не предусматривается.

С 1 апреля 2016 г. вступила в силу ст. 2 Закона о приостановлении действия, которая внесла изменения в Федеральный закон от 01.04.1996 № 27- ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в части введения упрощенной формы отчетности страхователей о работающих у них застрахованных лицах. Ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом — месяцем, страхователь представляет следующие сведения о своих работниках: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество, идентификационный номер налогоплательщика, в том числе о гражданах, принятых на работу либо уволенных с нее в отчетном месяце.

Данные этой отчетности являются сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, на основании которых территориальный орган ПФР ежемесячно уточняет факт осуществления (прекращения) пенсионерами работы в целях реализации положений ч. 1—3 ст. 26.1 Закона о страховых пенсиях. Нормы о ежемесячном уточнении факта работы вступили в силу с 1 мая 2016 г. (ч. 3 ст. 9 данного Закона).

Сохранено за пенсионерами право представлять в органы ПФР заявление о факте осуществления (прекращения) работы. Вместе с тем в данном случае подача заявления будет носить вспомогательное, в большей степени информационное, а не правовое значение. Решение о выплате сумм пенсии исходя из факта работы принимается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно ч. 6 ст. 26.1 Закона о страховых пенсиях решение о выплате сумм страховой пенсии, определенных в порядке, предусмотренном ч. 1—3 указанной статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с п. 22 ст. 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», т. е. имеются в виду вышеназванные данные ежемесячной отчетности.

В свою очередь, на основании ч. 7 ст. 26.1 Закона о страховых пенсиях суммы страховой пенсии, определенные исходя из факта работы, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное ч. 6 указанной статьи.

Часть 9 ст. 26.1 Закона о страховых пенсиях устанавливает, что при выявлении обстоятельств, влекущих увеличение сумм страховой пенсии, подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. 22 ст. 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», решение о выплате сумм страховой пенсии пересматривается органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в том числе за прошлое время, с учетом положения ч. 7 указанной статьи. Таким образом, когда страхователь ошибся не в пользу пенсионера, ему при уточнении соответствующего факта будут выплачены суммы пенсии, которые он должен был получить, если бы ранее работодатель исполнил свою обязанность по правильному представлению ежемесячной отчетности в установленном порядке, с соблюдением закрепленных в Законе о страховых пенсиях сроков.

При выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, подлежащих выплате, по вышеуказанной причине решение территориального органа ПФР также пересматривается, при этом удержаний излишне выплаченных сумм страховой пенсии не производится. Тем самым, если по вине страхователя территориальный орган ПФР получал неправильную информацию о работе пенсионера и на основании этого считал его неработающим в тот период времени, когда он осуществлял трудовую деятельность, то ошибка, допущенная при вынесении решения о выплате пенсии устраняется, вместе с тем какой-либо ответственности за это пенсионер не несет, и возмещения переполученных сумм не осуществляет.

Надо иметь в виду, что на основании ч. 4 ст. 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. 22 ст. 11 настоящего Закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.

Обжалование решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение. Решения об установлении или отказе в установлении пенсии, о выплате пенсии, об удержаниях из указанной пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм пенсии гражданами могут быть обжалованы.

В данном случае следует отметить, что в пенсионных правоотношениях управомоченным субъектом является, как правило, физическое лицо, имеющее право на пенсию. Его основному праву получать пенсию в определенном размере соответствует обязанность органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, установить ее и выплачивать. Из права гражданина на перерасчет размера пенсии вытекает обязанность пенсионирующего органа осуществить соответствующий перерасчет и выплачивать пенсию в новом размере. Обладает гражданин и другими правомочиями, например, выбирать способ получения пенсии (доставка на дом, получение через организации почтовой связи или путем перечисления на лицевой счет в кредитном учреждении).

Пенсионный орган является исполнителем обязательств государства перед лицами, имеющими право на пенсионное обеспечение. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, не имеет права отказать лицу в рассмотрении его заявления и документов, к примеру, на перевод пенсии с вида на вид, которые представлены в установленном порядке. В этом смысле, пользуясь классификацией правоотношений виднейшего ученого — теоретика права С. С. Алексеева[3], пенсионные правоотношения следует отнести к правоотношениям активного типа. Они складываются на основе обязывающих норм и характеризуются тем, что активный центр правоотношения находится в юридической обязанности. Правоотношения данного типа возлагают на субъекта обязанность положительного содержания, т. е. совершить определенные действия (в нашем случае — рассмотреть документы на установление пенсии и вынести то или иное решение). Интересы управомоченного лица удовлетворяются только в результате совершения действий обязанным лицом. При этом гражданин обладает правом требования исполнения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, своих юридических обязанностей[4].

Вместе с тем, несомненно, что по различным причинам правомочное лицо не всегда может согласиться с гем, как и каким образом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, решил вопрос с его пенсионными притязаниями, и считать в связи с этим, что его конституционное право на пенсию было нарушено. Это может касаться, в частности, неправомерного, по мнению заявителя, отказа в назначении или перерасчете пенсии, перевода пенсии с вида на вид, неучета при исчислении размера пенсии тех или иных периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности, задержки в установлении пенсии и г. д. В таких случаях могут иметь место споры по вопросам пенсионного обеспечения, при рассмотрении которых возникают соответствующие процессуальные правоотношения. Случаются и ошибки специалистов при применении пенсионного законодательства.

Поэтому от работников пенсионных органов требуется высокий уровень профессиональной подготовки, обширные и глубокие знания, а также уяснение и понимание норм пенсионного законодательства для их правильного применения. Это особенно актуально в связи с тем, что пенсионное право стремительно изменяется и развивается.

Общий порядок обжалования решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, установлен ч. 20 ст. 21 Закона о страховых пенсиях, согласно которой решения об установлении или отказе в установлении страховой пенсии, о выплате указанной пенсии, об удержаниях из этой пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм такой пенсии могут быть обжалованы в вышестоящий пенсионный орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) в суд.

Интересно, что появление в пенсионном законодательстве положения, допускающего возможность судебного обжалования решений по вопросам пенсионного обеспечения, по историческим меркам произошло совсем недавно — около 25 лет назад. Сейчас уже трудно в это поверить, но на основании п. 156 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590, жалобы по пенсионным делам не подлежали рассмотрению судебных органов. Как отмечали специалисты-«пенсионщики» того периода, возможность судебной защиты нарушенных прав граждан в пенсионном обеспечении не использовалась, несмотря на ст. 58 Конституции СССР 1977 г., которая гласила, что действия должностных лиц, совершенные с нарушением закона, с превышением полномочий, ущемляющие права граждан, могут быть в установленном законом порядке обжалованы в суд[5]. Переход к судебной защите пенсионных прав, по совершенно справедливым словам К). В. Воронина, был абсолютно неизбежным и необходимым шагом на пути формирования в России действительно правового социального государства[6].

Таким образом, в настоящее время существуют два варианта обжалования решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, — административный, или ведомственный, условно его можно назвать досудебным (внесудебным), и в порядке гражданского судопроизводства — судебный.

Для соблюдения процедуры ведомственного обжалования необходимо учитывать иерархическую структуру ПФР, состоящую их трех уровней: центральные органы Фонда (Правление, Исполнительная дирекция, Ревизионная комиссия), или так называемый центральный аппарат, отделения ПФР в субъектах Федерации и управления (отделы) ПФР в городах и районах регионов нашей страны.

Что касается судебного обжалования решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, то граждане могут обращаться в суд за защитой своих прав непосредственно, минуя ведомственный порядок обжалования, т. е. для подачи заявления в суд вовсе необязательно изначально получить отказ в удовлетворении своих требований от компетентных пенсионных инстанций. Данное право основывается на общепризнанных нормах международного права и Конституции РФ, ст. 46 которой устанавливает, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, решения и действия (или) бездействие органов государственной власти и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Хотя все-таки следует заметить, что досудебное рассмотрение спора в административном порядке представляется целесообразным, поскольку может позволить решить вопрос более быстро, без обращения в судебные органы. Вместе с тем важно помнить, что любое решение, принятое по жалобе в административном порядке, может быть пересмотрено в суде.

Судебные споры граждан и пенсионных органов об установлении или отказе в установлении пенсии, о выплате пенсии, об удержаниях из пенсии, а также по иным вопросам, связанным с назначением и выплатой пенсий, относятся к категории гражданских дел, которые подведомственны судам общей юрисдикции и разрешаются в исковом порядке[7].

Жалоба в суд должна подаваться с соблюдением правил подсудности. Согласно ч. 1 ст. 47 Конституции РФ никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» отмечается, что при разрешении вопроса о подсудности спора, связанного с реализацией гражданином права на трудовую пенсию, следует руководствоваться общими правилами, установленными ст. 23—24 ГПК РФ:

  • — дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей 50 тыс. руб. на день подачи заявления (например, в случае предъявления иска о взыскании назначенной, но не выплаченной трудовой пенсии), в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 23 ГПК РФ подсудны мировому судье;
  • — дела по искам, нс подлежащим оценке (например, дела по спорам, возникающим в связи с отказом в установлении трудовой пенсии), в силу ст. 24 ГПК РФ подсудны районному суду;
  • — в случае объединения связанных между собой требований, не подлежащих оценке, и требований имущественного характера, подлежащих оценке (например, требований о признании права на назначение пенсии ранее достижения пенсионного возраста и о взыскании пенсии, не полученной в связи с необоснованным отказом в ее назначении), дело подсудно районному суду.

Что касается территориальной подсудности, то она определяется по общим правилам на основании ст. 28 ГПК РФ — заявление гражданина по спору, связанному с реализацией им права на пенсию, подается в суд по месту нахождения соответствующего пенсионного органа (отказавшего в назначении пенсии или выплачивающего пенсию).

  • [1] Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсиив случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченныхсумм пенсии: утверждены приказом Минтруда России от 17.11.2014 № 885н.
  • [2] Положение о сроках хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению: утверждено приказом Минтруда России от 03.09.2014 № б02н.
  • [3] См.: Алексеев С. С. Общая теория права. С. 351—353.
  • [4] Реже в пенсионных правоотношениях имеет место и обратная ситуация, когда управомоченным субъектом выступает пенсионный орган, а юридические обязанности несетгражданин. Прежде всего это обязанности по представлению необходимых для пенсионногообеспечения документов и информированию названного органа обо всех обстоятельствах, влекущих уменьшение размера пенсии или приостановление, прекращение ее выплаты.
  • [5] Зуева Р. А., Карновская Е. А. Совершенствование действующего порядка обжалованияв сфере пенсионного обеспечения // Вопросы социального обеспечения. М., 1989. С. 78—79.
  • [6] Комментарий судебной практики по пенсионным вопросам / под. ред. Ю. В Воронина.М., 2001. С. 3.
  • [7] Отметим, что исключением являются дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для пенсионного обеспечения граждан (к примеру, о факте принадлежноститрудовой книжки), которые рассматриваются судами общей юрисдикции в порядке особогопроизводства.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой