Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

История появления ВТО

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Статьей 1 учреждается МТО и определяются цели: поощрять международные потоки капиталов для производственного инвестирования; содействовать доступу на рынки товаров, необходимых для экономического процветания и развития; способствовать сокращению на основе взаимности и взаимной выгоды тарифов, других барьеров в международной торговле, устранению дискриминационного режима в международной… Читать ещё >

История появления ВТО (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

После изучения данной главы студент/аспирант должен:

знать историю появления и роль Гаванской хартии 1948 г., ее содержание; основные положения текста ГАТТ; последовательность многосторонних торговых переговоров (раундов) в рамках ГАТТ, их результаты; текст Соглашения об учреждении ВТО и перечень всех договоров, которые приложены к данному Соглашению;

уметь анализировать статьи Гаванской хартии, ГАТТ, Соглашения об учреждении ВТО и приложенных к нему актов; свободно ориентироваться в данном нормативном материале;

получить навыки применения норм ГАТТ и Соглашения об учреждении ВТО применительно к конкретным ситуациям.

Гаванская хартия

Во время и после Второй мировой войны мировая экономика была существенно дезорганизована; Европа — разрушена и требовала восстановления. Все капиталы и инвестиции убегали в США, которые стали главным выгодоприобретателем двух мировых войн. Посредством «плана Маршалла» США профинансировали восстановление Европы в качестве рынка сбыта и опоры в идеологической борьбе с СССР. Требовалось, чтобы европейские государства понизили в торговле с США высочайшие защитные пошлины. Механизмом такого — скоординированного, управляемого — понижения среднего уровня ставок таможенных пошлин в торговле между западными странами стало Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ).

В зарубежной научной и учебной литературе появление ГАТТ представляется почти случайным, что вряд ли соответствует истине. В 1945 г. США вышли с предложением создать, наряду с ООН и МВФ, еще одну глобальную структуру по управлению делами мира — Международную торговую организацию (МТО). Работа по созданию МТО сконцентрировалась, главным образом, под эгидой ЭКОСОС ООН. Разработка Устава (Хартии) МТО осуществлялась на Лондонской конференции в октябре 1946 г., Женевской конференции в августе 1947 г. и завершилась на конференции в Гаване (ноябрь 1947 г. — март 1948 г.).

Устав МТО, получивший название Гаванской хартии, был подписан более чем 50 государствами и должен был вступить в силу после ратификации большинством подписавших стран. Однако США вскоре дали понять, что ратифицировать Хартию не будут; процесс ее ратификации государствами и вступление в силу были сорваны. СССР не принимал участия в создании МТО.

Хартия тем не менее не затерялась в истории. Она по-прежнему имеет значение, а ссылка на нее содержится в ст. XXIX ГАТТ, которая устанавливает обязательство государств соблюдать принципы ряда глав Гаванской хартии. Многие положения Хартии можно рассматривать как формулировки международно-правовых обычаев.

Текст Гаванской хартии состоит из 9 глав, 106 статей. Основные главы:

  • • Цели (Purpose and objectives) — ст. 1;
  • • Занятость и экономическая деятельность — ст. 2−7;
  • • Экономическое развитие и реконструкция — ст. 8−15;
  • • Торговая политика — ст. 16−45;
  • • Ограничительная деловая практика — ст. 46−54;
  • • Межправительственные товарные соглашения — ст. 55−70;
  • • Международная торговая организация — ст. 71−91;
  • • Урегулирование споров — ст. 92−97;
  • • Общие положения — ст. 98−106.

Статьей 1 учреждается МТО и определяются цели: поощрять международные потоки капиталов для производственного инвестирования; содействовать доступу на рынки товаров, необходимых для экономического процветания и развития; способствовать сокращению на основе взаимности и взаимной выгоды тарифов, других барьеров в международной торговле, устранению дискриминационного режима в международной коммерческой деятельности; предотвращать принятие мер, способных затруднить международную торговлю; облегчить сотрудничество в решении проблем, касающихся международной торговли и др.

В гл. II «Занятость и экономическая деятельность» предусмотрены положения, направленные на достижение и поддержание полной занятости в сфере производства (ст. 3); принятие мер по устранению несправедливых условий труда на территории государств-членов (ст. 7).

В гл. III «Экономическое развитие и реконструкция» члены МТО берут обязательство сотрудничать в обеспечении промышленного и общеэкономического развития, в восстановлении стран, которые пострадали в войне (ст. 10). Для этого они вправе заключать преференциальные соглашения, нацеленные на реализацию программ экономического развития и восстановления/реконструкции (ст. 15).

В гл. IV «Торговая политика» содержится ряд положений, определяющих взаимодействие государств в международной торговой системе (многие из этих положений перекочевали в текст ГАТТ), а именно:

  • — предоставляется режим наибольшего благоприятствования в отношении таможенных пошлин/сборов в связи с импортом/экспортом, методов их взимания, платежей по импорту/ экспорту, любых правил и формальностей по импорту /экспорту (ст. 16);
  • — члены МТО берут обязательство вступать в переговоры о последовательном снижении общего уровня тарифов/сборов по импорту и экспорту (ст. 17);
  • — предоставляется национальный режим импортированным продуктам в отношении внутренних налогов/сборов, всех законов, постановлений и требований, связанных с внутренней продажей, покупкой, транспортировкой, распределением или использованием (ст. 18);
  • — не должны вводиться запреты и ограничения на импорт/ экспорт, будь то в форме квот, импортных или экспортных лицензий, либо других мер (помимо пошлин, налогов и сборов) — с некоторыми исключениями (ст. 20);
  • — субсидии для экспорта сырьевого товара не должны использоваться таким образом, чтобы это вело к удержанию членом МТО более чем справедливой доли в мировой торговле на рынке данного товара (ст. 28);
  • — государственные предприятия, с точки зрения купли-продажи по импорту или экспорту, должны действовать так, чтобы это было совместимо с общими принципами недискриминационного режима применительно к правительственным мерам, касающимся импорта/экспорта частных торговцев (ст. 29);
  • — государства-участники должны обеспечить свободу транзита товаров и транспортных средств по своей территории; во всем, что касается сборов, постановлений или формальностей, касающихся транзита, предоставить режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставляется транзиту из любой третьей страны или в любую третью страну (ст. 33);
  • — в случае демпинга государство вправе ввести антидемпинговую пошлину в размере, не превышающем демпинговую маржу;
  • — компенсационная пошлина не должна превышать размер субсидии, которая была предоставлена для производства или экспорта продукта (ст. 34);
  • — в том, что касается требований к маркировке, предоставляется режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставляется аналогичному продукту из любой третьей страны (ст. 37);
  • — допускается предоставление льгот (advantages) соседним странам, чтобы облегчить приграничную торговлю (ст. 43);
  • — таможенные союзы и зоны свободной торговли не должны создавать барьеров в торговле с другими странами — членами МТО (ст. 44).

В гл. V «Ограничительная деловая практика» предусмотрено обязательство государств-участников предпринимать меры для того, чтобы предотвратить ограничительную деловую практику (restrictive business practices), которая наносит ущерб международной торговле, ограничивает конкуренцию, доступ на рынки (ст. 46). Государство, затронутое ограничительной деловой практикой, может представить письменную жалобу в МТО, которая вправе начать расследование (ст. 48) по этому поводу. Имеются нормы, касающиеся различных видов услуг. Так, признается, что ограничительная деловая практика в таких сферах услуг, как транспортировка, телекоммуникации, страхование, банковские услуги, также наносит ущерб международной торговле (ст. 53).

В гл. VI «Межправительственные товарные соглашения» признается: поскольку международная торговля некоторыми видами товаров — продукцией сельского и лесного хозяйства, рыболовства, минеральными ресурсами — испытывает специфические сложности (дисбаланс между производством и потреблением, скачки цен и т. п.), может потребоваться специальный режим международной торговли, устанавливаемый посредством межправительственных соглашений, — международных товарных соглашений (Inter-Governmental Commodities Agreements) (ст. 55). Любой член МТО может участвовать в таких соглашениях на условиях не менее благоприятных, чем условия, предоставленные любой другой стране (ст. 60).

В гл. VII «Международная торговая организация» предусмотрены, в частности, функции МТО: аккумулировать, анализировать и публиковать информацию о международной торговле; обеспечивать консультации между членами МТО; обеспечить справедливый и равный режим иностранным лицам и предприятиям; расширять международную торговлю; выносить рекомендации членам МТО с тем, чтобы обеспечить действие Хартии и исполнение ее положений (ст. 72) и др.

В структуру МТО должны входить: Конференция, Исполнительный совет (Executive Board), комиссии, другие органы, которые могут понадобиться, — а также Генеральный директор и соответствующий персонал (ст. 73).

МТО предоставлены статус юридического лица и правоспособность, которая необходима для выполнения ее функций (ст. 89).

В гл. VIII «Урегулирование споров» предусмотрены, в частности, следующие положения:

  • • члены МТО не будут прибегать к односторонним экономическим мерам, противоречащим положениям Хартии (ст. 92);
  • • если преимущество, вытекающее для члена МТО из Хартии, обесценивается нарушениями обязательств со стороны другого члена МТО, то члены МТО могут рассмотреть дело в арбитражном порядке по правилам, согласованным между ними (ст. 93); если вопрос не разрешен, то член МТО может обратиться в Исполнительный совет (ст. 94), Конференцию (ст. 95).

В гл. IX «Общие положения» содержится, среди прочих, следующий принцип: член МТО не будет предоставлять в торговле с третьей страной режим, который был бы более благоприятным, чем режим, предоставляемый члену МТО (ст. 98).

США изменили позицию в отношении Хартии, поскольку в условиях послевоенной дезорганизации мира в экономической системе посчитали более целесообразным и выгодным для себя регулировать международную торговлю односторонним и групповым методом — через соглашение, а не через международную организацию.

В ходе подготовки гаванской конференции США инициировали проведение в Женеве переговоров о тарифных уступках с группой из 23 государств; 30 октября 1947 г. эти государства подписали Заключительный акт первой тарифной конференции, который включал в себя текст Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Этот текст впоследствии получил название «ГАТТ-47» .

С 1 января 1948 г. текст ГАТТ вступил в силу. Так родилось соглашение, осуществившее постепенное переключение международной торговли с преимущественно двустороннего на преимущественно многосторонний метод договорного регулирования.

В дальнейшем развитие международной торговой системы осуществлялось в основном под влиянием ГАТТ, к которому постепенно присоединилась преобладающая часть государств. Развивалась административная, политическая, правовая инфраструктура ГАТТ. ГАТТ стал своеобразной параорганизацией.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой