Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Образовательные программы организаций, осуществляющих образовательную деятельность: структура и требования к порядку формирования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Представляется важным понять меру самостоятельности образовательной организации при формировании образовательной программы. В связи с этим ключевым является вопрос, что стоит за словами «в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом» и «с учетом примерной основной образовательной программы». Представляется, что требования ФГОС являются обязательными для выполнения… Читать ещё >

Образовательные программы организаций, осуществляющих образовательную деятельность: структура и требования к порядку формирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

С юридической точки зрения образовательная программа представляет собой локальный нормативный акт, принимаемый уполномоченным (в соответствии с уставом образовательной организации) органом управления образовательной организацией и имеющий содержание и структуру, определенные законом и подзаконными нормативными актами.

Согласно сг. 2 Закона об образовании образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.[1][2]

ной услуги. Кроме того, примерных программ может быть много, соответственно, и расчеты могут быть самыми разными.

2. Образовательная программа, в отличие от примерной программы, содержит блок, связанный с комплексом форм аттестации и соответствующих оценочных и методических материалов. В данном случае эти материалы образовательная организация должна разрабатывать самостоятельно. С одной стороны, Закон об образовании четко определил состав образовательной программы образовательной организации, а с другой — устанавливает, что ФГОС должен определить требования к «структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему». Соответственно, в ходе разработки образовательной программы требования ФГОС также будут учитываться напрямую.

В отношении структуры образовательной программы можно констатировать, что это сложный документ, включающий в себя множество элементов, наличие которых обусловлено различными источниками.

В первую очередь структура образовательной программы задается самим Законом об образовании в ст. 2, согласно которой образовательная программа должна включать в себя:

  • • учебный план;
  • • календарный учебный график;
  • • рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей);
  • • оценочные и методические материалы;
  • • иные компоненты.

Помимо этого, образовательная программа получает ту или иную структуру с учетом требований ФГОС, в первую очередь появляется обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Например, для общего образования из ФГОС вытекает, что образовательная программа должна содержать такие элементы, как программа развития универсальных учебных действий, программа воспитания и социализации обучающихся, программа коррекционной работы и т. д. Таким образом, стандарт может существенно уточнять требования к структуре образовательной программы.

Закон об образовании гарантирует образовательным организациям широкие права и высокий уровень самостоятельности в вопросе разработки образовательной программы.

Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с законом, иными нормативными правовыми актами РФ и уставом образовательной организации.

Принципиально важным моментом является то, что образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам. Вместе с тем эта свобода реализуется с учетом ряда ограничений, предусмотренных законом, в частности, это и права обучающихся, и требования ФГОС, и ограничения по выбору учебников и учебных пособий.

Представляется важным понять меру самостоятельности образовательной организации при формировании образовательной программы. В связи с этим ключевым является вопрос, что стоит за словами «в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом» и «с учетом примерной основной образовательной программы». Представляется, что требования ФГОС являются обязательными для выполнения — необходимо, чтобы образовательная программа соответствовала им. Мера же учета примерной программы не определена, от такой программы, фактически, можно отклоняться сколь угодно сильно.

Образовательные программы могут обладать различного рода спецификой.

В ст. 2 Закона об образовании задается направленность (профиль) образования — ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы.

При этом правом обучающегося является обучение по индивидуальному учебному плану, который предполагает освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося (см. п. 23 ст. 2 Закона).

Исходя из ч. 12 ст. 12 Закона, примерные основные общеобразовательные программы могут иметь региональные, национальные и этнокультурные особенности, следовательно, и общеобразовательные программы образовательных организаций могут иметь их также.

Таким образом, организация образовательной деятельности по образовательным программам может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение), образовательная программа образовательной организации может содержать региональные, национальные и этнокультурные особенности, она может быть ориентирована на конкретные области знания, а также содержать различные виды учебной деятельности. Далее уже на основе этой программы образовательная организация может провести работу по индивидуализации образовательной программы для конкретного обучающегося или группы обучающихся.

Возникает вопрос кадрового обеспечения разработки образовательных программ. Он может решаться на уровне образовательной организации различным образом — соответствующие обязанности могут возлагаться на педагогических работников, кроме того, как по трудовому, так и по гражданскоправовому договору организация может привлечь методистов, специалистов в какой-либо конкретной сфере деятельности и иных лиц для использования их знаний, навыков и опыта при разработке образовательной программы.

  • [1] Если сопоставить определения, данные для образовательной программыобразовательной организации и примерной основной образовательной программы, можно выявить несколько отличий.
  • [2] Примерная программа должна определять условия образовательнойдеятельности, а образовательные программы — только организационно-педагогические условия. Условия образовательной деятельности должнывключать примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы, однако эти расчетыне требуются в образовательной программе. Можно предположить, чтопримерная образовательная программа будет использоваться не толькодля создания образовательных программ, но и для иных целей, например, органами государственной власти субъектов РФ для определения нормативов финансирования, учредителями образовательных учреждений дляопределения нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг. Вместе с тем определение нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общего образованияи нормативных затрат на оказание государственной или муниципальнойуслуги в сфере образования в муниципальных общеобразовательных организациях проводится в соответствии с ФГОС. Факт включения в примерную программу тех или иных расчетов не создает для субъектов РФи учредителей никаких обязательств по финансированию образователь-
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой