Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Принцип гласности. 
Право европейского союза

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Во-вторых, как и в государстве, гласность позволяет обеспечить постоянный контакт наднациональных властей с гражданским обществом, дать возможность его участникам (партиям, профсоюзам, предпринимательским союзам, религиозным организациям и т. д.) влиять на содержание и процесс принятия политических решений. Данный фактор приобретает особую важность в связи с расширением числа и авторитета… Читать ещё >

Принцип гласности. Право европейского союза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одним из важнейших критериев, обеспечивающих демократический характер механизма публичной власти, служит открытое, гласное принятие нормативных актов и других решений.

Применительно к Союзу значение этого критерия, которое сначала недооценивалось, в последние годы устойчиво возрастает. Это, во-первых, связано с продолжающимся расширением компетенции ЕС, который приобретает все больше рычагов воздействия на повседневную жизнь рядовых граждан. Население, в свою очередь, также должно шире информироваться о деятельности этой организации. Чем шире компетенция Союза, тем более «прозрачной» она должна становиться для общества.

Во-вторых, как и в государстве, гласность позволяет обеспечить постоянный контакт наднациональных властей с гражданским обществом, дать возможность его участникам (партиям, профсоюзам, предпринимательским союзам, религиозным организациям и т. д.) влиять на содержание и процесс принятия политических решений. Данный фактор приобретает особую важность в связи с расширением числа и авторитета «европейских» общественных организаций, в том числе партийных и профсоюзных.

В-третьих, гласность позволяет усилить авторитет Союза в обществе, обеспечить поддержку интеграции со стороны общественности. Напротив, когда решения принимаются в келейном порядке, втайне от людей, а гражданам сообщается лишь готовый результат, то этим можно спровоцировать лишь недоверие и ослабление заинтересованности в интеграционном процессе.

Гласность (открытость, «прозрачность»[1]) принятия решений как принцип деятельности Союза закреплен в ст. 1 ДЕС вместе с принципом субсидиарности:

«Настоящий Договор знаменует новый этап в процессе создания как можно более тесного союза народов Европы, в котором принятие решений осуществляется при максимально возможном соблюдении принципа открытости и максимально приближено к гражданам» (абз. 2 ст. 1 ДЕС).

Принципу гласности посвящена также ст. 15 ДФЕС. Чтобы содействовать надлежащему управлению и обеспечивать участие гражданского общества, органы ЕС работают максимально открыто. Главные законодательные структуры — Европарламент и Совет — заседают публично, принимая законодательные акты.

Из данного принципа вытекает право на доступ к документам политических институтов Союза — Европарламента, Совета и Комиссии, — которое предоставлено не только его гражданам, но также постоянно проживающим (находящимся) в Союзе другим физическим и юридическим лицам (пар. 3 ст. 15 ДФЕС).

В соответствии с этими положениями институты ЕС приняли целый ряд нормативных актов, регулирующих порядок доступа частных лиц к документам и иной информации (в том числе находящейся в архивах), а также специальные «кодексы поведения» о доступе общественности к документации.

Принцип гласности получил свое развитие и в положениях разд. II ДЕС, в частности в ст. 11. В соответствии с первыми тремя параграфами этой статьи институты адекватными способами обеспечивают возможность гражданам и их ассоциациям ставить в известность о своих мнениях и публично обмениваться ими по всем сферам деятельности Союза. Институты поддерживают открытый, прозрачный и регулярный диалог с представительными ассоциациями и гражданским обществом. С целью обеспечить последовательность и прозрачность действий Союза Европейская комиссия проводит широкие консультации с заинтересованными сторонами.

Принцип гласности (открытости) реализуется в жизнь в разных формах и неодинаково проявляется в деятельности различных институтов Союза. Наиболее «прозрачным» является работа Европейского парламента, пленарные заседания которого, по общему правилу, открыты для публики. Вместе с тем в деятельности Совета, Комиссии, судебных органов (при вынесении решений в совещательной комнате) гласность существенно ограничена, что связано со спецификой функций и полномочий этих институтов.

  • [1] Термин «прозрачность» (фр. transparence; англ, transparency), часто встречающийся в документах ЕС, в некоторых отечественных публикациях последних летпереводится (вернее, транслитерируется) на русский язык неологизмом «транспарентность».
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой