Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Заключение трудового договора

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для работников устанавливаются как общие (не зависящие от вида труда), так и специальные (непосредственно связанные с особенностями профессиональной деятельности) ограничения. К ограничениям общего характера относятся прежде всего возрастные (ст. 63 ТК РФ). По общему правилу заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет. Пятнадцатилетние подростки могут поступить… Читать ещё >

Заключение трудового договора (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Как уже отмечалось, работник и работодатель свободны в выборе контрагента для заключения трудового договора. Однако свобода эта не безгранична, поскольку законодательством все-таки установлены некоторые ограничения и запреты при приеме на работу.

Для работников устанавливаются как общие (не зависящие от вида труда), так и специальные (непосредственно связанные с особенностями профессиональной деятельности) ограничения. К ограничениям общего характера относятся прежде всего возрастные (ст. 63 ТК РФ). По общему правилу заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет. Пятнадцатилетние подростки могут поступить на работу при условии, что они уже получили основное общее образование, либо продолжают освоение программы основного общего образования по иной, чем очной, форме обучения (например, вечерней), либо оставили общеобразовательное учреждение. Трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста 14 лет, при наличии согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства и при условии, что работа осуществляется в свободное от учебы время (например, в каникулы), не нарушает процесс обучения и не причиняет вреда здоровью подростка.

Законодательством предусмотрена возможность заключения трудового договора и в более раннем возрасте — до достижения 14 лет — по только для участия в создании и исполнении (экспонировании) произведений в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках и при условии, что такая работа не должна наносить ущерб здоровью и нравственному развитию малолетних.

Заключение

трудового договора допускается с согласия одного из родителей (опекуна) и с разрешения органа опеки и попечительства, в котором указываются максимально допустимая продолжительность ежедневной работы и другие условия, в которых может выполняться работа. Трудовой договор от имени работников в возрасте до 14 лет подписывает его родитель (опекун). Аналогичные правила предусмотрены для спортсменов, не достигших возраста 14 лет (ч. 5 ст. 348.8 ТК РФ).

В некоторых федеральных законах предусмотрены повышенные требования к возрасту поступающих на работу. Так, к непосредственному исполнению обязанностей спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях допускаются граждане, достигшие возраста 18 лет[1]. К работам с токсичными химикатами, относящимися к химическому оружию, допускаются граждане, достигшие возраста 20 лет, отвечающие квалификационным требованиям и не имеющие медицинских противопоказаний[2].

Возрастные ограничения для заключения трудового договора касаются не только минимального возраста приема на работу, но и предельного возраста. В государственных и муниципальных высших учебных заведениях должности ректоров, проректоров, руководителей филиалов и институтов замещаются лицами в возрасте не старше 65 лет (ч. 12 ст. 332 ТК РФ). Предельный возраст установлен для занятия должностей государственной и муниципальной службы. Так, согласно п. 2 ст. 13 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» гражданин не может быть принят на муниципальную службу после достижения им возраста 65 лет.

Требования федеральных законов о наличии российского гражданства для поступления на некоторые виды службы (государственную, муниципальную, в правоохранительные органы, руководящий состав экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ[3], состав летного экипажа гражданского воздушного судна РФ[4]) является своеобразным видом ограничений, поскольку лишает возможности трудоустройства на некоторые особо важные с точки зрения национальной безопасности виды работ только лиц, не имеющих российского гражданства.

Специальные ограничения и запреты, обусловленные заботой государства о здоровье нации, установлены при приеме на работу женщин и несовершеннолетних. Так, ст. 253 ТК РФ устанавливает правило об ограничении применения труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах, за исключением нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию. Статья 265 ТК РФ предусматривает запрет применения труда лиц в возрасте до 18 лет не только на работах с вредными и опасными условиями труда, на подземных работах, но и на таких работах, выполнение которых может причинить вред здоровью и нравственному развитию, например в игорном бизнесе, в ночных кабаре и клубах, работах, связанных с перевозкой, торговлей спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами. Перечни работ, на которых ограничивается применение труда женщин и запрещается применение труда несовершеннолетних, утверждены постановлениями Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. № 162 и № 163.

Ограничения мри заключении трудовых договоров могут устанавливаться, исходя из специфики трудовой функции той или иной категории работников.

Согласно ст. 331 ТК РФ к педагогической деятельности не допускаются лица: лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности; имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, признанные недееспособными, имеющие определенные заболевания, предусмотренные специальным перечнем.

Статья 351.1 ТК РФ вводит ограничения на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, устанавливая правило о недопущении лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию за те же преступления, которые перечислены в ст. 331 ТК РФ.

Неснятая или непогашенная судимость является препятствием для занятия должности прокурорского работника[5], для поступления на работу в ведомственную охрану[6], на работу с наркотическими средствами и психотропными веществами[7], на работу со сведениями, составляющими государственную тайну[8].

В некоторых случаях обстоятельством, препятствующим поступлению на работу, может стать состояние здоровья работника. Так, постановлением Правительства РФ от 18 мая 2011 г. № 394 утвержден Перечень отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, на занятие которыми устанавливаются ограничения для больных наркоманией. Среди них аварийно-спасательные работы, подводные, подземные, работы на высоте, верхолазные работы, медицинская деятельность, работы, связанные с управлением транспортными средствами, и др. Постановлением Правительства РФ от 1 марта 1997 г. № 233 утвержден Перечень противопоказаний для работников объектов использования атомной энергии.

Ограничение права на заключение трудового договора по отдельным видам работ может быть установлено судом. Например, приговором суда гражданин может быть лишен права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве уголовного наказания или дисквалифицирован решением суда в порядке привлечения к административной ответственности. Дисквалифицированные лица не могут быть приняты на руководящие должности в исполнительные органы управления юридического лица.

Ограничение работодательской свободы при заключении трудового договора осуществляется путем установления, с одной стороны, запретов принимать на работу лиц, не соответствующих по своим характеристикам (возраст, здоровье, гражданство, отсутствие судимости) предъявляемым требованиям, а с другой — обязанности принимать на работу некоторых граждан в случаях, установленных законодательством. Работодатель обязан заключить срочный трудовой договор с гражданином, прибывшим из военного комиссариата для прохождения альтернативной гражданской службы (п. 2 ст. 16 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе»). Запрещается отказывать в заключении трудового договора работникам, приглашенным в письменной форме на работу в порядке перевода от другого работодателя, в течение одного месяца со дня увольнения с прежнего места работы (ч. 4 ст. 64 ТК РФ). Это специальные гарантии при приеме на работу.

В качестве общей гарантии выступает правило ч. 1 ст. 64 ТК РФ, согласно которому запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора. Законодатель не объясняет, что следует считать необоснованным отказом. Анализ ст. 64 ТК РФ позволяет предположить, что необоснованным следует считать отказ: а) явно незаконный, т. е. основанный на обстоятельствах, которые законодатель признает дискриминационными, — пол, раса, цвет кожи, национальность, язык, происхождение, имущественное, социальное и должностное положение, возраст, место жительства (в том числе наличие или отсутствие регистрации по месту жительства или пребывания), а также других, не связанных с деловыми качествами работника (ч. 2 ст. 64 ТК РФ); б) неправомерный, т. е. основанный на требованиях к претенденту, не предусмотренных законодательством в качестве обязательных; в) немотивированный, т. е. без объяснения причин.

Законодатель формулирует правило о запрете дискриминации при приеме на работу, хотя само слово «дискриминация» не звучит в данной правовой норме. Тем не менее недопущение каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника, и есть запрет дискриминации (ст. 3 ТК РФ). Заметим, что законодатель оставляет за собой право устанавливать исключения из общего правила, о чем свидетельствует формулировка ч. 2 ст. 64 ТК РФ: ограничение прав или установление преимуществ не допускается за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Один из таких исключительных случаев предусмотрен ст. 7 Федерального закона «О ведомственной охране». Если по общему правилу отказ в приеме на работу по мотивам отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания запрещен, то специальная норма устанавливает прямо противоположное правило: гражданин не может быть принят на работу в ведомственную охрану в случае отсутствия регистрации по месту жительства. Такое ограничение обусловлено спецификой трудовой деятельности охранников, связанной с выдачей в пользование оружия.

Достаточным поводом для отказа в заключении трудового договора могут служить установленные законодательством запреты и ограничения, а также несоответствие претендента правомерным требованиям работодателя, основанным на нормах трудового права и учитывающим специфику деятельности организации. Скажем, требование хорошей дикции уместно при приеме на работу диктора радио или телевидения, но совершенно необоснованно, когда речь идет о рабочем, в чью трудовую функцию не входит публичное чтение текстов.

По требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме. Такой отказ может быть обжалован в суд. Причем параллельно с требованием о заключении трудового договора гражданин может добиваться компенсации морального вреда, вызванного неправомерными действиями работодателя, особенно если лицо подверглось дискриминации.

Однако следует иметь в виду правовую позицию Верховного Суда РФ, который в своем постановлении от 17 марта 2004 г. № 2 указал, что заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя, а ТК РФ не содержит норм, обязывающих работодателя заполнять вакантные должности или работы немедленно по мере их возникновения (п. 10 Постановления).

Кроме того, если судом будет установлено, что отказ был обусловлен деловыми качествами работника, такой отказ признается обоснованным. Под деловыми качествами работника понимаются способности лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся профессионально-квалификационных качеств, образования и опыта работы, но специальности, а также личностных качеств работника (включая состояние здоровья).

При поступлении на работу претендент согласно ст. 65 ТК РФ должен предъявить работодателю следующие документы:

  • • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • • трудовую книжку;
  • • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
  • • документы воинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
  • • документы об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;
  • • справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям — при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с ТК РФ, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию.

Трудовой кодекс РФ допускает, что при необходимости и с учетом специфики работы могут выдвигаться требования предъявления дополнительных документов. Но такие дополнительные требования могут устанавливаться только самим ТК РФ, федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Следовательно, ни субъекты РФ, ни органы местного самоуправления, ни тем более сами работодатели не вправе дополнять перечень документов, установленный ст. 65 ТК РФ. Соответственно, сложившаяся в последние годы практика, когда работодатели требуют при приеме на работу предоставления справки из налоговых органов об идентификационном номере налогоплательщика, не может быть признана правомерной.

В обязательном порядке требуется при приеме на работу предъявить паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.

Паспорт является основным документом, удостоверяющим личность гражданина на всей территории РФ. Законодатель предусмотрел возможность замены паспорта иным документом, но не уточнил, каким именно. Из анализа действующего законодательства можно сделать следующие предположения.

Вместо паспорта гражданин может представить временное удостоверение личности, форма которого установлена Министерством внутренних дел РФ. Такое удостоверение выдается органом внутренних дел по просьбе гражданина (например, в случае утраты паспорта) до оформления нового документа[9].

Для военнослужащих альтернативными паспорту документами являются удостоверения личности и военные билеты, выдаваемые командованием воинских частей и военных учреждений[10].

Трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Трудовые книжки ведут все работодатели (кроме работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, которым ст. 309 ТК РФ запрещает это делать, и работодателей, заключивших трудовой договор с совместителями). Работодатель обязан вести трудовые книжки на всех работников, проработавших свыше пяти дней.

Если человек поступает на работу впервые и не имеет трудовой книжки, работодатель должен оформить работнику трудовую книжку. Такая же обязанность возникает в случае отсутствия у лица, поступающего на работу, трудовой книжки в связи с ее утратой, повреждением или по иной причине. На основании заявления работника с указанием причины отсутствия трудовой книжки работодатель заводит новую трудовую книжку.

Порядок ведения трудовых книжек определяется постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225 «О трудовых книжках» и Инструкцией по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда РФ от 10 октября 2003 г. № 69. Трудовые книжки нового образца введены в действие с 1 января 2004 г. Имеющиеся у работников трудовые книжки ранее установленного образца действительны и обмену на новые не подлежат. Трудовая книжка включает следующие сведения: 1) о работнике (ФРЮ, дата рождения, образование, профессия, специальность); 2) работе (наименование работодателей, сведения о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу, квалификации работника, увольнении, наименование и реквизиты документа, на основании которого вносится запись); 3) награждении и поощрении за трудовые заслуги.

В случае если в трудовой книжке заполнены все страницы, в нее вшивается вкладыш, который оформляется и ведется работодателем в том же порядке, что и трудовая книжка. Вкладыш без трудовой книжки недействителен.

Работнику может быть выдан дубликат трудовой книжки в случаях ее утраты, приведения в негодность (документ обгорел, порван, испачкан), а также при наличии записи о переводе или увольнении, признанной недействительной.

Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования — документ, необходимый для ведения индивидуального персонифицированного учета сведений о каждом застрахованном лице для целей государственного пенсионного страхования.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (идентифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, содержащее страховой номер и анкетные данные застрахованного лица, выдает Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы. Работодатель же выступает в качестве посредника — он отправляет необходимые документы для оформления страхового свидетельства в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ.

Лицо, впервые поступившее на работу по трудовому договору, получает указанное страховое свидетельство по месту работы.

Страховые свидетельства государственного пенсионного страхования (в отличие от трудовых книжек, которые находятся у работодателя) хранятся у застрахованных лиц. Работник обязан предъявлять свидетельство каждый раз при заключении нового трудового договора.

Документы воинского учета предъявляют не все лица, поступающие на работу, а только военнообязанные и лица, подлежащие призыву на военную службу. Документами воинского учета являются: для граждан, пребывающих в запасе, — военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета); для призывников — удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу[11]. Документы воинского учета необходимы для ведения воинского учета граждан в организациях.

Документы об образовании, квалификации, наличии специальных знаний могут иметь самую разную форму — дипломы, аттестаты, удостоверения, свидетельства. Обязанность предоставить подобные документы возникает при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.

Квалификационные требования к работникам о наличии профессионального образования или подготовки могут содержаться как в централизованных нормативных правовых актах, так и в локальных.

К первым относятся квалификационные справочники (Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих) и профессиональные стандарты.

Иногда требования к образованию и профессиональной подготовке устанавливаются на законодательном уровне. Согласно п. 1 ст. 100 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста. Таким образом, медицинские работники при поступлении на работу предъявляют не только дипломы о высшем или среднем специальном образовании, но и дополнительно сертификаты специалиста. Форма, условия и порядок выдачи сертификата специалиста устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. А с 1 января 2016 г. вместо сертификата необходимым документом при приеме на работу станет свидетельство об аккредитации (п. 1 ст. 69 Закона).

К локальным нормативным актам, содержащим квалификационные требования, относятся должностные и производственные (рабочие) инструкции, Положения о должности, Положения о структурных подразделениях организации.

Справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям выдается органами МВД в соответствии с Административным регламентом[12] в срок до 30 дней с момента регистрации заявления о выдаче справки. Заявители могут обращаться в информационные центры МВД или в территориальный орган МВД России на районном уровне по месту жительства (месту пребывания). Кроме заявления предоставляются копия и оригинал документа, удостоверяющего личность. Справка о наличии (отсутствии) судимости выдается заявителю в количестве не более двух подлинных экземпляров.

Кроме перечисленных в ст. 65 ТК РФ работодатель может потребовать иные документы, если это предусмотрено федеральными нормативными актами, например медицинское заключение о состоянии здоровья — в случаях, когда при поступлении на работу необходимо пройти обязательный предварительный медицинский осмотр (обследование) — ст. 69, 213 ТК РФ. Перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядок проведения этих осмотров (обследований) утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н.

Лицо, поступающее на работу, обязано предъявлять подлинные документы установленного образца. В случае предоставления работником подложных документов при заключении трудового договора он впоследствии может быть уволен по инициативе работодателя по п. 11 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Работодатель не может требовать от лица, поступающего на работу, документы, помимо предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ.

Иногда заключению трудового договора могут предшествовать необходимые процедуры, предусмотренные законодательством. При приеме на работу со сведениями, составляющими государственную тайну, поступающий проходит процедуру допуска к государственной тайне. Трудовой договор с таким лицом заключается только после завершения органами безопасности проверочных мероприятий, объем которых зависит от степени секретности сведений, с которыми будет работать оформляемое лицо. Порядок оформления допуска регламентируется Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утв. постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2010 г. № 63.

Для поступления на работу в аварийно-спасательные службы в качестве спасателя гражданин должен получить статус спасателя на основании решения соответствующих аттестационных органов по результатам аттестации после прохождения медицинского освидетельствования, выполнения нормативов по физической подготовке, обучения по программам подготовки спасателей и аттестации на проведение аварийно-спасательных работ. Гражданам Российской Федерации при принятии решения о присвоении им статуса спасателей органами аттестации выдаются удостоверение установленного образца, книжка спасателя, жетон с нанесенными на него фамилией, именем и отчеством, группой крови и регистрационным номером спасателя[13].

В связи с принятием Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в ТК РФ была внесена ст. 64.1, установившая новые правила заключения трудового договора с бывшими государственными или муниципальными служащими. Теперь граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ. В связи с этим такие граждане после увольнения с государственной или муниципальной службы в течение двух лет обязаны при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы. В свою очередь, работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ[14].

Еще одно специфическое требование установлено ч. 4 ст. 275 ТК РФ применительно к кандидатам на должность руководителя государственного (муниципального) учреждения: при поступлении на работу они обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей. Впоследствии такие сведения руководитель государственного (муниципального) учреждения предоставляет ежегодно.

После принятия решения о заключении трудового договора работодатель приступает к оформлению приема на работу. Процедуру оформления можно условно разбить на три этапа, последовательность которых определяется ТК РФ: заключение трудового договора, издание приказа (распоряжения) о приеме на работу и оформление трудовой книжки.

Трудовой договор независимо от его вида и продолжительности должен заключаться только в письменной форме в двух экземплярах, если нормативными правовыми актами не предусмотрено большее количество (ст. 67 ТК РФ). Необходимость оформления договора в трех экземплярах может быть продиктована, например, требованием его согласования с компетентными органами или обязанностью его регистрации в органах местного самоуправления, установленной ст. 303 ТК РФ для работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Структура и содержание трудового договора определяются самими сторонами. Исходя из принципа свободы трудового договора, государство отказалось от создания какого-либо универсального всеобщего типового трудового договора, который был бы обязателен для субъектов трудовых отношений. Исключение составляют договоры, заключаемые с работниками, для которых работодателями являются государственные органы и учреждения, например Типовая форма трудового договора с работниками таможенных органов, утвержденная приказом ГТК от 28 декабря 1999 г. № 930.

Заключение

трудового договора на основе типовой формы предусмотрено для руководителей государственных (муниципальных) учреждений (ч. 3 ст. 275 ТК РФ).

Содержание трудового договора должно соответствовать требованиям ст. 57 ТК РФ и не включать условий, ухудшающих положение работника по сравнению с действующим законодательством.

Все экземпляры трудового договора подписываются сторонами соглашения — работником и должностным лицом, обладающим правом приема и увольнения на основании учредительных документов или иных правовых актов (доверенности, приказа о передаче полномочий). Дополнительное требование установлено в отношении трудовых договоров, заключаемых работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями. Они обязаны зарегистрировать трудовые договоры в органах местного самоуправления (ст. 303 ТК РФ).

Один экземпляр подписанного трудового договора хранится у работодателя, другой передается работнику, и этот факт требуется подтвердить документально — подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя (ст. 67 ТК РФ).

После подписания трудового договора на его основе издается приказ (распоряжение) о приеме на работу. Содержание приказа должно соответствовать условиям заключенного трудового договора (ст. 68 ТК РФ), но не повторять его полностью. Обычно в приказе указываются фамилия, имя, отчество работника, дата начала работы, профессия, специальность или должность, на которую принимается работник, наименование структурного подразделения, где он будет работать, условие об оплате труда, а при заключении срочных трудовых договоров (включая временные и сезонные) или договоров о работе по совместительству обязательно делается пометка о виде трудового договора. Если работник принимается на работу с испытательным сроком, это условие также отражается в приказе (распоряжении). В отличие от трудового договора существует официально утвержденная типовая форма приказа о приеме на работу (форма № Т-1, T-la)[15].

Приказ (распоряжение) объявляется работнику под расписку в трехдневный срок со дня фактического начала работы.

Иногда работодатели вопреки требованиям законодателя не оформляют трудовые отношения должным образом, договариваясь с работниками в устной форме о выполнении ими определенных работ. На такой случай законодатель предусмотрел для работников специальную гарантию. Трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя, т. е. фактическое допущение работника к работе уполномоченным на то лицом считается заключением трудового договора и порождает трудовые отношения со всеми вытекающими отсюда последствиями (правом работника на получение работы и внесение записи в трудовую книжку, оплату труда, отпуск, пособие по временной нетрудоспособности и т. п.). При фактическом допущении к работе работодатель обязан оформить трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе (ст. 67 ТК РФ).

Следующее действие работодателя — оформление записи о приеме на работу в трудовой книжке работника. Такая запись должна быть внесена не позднее семи дней со дня издания приказа (распоряжения) о приеме на работу. Сведения, вносимые в трудовую книжку (дата приема на работу, наименование работодателя, трудовая функция), должны полностью соответствовать приказу, на который делается ссылка в трудовой книжке. Работодатель обязан ознакомить работника с записью в трудовой книжке под роспись. Требование об ознакомлении работника с приказом о приеме на работу и записью в трудовой книжке имеет целью проверку соответствия записей, сделанных работодателем, условиям заключенного трудового договора.

При приеме на работу (до подписания трудового договора) работодатель обязан ознакомить работника с целым рядом локальных нормативных актов — коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, должностными и техническими инструкциями, правилами техники безопасности и производственной санитарии, положениями об оплате труда и иными документами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника (ст. 68 ТК РФ). Работодатель должен проинформировать работника об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся компенсациях и средствах индивидуальной защиты (ст. 212 ТК РФ), провести инструктаж по охране труда, организовать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим (ст. 225 ТК РФ).

  • [1] Пункт 3 ст. 9 Федерального закона «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» .
  • [2] Статья 2 Федерального закона от 7 ноября 2000 г. № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» .
  • [3] Статья 56 Кодекса торгового мореплавания РФ.
  • [4] Статья 56 Воздушного кодекса РФ.
  • [5] Статья 40.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» .
  • [6] Статья 7 Федерального закона от 14 апреля 1999 г. № 77-ФЗ «О ведомственной охране» .
  • [7] Пункт 4 Правил допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, утв. постановлением Правительства РФ от 6 августа 1998 г. № 892.
  • [8] Статья 22 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5485−1 «О государственной тайне» .
  • [9] Пункт 17 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 828.
  • [10] Постановление Совета Министров СССР от 28 августа 1974 г. № 677.
  • [11] Пункт 15 Положения о воинском учете, утв. постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719.
  • [12] Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утвержденный приказом МВД России от 7 ноября 2011 г. № 1121.
  • [13] Статья 23 Федерального закона «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» .
  • [14] Порядок сообщения установлен постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2010 г. № 700.
  • [15] Унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утв. постановлением Госкомстата РФ от 5 января 2004 г. № 1.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой