Обязанности государственных и муниципальных служащих
Исполнять в случае наступления в государстве пребывания чрезвычайных обстоятельств (военных действий, катастрофы, стихийного бедствия, крупной аварии, эпидемии и других чрезвычайных обстоятельств), а также в связи со служебной необходимостью поручения руководителя загранучреждения Министерства иностранных дел Российской Федерации, связанные с реализацией функций загранучреждения и не входящие… Читать ещё >
Обязанности государственных и муниципальных служащих (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Учитывая, что обязанности субъектов служебного правоотношения являются коррелятами их прав, содержательно они могут быть определены по аналогии с правами. Если субъективное право — это установленная законом мера возможного поведения лица, то субъективная обязанность — это предписанная ему мера должного поведения. Таким образом, субъективную обязанность государственного и муниципального служащего можно определить как предписываемую ему меру должного поведения в служебном правоотношении.
Субъективные обязанности государственных и муниципальных служащих по аналогии с правами могут быть подразделены на служебные, закрепляемые нормативными актами различного уровня, и должностные (индивидуальные). Служебные обязанности, в свою очередь, могут быть разделены на общие и специальные.
Общие и специальные обязанности государственных и муниципальных служащих имеют практически то же правовое закрепление, что и их права. Так, Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусматривает следующие обязанности гражданских служащих:
- 1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;
- 2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;
- 3) исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
- 4) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;
- 5) соблюдать служебный распорядок государственного органа;
- 6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;
- 7) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;
- 8) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;
- 9) представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи, а также о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера;
- 10) сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;
- 11) соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены данным и другими федеральными законами;
- 12) сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта;
- 13) указывать стоимостные показатели в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.
Также отдельно выделяется обязанность ежегодно знакомить представителя нанимателя со сведениями об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, на которых гражданский служащий размещал общедоступную информацию, а также данные, позволяющие его идентифицировать.
Обязанности муниципальных служащих, закрепленные Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» практически аналогичны изложенным. Они являются общими для всех без исключения гражданских служащих.
Специальные обязанности гражданских служащих, как и специальные права, устанавливаются иными нормативными актами. Например, в соответствии со ст. 6 Федерального закона «Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации» на сотрудника дипломатической службы в период работы в загранучреждении Министерства иностранных дел Российской Федерации помимо обязанностей, установленных Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», налагаются следующие обязанности:
- 1) достойно представлять Российскую Федерацию в государстве пребывания, соблюдать законы и обычаи государства пребывания, общепринятые нормы поведения и морали, режимные ограничения, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации для загранучреждений Министерства иностранных дел Российской Федерации, в том числе касающиеся перемещения по территории государства пребывания и выезда на территорию третьего государства, правила проживания, действующие в соответствующем загранучреждении Министерства иностранных дел Российской Федерации, а также обеспечивать их соблюдение членами своей семьи;
- 2) исполнять в случае наступления в государстве пребывания чрезвычайных обстоятельств (военных действий, катастрофы, стихийного бедствия, крупной аварии, эпидемии и других чрезвычайных обстоятельств), а также в связи со служебной необходимостью поручения руководителя загранучреждения Министерства иностранных дел Российской Федерации, связанные с реализацией функций загранучреждения и не входящие в должностные обязанности сотрудника дипломатической службы, в том числе во внеслужебное время и без дополнительной оплаты.
Федеральный закон «О статусе военнослужащих» в ст. 26 «Общие обязанности» определяет, что защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации составляют существо воинского долга, который обязывает военнослужащих:
- — быть верными военной присяге (обязательству), беззаветно служить народу Российской Федерации, мужественно и умело защищать Российскую Федерацию;
- — строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров;
- — дорожить воинской честью, боевой славой и войсковым товариществом;
- — совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;
- — быть дисциплинированными, бдительными, хранить государственную и военную тайну;
- — соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.
Этот же закон устанавливает, что военнослужащие, находящиеся на боевом дежурстве (боевой службе), в суточном и гарнизонном нарядах, привлеченные для ликвидации последствий стихийных бедствий, а также при других чрезвычайных обстоятельствах исполняют специальные обязанности. Специальные обязанности и порядок их исполнения устанавливаются федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Права и обязанности субъектов государственных и муниципальных служащих находятся в тесной взаимосвязи. Речь в данном случае идет не только о том, что правам одного из участника служебного правоотношения корреспондируют обязанности другого, но и о том, что публично-правовая природа служебной деятельности во многих случаях требует сочетания прав и обязанностей в рамках общего понятия — полномочия.
Так, если рассматривать базовое право государственного или муниципального служащего — право на осуществление своей профессиональной деятельности, то оно неразрывно связано с обязанностью осуществлять эту деятельность.
Одновременно правами и обязанностями (полномочиями) являются преимущественно специальные и должностные права государственных и муниципальных служащих. Так, судебный пристав-исполнитель имеет право арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением изъятого из оборота в соответствии с законом (п. 2 ст. 12 Федерального закона «О судебных приставах»). Если арест и реализация арестованного имущества необходимы для исполнения исполнительного документа, судебный пристав-исполнитель не просто вправе, а обязан произвести указанные действия. Таким образом, рассматриваемое право неразрывно связано с обязанностью, образуя единое полномочие (хотя в законе оно названо правом). Однако данное право, хотя и является служебным, реализуется приставом не в служебном, а в исполнительском правоотношении.
Что же касается прав, реализуемых в служебных правоотношениях, то они не всегда связаны с обязанностью их реализации. Так, право на профессиональную переподготовку служащего связано с обязанностью эту переподготовку проходить. Напротив, право на должностной рост на конкурсной основе является именно правом и реализуется служащим в добровольном порядке путем участия в конкурсе на вакантную должность.