Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Анализ коррупционной установки в России

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как ранее было выяснено, около 50% опрошенных придерживаются позиции неучастия, то есть не собираются заявлять о случаях коррупции в органы власти. Причины такого пассивного отношения коренятся во взглядах респондентов на людей, заявляющих о случаях проявления коррупции. С позиции 59% опрошенных, в случае, если они заявят в прокуратуру о случаях взяточничества, то сотрудники этой структуры будут… Читать ещё >

Анализ коррупционной установки в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Анализ коррупционной установки в России

Опираясь на опыт мировой истории, можно с уверенностью сказать, что успешное социально-экономическое развитие общества во многом зависит от организации государственной системы управления [1]. В свою очередь, при размышлении об эффективности государственного управления возникают такие понятия, как «политическая стабильность», «степень бюрократизации государственной власти», «качество предоставляемых государством услуг населению», «приоритет закона над личными интересами при решении государственных вопросов», «способность государства контролировать коррупцию». Вслед за Г. А. Сатаровым [2], опираясь на статистические свидетельства в виде корреляционного анализа между тремя переменными (индекс восприятия коррупции, индекс эффективности управления и валовой внутренний продукт), можно сделать вывод, что эффективность управления является показателем, влияющим на богатство страны и уровень коррупции.

Однако нельзя принимать за основную причину коррупции только работу государственного аппарата. Основой коррупции во все времена и во всех государствах являлся и является народ. Огромные массы людей вовлечены в коррупционную систему (миллионы людей «дают» и миллионы людей «берут»). Ретроспективная оценка этого феномена, дает возможность утверждать, что коррупция уже давно проникла во все стороны жизни общества, а главное в сознание человека. Опыт многовековой отечественной истории подтверждает, что искоренить общественное зло под названием «коррупция» невозможно (речь идет о контроле, сдерживании, способности государства остановить то, что развивается с огромной силой, удержать в допустимых нормах). Совершенно очевидно: сегодня созданы все условия для формирования коррупционного сознания [3].

Меры государства, применяемые в качестве инструментария в ходе борьбы, различны по сферам применения и носят преимущественно силовой характер, что зачастую неэффективно. Вследствие наличия данной тенденции все чаще звучат мнения о том, что проблему коррупции в российском обществе можно искоренить только путем изменения сознания людей и их отношения к процессу взаимодействия с властными общественными институтами. В этой связи наиболее интересным представляется исследование морально-нравственной оценки россиянами проблемы коррупции и возможных путей ее решения.

Настоящее исследование, в котором участвовали студенты 5 курса НИУ ВШЭ Нижнего Новгорода группы 06ГМУ, проведено в рамках учебного курса «Служебная этика. Конфликт интересов и противодействие коррупции». В исследовании использованы разработки Фонда ИНДЕМ [4], и оно направлено на изучение коррупции не столько в плане оценки коррупционности разных сфер жизни, сколько на выявление установки на коррупцию у нижегородцев и их отношении к власти.

Большинство участников исследовательского опроса (50%) утвердительно высказываются о том, что коррупция в последние годы стала очень распространенным явлением. Если наложить эти данные на распределение источников информации о коррупции и распределение, свидетельствующее о степени легитимности государственной власти, можно сделать вывод, что коррупционная деятельность в последние годы очень оживлена (или у россиян такое впечатление складывается по причине активной информационной кампании государственной власти, развернутой против коррупции). Стоит отметить, что 44% респондентов не заметили значительных сдвигов в распространенности коррупции, и лишь 6% замечают положительную динамику и сдвиги с мертвой точки в данной сфере.

При наличии вышерассмотренных тенденций напрашивается вопрос о том, насколько часто россияне сталкиваются с коррупцией в натуральном её проявлении: 29% респондентов свидетельствуют о том, что знают о коррупции из личного опыта, в органы власти за последние два года обращалась половина опрошенных (51%). Из этого можно сделать вывод, что примерно 29% (половина обратившихся в органы государственной власти) имели дело с взяточниками. Однако распределение ответов на вопрос о частоте положительного удовлетворения требования взяточника указывает на тот факт, что в реальности взяточничество более распространено: 68% опрошенных, так или иначе, решали возникающие проблемы с властными институтами посредством взятки. При этом часто и постоянно дают взятки 6% человек, задействованных в опросе. Никогда взятку не давали 32% респондентов.

Немаловажной составляющей процесса предотвращения взяточничества и коррупции в органах государственной власти является участие населения в решении этой проблемы. На вопрос «Согласны ли Вы заявлять в органы власти о случаях коррупции?» 52% респондентов ответили утвердительно, 48% не готовы заявлять о случаях коррупции в органы власти. Из приведенных распределений можно сделать вывод, что, если мы имеем 51% обратившихся в органы власти за последние 2 года, 29% человек, узнавших о коррупции из личного опыта и 6% постоянно или часто дающих взятки, следовательно, порядка 23% ответивших, даже при наличии возможности дать взятку, идут честным путем, избегая данного метода решения проблем.

Небезынтересен взгляд населения на эффективность инструментария решения проблемы коррупции. Наиболее весомый вклад в устранение коррупционной составляющей из работы органов государственной власти, по мнению 58% и 57% соответственно способны внести подотчетность власти и общественный контроль. Примечателен тот факт, что 38% рассматривают работу с жалобами в качестве действенного инструмента по предупреждению коррупции. При этом заявлять в органы власти о случаях коррупции и, по сути, формировать жалобу готовы гораздо больше респондентов 52%. Это свидетельствует лишь о том, что 14% готовы о коррупции заявлять, но не верят в эффективность данной меры.

Очень скептически к борьбе с коррупцией значительное большинство опрошенных (81%) полагают, что органы власти не хотят решить проблему. Лишь 19% респондентов верят в искренность намерений власти в решении проблемы коррупции.

Выявление морально-нравственных, материальных и иных причин существования взяточничества и коррупции в РФ вызвало среди респондентов наибольший резонанс. Так на вопрос «Что, на ваш взгляд, является главным мотивом чиновника, берущего взятку?» большинство респондентов отдали свой голос за «желание нажиться за чужой счет». Заметим, что в прошлых распределениях 38% ответивших видели в повышении зарплат наиболее эффективную меру по предупреждению коррупции. Это свидетельствует о том, что 6% заполнивших анкету полагают, что взяточник хочет нажиться за чужой счет, но при этом материальная нужда его на это не толкает. Лишь 4% думают, что главным мотивом чиновника, берущего взятку, является бедственное материальное положение, а 28% участников исследовательского опроса видят в коррупции традицию российского общества. С точки зрения одной пятой всех респондентов, коррупционеры пользуются тем, что на них нельзя найти управу.

Как ранее было выяснено, около 50% опрошенных придерживаются позиции неучастия, то есть не собираются заявлять о случаях коррупции в органы власти. Причины такого пассивного отношения коренятся во взглядах респондентов на людей, заявляющих о случаях проявления коррупции. С позиции 59% опрошенных, в случае, если они заявят в прокуратуру о случаях взяточничества, то сотрудники этой структуры будут их воспринимать, как странных, наивных людей. Это отчасти подтверждается и ранее полученными результатами относительно традиционности данного явления для власти и выражением студентами, ответившими на вопросы анкеты, недоверия к силовым ведомствам. Примерно в одинаковом соотношении (22% к 24%) распределились голоса между двумя диаметрально противоположными ответами («стукачом» и «честным человеком»). Совокупность приведенных респондентами дополнительных вариантов ответа подтверждает, что они не верят в устранение коррупции в перспективе, полагая, что «система сама себя восстановит». Кроме того, они считают, что сотрудники Прокуратуры в целом негативно относятся к людям, сообщившим о случаях взяточничества.

К взяткодателю 41% опрошенных относятся как к жертве вымогательства. Примерно столько же респондентов считают, что человек, дающий взятку, следует традиции. Отметим, что слово «традиция» достаточно популярно при рассмотрении проблемы коррупции: результаты по вопросу о взяткополучателях и распределение ответов на вопрос о взяткодателях указывают на существование определенной институциональной надстройки, позволяющей разрешить ряд проблем, возникающих при взаимодействии с властными структурами. При этом, по мнению респондентов, взяточником движет в основном желание наживы, что обуславливает и наиболее распространенный взгляд на взяткодателя как на жертву вымогательства. Но 25% опрошенных все-таки считают, что человек, дающий взятку, как бы компенсирует недостатки системы государственного управления, когда предпочитает заплатить для того, чтобы обойти ряд возникающих препятствий.

Своеобразным резюме исследования стал последний блок вопросов, касающийся методов борьбы с коррупцией в России. Наиболее эффективными фактором борьбы с коррупцией, как было выяснено в процессе анкетирования, является непрерывность самого процесса и попыток её устранения (50% респондентов высказались в пользу этого варианта). Одинаково высокое количество ответивших ратуют за пользу повышения уровня жизни населения (46%) и за результативность действий силовых ведомств (46%). В первую очередь, по мнению 39% опрошенных, залогом успешной борьбы с коррупцией станет эффективная реализация существующих законов Поддержка со стороны общественных структур и информированность населения об опасности коррупции оказались наименее действенными, несмотря на тот факт, что в начале опроса довольно большое количество респондентов высказывались за участие общества в процессе борьбы, рассматривая его как одну из наиболее эффективных мер предупреждения коррупции. В числе же наиболее действенных инструментов борьбы с коррупцией было названо обращение в прокуратуру (35%), обращение в СМИ (29%), обращение по телефонной «горячей линии» (25%), анонимное обращение через Интернет (24%). Около трети респондентов очень скептически и пессимистично относятся к борьбе с коррупцией, считая, что никакие меры неэффективны. Был высказан ряд ответов, свидетельствующих о необходимости изменения моральных установок граждан (наиболее эффективной мерой предупреждения коррупции является духовно-нравственное воспитание, изменение ценностей людей с помощью СМИ).

Целью последнего вопроса анкетирования являлось выяснение готовности россиян «встать плечом к плечу» в борьбе с коррупцией. Однако оказалось, что у людей сложилась очень сильная установка на то, что они ничего не смогут поменять (43% указывают на тот факт, что не смогут противостоять коррупции). Максимум, на что готовы респонденты в этой борьбе, не давать взяток (45%) и не брать взяток (32%). Несмотря на то, что заявлять о случаях коррупции была готова добрая половина респондентов, к концу опроса при своем мнении остались лишь 23%, и лишь 5% готовы довериться органам власти в борьбе с коррупцией.

коррупция государственный власть взяточничество.

  • 1. Роуз-Аккерман С. Коррупция и государство. Причины, следствия, реформы / Пер с англ. О. А. Алякринского. — М., 2010.
  • 2. Г. А. Сатаров. Модернизация и коррупция // Модернизация экономики и государство / Под.ред. Е. Г. Ясина. — М., 2007.
  • 3. Диагностика российской коррупции: социологический анализ // Коррупция в России: понять значит победить. — М., 2003. — Фонд ИНДЕМ (http://www.indem.ru).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой