Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие права: источники и основные институты

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для наследственного права Франции характерным был принцип майората, в соответствии с которым недвижимое имущество (земельный участок) передавался по наследству от отца к старшему сыну, что позволяло предотвратить дробление большого земельного участка на множество мелких. Наследник был обязан материально помогать своим несовершеннолетним младшим братьям и выдать замуж своих сестер. В южных… Читать ещё >

Развитие права: источники и основные институты (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Источники права. В IX—XI вв. во Франции установился принцип территориального действия нрава, т. е. население подчинялось гем нормам права, которые сложились на территории его проживания. Появление этого принципа объяснялось:

  • — господством натурального хозяйства, обособлением отдельных феодальных сеньорий;
  • — сосредоточением в руках сеньоров политической и судебной власти. Такое положение способствовало замене племенных обычаев местными обычаями — кутюмами. В период феодальной раздробленности государства обычаи являлись основным источником права. Франция вплоть до ликвидации феодализма не знала единой правовой системы.

В зависимости от источников права вся страна делилась на две части, приблизительной границей между которыми была река Луара. Территория южнее этой границы называлась «страной писаного права», ибо на ней действовало римское право, приспособленное под влиянием обычаев к новым условиям, за ним признавалось значение «общего обычая». Север Франции считался страной «обычного права», ибо основным источником права являлись территориальные обычаи.

Писаными источниками права являлись акты королевской власти: указы, эдикты, ордонансы. Первоначально акты королевской власти имели реальную силу только на территории королевского домена, но по мере усиления королевской власти их общеобязательное значение распространилось на всю территорию страны. В XVI в. возник обычай представлять королевские акты в парижский парламент с целью занесения их в реестр, что было равнозначно их опубликованию.

Источником права, вносившим общие начала и единообразие в пеструю систему обычного права, являлось римское право. Наряду с ним в качестве дополнительных источников действовало множество местных кутюмов. Наряду с ордонансами существовали распоряжения крупных сеньоров, именовавшихся «ассизами».

В период формирования централизованного государства сословнопредставительной монархии предпринимались попытки систематизации и записи кутюмов. Людовик IX предписал своим бальи создать обычаи округов, отредактировать и прислать их в парижский парламент. В 1453 г. Карл VII предписал собрать кутюмы, обыкновения, различные формулы, применяемые судами, а также с помощью знающих людей записать обычаи и весь материал представить в парламент, который должен был его изучить, отредактировать и представить на утверждение короля. Таким образом, было записано и получило силу закона около 300 местных и 60 больших кутюмов, распространявших свое действие на большой территории.

В период абсолютной монархии при Людовике XIV было запрещено выявлять в судах обычаи путем опроса знающих людей, и всякое изменение обычаев или введение новых обычаев могло происходить только по указу короля.

Известно несколько сборников обычаев, составленных в неофициальном порядке. В 1389 г. бальи Жак Д. Аблейг составил «Большой сборник обычаев Франции». Королевский бальи и сенешаль Ф. Бомануар составил «Кутюмы Бовези», охватывавшие обычаи сенешалей Франции. Однако сборники кутюмов, составляемые как по королевскому велению, так и в частном порядке, не создавали общего права для всего государства. Право продолжало сохранять свой партикуляристский характер.

Правовой памятник «Кутюмы Бовези» закрепил принцип презумпции невиновности и в то же время объективного вменения, принцип наказуемости; предусматривал вопросы судопроизводства, явки на суд; выделял доказательства и его виды. Мера наказания по нему должна была зависеть от проступка, а также от того, кто его совершил и кому нанесен ущерб.

«Кутюмы Бовези» именовали убийство умышленным действием, намерением совершить убийство, причем преднамеренно. Различалось убийство в ссоре, убийство в состоянии сильного душевного волнения.

Особое развитие в феодальной Франции получили институты цивильного права (вещное право, обязательственное право, брачно-семейное право) и городское право.

Семейное право Франции периода феодализма регулировало вопросы заключения брака, отношения родителей и детей, вопросы расторжения брака. Условиями для вступления в брак являлись достижение брачного возраста (для мужчин — 30 лет, для женщин — 25 лет), а также согласие родителей брачующихся. Брак требовал церковного освящения. Недействительными признавались браки между родственниками и лицами, не получившими крещения, заключенные под влиянием обмана, насилия или ошибки, под принуждением духовенства. Муж во французской семье являлся главой семьи и покровителем жены. В обязанности жены входило повиноваться мужу и повсюду следовать за ним. Она нс имела права без согласия мужа совершать юридические действия. На севере Франции признавалась общность имущества в браке, на юге — раздельный режим имущества мужа и жены. В южной Франции под влиянием рецепции римского права отец семейства осуществлял власть над детьми со всей суровостью. Брак прекращался смертью мужа или жены, а также разводом. Велико было влияние норм религии на нормы права, регулирующие вопросы вступления в повторный брак.

Вещное право. Основой экономических отношений феодальной Франции являлось право собственности. Право собственности на землю являлось основным институтом феодального права, ибо юридически закрепляло собственность господствующего класса на основное средство производства — на землю. Во Франции оно приняло наиболее классическую форму, свойственную западноевропейскому феодализму.

Право собственности характеризовалось:

  • — иерархической структурой;
  • — условностью;
  • — ограниченным характером.

Крупное землевладение существовало в форме аллода и бенефиция. В IX в. бенефиций стал наследственным держанием, названным в X в.

феодом (фьедом). В X—XI вв. распространилась инфеодация, т. е. передача фьедов их собственниками королю в знак перехода под его покровительство, который, в свою очередь, мог отдать их крупным феодалам или обратно бывшему собственнику в виде феода под условием оммажа[1].

Наряду с крупным феодальным землевладением существовало крестьянское землевладение сервов и вилланов. Крестьянский надел, предоставляемый серву, находился в его владении и пользовании. Этот участок находился в состоянии мипморта («мертвой руки»), так как серв не мог совершать с ним никаких сделок без согласия господина. По обычному праву вплоть до XIII в. все имущество ссрва после сто смерти переходило к его господину. Затем надел стали передавать по наследству при условии уплаты господину особого взноса, состоявшего из части имущества, а с развитием товарно-денежных отношений — определенных денежных взносов. За право владения и пользования наделом серв должен был ежегодно платить господину, размер платы устанавливался по усмотрению господина.

Наделы, предоставляемые лично свободным крестьянам (вилланам), рассматривались как независимое держание земли от сеньора и именовались цензива.

Цензива — это наследственное владение земельным участком с обязанностью нести строго фиксированные обычным правом повинности в пользу сеньора. Она предоставлялась как отдельному лицу, так и крестьянским общинам.

У цензивы был ряд общих черт с феодом: для ее отчуждения требовалось согласие сеньора, а при переходе ее по наследству уплачивался определенный налог. Отличие цензивы от феода было в том, что крестьянское держание не завоевало прав, связанных с держанием феода, т. е. не включало крестьянина в феодальную иерархическую лестницу.

Обладание феодом считалось привилегией дворянства, а обладание цензивой — привилегией крестьянства. Господство лица над вещью, т. е. собственность, которое в случае его нарушения должно защищаться в судебном порядке, называлось сезивой. Многие обычаи позднейшего времени предусматривали передачу сезивы путем простой традиции и оформлением соответствующего договора или с занесением заявления продавца о передаче сезивы в судебный реестр.

Цензива могла быть приобретена в результате давности владения. В ранних кутюмах срок приобретательной давности исчислялся одним годом со дня приобретения. В более поздних кутюмах под влиянием римского права срок приобретательской давности увеличивается до 10 лет.

Для наследственного права Франции характерным был принцип майората, в соответствии с которым недвижимое имущество (земельный участок) передавался по наследству от отца к старшему сыну, что позволяло предотвратить дробление большого земельного участка на множество мелких. Наследник был обязан материально помогать своим несовершеннолетним младшим братьям и выдать замуж своих сестер. В южных провинциях Франции большое распространение получило завещание.

Обязательственное право. В условиях господства натурального хозяйства не было основы для развития обязательственных отношений. Наиболее известным договором, порождавшим обязательство в ранний период феодализма, являлся вассальный договор. С развитием товарно-денежных отношений началось развитие договоров, порождавших обязательственные правоотношения. До первой половины XIV в. договор купли-продажи считался заключенным с момента уплаты либо с момента передачи покупателю сезивы.

Договор купли-продажи на движимое имущество вступал в силу с момента заключения договора независимо от того, была ли в действительности вещь передана. Окончательно такое положение было закреплено ордонансом 1566 г., согласно которому договор купли-продажи недвижимого имущества должен был совершаться в нотариальном порядке. Договор купли-продажи движимого имущества вступал в силу с момента передачи вещи.

В целом феодальное право Франции являло собой совокупность правовых обычаев (кутюмов), которые в недостаточной мере регулировали многообразие общественных отношений.

  • [1] Оммаж, как и посвящение в рыцари, — символическая церемония, сводившаяся к следующему: вассал, сняв головной убор и опустившись на колени, вкладывал соединенныеруки в ладони сеньора и произносил фразу: «Сир, я становлюсь вашим человеком». За этимследовали присяга на верность, клятва, которая называлась «фуа», и ритуальный поцелуйв знак верности. Институт оммажа известен с начала XI в. в Испании; в первой половинеXI в. он распространился в Южной Франции; в Германии появился с 1077 г. URL: http: //www.medieval-wars.com/enc/o_287.html (дата обращения: 08.02.2015).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой