Санкции против третьих стран
Правовой основой для введения санкций выступает решение Совета ЕС об определении позиции Союза, принимаемое в рамках ОВПБ. Если подобное решение предусматривает приостановление экономических отношений с какой-либо третьей страной, то Совет на его основе принимает другой юридически обязательный документ, который более детально фиксирует соответствующие права, обязанности и запреты для… Читать ещё >
Санкции против третьих стран (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Внешнеполитическая деятельность Союза включает в себя не только установление отношений сотрудничества с третьими странами, но и, при необходимости, применение к ним международных санкций, обозначаемых в праве ЕС термином ограничительные меры (раздел IV «Ограничительные меры» части пятой «Внешнеполитическая деятельность Союза» ДФЕС).
ЕС вводит подобные санкции (ограничительные меры) как во исполнение резолюций Совета Безопасности ООН, так и по своей инициативе, исходя из собственных выводов о нарушении конкретной третьей страной международного права, прав и свобод человека, других принципов и ценностей, положенных в основу внешнеполитической деятельности ЕС.
В качестве объекта санкций могут выступать не только государства (третьи страны) в целом, но и их отдельные граждане, другие физические лица и их объединения («ограничительные меры против физических и юридических лиц, групп или негосударственных образований» — § 2 ст. 215 ДФЕС).
Санкции против государств обычно заключаются во введении эмбарго на поставки с территории ЕС военной техники или, в более широком контексте, в разрыве экономических отношений («полное или частичное приостановление или сокращение экономических и финансовых отношений с одной или несколькими третьими странами» — § 1 ст. 215 ДФЕС).
Санкции против физических, юридических лиц, групп и негосударственных образований могут состоять в замораживании их счетов и других активов на территории ЕС (например, в отношении субъектов террористической деятельности). В отношении должностных лиц (включая глав государств) может вводиться и такая мера, как запрет въезда на территорию ЕС[1].
Правовой основой для введения санкций выступает решение Совета ЕС об определении позиции Союза, принимаемое в рамках ОВПБ. Если подобное решение предусматривает приостановление экономических отношений с какой-либо третьей страной, то Совет на его основе принимает другой юридически обязательный документ, который более детально фиксирует соответствующие права, обязанности и запреты для государств-членов, граждан ЕС и других субъектов (§ 1 ст. 215 ДФЕС).
Детализирующий документ, как правило, принимается в форме регламента ЕС, т. е. нормативного акта, имеющего прямое действие на всей территории ЕС, для всех лиц, на ней проживающих или находящихся (см. 2.5). В аналогичном порядке ограничительные меры вводятся против физических или юридических лиц, групп или негосударственных образований (§ 2 ст. 215 ДФЕС).
Например, правовой основой для введения в апреле 2011 г. санкций ЕС против Ирана послужило Решение 2011/235/ОВПБ Совета от 12 апреля 2011 г. об ограничительных мерах против некоторых лиц и образований ввиду ситуации в Иране[2], которое было детализировано Регламентом (ЕС) № 359/2011 Совета от 12 апреля 2011 г. об ограничительных мерах против некоторых лиц и образований ввиду ситуации в Иране[3]. Под действие этих мер, введенных сроком на один год с возможностью продления (запрет въезда и замораживание активов в ЕС), подпадают сотрудники полиции и других правоохранительных органов Республики Иран (всего 32 человека), которые, по мнению Совета ЕС, несут ответственность за «тяжкие нарушения прав человека» в ходе проведения насильственных действий против представителей оппозиции в этой стране.
Физические и юридические лица, ставшие объектом санкций ЕС, вправе обжаловать соответствующие решения Совета ЕС в Суде ЕС (ст. 275 ДФЕС). В случае, если объектом санкций выступает непосредственно государство (третья страна), то их оспаривание в Суде ЕС не допускается (третьи страны, в отличие от государств-членов, не вправе обращаться с исками в Суд ЕС).
- [1] Подобные индивидуальные ограничительные меры следует отличать от общих правил выдачи виз, въезда, иммиграции, предоставления убежища для граждан третьих стран, которые ЕС устанавливает в рамках пространства свободы, безопасности и правосудия как одной сфер его внутренней компетенции (см. 3.4).
- [2] JO L 100 du 14.4.2011. Р. 51.
- [3] JO L 100 du 14.4.2011. Р. 1.