Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Источники семейного права

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В свою очередь, третья группа прав ребенка согласно Конвенции условно делится на три части. В первую входят дети, которые временно или постоянно лишены своего семейного окружения либо оно опасно для них (ст. 20 Конвенции). Другими словами, выражаясь языком СК, это дети, лишившиеся родительского попечения, которым впервые посвящается целый раздел. И здесь Конвенция подчеркивает, что такие дети… Читать ещё >

Источники семейного права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Источники семейного права дают начало, стимулируют появление, изменение, усовершенствование его норм.

Но поскольку между понятиями «норма права» и «закон» нет четких границ, в данном учебнике они рассматриваются как тождественные. Тем более что «нормативные правовые акты — это акты правотворчества, содержащие нормы права, они подразделяются на законы и подзаконные акты»1.

Включение норм международного права и международных договоров в правовую систему РФ означает, что первое место среди источников семейного права занимают именно нормы международного права и международные договоры. Отсюда следует, если международным договором РФ установлены иные нормы, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции).

Особое место среди международных конвенций принадлежит Конвенции о правах ребенка. После ее ратификации в 1990 г. Россия как государство-участник приняла на себя обязательство привести в соответствии с ее требованиями свое законодательство, в том числе и семейное. Поэтому большинство правил Конвенции нашло то или иное отражение в СК, где появилась специальная отдельная глава, посвященная правам несовершеннолетних, включающая главные идеи защиты интересов ребенка, который имеет право на особую заботу и помощь. Эти идеи выражаются и в том, что государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения защиты ребенка от всех форм дискриминации или наказания на основе статуса, деятельности, выражаемых взглядов или убеждений ребенка, родителей ребенка, законных опекунов или иных членов семьи (и. 2 ст. 2 Конвенции). Согласно п. 1 ст. 3 Конвенции во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность, но закону, и с этой целью.

Юридическая энциклопедия. М., 2001. С. 410.

принимают все соответствующие законодательные и административные нормы (п. 2 ст. 3 Конвенции).

Подобного рода обязательства определяют (должны определять) все стороны государственной деятельности, государственной политики, но отношению к детям. Налицо источник не только семейного права, но и других отраслей, прямо или косвенно защищающих подрастающее поколение.

Если перейти к отдельным положениям Конвенции, которые служат источником конкретных статей СК, то их можно разделить на три связанные группы. Первая касается родителей, которые несут основную ответственность за воспитание и развитие своего ребенка; вторая адресована непосредственно несовершеннолетним детям; третья тем из них, кто нуждается в особой защите.

Термин «ответственность» родителей упоминается в Конвенции неоднократно. Например, государства-участники уважают ответственность, права и обязанности родителей (ст. 5 Конвенции). Или — государства-участники предпринимают все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить принципы общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка (ст. 18 Конвенции).

Предусмотренные Конвенцией права на имя, заботу со стороны родителей, сохранение своей индивидуальности, свободы выражать свое мнение имеют в СК свою интерпретацию. Так, возможность дать ребенку имя при его рождении ранее считалось правом родителей. Согласно С К оно принадлежит ребенку, что соответствует и. 1 ст. 7 Конвенции. То же самое можно сказать о праве ребенка на заботу со стороны родителей, о котором ранее действующее семейное законодательство не упоминало, концентрируя внимание на обязанности родителей готовить детей к общественно полезному труду, способности быть достойными членами социалистического общества.

Уважение права ребенка на сохранение своей индивидуальности скорее относится к декларативным положениям Конвенции. Вряд ли его можно обеспечить правовым способом. Но сама по себе заложенная здесь гуманная и плодотворная идея пронизывает большинство статей СК, особенно те, где речь идет о нраве ребенка выражать свое мнение.

Повышенное внимание Конвенция уделяет обеспечению права ребенка не разлучаться со своими родителями (ст. 9, 10). Это обстоятельство сказалось и на соответствующих статьях С К. Во-первых, путем предоставления права ребенку на общение с родителями и другими родственниками; во-вторых, благодаря предоставлению аналогичного права самим родителям, а также родственникам несовершеннолетнего. Кроме того, в п. 2 ст. 55 СК воспроизводятся положения п. 4 ст. 9 Конвенции, где дается перечень обстоятельств, объясняющих прекращение непосредственной связи ребенка с его близкими.

Одна из примечательных особенностей Конвенции как источника норм семейного права заключается в предоставлении ею возможности учитывать национальное законодательство. Так, для Российской Федерации важно было подчеркнуть, что каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье (п. 2 ст. 54 СК). Причем это, пожалуй, самое главное и принципиально важное право, находящее свое развитие в других статьях СК. В частности, и. 1 ст. 123 С К предлагает устройство детей, лишившихся родительского попечения, прежде всего в семью, и лишь при отсутствии такой возможности в соответствующую организацию на полное государственное обеспечение. Возможность использования национального законодательства не умаляет роли Конвенции как источника семейного права. Скорее напротив, позволяет этому источнику усилить свое влияние благодаря так называемым внутренним национальным резервам.

В свою очередь, третья группа прав ребенка согласно Конвенции условно делится на три части. В первую входят дети, которые временно или постоянно лишены своего семейного окружения либо оно опасно для них (ст. 20 Конвенции). Другими словами, выражаясь языком СК, это дети, лишившиеся родительского попечения, которым впервые посвящается целый раздел. И здесь Конвенция подчеркивает, что такие дети имеют право на особую защиту и помощь со стороны государства. Вторая часть включает в себя общепризнанные права детей на образование, медицинское обслуживание (сг. 24, 29 Конвенции), которые находят свое лишь косвенное отражение в СК в части, касающейся прав и обязанностей родителей (лиц, их заменяющих). Более широкое их содержание имеет место в административном праве, у которого своя специфика. И, наконец, третья часть включает детей, имеющих право на особую защиту и помощь и не только потому, что они лишились своей семьи, родителей, а потому, что находиться в этой семье опасно. Поэтому согласно п. 1—3 ст. 20 Конвенции государстваучастники в соответствии со своими национальными законами обеспечивают замену ухода за таким ребенком. Причем такой уход может включать, в частности, передачу на воспитание, «кафала» по исламскому праву, усыновление или в случае необходимости помещение в соответствующие учреждения по уходу за детьми.

Развивая данное положение, СК, во-первых, расшифровывает его применение ко всем детям, лишившимся родительского попечения и нуждающимся в помощи со стороны государства. Причем приоритет принадлежит устройству ребенка в семью. И только при отсутствии такой возможности — в одну из специализированных организаций на полное государственное попечение (абз. 1 п. 1 ст. 123 СК). Во-вторых, предусматривает традиционные формы устройства осиротевшего ребенка в семью. Выбор других форм устройства согласно Закону об опеке входит в компетенцию субъектов РФ. Что же касается предусмотренных СК форм устройства, то каждой из них посвящаются специальные разделы: усыновление (ст. 124—144), опека (попечительство) (ст. 145, 146), приемная семья (ст. 152, 153). Перечень организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, содержится в п. 1 ст. 123 СК, куда входят детские организации всех типов (воспитательные организации, в том числе детские дома семейного типа, лечебные организации, организации социальной защиты населения и другие аналогичные организации). К ним относятся такие, например, как Киндердоф (детские деревни), пансионаты и др., куда дети устраиваются до совершеннолетия. На время их принимают социальные приюты, центры временной изоляции.

При сопоставлении прав ребенка, перечисленных в Конвенции и нашедших свое прямое или косвенное отражение в СК, нетрудно заметить, что такое сравнение не всегда в пользу семейного права РФ. Во-первых, в Конвенции этот перечень отличается большей широтой; во-вторых, в настоящее время в СК имеются пусть даже небольшие, но заметные пробелы, требующие устранения. Например, среди норм СК не нашлось места правам детей-инвалидов, детей-беженцев, детей, находящихся на лечении в государственном учреждении медицинского профиля, и др.

Еще один источник семейного права международного характера — Минская конвенция, часть III которой специально посвящается семейным делам (заключению и расторжению брака, правоотношениям супругов, родителей и детей, опеке (попечительству), усыновлению). Пункт 1 ст. 1 данной Конвенции формулирует одно из важных правил: граждане каждой из договаривающихся сторон, а также лица, проживающие на ее территории, пользуются на территориях всех других договаривающихся сторон в отношении своих личных и имущественных прав такой же правовой защитой, как и собственные граждане данной договаривающейся стороны. Что касается конкретных семейно-правовых вопросов, то они, как правило, решаются в соответствии с законодательством договаривающейся стороны.

В иерархии законодательства РФ первое место принадлежит Конституции. Заложенные в ее основу идеи, принципы находят свое подтверждение и в нормах семейного права. Они предопределяют, во-первых, общую направленность СК, во-вторых, содержание его статей. Особое значение для семейного законодательства имеют:

  • — ст. 17, предусматривающая права и свободы человека и гражданина;
  • — п. 3 ст. 19, где говорится о равенстве прав мужчины и женщины;
  • — ст. 35, признающая право частной собственности;
  • — ст. 38, посвященная защите государством материнства, детства, семьи, признающая равенство прав и обязанностей родителей по воспитанию своих детей;
  • — ст. 46, гарантирующая судебную защиту прав и свобод каждого гражданина;
  • — ст. 55, допускающая ограничение прав гражданина, если это необходимо для защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц;
  • — ст. 60, устанавливающая возрастной предел — 18 лет, по достижении которого гражданин может в полном объеме осуществлять свои права и обязанности;
  • — п. «ж», «к» ст. 72, устанавливающие границы между компетенцией Российской Федерации и ее субъектов.

Как источник семейного нрава СК содержит правовые нормы, влияющие на семейные правоотношения. Сюда входят положения:

  • — определяющие условия и порядок заключения, прекращения брака, признание его недействительным;
  • — относящиеся к урегулированию личных и имущественных отношений супругов;
  • — предназначенные для защиты личных прав несовершеннолетних детей;
  • — обеспечивающие получение средств на содержание несовершеннолетних детей, нуждающихся и нетрудоспособных членов семьи;
  • — предусматривающие устройство детей, лишившихся родительского попечения;
  • — определяющие правила применения семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.

Семейные правоотношения регулирует также ГК в той его части, которая определяет такие важнейшие для семейного права понятия, как:

  • — правоспособность гражданина (ст. 17);
  • — дееспособность гражданина, в том числе несовершеннолетнего (ст. 21, 22, 26, 28);
  • — имя гражданина (ст. 19);
  • — место жительства гражданина (ст. 20);
  • — общая собственность супругов (ст. 256);
  • — опека и попечительство (ст. 31—40).

Взаимодействие, взаимосвязь гражданского и семейного законодательства как источников семейного права относится к спорным вопросам. Несомненно, что договорные, обязательственные и другие отношения, возникающие у членов семьи за ее рамками, входят в гражданско-правовую сферу. Согласно ст. 4 С К гражданское законодательство применяется к имущественным и личным неимущественным отношениям, которые не урегулированы семейным законодательством, при условии, что гражданское законодательство не противоречит существу семейных отношений. В этом состоит противоречие Закона об опеке и ст. 4 СК.

К источникам семейного права относятся федеральные законы, обязательные на территории всей Российской Федерации. В их числе, например, Закон об опеке, Федеральные законы от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», от 24.07.1998 № 124-ФЗ.

«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Закон о мерах воздействия, Закон № 167-ФЗ.

К подзаконным актам относятся постановления Правительства РФ, указы и распоряжения Президента РФ, принимаемые им в соответствии с ч. 1 ст. 90 Конституции. В их числе:

  • — Указ № 761;
  • — постановление Правительства РФ от 27.11.2000 № 896 «Об утверждении Примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации»;
  • — постановление Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»;
  • — постановление Правительства РФ от 29.03.2000 № 275 «Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществлении контроля за условиями их жизни и воспитанием в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами и лицами без гражданства»;
  • — постановление Правительства РФ от 18.07.1996 № 841 «О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей»;
  • -постановление Правительства РФ от 25.04.2012 № 391 «О внесении изменений в Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и в Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах».

Относится ли к источникам семейного права правоприменительная практика — вопрос спорный. Что касается обычая как источника современного российского семейного права, то, надо полагать, он к таковым уже не относится.

Говоря об источниках семейного права, нельзя не сказать, что СК, нормативные и подзаконные акты, призванные регулировать семейные правоотношения, действуют:

  • — по отношению к лицам;
  • — во времени;
  • — в пространстве.

Семейное законодательство распространяется на всех граждан Российской Федерации. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации теми же правами и обязанностями, что и граждане России, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором.

Все федеральные законы и подзаконные акты вступают в силу с момента первого официального опубликования их полного текста в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». СК вступил в действие 1 марта 1996 г. Исключением являются положения, для которых СК установил новые сроки. Следовательно, по общему правилу он применяется к отношениям, возникающим после 1 марта 1996 г.

Семейное законодательство в пространстве действует на всей территории РФ. А законы субъектов РФ имеют силу на их территории.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой