Должностные регламенты.
Основы государственного и муниципального управления
Поскольку должностной регламент — это составная часть административного регламента, он вступает в силу после утверждения административного регламента соответствующего государственного органа. Вместе с тем должностной регламент является приложением к служебному контракту и, согласно Указу Президента РФ от 16.02.2005 № 159 «О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной… Читать ещё >
Должностные регламенты. Основы государственного и муниципального управления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Оптимизация деловых процессов, нашедшая отражение в административном регламенте, является основанием для корректировки должностных регламентов соответствующих служащих и регламентов структурных подразделений органа. Типовые (примерные) должностные регламенты утверждаются соответствующими органами по управлению государственной службой, а до образования таковых данную функцию временно выполняют существующие органы государственной власти федерального уровня, а также на уровне субъектов.
Составление и наличие типовых должностных регламентов применительно к группам должностей гражданской службы (высшие, главные, ведущие, старшие, младшие должности) не исключает разработки конкретных регламентов по имеющимся в наличии должностям на основе и с учетом типовых разработок.
Конкретные должностные регламенты разрабатываются, таким образом, применительно к действующим должностям гражданской службы для непосредственного определения содержания деятельности, обязанностей, прав, ответственности и др. положений.
В процессе практической деятельности гражданские служащие должны самостоятельно отслеживать соответствие норм регламента исполняемым обязанностям, правам и иным конкретным действиям. При выявлении расхождений ставить вопрос о внесении соответствующих изменений в существующие регламенты. Такая мера позволяет дополнить контроль «сверху» за содержанием регламентов контролем «снизу» .
В целом, можно считать должностной регламент расширенной должностной инструкцией гражданского служащего. При этом должностной регламент отражает взаимосвязи различных направлений кадровой политики с процедурами и фактическим управлением эффективностью труда, что позволяет дать оценку конкретно выполненной работы относительно применяемых показателей — «оценочному коэффициенту» .
В ст. 47 Федерального закона «О государственной гражданской службе» содержатся положения, которые должны быть отражены в должностном регламенте:
- — квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, предъявляемые к гражданскому служащему, замещающему соответствующую должность гражданской службы, а также к образованию, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности;
- — должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы;
перечень вопросов, но которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения;
- — перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений;
- — сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений;
- — порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с гражданскими служащими того же государственного органа, гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями;
перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа;
показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
Перечисленные позиции представляют собой набор обязательных разделов должностного регламента. При условии подробного и точного составления этих разделов содержащиеся в них нормы будут наиболее полно отражать порядок организации и содержание управленческой деятельности сотрудников государственной гражданской службы, конкретно определять, каким образом то или иное должностное лицо обязано и может действовать, что является основанием для оценки деятельности гражданского служащего, в том числе для привлечения к ответственности либо для поощрения.
Поскольку должностной регламент — это составная часть административного регламента, он вступает в силу после утверждения административного регламента соответствующего государственного органа. Вместе с тем должностной регламент является приложением к служебному контракту и, согласно Указу Президента РФ от 16.02.2005 № 159 «О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации», подлежит утверждению в 3-месячный срок.
Должностной регламент является одним из ключевых механизмов управления деятельностью государственных служащих и средством повышения ее эффективности, поскольку он непосредствен, но влияет не только на прохождение государственной гражданской службы, но и на поступление на службу, на замещение конкретной должности.
Модернизация исполнения государственных функций предполагает разработку электронных административных регламентов, т. е. создания административного регламента с использованием информационно-коммуникационных технологий при условии обязательного обеспечения юридической значимости автоматических и автоматизированных административных процедур, в том числе в случае отсутствия непосредственного взаимодействия участников административного регламента.
С помощью электронных административных регламентов предполагается:
технически обеспечивать эффективное выполнение функции государственного органа;
- — обеспечивать выполнение действий и принятие решений в кратчайшие сроки;
- — использовать минимальные ресурсные затраты, включая кадровые;
- — четко определять критерии выбора вариантов решения.
Электронный административный регламент позволяет указывать должностным лицам, ответственным за осуществление публичных функций, на подлежащие совершению ими действия (варианты действий) и подлежащие принятию ими решения (варианты решений), на условия, порядок и иные элементы регулирования осуществления указанных действий и принятия соответствующих решений, а также позволяющих контролировать соблюдение последовательности и содержание действий и решений, необходимых для осуществления функций.
Применение информационно-коммуникационных технологий позволяет перейти к реализации подхода: «менеджмент модели» вместо «менеджмента документов», при котором создается не система взаимосвязанных документов, а единая информационная модель организации, которая и будет порождать требуемые документы". Модель, так же как и документы, нуждается в регулярной актуализации — но делать это существенно проще. Следовательно, регламенты будут поддерживаться в актуальном состоянии и служить руководством по качественной реализации процессов.
Таким образом, электронные административные регламенты определяют электронный формат публичной деятельности и составляют основу функционирования единой электронной сети государственных органов страны по выполнению возложенных на них функций.
Качество административного регламента определяется исходя из соответствия регламента своему назначению и требованиям, а также эффективности работы регламента.
Эффективность административного регламента должна выражаться в эффективности регламентации административной процедуры. Под эффективностью в данном случае понимается соответствие между исходным состоянием регулируемых отношений, результирующем состоянием и целью, поставленной законодателем.
Поскольку в административном регламенте не должно содержаться открытых перечней и отсылочных норм, необходима постоянная корректировка текстов регламентов и внесение изменений. Для выявления таких изменений необходим механизм мониторинга реализации регламента.
Мониторинг применения административных регламентов деятельности ОИВ следует понимать как постоянное, специально организованное систематическое сопоставление нормативно предписанной, закрепленной в административном регламенте последовательности административных процедур и административных действий и наблюдаемой в действительности практики реализации управленческой деятельности.
Предметом мониторинга административных регламентов является анализ соответствия управленческих процессов, протекающих в ОИВ после принятия административных регламентов, требованиям этих регламентов.
Объектами сбора информации является ОИВ (их территориальные подразделения, отделы), исполняющие административные регламенты. В частности, объектами сбора информации являются документы, сопровождающие деятельность ОИВ. Сбор информации об эффективности применения административных регламентов исполнения государственных функций предполагает проведение анализа административных процессов в различные периоды после принятия административных регламентов.
Для признания результатов мониторинга достаточно объективными и заслуживающими доверия общепринятыми и практически обязательными являются следующие требования. Для того чтобы управленческая работа упростилась и стала более оперативной и открытой благодаря принятию административных регламентов, необходимо наличие двух условий. Во-первых, все государственные служащие должны не только хорошо знать, но и придерживаться административных регламентов. Отступления от регламента надо рассматривать как служебные и иные проступки, влекущие применение мер ответственности. Персональная ответственность государственных служащих за несоблюдение требований, установленных административным регламентом по каждому действию при исполнении государственных функции или предоставлении государственных услуг, должна быть закреплена в должностном регламенте. Во-вторых, регламенты должны быть общедоступны, чтобы граждане имели возможность требовать от чиновников тех действий и решений, которые им предписаны.