Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Система органов государственной власти Индии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Президент, действуя в качестве главы исполнительной власти, может в период между сессиями парламента издавать указы, имеющие силу закона. После открытия сессии парламента такие указы должны быть представлены парламенту для утверждения. Если в течение шести недель после созыва палат указы не будут утверждены, они теряют силу. Президент назначает губернаторов штатов, главного судью и членов… Читать ещё >

Система органов государственной власти Индии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Согласно Конституции законодательную власть в Индии осуществляет парламент, как и в других странах, где применяются концепции англосаксонского нрава, — триединое учреждение. Он состоит из президента Индии (главы государства), Народной палаты, призванной служить органом общегосударственного представительства, и Совета штатов как органа выражения интересов штатов.

Народная палата избирается путем прямых выборов сроком на пять лет в составе не более чем 547 членов. Из них не более 525 избираются в штатах, не более 20 — в союзных территориях и двое назначаются президентом как представители англо-индийской общины (140 тыс. человек — это лица от смешанных браков англичан и индийцев) в том случае, если президент приходит к выводу, что англо-индийская община недостаточно представлена в парламенте. На практике в последние десятилетия представители англо-индийской общины в парламент не назначаются. Кроме того, из общего числа депутатов за наиболее отсталыми слоями населения (зарегистрированные или списочные племена и касты) резервируются соответственно 38 (племена) и 37 (касты) мест.

Депутаты парламента не обладают иммунитетом, но пользуются депутатским индемнитетом. Руководящим органом нижней палаты является спикер, который, как и в Великобритании, должен быть беспристрастным, для чего выходит из состава партии. Ему помогает заместитель. Спикер обладает широкими полномочиями: толкует регламент палаты, имеет решающее слово при формировании постоянных комиссий, в какой-то мере может выбирать ораторов для выступлений и формулировать поправки при постановке их на голосование, обладает правом наложения на депутатов дисциплинарных взысканий и др.

Как и в других странах, в нижней палате парламента создаются партийные фракции, образуются отраслевые постоянные комиссии, создается секретариат палаты, ведущий в основном техническую работу. Каждая партийная фракция имеет своего лидера и «кнутов», выполняющих такую же роль, как и в Великобритании. Постоянные комиссии также избирают свое руководство (при этом сказывается значительное влияние спикера).

Совет штатов избирается путем косвенных выборов. 238 из 250 членов Совета штатов избираются на шесть лет выборными членами законодательных собраний штатов и союзных территорий (если такой орган есть в союзной территории), остальные 12 членов назначаются президентом из числа лиц, имеющих особые заслуги в области литературы, искусства, науки или общественной деятельности. Совет штатов подлежит ротации: его состав обновляется на 1 /3 каждые два года. Выборные места в Совете штатов распределяются между штатами не поровну и не пропорционально численности населения. Штатам с особенно малочисленным населением предоставляются некоторые преимущества (штаты представлены в Совете неодинаково: от 1 до 34 членов). В каждом штате голосование происходит по системе единственного передаваемого голоса. Руководит заседаниями Совета штатов, как и в США заседаниями сената, вице-президент, роль которого невелика; на деле руководство заседаниями палаты осуществляет заместитель председателя палаты, избираемый ее членами из своей среды.

Народная палата может быть досрочно распущена президентом по требованию (совету) правительства с назначением даты новых выборов. Совет штатов роспуску не подлежит. Парламент работает в сессионном порядке, перерыв между сессиями не может быть более шести месяцев, следовательно, парламент собирается по меньшей мере на две сессии в год. Кворум для заседаний любой палаты составляет не менее 1/10 членов, но это кворум для обсуждения, а не для принятия законов. Главная функция парламента, как и в других странах, — принятие и изменение законов. Законопроекты могут быть внесены депутатами (частные билли), но на практике подавляющая часть законопроектов вносится правительством (публичные билли).

Огромной исполнительной властью Конституция Индии наделяет президента, являющегося главой государства. Однако в соответствии с Конституцией (сначала это был конституционный обычай, а 42-я и 44-я поправки установили данное требование в виде закона) президент обязан следовать советам правительства. В результате все основные полномочия исполнительной власти на деле осуществляются Кабинетом министров, а чаще всего — премьер-министром.

Президент Индии избирается на пять лет косвенными выборами — особой коллегией выборщиков, в состав которой входят выборные, а не назначенные члены обеих палат парламента и выборные члены легислатур штатов, как однопалатных, так и двухпалатных. Каждый член коллегии получает не один, а гораздо больше голосов. Их число определяется с помощью довольно сложных расчетов: учитывается, с одной стороны, соотношение численности выборщиков от парламента и населения страны в целом, а с другой — соотношение численности выборщиков от каждого штага и его населения. В итоге число голосов выборщиков от парламента должно быть равно числу голосов выборщиков от штатов. Такой порядок призван уравнять влияние центра и штатов. Считается, что президент в равной степени является представителем как всей страны, так и населения различных штатов.

Президентом может быть избран любой гражданин, достигший 35-летнего возраста и удовлетворяющий условиям, необходимым для избрания в народную палату. Кандидат в президенты не может занимать какуюлибо должность в органах федерального правительства или правительства штата, в местных органах, находящихся под контролем этих правительств (исключение составляют должности губернатора штата и министра федерации или штата). Он должен заблаговременно подать в отставку с «запрещенных» должностей. Одно и то же лицо может быть переизбрано президентом неоднократно и подряд. При избрании президента применяется система «единственного передаваемого голоса».

Президент представляет республику внутри страны и в международных отношениях, назначает дипломатических представителей, является главнокомандующим. Действуя как глава государства, президент созывает сессии парламента, распускает парламент и назначает новые выборы, созывает палаты парламента для совместного заседания с целью урегулирования возникших между ними разногласий по законопроекту, вводит президентское правление в штатах, назначает премьер-министра, а по его указанию — других министров, он вправе объявить чрезвычайное положение во всей стране или в некоторых ее частях.

Как часть парламента президент обладает вместе с палатами законодательными полномочиями: правом законодательной инициативы, правом вето, правом резервирования законопроектов и др. Обладая правом вето, он может возвратить законопроект палатам парламента для вторичного обсуждения «в возможно короткий срок» (ст. 111), но обязан подписать закон, если парламент примет его вторично (обычным большинством голосов). Некоторые законопроекты могут вноситься в парламент и легислатуры штатов только с согласия президента. По ряду вопросов законы, принятые легислатурами штатов, резервируются на рассмотрение президента республики и вступают в силу лишь после одобрения им.

Президент, действуя в качестве главы исполнительной власти, может в период между сессиями парламента издавать указы, имеющие силу закона. После открытия сессии парламента такие указы должны быть представлены парламенту для утверждения. Если в течение шести недель после созыва палат указы не будут утверждены, они теряют силу. Президент назначает губернаторов штатов, главного судью и членов Верховного суда Индии, членов высоких (высших) судов штатов, генерального прокурора, генерального атторнея, многих высших должностных лиц. Он обладает правом помилования. Президент — высшее должностное лицо. Как таковое, он теоретически, по Конституции, возглавляет весь административный аппарат. Однако, как отмечалось, все эти обширные полномочия президент осуществляет только по указаниям правительства. Видимо поэтому в Индии не существует института контрасигнатуры президентских актов, как в других парламентарных республиках: Конституция Индии ясно устанавливает несамостоятельную роль президента. Его обширные, по букве Конституции, полномочия практически осуществляет правительство.

Правительство Индии — Совет министров. Премьер-министром президент назначает лидера партии большинства в народной палате (с 1989 г. — лидера коалиции партий, обладающих большинством депутатских мандатов, т. е. руководителя Индийского национального конгресса (далее — ИНК). Иной способ выбора премьер-министра невозможен; подобранный им состав правительства не получит доверия палаты, следовательно, правительство не будет сформировано. Только в единичных случаях, в исключительных ситуациях, когда правительство утрачивало опору в нижней палате (например, в результате массового перехода депутатов его партии в другую), президент имел определенную свободу выбора. В последние годы ИНК создавал и правительство парламентского меньшинства. По указанию премьер-министра президент назначает министров.

Судебная система. В федерации и штатах Индии действует единая централизованная система судов, применяющих законы как федерации, так и штатов. Единство судебной системы призвано укреплять целостность страны, служить единообразному применению права. Судьи назначаются президентом Индии (по его поручению — губернаторами штатов) после консультаций с главным судьей Индии (председателем Верховного суда), а также с другими должностными лицами. Низшей ступенью судов являются суды панчаятов в деревнях (ньян-панчаяты, панчаяты-адалаты и др.), которые рассматривают незначительные уголовные и гражданские дела.

В городах (городских районах, кварталах) также есть суды по незначительным делам, в том числе в связи с автотранспортными происшествиями. Они называются народными судами. Следующая ступень — суды мунсифов (мунсиф — судья-индус), которые рассматривают только гражданские дела (с ценой иска от 1000 до 5000 рупий). Выше стоят дополнительные суды — судьи, рассматривающие гражданские дела с неограниченной ценой иска и апелляции на решения мунсифов. Окружной судья рассматривает апелляции на решения дополнительных судов и располагает неограниченной юрисдикцией как судья первой инстанции по гражданским и уголовным делам.

В столицах штатов, а также в Калькутте имеются городские судьи, но они выполняют только функции апелляционных судов. Высшей судебной инстанцией штата является высокий (высший) суд. Некоторые мелкие штаты имеют общий высокий суд в главном городе одного из штатов. Он может выступать в качестве суда первой инстанции и как апелляционный суд. Судей высоких судов штата назначает президент Индии после консультаций с главным судьей и губернатором штата. Судья высокого суда занимает должность до достижения 62 лет. Высокий суд штата осуществляет руководство всеми судами на территории штата, включая военные и административные суды, контролирует их деятельность. Он может издавать судебные приказы об устранении нарушений права по всем вопросам (Верховный суд Индии издает такие приказы только в связи с нарушением конституционных прав). Как отмечалось, он осуществляет конституционный контроль, но окончательное решение принимает Верховный суд Индии — высшая инстанция. Наряду с толкованием Конституции Верховный суд Индии, возглавляющий судебную систему страны, рассматривает в качестве первой инстанции споры между федерацией и штатами, а также между штатами. Он является высшей апелляционной инстанцией по гражданским и уголовным делам, по просьбе президента дает заключения по вопросам факта и права, с одобрения президента республики издает в пределах действующих законов предписания и правила, касающиеся вопросов судопроизводства.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой