Конституционно-правовые основы организации и деятельности судебной власти
1] При изучении материалов гл. 17−19 учебника необходимо иметь в виду, что Закон РФ от 27.11.2013 о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» вступает в силу после его одобрения органами законодательной власти нс менее чем 2/3 субъектов РФ. Со дня вступления в силу указанного Закона устанавливается переходный период… Читать ещё >
Конституционно-правовые основы организации и деятельности судебной власти (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В результате изучения главы студент должен:
знать
- • конституционно-правовые основы организации и деятельности судов в России;
- • конституционные принципы организации и деятельности судебной системы РФ;
- • систему судов;
- • место судов в системе органов государственной власти;
уметь
- • перечислить и охарактеризовать федеральные нормативные акты, регламентирующие деятельность судов в России;
- • описать судебную систему, ее звенья;
владеть
- • понятийным аппаратом по теме;
- • навыками сравнительного анализа компетенции судебных органов РФ;
- • навыками обращения в судебные инстанции, составления судебно-правовых актов.
Понятие и место судебной власти в системе разделения властей
Одним из важных признаков демократического правового государства является существование наряду с законодательной и исполнительной властью самостоятельной судебной власти.
Концепция правового государства, воспринятая в России в 90-е гг. XX в., предполагает реализацию ряда новых принципов существования государства, в числе которых:
- — верховенство права;
- — установление взаимных прав, обязанностей и ответственности человека и государства;
- — гарантированность общепризнанных прав и свобод человека;
- — разделение властей.
Впервые конституционное закрепление правосудия как отдельной, самостоятельной, отличающейся от других видов государственной власти было осуществлено в Конституции РСФСР 1978 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными в 1989—1992 гг.). Специальная глава этой Конституции, посвященная судебной власти, называлась «Правосудие и прокурорский надзор». Но в полной мере признание судебной власти одной из равноправных ветвей государственной власти в Российской Федерации нашло свое отражение в Конституции РФ. Глава 7 «Судебная власть и прокуратура» характеризуется новыми подходами к раскрытию сущности судебной власти, устанавливая, что судебная власть играет важную роль в сдерживании и ограничении законодательной и исполнительной власти, осуществлении правового контроля за их деятельностью. Этим достигается реальное разделение властей, децентрализация властных функций, в результате которой становится невозможным захват или присвоение власти нелегитимным путем.
Так, судебная власть оказывает влияние на формирование органов законодательной власти. Все конфликтные ситуации в период избирательной кампании рассматриваются в суде. В период функционирования представительных органов власти их решения и акты, начиная с органов представительной власти местного самоуправления и заканчивая федеральными законами, принятыми палатами Федерального Собрания, могут быть обжалованы в различные судебные инстанции — от районного суда до Конституционного Суда РФ. Высшие суды российского государства могут влиять на законодательную деятельность парламента — Федерального Собрания путем реализации права на законодательную инициативу. Конституционный Суд РФ, обладающий правом толкования Конституции РФ, фактически может формулировать новые правовые нормы, тем самым включаясь в законодательную деятельность. Законы, принятые парламентом, подписанные Президентом РФ и опубликованные, могут быть признаны Конституционным Судом РФ неконституционными, а значит, утратившими юридическую силу.
Одно из основных назначений судебной власти в демократическом правовом государстве — защитить общество и его членов от произвола исполнительных органов, должностных лиц. Исполнительная власть должна действовать в рамках закона, при его нарушении наступает ответственность, устанавливаемая судом.
Но не только судебная власть имеет определенное влияние на законодательную и исполнительную ветви власти, они также могут оказывать существенное воздействие на нее. Парламент РФ взаимодействует с судебной властью путем принятия законов о судебной системе, статусе судей, уголовного, гражданского, административного и другого законодательства, а также путем назначения на должность судей высших судебных органов. Исполнительная власть осуществляет подготовку кадров правоохранительных органов, организует материально-техническое обеспечение деятельности судов. Все эти «контакты» ветвей власти не должны затрагивать основную сферу деятельности суда — осуществление правосудия.
В прямом (этимологическом) смысле под термином «правосудие» понимаются суждения суда о правах и обязанностях, ответственности каких-то лиц на основе применения судом закона к конкретным фактам, случаям жизни, поступкам людей. Социальная роль судебной власти в демократическом обществе заключается в том, чтобы в различных юридических конфликтах обеспечить господство права, выраженного в нормативных актах, принятых этим государством. Именно суду доверяется использовать государственные полномочия при осуществлении правосудия. Всем остальным органам государственной власти и управления запрещается принимать на себя функции и полномочия, составляющие компетенцию судов. Конфликты между ветвями власти, между государственными органами в рамках одной ветви, включая и судебную, а также между государством и его субъектами, органами местного самоуправления, если они не могут быть решены иными способами, подлежат разрешению судебной властью.
Кроме того, судебная власть решает проблемы, связанные с нарушением гражданами и должностными лицами правовых предписаний, установленных государством. Обычно в большинстве случаев такие предписания выполняются сознательно и добровольно, но при их нарушении государственная власть вправе применить принуждение. В этом случае судебной власти отводится особая роль, так как именно она вправе применить наказание от имени государства.
Понятия «правосудие» и «судебная власть» — не синонимы, хотя они очень близки по смысл}'. Термин " судебная власть" , которым названа глава Конституции РФ, означает систему органов, данную власть осуществляющих. Термин же " правосудие" делает акцент на функцию судебной власти — разрешение споров и конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права.
Являясь полноценной ветвью власти, судебная власть обладает всеми признаками государственной власти: публичностью, принудительной силой, общеобязательностью решений. Наряду с этим судебной власти присущ ряд специфических признаков, отличающих ее от других властей:
- — исключительность судебной власти, т. е. невозможность осуществления правосудия никакими другими, кроме судебных, органами;
- — процессуальная форма осуществления правосудия, так как ни законодательные, ни исполнительные органы при принятии решения не скованы такими жесткими рамками процессуального законодательства, как судебные. Любое нарушение процедуры судебного разбирательства может привести к отмене приговора или решения суда;
- — особый статус судей: помимо жестких требований к кандидатам на пост судьи устанавливается особый порядок назначения и прекращения их полномочий;
- — правовой контроль за деятельностью судов исключает любое вмешательство в работу суда, а тем более оценку принимаемых решений, со стороны любых, кроме вышестоящих, судебных органов.
- [1] При изучении материалов гл. 17−19 учебника необходимо иметь в виду, что Закон РФ от 27.11.2013 о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» вступает в силу после его одобрения органами законодательной власти нс менее чем 2/3 субъектов РФ. Со дня вступления в силу указанного Закона устанавливается переходный период сроком на шесть месяцев, в течение которого Высший Арбитражный Суд РФ упраздняется, а вопросы осуществления правосудия, отнесенные к его ведению, передаются в юрисдикцию Верховного Суда РФ.