Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Основы правового регулирования и организации научно-технологической политики Европейского Союза

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Комиссия, проинформировав Европейский парламент и действуя в тесном сотрудничестве с государствами-членами, может предпринимать любые инициативы, полезные для содействия координации в сфере науки и технологий, в частности, инициативы по установлению ориентиров и указателей, по организации обмена передовой практикой и по подготовке необходимых материалов для периодических наблюдений и оценок (п. 2… Читать ещё >

Основы правового регулирования и организации научно-технологической политики Европейского Союза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Правовые основы регулирования научной и технологической деятельности в Европейском Союзе

Наука (греч. episteme; лат. scientia) — сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая схематизация объективных знаний о действительности; отрасль культуры, которая существовала не во все времена и не у всех народов; социальный институт, функция которого состоит в выработке, хранении и систематизации знаний; отличительной чертой является использование научного метода.

Родоначальниками науки как отрасли культуры, выполняющей самостоятельную функцию, были древние греки, передавшие затем се, в качестве особого идеала культурной жизни, другим европейским народам.

В современном мире развитие науки является задачей государственной научно-технической политики, с помощью которой государство формирует стратегическую перспективу научного потенциала страны и осуществляет правовое регулирование научной деятельности посредством своего национального законодательства.

Европейская научно-техническая политика существует на протяжении практически всей истории ЕС. Так, с возникновением ЕОУС и Евратома было положено начало научно-техническому сотрудничеству в области каменноугольной, железорудной и металлургической промышленности и ядерной энергетики. По мере развития процесса европейской интеграции, развивалась и сфера научно-технического сотрудничества и его правового регулирования.

С тех пор Союз работает над тем, чтобы объединить усилия ученых разных стран, ведущих исследования на наиболее перспективных направлениях развития фундаментальных и прикладных областей знания. Однако национальные научно-технические приоритеты в разных странах Союза зачастую совпадают, и исследования на наиболее многообещающих участках дублируются, что приводит к снижению эффективности использования ресурсов и распылению сил. Вот почему несмотря на то что большинство научных программ в странах ЕС реализуются на национальном уровне, Союз всемерно стремится к поощрению межгосударственного сотрудничества в этой сфере, созданию Европейского исследовательского пространства (ERA), в рамках которого можно было бы координировать работу на избранных направлениях, оптимально используя все возможности для получения максимально значимых результатов.

Для поддержки и развития научных исследований ЕС наделен компетенциями в рамках разд. XIX ДФЕС «Научные исследования, технологическое развитие и космос» (ст. 179—190).

Целями деятельности Союза в этой сфере являются: укрепление своих научных и технологических основ путем формирования европейского пространства научных исследований со свободным перемещением исследователей, научных познаний и технологий, создание благоприятных условий для развития своей конкурентоспособности, в том числе конкурентоспособности своей промышленности, а также содействие научно-исследовательским мероприятиям, которые признаны необходимыми согласно другим положениям Договоров (ДЕС и ДФЕС).

Для достижения обозначенных целей Союз на всем своем пространстве поощряет предприятия (в том числе малые и средние), научно-исследовательские центры и университеты в их усилиях по проведению высококачественных исследований и достижению высокого уровня технологического развития; Союз оказывает поддержку их усилиям по осуществлению сотрудничества, стремясь, в частности, обеспечить возможность исследователям свободно сотрудничать через границы, а предприятиям — в полной мере использовать потенциал внутреннего рынка, особенно при помощи установления открытости национальных публичных сделок, определения общих стандартов и устранения юридических и налоговых препятствий этому сотрудничеству (п. 1, 2 ст. 179 ДФЕС).

Для достижения этих целей Союз проводит следующие мероприятия, которые дополняют собой действия, предпринимаемые в государствах-членах:

a) реализация научно-исследовательских программ, программ технологического развития и демонстрационных программ, содействуя сотрудничеству с предприятиями, научно-исследовательскими центрами, университетами и их сотрудничеству между собой;

b) содействие сотрудничеству с третьими странами и международными организациями по вопросам научных исследований, технологического развития и демонстрационных проектов, осуществляемых в Союзе;

c) распространение и внедрение результатов деятельности в сфере научных исследований, технологического развития и демонстрационных проектов, осуществляемых в Союзе;

d) стимулирование подготовки и мобильности исследователей в Союзе.

Союз и государства-члены координируют свою деятельность в сфере научных исследований и технологического развития, чтобы обеспечить взаимную согласованность национальной политики и политики Союза (п. 1 ст. 181 ДФЕС).

Следует особо отметить, что в области развития науки и технологий ЕС наделен прежде всего поддерживающей и координирующей компетенцией, т. е. он практически не располагает властными полномочиями по принуждению к каким-либо действиям участников процесса интеграции. Тем не менее ЕС оказывает существенное влияние на развитие рассматриваемой сферы через свои мероприятия посредством применения финансовых и других стимулирующих инструментов.

Комиссия, проинформировав Европейский парламент и действуя в тесном сотрудничестве с государствами-членами, может предпринимать любые инициативы, полезные для содействия координации в сфере науки и технологий, в частности, инициативы по установлению ориентиров и указателей, по организации обмена передовой практикой и по подготовке необходимых материалов для периодических наблюдений и оценок (п. 2 ст. 181 ДФЕС).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой