Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности на товарных рынках

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

O наиболее интенсивная конкуренция реально имеет место в условиях достаточно «широкой» олигополии. O конкуренция присуща только совершенному рынку. Ни то, ни другое не является обоснованным, так как: Основополагающим в антимонопольном законодательстве является Закон о защите конкуренции. O участниками рынка являются только хозяйствующие субъекты (предприятия); Такое определение конкуренции… Читать ещё >

Правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности на товарных рынках (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Конкуренция является ведущей характеристикой рыночной среды, в которой осуществляется коммерческая деятельность предприятий. Государство проводит политику поддержки добросовестной конкуренции и ограничения монополистической деятельности в интересах повышения эффективности общественного производства и его социальной направленности. Правовое регулирование конкуренции осуществляется на основе ст. 8 Конституции РФ, ряда антимонопольных норм, содержащихся в Гражданском кодексе РФ (ст. 10, 57, 1033, 1222), специальных антимонопольных законов: Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», далее — Закон о защите конкуренции, Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948−1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (в ред. от 26 июля 2006 г.), далее — Закон о конкуренции на товарных рынках; Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (в ред. от 21 июля 2007 г.); Федерального закона от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (в ред. от 29 декабря 2006 г.); Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300−1 «О защите прав потребителей» (в ред. от 25 ноября 2006 г.), а также ряда нормативных актов разной юридической силы.

Основополагающим в антимонопольном законодательстве является Закон о защите конкуренции.

Механизм конкуренции является составной частью экономического механизма управления деятельностью предприятии и определяется параметрами рыночной среды, конкурентными стратегиями, механизмами рыночного ценообразования, динамикой спроса и предложения.

Механизм конкуренции

Понятие конкуренции

Конкуренция — это исходная категория, характеризующая сущность рыночной экономики. Имеется несколько определений этого понятия. Приведем некоторые из них:

1. Конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (Закон о защите конкуренции).

Такое определение конкуренции предполагает, что:

  • o участниками рынка являются только хозяйствующие субъекты (предприятия);
  • o конкуренция присуща только совершенному рынку. Ни то, ни другое не является обоснованным, так как:
  • o важнейшую роль в конкуренции играет рынок потребительских товаров, где активными участниками рынка на стороне покупателей выступают различные социальные группы населения;
  • o наиболее интенсивная конкуренция реально имеет место в условиях достаточно «широкой» олигополии.
  • 2. Конкуренция — борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка.

Это определение предполагает только конкуренцию продавцов (предложение превышает спрос), имеющую место при олигополии в условиях развитой рыночной экономики.

3. Конкуренция — это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства. Продавцы и покупатели конкурируют между собой, чтобы добиться каждый своей цели за счет конкурентов (продавцы — более высокой прибыли; покупатели — более высокой полезности). Цена, установившаяся в ходе конкурентной борьбы, выполняет функцию регулирования спроса и предложения. В процессе соперничества на рынке заключаются сделки и изменяются доли участия в рыночной сфере.

В этом неформальном определении понятие конкуренции раскрывается более содержательно, так как оно предполагает как совершенный, так и несовершенный рынок и содержит указания о характере соперничества участников рынка, целевой направленности и функциях конкуренции.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой