Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Принципы российского налогового права

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Принцип регулирования налоговых отношений законом означает, что правовые акты представительных органов власти (в частности, федеральные и региональные законы о налогах и сборах) рассматриваются как основные инструменты регулирования налоговых отношений. Однако данный принцип — это не просто формальное предписание, характеризующее состав налогово-правовых источников, он решающим образом влияет… Читать ещё >

Принципы российского налогового права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения главы 3 студент должен:

знать

• понятие, состав принципов российского налогового права и их основное регулирующее и содержательное значение:

уметь

• правильно применять основные положения законодательства о налогах и сборах, исходя из понимания норм, имеющих приоритетное значение при регулировании той или иной фактической ситуации;

владеть

такими понятиями и категориями налогового права, как принципы налогового права, основные начата законодательства о налогах и сборах.

Российское налоговое право основано на взаимосвязанной системе налогово-правовых принципов, которые определяют общие закономерности построения современного налогового права, базовые правила применения налогово-правовых норм и подходы к разрешению возникающих противоречий и коллизий. Рассмотрим данные принципы, закрепленные в целом в ст. 3 НК РФ и более подробно раскрытые в складывающейся судебной практике.

Принцип регулирования налоговых отношений законом

Принцип регулирования налоговых отношений законом означает, что правовые акты представительных органов власти (в частности, федеральные и региональные законы о налогах и сборах) рассматриваются как основные инструменты регулирования налоговых отношений. Однако данный принцип — это не просто формальное предписание, характеризующее состав налогово-правовых источников, он решающим образом влияет на весь механизм правового регулирования в налоговом праве, ограничивая свободу какого бы то ни было усмотрения исполнительных органов власти при решении конкретных налоговых дел. Рассматриваемый принцип достаточно четко закреплен в действующем российском законодательстве. Пункт «з» ст. 71 Конституции относит федеральные налоги и сборы к ведению Российской Федерации. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ (ч. 1 ст. 76 Конституции). Федеральным законом, как следует из ч. 3 ст. 75 Конституции, устанавливается система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации. При этом Конституция предусматривает и определенную законодательную процедуру для принятия федеральных законов по вопросам налогов и сборов: такие законы после принятия их Государственной Думой РФ подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации РФ (ст. 106). Статья 57 Конституции устанавливает, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Исходя из приведенных выше конституционных положений, необходимым условием признания федеральных налогов и сборов «законно установленными» является установление их федеральным законодательным органом путем принятия федерального закона с соблюдением установленной Конституцией законодательной процедуры[1].

Обращает на себя внимание также тот факт, что принцип регулирования налоговых отношений законом толкуется в практике Конституционного Суда РФ чрезвычайно широко. При этом, по существу, он понимается как воплощение режима законности в налоговой сфере, в таком широком понимании он включает в свое содержание все иные налогово-правовые принципы (основные начала законодательства о налогах и сборах). Так, в п. 5 Постановления Конституционного Суда РФ от 23.12.1999 № 18-П и в п. 2 Определения Конституционного Суда РФ от 14.12.2000 № 258−0 раскрывается нормативное содержание закрепленного в ст. 57 Конституции принципа законного установления обязательных платежей и подчеркивается, что данный принцип не ограничивается требованиями к правовой форме акта, устанавливающего тот или иной обязательный платеж, и к процедуре его принятия; содержание этого акта также должно отвечать определенным требованиям, поэтому не может считаться законно установленным обязательный платеж, не соответствующий, по существу, конституционным принципам и отражающим их основным началам законодательства о налогах и сборах.

  • [1] Подобная правовая позиция была обозначена Конституционным Судом РФ в Постановлении от 18.02.1997 № 3-П; в Постановлении от 01.04.1997 № 6-П и др.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой