Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Объекты правоотношений. 
Вещные права на природные ресурсы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вещные права — субъективные гражданские права, объектом которых является вещь. Лицо, обладающее вещным правом, осуществляет его самостоятельно, не прибегая для этого к каким-либо определенным действиям, содействию других обязанных лиц. Среди вещных прав выделяется право собственности как наименее ограниченное вещное право и целый ряд других, так называемых ограниченных, прав, точнее сказать… Читать ещё >

Объекты правоотношений. Вещные права на природные ресурсы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Под объектом правового отношения следует понимать те материальные и духовные блага, предоставлением и использованием которых удовлетворяются интересы правомочной стороны правоотношения[1].

В ряде случаев интересы участников правоотношения (или интересы общества, которым служит деятельность государственной организации) удовлетворяются непосредственно самим действием обязанного лица, выступающего в силу этого объектом правоотношения. Наконец, объектом правоотношения могут выступать не сами действия, а их результат.

Поэтому для определения объекта отношений природопользования воспользуемся законодательством. Итак, объектами отношений природопользования будут являться:

  • — природный ресурс как природный объект;
  • — природный ресурс как объект природопользования;
  • — участок природного ресурса;
  • — права пользования природными ресурсами и их участками;
  • — добытые природные ресурсы;
  • — отходы природопользования;
  • — земельные участки как объект разработки природных ресурсов (кроме земельных ресурсов);
  • — информация о природных ресурсах.

К природным ресурсам как природным объектам относятся земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, леса и иная растительность, животные и другие организмы. Природными ресурсами являются компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность. Природные ресурсы могут быть исчерпаемыми и неисчерпаемыми, возобновляемыми и невозобновляемыми.

Регулирование земельных отношений осуществляется исходя из представлений о том, что земля.

  • • природный объект, охраняемый в качестве важнейшей составной части природы;
  • • природный ресурс, используемый в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории страны;
  • • недвижимое имущество — объект права собственности и иных прав на землю.

При этом соблюдается приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества. Владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.

Недра — природный объект, расположенный ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающийся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. При этом недра являются и природным ресурсом.

Водный об7) ект — природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. При этом водный режим — изменение во времени уровней, расхода и объема воды в водном объекте. К поверхностным водным объектам относятся:

  • • моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и др.);
  • • водотоки (реки, ручьи, каналы);
  • • водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища);
  • • болота;
  • • природные выходы подземных вод (родники, гейзеры);
  • • ледники, снежники.

Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии.

К подземным водным объектам относятся бассейны подземных вод и водоносные горизонты. Границы подземных водных объектов определяются в соответствии с законодательством о недрах.

Регулирование лесных отношений осуществляется с учетом представлений о лесе как о совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение.

Природные об7) екты могут находиться в пределах государственных границ и континентального шельфа России и в исключительной экономической зоне РФ, а также за пределами территории российского государства. В последнем случае экологические правоотношения по поводу этих объектов регулируются нормами международного права окружающей среды.

Природные ресурсы предоставляются в пользование в виде участка природных ресурсов. Это могут быть: земельный участок, лесной участок, водный объект, участок недр.

Земельный участок как объект права собственности является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Лесной участок — земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и ЛК РФ; объект лесных правоотношений. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Участок недр — объект горных правоотношений по поводу пользования недрами; участок земной коры, ограниченный почвенным слоем, дном водоемов или водотоков, или дневной поверхностью и вертикальной образующей с ограничениями или без ограничений по глубине, координаты пространственных границ которого зафиксированы в табличной и графической форме на утвержденных в установленном порядке картах.

Право пользования природными ресурсами и их участками — это основанная на законе возможность эксплуатации природных ресурсов, извлечения их полезных свойств пользователем. Пользователь получает от собственника права пользования природными ресурсами (участка природных ресурсов) на определенный срок и на условиях, установленных в лицензии или договоре.

Добытые природные ресурсы — природные ресурсы, отделенные от природной среды в результате деятельности человека.

Отходы природопользования — продукты, образующиеся в процессе эксплуатации природных ресурсов, использование которых в настоящее время и на ближайшую перспективу является экономически нецелесообразным.

Земельные участки как объект разработки природных ресурсов (кроме земельных ресурсов) — участки земли, которые предоставлены физическим и юридическим лицам для природопользования.

Под информацией о природных ресурсах понимаются все сведения, первичная и иная информация, данные по ее интерпретации и производные данные, а также образцы природных ресурсов, полученные в результате выполнения работ по природопользованию и изучению свойств объектов природы.

Конституция РФ закрепляет правовые гарантии для развития частной, муниципальной и иных форм собственности, в том числе и на природные ресурсы. Однако весьма значительным (по видам природных ресурсов, по охвату и объему территории) пока остается удельный вес государственной собственности. Действующее природоресурсное законодательство допускает только государственную форму собственности на лесные участки в составе земель лесного фонда, животный мир, водные объекты и недра (фонд недр). Права муниципальной и частной собственности на водные объекты, по существу, ограничиваются прудом, обводненным карьером, расположенных в границах земельного участка.

Вещь — предмет окружающего материального мира, находящийся в естественном состоянии в природе или созданный трудом человека, являющийся основным объектом в имущественном правоотношении. Вещи подразделяются на недвижимые и движимые. К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, т. е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество. Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.

Вещные права — субъективные гражданские права, объектом которых является вещь. Лицо, обладающее вещным правом, осуществляет его самостоятельно, не прибегая для этого к каким-либо определенным действиям, содействию других обязанных лиц. Среди вещных прав выделяется право собственности как наименее ограниченное вещное право и целый ряд других, так называемых ограниченных, прав, точнее сказать, более ограниченных, чем право собственности. Статья 216 ГК РФ закрепляет развернутое и четкое понятие и виды ограниченных вещных прав. Такие права на имущество принадлежат лицам, которые не являются его собственниками, тем не менее получают возможность в том или ином (ограниченном) объеме использовать чужое имущество в своих интересах без посредничества собственника, а иногда и помимо его воли.

Основной чертой всех вещных прав выступает их абсолютный характер, в силу которого субъекты данного права самостоятельно воздействуют на соответствующее имущество без содействия каких-либо иных лиц, а все другие участники имущественных отношений не должны препятствовать им в осуществлении таких возможностей.

Вещные (абсолютные) права характеризуются тем, что обязанными лицами выступают все участники имущественных отношений, причем они несут лишь пассивную обязанность, обычно выражающуюся в запрете нарушения этих прав. Вещные права оформляют непосредственное отношение лица к вещи в том смысле, что для осуществления своего права такое лицо не нуждается в посредничестве других лиц.

Экономические отношения собственности в каждой стране, в любом обществе регулируются правом. Право на вещь осуществляется посредством наделения конкретного лица определенными полномочиями на конкретную вещь. Право полномочий в общем виде можно свести к трем видам:

  • — право владения (фактическое обладание вещыо);
  • — право пользования (извлечение из вещи полезных свойств в целях удовлетворения потребностей обладателя вещи);
  • — право распоряжения (возможность определять судьбу вещи посредством различных гражданско-правовых сделок).

Наличие всех трех полномочий в совокупности представляет собой право собственности.

Однако владение у пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами возможно только в той мере, в какой их оборот допускается законом, и осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Вопрос о разграничении государственной собственности на природные ресурсы между Российской Федерацией и субъектами РФ является очень сложным. В соответствии с п. «г» ч. 1 сг. 72 Конституции РФ разграничение государственной собственности отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ. К совместному ведению отнесены также вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами. Статья 71 Конституции РФ относит к исключительному ведению Российской Федерации федеральную государственную собственность и управление ею. Этой же статьей исключительно к федеральной собственности отнесены природные ресурсы территориальных вод, континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ. Вопросы разграничения собственности и иных прав на природные объекты решены, как правило, на законодательном уровне.

Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.

В ст. 216 ГК РФ категория «вещные права» использована также для обозначения иных, кроме права собственности, вещных прав. В этой связи ГК РФ устанавливает еще один важный признак таких ограниченных (по сравнению с правом собственности) вещных прав. Даже при смене собственника имущества эти права сохраняются. Иначе говоря, данные права сохраняются при переходе права собственности на соответствующее имущество, как бы обременяя его, т. е. следуют за имуществом, а не за его собственником.

Общность вещных прав заключается в однотипных средствах правовой защиты. В соответствии с и. 4 ст. 216 ГК РФ ограниченные вещные права защищаются от их нарушения теми же правовыми способами, что и права собственности, причем такая защита предоставляется их обладателям по отношению к любым другим лицам, включая и самого собственника (ст. 305 ГК РФ).

С этой точки зрения наличие ограниченных вещных прав на имущество является известным ограничением прав самого собственника на это имущество. Поскольку характер и содержание ограниченных вещных прав, как и само их возникновение, обычно не зависят от воли собственника, а определяются непосредственно законом, последний должен сам установить все их разновидности. Если в обязательственных отношениях, возникших на основе договора, участники в значительной мере вольны в определении их содержания и условий (включая установление условий хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему), то в вещных отношениях подобная вольность невозможна, поскольку они возникают не только, но воле их участников. В связи с этим в п. 1 ст. 216 ГК РФ включен в принципе исчерпывающий перечень ограниченных вещных прав'.

  • — вещные права по использованию чужих земельных участков:
    • • право пожизненного наследуемого владения земельным участком (ст. 265 ГК РФ);
    • • право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (ст. 268 ГК РФ);
    • • сервитуты (ст. 274, 277 ГК РФ);
  • — вещные права юридических лиц по хозяйственному использованию имущества собственника:
  • • право хозяйственного ведения имуществом (ст. 294 ГК РФ);
  • • право оперативного управления имуществом (ст. 296 ГК РФ).

Однако с 2015 г. в ЗК РФ утратили силу ст. 20—21 Кодекса о праве пожизненного наследуемого владения земельным участком и праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

Статья 23 ЗК РФ говорит о праве ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитуте). При этом может устанавливаться как частный сервитут (в соответствии с гражданским законодательством), так и публичный (законом или иным нормативным правовым актом РФ или субъекта РФ или актом органа местного самоуправления). Публичные сервитуты устанавливаются в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения и без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний. Сервитут может быть срочным или постоянным. Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

При этом сервитут означает, что один собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от другого собственника его недвижимого имущества права ограниченного пользования этим имуществом. Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. Сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного пользования.

Необходимо заметить, что право собственности на природные объекты существенно отличается от права собственности на имущество и иные объекты неэкологического характера. Эти отличия можно условно объединить в две группы:

  • • отличия по отношениям использования земли и других природных объектов как объекта собственности;
  • • отличия, вытекающие из самого содержания права собственности на данные природные объекты.

Под понятием права собственности на землю и иные природные объекты понимается:

  • — во-первых, совокупность правовых норм, регулирующих данный вид собственнических отношений, которые закреплены в ст. 8—9, 35—36, 72 Конституции РФ, в ГК РФ и других нормативных правовых актах, т. е. право собственности в объективном смысле;
  • — во-вторых, совокупность правомочий лица по владению, пользованию и распоряжению объектом собственности, т. е. право собственности в субъективном смысле;
  • — в-третьих, правоотношение, возникающее между собственником и иными лицами.

Итак, объектами права частной, государственной, муниципальной и других форм собственности на природные объекты являются:

  • отдельные природные объекты (земля, недра, леса, водные объекты);
  • только те, которые предусмотрены в законе (не являются объектами экологические взаимосвязи, ветровая энергия, солнечная энергия);
  • • при условии, если они находятся в экологической связи с окружающей природной средой (например, воду в водопроводе, древесину на предприятии, полезные ископаемые в промышленной переработке и т. п. нельзя считать находящимися в экологической связи с природой; они переходят в разряд имущества и становятся объектами гражданского права).

Субъектами права частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на природные ресурсы являются народы России, проживающие на соответствующей территории, где земля и иные природные ресурсы используются и охраняются как основа их жизни и деятельности. Однако следует особо заметить, что в законе народам не предоставлено статуса собственника и правомочия по владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами осуществляются соответствующими органами государственной и муниципальной власти, а также иными юридическими и физическими лицами.

Право владения природными ресурсами предполагает обладание ими, фактическое господство над ними, а также удержание в обладании. Владение землей и природными объектами может быть полным и частичным. Полное владение бывает во всех случаях, когда природный объект находится на территории субъекта РФ. Если же природный объект географически расположен на территории нескольких субъектов РФ, то порядок владения осуществляется между ними по достигнутому соглашению, а при необходимости — с участием Российской Федерации. Право владения землей и иными природными объектами является абсолютным, т. е. распространяется на все земельные участки и природные объекты, находящиеся на территории соответствующих субъектов РФ.

Право пользования землей и иными природными объектами выражается в хозяйственной и иной их эксплуатации, извлечении из них полезных свойств и использовании для иных целей удовлетворения потребностей общества. Право пользования землей и иными природными объектами осуществляегся с соблюдением определенных правил, основополагающая конструкция которых введена Законом об охране окружающей среды. Права пользования конкретизируются в законах (кодексах) РФ и ее субъектов об использовании и охране природных ресурсов и объектов.

Важно отметить, что право пользования землей и иными природными объектами имеет две основные стороны:

  • установление для природопользователей определенных правил эксплуатации природных объектов при непрерывном государственном контроле за их соблюдением;
  • взимание доходов с природопользователей, полученных в ходе использования природных объектов, через систему налоговых и иных платежей.

Право распоряжения собственника землей и иными природными объектами составляет его третье самостоятельное правомочие. Если в гражданско-правовом понимании этот термин предполагает возможность определять юридическую судьбу вещи, то в отношении природных объектов это правомочие несколько сужено. К данному правомочию распоряжения больше подходит термин «определение юридического статуса природного объекта». Объясняется это тем, что судьбу природных объектов определяют состояние окружающей среды, состояние самого объекта (на которые человек не всегда может оказать решающее влияние).

В заключение необходимо отметить, что владение, пользование и распоряжение природными объектами как правомочие собственности осуществляются собственником с учетом не только природных объектов, но и всей экологической системы, поскольку прямо или косвенно экосистема страны находится в сфере отношений государственной и иных форм собственности на природные объекты.

  • [1] Волков А. М., Лютягина Е. А., Волков А. А. Правовое обеспечение профессиональнойдеятельности: учебник для СПО / отв. ред. А. М. Волков., 2017.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой