Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Характеристика Конституционного Суда Российской Федерации и правового статуса судей

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Устность разбирательства означает, что в ходе судебного заседания стороны представляют судьям Конституционного Суда РФ свои объяснения по существу рассматриваемого вопроса, а участвующие в рассмотрении дела эксперты и свидетели дают показания. Кроме того, закон предоставляет право Конституционному Суду РФ оглашать имеющиеся в деле документы. При этом документы, с которыми до начала заседания… Читать ещё >

Характеристика Конституционного Суда Российской Федерации и правового статуса судей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Правовой основой организации и деятельности Конституционного Суда РФ является Федеральный конституционный закон о Конституционном Суде РФ. Согласно ст. 1 этого закона Конституционный Суд РФ, являющийся судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляет судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Конституционный Суд РФ в своей деятельности руководствуется системой принципов. Однако прежде чем рассматривать их характеристику, необходимо вспомнить определение данного термина.

Большой Энциклопедический словарь определяет принцип (от лат. principum) как основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, политической организации; внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, нормы поведения и деятельности[1].

Мы солидарны с В. Т. Томиным, считающим, что принцип — это основополагающая мировоззренческая идея относительно должного в судоустройстве и определяющая его наиболее существенные черты[2].

Статья 5 Федерального конституционного закона о Конституционном Суде РФ устанавливает, что основными принципами деятельности Конституционного Суда РФ являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон. Кроме того, необходимо отметить, что не менее важными принципами являются устность разбирательства, язык конституционного судопроизводства, непрерывность судебного заседания.

Рассмотрим их подробнее.

1. Независимость. При осуществлении своих полномочий судьи Конституционного Суда РФ руководствуются высшим законом страны — Конституцией, а также Федеральным конституционным законом о Конституционном Суде РФ.

Принятие судьями Конституционного Суда РФ решений основывается на нормах закона, обусловливается исключительно их правовой позицией по рассматриваемому вопросу и не носит политический характер. Кроме того, судьи не имеют нрава направлять запросы или получать предписания относительно принятых к предварительному изучению либо рассматриваемых Конституционным Судом РФ вопросов.

Недопустимо вмешательство в деятельность Конституционного Суда РФ третьих лиц. За нарушение данного запрета лица несут установленную законом ответственность, вплоть до уголовной.

2. Коллегиальность означает, что принятие решений осуществляется в рамках судебных заседаний при наличии двух и более третей от общего количества действующих судей (не учитываются судьи, отстраненные от рассмотрения дела, и полномочия которых приостановлены). При этом в заседаниях должны принимать участие только судьи, рассматривавшие соответствующее дело или вопрос.

Необходимо пояснить, что ст. 56 Федерального конституционного закона о Конституционном Суде РФ устанавливает, что судья Конституционного Суда РФ отстраняется от рассмотрения дела в случаях его участия ранее в принятии рассматриваемого акта либо при наличии его родственных или супружеских связей с представителями сторон. В обоих случаях до начала слушания дела судья обязан заявить самоотвод.

3. Гласность. По общему правилу заседания Конституционного Суда РФ, на которых происходит рассмотрение дел, проводятся в открытой форме, подразумевающей присутствие сторон, их представителей, других участников процесса и сотрудников Секретариата Конституционного Суда РФ, непосредственно обеспечивающих ход заседания. Заседания в закрытой форме проводятся лишь в целях: 1) в обеспечения сохранности охраняемой законом тайны, 2) обеспечения безопасности граждан и 3) защиты общественной нравственности. В этом случае участвуют лишь стороны и их представители. Другие лица присутствуют по усмотрению председательствующего судьи.

Независимо от формы проведения судебного заседания, решения провозглашаются в открытой форме (публично).

  • 4. Состязательность и равноправие сторон. Равноправие гарантирует, что при принятии участия в заседании Конституционного Суда РФ (с проведением слушания либо без такового) стороны абсолютно равны в своих правах и возможностях, предоставленных им законом для отстаивания своей позиции. Состязательность предполагает, что рассмотрение дела происходит в форме устного спора, в котором стороны доказывают суду правоту именно своей позиции. При этом каждая сторона, помимо аргументации своих утверждений, оспаривает утверждения противоположной стороны. Конституционный Суд в этом случае выступает в роли независимого арбитра, разрешающего этот спор по существу.
  • 5. Устность разбирательства означает, что в ходе судебного заседания стороны представляют судьям Конституционного Суда РФ свои объяснения по существу рассматриваемого вопроса, а участвующие в рассмотрении дела эксперты и свидетели дают показания. Кроме того, закон предоставляет право Конституционному Суду РФ оглашать имеющиеся в деле документы. При этом документы, с которыми до начала заседания судьи были уже ознакомлены или содержание которых в рамках заседания уже было изложено, могут не оглашаться.
  • 6. Язык конституционного судопроизводства. Данный принцип является незыблемым и предполагает, что производство в Конституционном Суде РФ ведется исключительно на русском языке. В случае если участники процесса не обладают знанием русского языка, им должно быть обеспечено право давать объяснения на языке, которым они владеют, и предоставлен переводчик.
  • 7. Непрерывность судебного заседания означает, что перерывы в заседании Конституционного Суда РФ недопустимы. Исключения из данного правила возможны в трех случаях: 1) на отдых, 2) дополнительную подготовку участников процесса к дальнейшему рассмотрению дела, 3) для устранения препятствующих ходу заседания обстоятельств.

Правовая основа деятельности Конституционного Суда РФ весьма обширна. Основными нормативными актами, регулирующими порядок его функционирования, являются:

— Федеральный конституционный закон о Конституционном Суде РФ;

Федеральный конституционный закон о судебной системе РФ;

  • — Регламент Конституционного Суда РФ (ст. 28 Федерального конституционного закона о Конституционном Суде РФ;
  • — Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;
  • — Закон о статусе судей;
  • — Указ Президента РФ от 14.09.1995 № 941 «О мерах по обеспечению материальных гарантий независимости судей Конституционного Суда Российской Федерации»;
  • — Указ Президента РФ от 23.12.2007 № 1740 «О месте постоянного пребывания Конституционного Суда Российской Федерации»; и ряд других.

Рассмотрим порядок формирования Конституционного Суда РФ.

Для того чтобы лицо могло претендовать на должность судьи Конституционного Суда РФ, он должен соответствовать ряду требований, установленных в ст. 8 Федерального конституционного закона о Конституционном Суде РФ:

  • — наличие гражданства Российской Федерации;
  • — возраст не менее 40 лет ко дню назначения судьей;
  • — наличие высшего юридического образования;
  • — стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет;
  • — безупречная репутация;
  • — признанная высокая квалификация в области права.

При этом Федеральный конституционный закон о Конституционном Суде РФ в ст. 11 прямо устанавливает ограничения, связанные с невозможностью осуществления судьей Конституционного Суда РФ определенных действий. В частности, он не может:

быть депутатом Совета Федерации, Государственной Думы, иных представительных органов;

  • — занимать либо сохранять за собой другие государственные или общественные должности;
  • — иметь частную практику;
  • — заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности (при этом эта разрешенная деятельность не должна препятствовать выполнению судьей своих обязанностей и не должна служить причиной отсутствия на заседании Суда);
  • — осуществлять защиту или представительство (кроме законного представительства) в суде или иных органах;
  • — оказывать покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей;
  • — принадлежать к политическим партиям и движениям, участвовать в политических акциях, заниматься иной политической деятельностью;
  • — входить в руководящий состав каких-либо общественных объединений.

Кроме того, судья Конституционного Суда РФ не вправе, выступая в СМИ и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение о вопросе, который либо может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ, либо изучается или принят к рассмотрению Конституционным Судом РФ, до принятия решения по этому вопросу.

Судьи Конституционного Суда РФ обладают определенными гарантиями, касающимися независимости при осуществлении своих полномочий. К ним относятся:

  • 1) несменяемость судьи;
  • 2) неприкосновенность судьи;
  • 3) равенство прав судей;
  • 4) установленный порядок приостановления и прекращения полномочий судьи;
  • 5) право на отставку судьи;
  • 6) обязательность соблюдения установленной процедуры конституционного судопроизводства;
  • 7) запрет вмешательства в судебную деятельность;
  • 8) предоставление судье мер материального и социального обеспечения;
  • 9) предоставление гарантий безопасности, соответствующих его высокому статусу.

Ниже предлагается сравнительная характеристика порядка назначения Председателя, заместителей Председателя и судей Конституционного Суда РФ (табл. 5.1).

Таблица 5.1

Сравнительная характеристика порядка назначения на должность и прекращения (приостановления) полномочий Председателя, заместителя Председателя и судей Конституционного Суда РФ

Критерий.

Председатель, заместитель Председателя.

Судья.

Кто вносит представление.

Президент РФ.

Депутаты (члены) Совета Федерации и Государственной Думы;

законодательные (представительные) органы субъектов РФ;

высшие судебные органы; федеральные юридические ведомства;

всероссийские юридические сообщества; юридические научные и учебные заведения.

Кому вносится представление.

;

Президенту РФ.

Кто рассматривает представление Президента РФ.

Совет Федерации.

Совет Федерации.

Срок рассмотрения вопроса о назначении на должность.

Законом нс регламентирован.

14 дней.

Срок действия полномочий.

Шесть лет. Могут быть назначены на новый срок. Предельный возраст пребывания в должности Председателя Конституционного Суда РФ не ограничен.

Полномочия определенным сроком не ограничены. Однако предельный возраст пребывания в должности — 70 лет.

Окончание табл. 5.1

Критерий.

Председатель, заместитель Председателя.

Судья.

Основания досрочного прекращения (приостановления) полномочий.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей.

Приостановление полномочий судьи (ч. 1 ст. 17 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»).

Прекращение полномочий судьи (ч.ч. 1, 2 ст. 18 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»).

Порядок досрочного прекращения (приостановления) полномочий.

Принятие данного решения Конституционным Судом РФ путем тайного голосования простым большинством в размере двух третей голосов от числа действующих судей Конституционного Суда РФ.

Приостановление полномочий судьи (ч. 2 ст. 17 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»).

Прекращение полномочий судьи (ч. 3 ст. 18 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»).

Кто принимает итоговое решение о досрочном прекращении (приостановления) полномочий.

Совет Федерации по представлению Президента РФ.

Приостановление полномочий судьи Конституционного Суда РФ осуществляется по решению Конституционного Суда РФ, принимаемому не позднее месяца со дня выявления основания к их приостановлению.

Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда РФ производится Советом Федерации по представлению Конституционного Суда РФ.

Порядок назначения на должность.

Председатель Конституционного Суда РФ и его заместители назначаются на должность Советом Федерации голосованием большинством голосов.

Тайное голосование с большинством от общего числа депутатов (членов) Совета Федерации.

Примечание. Количество судей Конституционного Суда РФ — 19. Если судья выбывает из состава Конституционного Суда РФ, то не позднее месяца со дня открытия вакансии Президент РФ вносит в Совет Федерации РФ представление о назначении другого лица.

Федеральный конституционный закон о Конституционном Суде РФ в ст. 3 устанавливает, что целью деятельности Конституционного Суда РФ является:

  • — защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина
  • — обеспечение верховенства и прямого действия Конституции на всей территории нашего государства.

Соответственно целям деятельности регламентированы и полномочия Конституционного Суда РФ:

  • 1) разрешение дел о соответствии всех издаваемых на территории РФ нормативных правовых актов Конституции:
  • 2) разрешение споров о компетенции между органами государственной власти на уровне РФ, субъектов РФ и между собой;
  • 3) проверка конституционности закона, примененного в конкретном деле, как результат рассмотрения жалоб граждан на нарушение конституционных прав и свобод;
  • 4) проверка конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле, как результат исполнения запросов соответствующих судов;
  • 5) проверка конституционности вопроса, выносимого на референдум;
  • 6) толкование Конституции;
  • 7) дача заключения относительно соблюдения установленного законом порядка обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
  • 8) выступление с законодательной инициативой в пределах своей компетенции и иные полномочия.

В настоящее время указанный перечень полномочий является исчерпывающим. Однако законодатель устанавливает возможность расширения компетенции Конституционного Суда РФ путем внесения изменений в Федеральный конституционный закон о Конституционном Суде РФ, регулирующий деятельность данного Суда.

Также Федеральный конституционный закон о Конституционном Суде РФ определяет, что Конституционный Суд РФ не устанавливает и не исследует фактические обстоятельства, если это входит в компетенцию других судов или иных органов, и решает исключительно вопросы права.

Полномочия Председателя Конституционного Суда РФ конкретизированы в соответствии с его правовым статусом и занимаемой им должностью.

В частности, в круг его полномочий входит:

  • — руководство подготовкой заседаний Конституционного Суда РФ (включая созыв заседания и председательствование на нем);
  • — внесение на обсуждение в рамках заседаний Конституционного Суда РФ вопросов, подлежащих рассмотрению;
  • — по поручению Суда выступает от его имени с заявлениями различного характера;
  • — руководит аппаратом Суда;
  • — вносит на рассмотрение Суда предложения о кандидатурах на должность руководителей аппарата и Секретариата Суда, а также о структуре аппарата;
  • — вносит на рассмотрение Суда Положение о Секретариате Конституционного Суда РФ и другие полномочия.

Полномочия судьи Конституционного Суда РФ могут быть приостановлены на время либо прекращены совсем.

Основаниями приостановления полномочий судьи являются:

  • 1) возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо привлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу;
  • 2) временная неспособность судьи по состоянию здоровья выполнять свои служебные обязанности.

Соответствующее решение Конституционного Суда РФ должно быть принято не позднее месяца со дня, когда были выявлены указанные основания.

Однако, несмотря на факт приостановления полномочий судьи, ему продолжает выплачиваться ежемесячное денежное вознаграждение, ежеквартальное денежное поощрение. Все гарантии также остаются в силе.

Основаниями прекращения полномочий судьи, в соответствии с Федеральным конституционным законом о Конституционном Суде РФ, выступают:

  • 1) нарушение установленного порядка назначения на должность;
  • 2) достижение судьей предельного возраста пребывания в должности;
  • 3) личное письменное заявление судьи об отставке до достижения им предельного возраста пребывания в должности;
  • 4) утрата судьей гражданства Российской Федерации;
  • 5) вступивший в законную силу обвинительный приговор в отношении судьи;
  • 6) совершение судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи;
  • 7) продолжение занятий или совершение действий, не совместимых с должностью судьи;
  • 8) неучастие судьи в заседаниях Конституционного Суда РФ или уклонение его от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин;
  • 9) признание судьи недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
  • 10) признание судьи безвестно отсутствующим по вступившему в законную силу решению суда;
  • 11) объявление судьи умершим вступившим в законную силу решением суда;
  • 12) смерть судьи:
  • 13) неспособность по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение 10 месяцев подряд исполнять свои обязанности.

Соответствующее решение Конституционного Суда РФ направляется Президенту РФ и в Совет Федерации.

Кроме того, судья вправе уйти в отставку. Данное право возникает в случае достижения им предельного возраста пребывания в должности либо признания его недееспособным решением суда, вступившим в законную силу, либо, но личному письменному заявлению судьи об отставке до достижения им предельного возраста пребывания в должности.

При этом если судья имеет стаж работы по юридической специальности не менее 15 лет, выплачивается по его выбору пенсия или необлагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере 80% ежемесячного денежного вознаграждения работающего судьи Конституционного Суда РФ.

Кроме того, деятельность самого Конституционного Суда РФ, его руководства и судей обеспечивают Аппарат Конституционного Суда РФ, Секретариат Председателя и Заместителей Председателя Конституционного Суда и Аппараты судей.

В общих чертах полномочия Секретариата Конституционного Суда РФ выглядят следующим образом:

  • 1) осуществление организационного, научно-аналитического, информационно-справочного и иного обеспечения Конституционного Суда РФ;
  • 2) прием посетителей;
  • 3) рассмотрение в предварительном порядке поступивших в адрес Конституционного Суда РФ обращений, если они не требуют изучения судьями Конституционного Суда РФ;
  • 4) содействие судьям в подготовке дел и иных вопросов к рассмотрению в заседаниях и на совещаниях и др.

Проанализируем организационные формы конституционного судопроизводства.

Конституционный Суд РФ рассматривает и разрешает дела в заседаниях Конституционного Суда РФ в двух формах:

  • 1) с проведением слушаний;
  • 2) без проведения слушаний.

Конституционный Суд РФ рассматривает и разрешает дела без проведения слушаний, если придет к выводу о том, что:

  • 1) положения нормативного правового акта, оспариваемые заявителем, аналогичны нормам, признанным ранее неконституционными, о чем вынесено постановление Конституционного Суда РФ, сохраняющее юридическую силу;
  • 2) оспариваемая заявителем норма, ранее признанная постановлением Конституционного Суда РФ неконституционной, применена судом в конкретном деле, а подтверждение Конституционным Судом РФ неконституционное™ этой нормы необходимо для устранения фактов нарушений конституционных прав и свобод граждан в правоприменительной практике.

Однако Федеральный конституционный закон о Конституционном Суде РФ устанавливает исключения из данного правила. Так, дело не подлежит разрешению без проведения слушания, если:

  • 1) ходатайство с возражением против применения такой процедуры подано Президентом РФ, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством РФ или органом государственной власти субъекта РФ в случае, когда предполагается разбирательство дела о соответствии Конституции принятого соответствующим органом нормативного правового акта;
  • 2) ходатайство подано заявителем в случае, когда проведение слушаний необходимо для обеспечения его прав.

По итогам разрешения дела без проведения слушания выносится постановление.

Конституционный Суд РФ проводит заседания, на которых:

  • — рассматривает вопросы, относящиеся к полномочиям Конституционного Суда РФ, определенным Конституцией и ст. 3 Федерального конституционного закона о Конституционном Суде РФ;
  • — принимает послания Конституционного Суда РФ;
  • — принимает Регламент Конституционного Суда РФ и вносит в него изменения и дополнения.

Кроме того, в заседаниях также принимаются решения:

  • — о представлении судьи Конституционного Суда РФ к награждению государственной наградой РФ, в том числе присвоению ему почетного звания РФ;
  • — об обращении к Президенту РФ с ходатайством о его согласии на принятие судьей Конституционного Суда награды или иного знака отличия иностранного государства;
  • — о приостановлении или прекращении полномочий судьи Конституционного Суда РФ;
  • — наличии оснований для досрочного прекращения Советом Федерации по представлению Президента РФ полномочий Председателя или заместителей Председателя Конституционного Суда РФ, и др.

Виды решений, выносимых Конституционным Судом РФ. Конституционный Суд РФ уполномочен принимать три вида решения — постановление, определение, заключение.

  • 1. Решения Конституционного суда РФ об оспаривании конституционности какой-либо нормы закона оформляются в виде постановления.
  • 2. Решения Конституционного суда РФ о соблюдении порядка обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления оформляются в виде заключения.
  • 3. Все прочие решения оформляются в виде определения.

Значение принятых судом решений заключается в их общеобязательности. Они не требуют никакого подтверждения со стороны других государственных органов и должностных лиц. Даже если другой суд вынес решение, противоречащее правовой позиции Конституционного Суда РФ, оно должно быть отменено в рамках соответствующего судебного контроля или надзора. Кроме того, решение о признании акта противоречащим Конституции по одному и тому же делу выносится только один раз.

Решение Конституционного Суда РФ окончательно и обжалованию не подлежит. Вступление решения в законную силу зависит от порядка его принятия. Так, если дело рассматривалось с проведением слушания в заседании Конституционного Суда РФ, то оно вступает в силу немедленно после его провозглашения. Если же слушание дела не проводилось, то решение вступает в силу со дня его опубликования. Иные решения Конституционного Суда РФ вступают в силу со дня их принятия.

Постановления и заключения Конституционного Суда РФ должны быть обоснованы, мотивированы и оформлены в виде отдельных документов. Определения Конституционного Суда РФ оглашаются в заседании и, как правило, заносятся в протокол. Вынесение отдельного документа в виде определения возможно только по специальному решению Суда.

Решение Конституционного Суда принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей прямым большинством голосов. Председательствующий судья голосует последним. При этом судья Конституционного Суда РФ не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от него.

Требования, предъявляемые к решениям. В решении, в зависимости от характера рассматриваемого вопроса, должны содержаться следующие сведения:

  • 1) наименование решения, дата и место его принятия;
  • 2) персональный состав Конституционного Суда РФ, принявший решение;
  • 3) данные о сторонах;
  • 4) формулировка рассматриваемого вопроса, поводы и основания к его рассмотрению;
  • 5) нормы Конституции и Федерального конституционного закона о Конституционном Суде РФ, дающие право Суду рассматривать данный вопрос;
  • 6) требования, содержащиеся в обращении;
  • 7) фактические и иные обстоятельства, установленные Судом;
  • 8) нормы Конституции и вышеуказанного Федерального конституционного закона, которыми руководствовался Конституционный Суд при принятии решения;
  • 9) доводы в пользу принятого Конституционным Судом РФ решения, а при необходимости также доводы, опровергающие утверждения сторон;
  • 10) формулировка решения;
  • 11) указание на необходимость пересмотра дела в отношении заявителя в случае вынесения постановления о неконституционное™ оспариваемого нормативного акта;
  • 12) указание на окончательность и обязательность решения;
  • 13) порядок вступления решения в силу, а также порядок, сроки и особенности его исполнения и опубликования.

Итоговое решение Конституционного Суда РФ должно быть подписано всеми судьями, участвовавшими в голосовании (ст. 75 Федерального конституционного закона о Конституционном Суде РФ).

Однако возникают ситуации, когда, но итогам рассмотрения дела судья не согласен с вынесенным решением или мнением большинства судей. Так, судья Конституционного Суда РФ голосовал за принятое постановление или заключение по существу рассматриваемого Конституционным Судом вопроса, но остался в меньшинстве при голосовании по какому-либо другому вопросу или по мотивировке принятого решения.

Тем не менее в этом случае он обязан подписать данное решение. Но Закон предоставляет право судье письменно изложить свое особое мнение относительно принятого решения или несогласия с большинством судей. В этом случае особое мнение судьи или письменное несогласие судьи приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию в «Вестнике Конституционного Суда РФ» вместе с решением Конституционного Суда.

Далее, постановления и заключения Конституционного Суда в срок не позднее двух недель со дня их подписания должны быть направлены:

  • — судьям Конституционного Суда РФ;
  • — заинтересованным сторонам;
  • — Президенту РФ, Совету Федерации, Государственной Думе, Правительству РФ, Уполномоченному по правам человека;
  • — Верховному Суду РФ, Генпрокурору РФ, Председателю СК РФ, министру юстиции РФ;
  • — другим государственным органам и организациям, общественным объединениям, должностным лицам и гражданам.

Постановления и заключения Конституционного Суда РФ подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях тех органов государственной власти и субъектов РФ, которых касается принятое решение.

Решения Конституционного Суда РФ публикуются также в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации» и, при необходимости, в иных изданиях.

  • [1] URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/244 034 (дата обращения: 12.01.2015).
  • [2] Томин В. Т. К вопросу о понятии принципа советского уголовного процесса // ТрудыВШ МООП РСФСР. 1985. № 12. С. 192−201.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой