Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Этапы оказания помощи освобождаемым

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При выбытии осужденного его родственники по общему правилу не уведомляются. Сотрудники служб по социальному и бытовому устройству в ходе воспитательной работы, предшествующей освобождению, рекомендуют освобождаемому, с учетом имеющейся информации о семье осужденного, самостоятельно уведомить родных или иных лиц. Однако при освобождении от отбывания принудительных работ, ареста или лишения свободы… Читать ещё >

Этапы оказания помощи освобождаемым (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Оказание помощи освобождаемым — длительный и трудоемкий процесс, поэтому он начинается еще до освобождения от отбывания наказания и делится на этапы: подготовительный, выбытие осужденного и социальная адаптация.

Подготовительный этап. Подготовительная работа начинается в срок не позднее чем за два месяца до истечения срока ареста и за шесть месяцев до истечения срока принудительных работ или лишения свободы. Если срок лишения свободы не превышает шести месяцев, то подготовка начинается после вступления приговора в законную силу. В рамках подготовительного этапа администрация учреждений уголовно-исполнительной системы осуществляет следующие действия.

  • 1. С осужденными проводятся индивидуальные беседы сотрудниками служб по социальному и бытовому устройству для выяснения вопросов, где осужденный намерен проживать, имеет ли связь с родственниками, каковы характер взаимоотношений с ними и жизненные планы осужденного.
  • 2. В органы местного самоуправления и федеральной службы занятости по избранному осужденным месту жительства направляется уведомление о его предстоящем освобождении, наличии у него жилья, его трудоспособности и имеющихся специальностях. В органы внутренних дел по месту предполагаемого места жительства освобождаемого направляется запрос о возможности проживания по избранному адресу. В отдельных субъектах РФ (Свердловская, Тюменская области) на основании соглашений с ФСИН России и региональных программ социальной поддержки осуществляется также уведомление органов социальной защиты субъектов РФ.
  • 3. С осужденным проводится воспитательная работа в целях подготовки его к освобождению, ему также разъясняются его права и обязанности, особенности правового статуса судимого лица. В исправительных учреждениях работают «школы подготовки осужденных к освобождению», в занятиях которых принимают участие психологи, специалисты по социальной работе, приглашенные сотрудники государственных и муниципальных органов и учреждений. Осужденному сообщается обо всех результатах переписки исправительного учреждения по вопросам его предстоящего освобождения.
  • 4. Осужденные, являющиеся инвалидами I или II группы, а также осужденные мужчины в возрасте старше 60 лет и женщины старше 55 лет могут ходатайствовать об их направлении после освобождения в дома инвалидов и престарелых.
  • 5. Осужденные за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, с их согласия могут быть освидетельствованы комиссией врачей-психиатров для решения вопроса о наличии или отсутствии расстройства сексуального предпочтения (педофилии) и определения мер медицинского характера.
  • 6. В соответствии с п. «а» ч. 1 ст. 97 УИК РФ осужденным к лишению свободы, содержащимся в исправительных и воспитательных колониях, а также осужденным, оставленным в установленном порядке в следственных изоляторах и тюрьмах для ведения работ по хозяйственному обслуживанию, могут быть разрешены краткосрочные, продолжительностью до семи суток, выезды за пределы исправительных учреждений, не считая времени, необходимого для проезда туда и обратно, для предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства осужденного после освобождения.

Этап выбытия осужденного. Этот этап детально урегулирован УИК РФ и Инструкцией об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста России от 13.01.2006 № 2. Большое внимание этому этапу уделено в связи с высокой степенью социальной дезадаптации многих освобождаемых, утратой навыков жизни за пределами учреждений уголовно-исполнительной системы. Например, в 2012 г. из одной из исправительных колоний особого режима был освобожден осужденный, непрерывно отбывавший наказание в виде лишения свободы по двум приговорам суда (с учетом времени нахождения под стражей) с 1989 г. Нетрудно представить объективные трудности для такого осужденного в решении, казалось бы, простейших бытовых задач: пользование наличными деньгами, приобретение билета, проезд на транспорте и т. д.

Осужденные к наказаниям в виде принудительных работ, ареста или лишения свободы обеспечиваются бесплатным проездом до избранного места жительства, продуктами питания и деньгами на время проезда. Постановлением Правительства РФ от 24.10.1997 № 1358 «О порядке обеспечения продуктами питания или деньгами на время проезда к месту жительства осужденных, освобождаемых от отбывания наказания» установлено, что обеспечение исчисляется исходя из средней стоимости нормы питания осужденных за месяц, предшествующий освобождению. К избранному месту жительства осужденный следует в собственной одежде, однако в случае отсутствия у него необходимой по сезону одежды или средств на ее приобретение освобождаемые обеспечиваются одеждой за счет бюджета.

При выбытии осужденного его родственники по общему правилу не уведомляются. Сотрудники служб по социальному и бытовому устройству в ходе воспитательной работы, предшествующей освобождению, рекомендуют освобождаемому, с учетом имеющейся информации о семье осужденного, самостоятельно уведомить родных или иных лиц. Однако при освобождении от отбывания принудительных работ, ареста или лишения свободы осужденных, нуждающихся по состоянию здоровья в постороннем уходе, осужденных беременных женщин и осужденных женщин, имеющих малолетних детей, а также несовершеннолетних осужденных администрация учреждения, исполняющего наказание, заблаговременно ставит в известность об их освобождении родственников либо иных лиц. Такие осужденные следуют к месту жительства в сопровождении родственников или работников исправительного учреждения.

В 2013 г. введено информирование потерпевшего или его законного представителя об освобождении осужденного от отбывания лишения свободы. В соответствии со ст. 172.1 УИК РФ такое уведомление направляется не позднее чем за 30 дней до освобождения, а при досрочном освобождении — в день освобождения. Информирование осуществляется только при наличии в личном деле осужденного копии определения или постановления суда об уведомлении потерпевшего или его законного представителя. Такие судебные акты принимаются в случае, если до окончания прений сторон потерпевший или его законный представитель изъявил желание получать в обязательном порядке информацию о прибытии осужденного к лишению свободы к месту отбывания наказания, о выездах осужденного за пределы учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, о времени освобождения осужденного из мест лишения свободы (ч. 5 ст. 313 УПК РФ).

Этап социальной адаптации. Это наиболее важный, переломный этап в жизни осужденного. Социальная адаптация представляет собой комплекс социальных, организационных и правовых мероприятий, направленных на восстановление нарушенных социальных связей и функций лиц, освобожденных от отбывания наказания, а также на активное приспособление указанных лиц к принятым в обществе правилам и нормам поведения.

Во многом от этого периода времени зависит, насколько удачно человек впишется в жизнь общества, сможет ли он удержаться от совершения новых преступлений. Исследования показали, что в большинстве случаев новое преступление совершается в течение 18 месяцев после освобождения. По корыстным преступлениям — в течение первых девяти месяцев после освобождения[1]. Между тем значимость этого периода не нашла отражения в законе. Так, ст. 182 УИК РФ ограничивается лишь абстрактной формулировкой: «осужденные, освобождаемые от ареста или лишения свободы, имеют право на трудовое и бытовое устройство и получение других видов социальной помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами». Правовых актов, регулирующих помощь осужденным, практически нет, таким образом, освобожденные от отбывания наказания могут реализовать свое право на социальную защиту наряду с другими гражданами. Полагаем, что главная причина ухода государства от решения проблемы адресной и правильной социальной адаптации и ресоциализации бывших осужденных — высокая стоимость социальной помощи. Однако, исходя из известного высказывания Ф. Листа, «лучшая уголовная политика — это политика социальная»[2], так что экономия денег на данном направлении будет обходиться весьма дорого для всего общества — возрастающим уровнем рецидива.

Безусловно, значительное количество освобождаемых, особенно из мест лишения свободы, подпадает под категорию «социально незащищенные граждане» или «нуждающиеся в социальной помощи», поэтому перед обществом так или иначе встает вопрос о необходимости социальной адаптации освобожденных от отбывания наказания. В последние годы разработаны десятки проектов законов («О пробации», «О социальной помощи освобожденным из мест лишения свободы»), государственных и муниципальных программ социальной помощи. Однако реально работают лишь программы некоторых субъектов РФ, финансирование которых, к сожалению, не может помочь в решении проблемы бытового и трудового устройства освобожденных.

В поручении Президента РФ (от 25.02.2009 № Пр-444) субъектам РФ было рекомендовано разработать и утвердить программы по оказанию социальной помощи лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы, и содействию их социальной реабилитации. Такие программы (и региональные, и ведомственные) были утверждены большинством субъектов РФ. Так, постановлением Правительства Республики Бурятия от 06.07.2012 № 411 утверждена Концепция государственной политики Республики Бурятия по социальной реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и лиц, осужденных к наказаниям и иным мерам уголовно-правового характера без изоляции от общества[3]. В Башкортостане более пяти лет применяется республиканский закон «О социальной адаптации лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы»[4]. Недостатком программ и региональных актов является то, что они предусматривают лишь перечень отдельных мероприятий, по большей степени разового и локального характера, не выходят при их реализации за пределы конкретного субъекта РФ.

  • [1] По материалам автора главы (Свердловская область). См. также: Городияпская В. В. Постпенитенциарный рецидив: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Томск, 2011. С. 15—19;Тохова Е. А. Предупреждение постпенитенциарного рецидива преступлений: автореф. дис… канд. юрид. наук. Краснодар, 2011. С. 11 — 12.
  • [2] Лист Ф. Учебник уголовного права. Общая часть. М., 1903. С. 7.
  • [3] Постановление Правительства Республики Бурятия от 06.07.2012 № 411 «Об утверждении Концепции государственной политики Республики Бурятия по социальной реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и лиц, осужденных к наказаниями иным мерам уголовно-правового характера без изоляции от общества» // Бурятия. 2012.№ 69.
  • [4] Закон Республики Башкортостан от 03.02.2009 № 92-з «О социальной адаптации лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы» // Республика Башкортостан. 2009. № 21—22.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой