Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Семейное и наследственное право

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Мусульманская религия рассматривает безбрачие как нежелательное состояние, а сам брак — как священную обязанность мусульманина. Брак заключался в форме договора. Формально для его заключения было необходимо согласие всех, в том числе жениха и невесты, но считалось, что волю детей могут выразить родители, а на практике воля невесты часто не учитывалась. Брачный возраст для девушек устанавливался… Читать ещё >

Семейное и наследственное право (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Мусульманская религия рассматривает безбрачие как нежелательное состояние, а сам брак — как священную обязанность мусульманина. Брак заключался в форме договора. Формально для его заключения было необходимо согласие всех, в том числе жениха и невесты, но считалось, что волю детей могут выразить родители, а на практике воля невесты часто не учитывалась. Брачный возраст для девушек устанавливался с девяти лет, для юношей индивидуально. Необходимым условием брака была уплата женихом выкупа за невесту. Браки с иноверцами, отступниками от ислама не допускались. Однако мусульманин мог взять в жены женщину другой религии, поскольку предполагалось, что он обратит ее в свою веру.

Коран позволял мужчине иметь четырех жен, а также наложниц из числа рабынь. Однако муж должен был предоставить каждой имущество, одежду, жилище соответственно своему социальному статусу. Это могли позволить себе лишь состоятельные люди. У шиитов допускались временные браки.

Брак носил патриархальный характер, строился на господстве мужчины, который управлял имуществом семьи, нес расходы по дому. Муж осуществлял отцовскую власть над детьми. Жена вела домашнее хозяйство.

Шариат допускал расторжение брака, причем количество разводов и последующих браков не регламентировалось. Развод для мужчины был свободен, жена могла требовать развода только через суд и по исчерпывающему перечню оснований: жестокое обращение с женой, невыделен не средств, неисполнение супружеских обязанностей.

В случае развода муж должен был выделить жене необходимое имущество. После развода женщина оставалась на два-три месяца в доме бывшего мужа, чтобы определить, не беременна ли она, так как ребенок должен был остаться в доме отца.

Наследование могло осуществляться как по закону, так и по завещанию. Завещать могли только в пользу законных наследников и не более? имущества, при наследовании по закону женщины получали долю вдвое меньшую, чем мужчины. В первую очередь к наследованию призывались дети умершего, затем братья, дяди. Особенностью мусульманского права было то, что обязательства не передавались по наследству. Из имущества умершего выделялась доля на его погребение, затем уплачивались долги, а затем наследники вступали в свои права.

Уголовное право и судебный процесс

Мусульманское право, хотя и определяется «божественным откровением», исходит из деятельности людей, не исключает возможности человека самому выбирать направление своей жизни. Соответственно, отказ от надлежащего поведения рассматривался не только как юридическое нарушение, но и религиозный грех, влекущий возмездие. Отсюда мусульманское право действия каждого лица определяло как: 1) строго обязательные; 2) желательные; 3) разрешаемые; 4) нежелательные, но ненаказуемые; 5) запрещенные и строго наказуемые.

Главные ценности, на которые была направлена защита ислама, — религия, жизнь, разум, продолжение потомства, собственность. В зависимости от посягательства на них все преступления делились на три группы.

  • 1. Преступления против основ религии и государства, за которые следуют строго определенные наказания — хадд. Такие преступления трактовались как посягательство на «права Аллаха» и не подлежали прощению. Сюда относились отступничество от ислама, бунт, сопротивление государственным властям, кражи, употребление спиртных напитков, прелюбодеяние и ложное обвинение в нем.
  • 2. Преступления против отдельных лиц, за которые назначались определенные наказания, — кисас. К данной категории относились убийства (умышленное и неумышленное), телесные повреждения. Для определения наказания здесь использовался принцип талиона. Однако кровную месть можно было заменить выкупом, если родственники убитого прощали виновного.
  • 3. Правонарушения, наказания за которые строго не установлены и меру наказания (тазир) избирал суд. Например: оскорбления, хулиганство, обмеривание, обвешивание, азартные игры и т. п.

В качестве наказаний применялись смертная казнь, членовредительство, тюремное заключение, штрафы и конфискации, позорящие наказания (бритье бороды, лишение права носить чалму и т. д.), ссылка и высылка из страны.

Смертная казнь проводилась публично. За воровство Коран предписывал отрубать руку: за первую кражу отсекали правую руку, за повторную — левую. Однако такое наказание следовало, если стоимость украденного превышала ¼ динара. За употребление вина следовало наказание в 40 палочных ударов. Причиненный ущерб позволялось возмещать денежным выкупом, потерпевшему или его родственникам. Так, родственники убитого могли простить виновного, в этом случае им выплачивался выкуп в 1000 динаров (за женщину половина суммы).

Судебный процесс носил обвинительный характер. Дело начиналось по заявлению потерпевшего. Процессуальных различий по уголовным и гражданским делам не было. Суд обычно проходил публично, на нем могли присутствовать все желающие. Судопроизводство носило устный характер, хотя судебные решения фиксировались письменно. Основными доказательствами были признания, показания свидетелей, клятвы. Суд носил непрерывный характер, решение должно было быть принято на одном заседании и не могло переноситься на следующий день. Судья не занимался сбором доказательств, а лишь оценивал представленные. Достаточными свидетельствами были показания двух свидетелей-мусульман. Показания женщин рассматривались как половинчатое доказательство. Обжалование приговора не применялось, однако судья мог изменить решение, если становились известными какие-либо новые обстоятельства дела.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой