Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Внутрисистемный контроль в деятельности органов внутренних дел Республики Таджикистан

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Среди проблем повышения эффективности контроля был и остается ключевым вопрос улучшения организации этой деятельности. Для его успешного решения необходимо рассматривать контроль не как таковой, а применительно к конкретной отрасли или сфере управления, предметному содержанию исполнительно-распорядительной деятельности, в частности — в органах внутренних дел. Так, в системе МВД Республики… Читать ещё >

Содержание

  • Г Л, А В, А I. МЕСТО И РОЛЬ КОНТРОЛЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
    • 1. 1. Сущность, содержание и виды контроля в органах внутренних дел
    • 1. 2. Система контроля в органах внутренних дел Республики Таджикистан и ее организационное обеспечение
    • 1. 3. Нормативно-правовое обеспечение системы контроля в деятельности органов внутренних дел
  • Г Л, А В, А II. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
    • 2. 1. Условия эффективности системы контроля в деятельности органов внутренних дел Республики Таджикистан
    • 2. 2. Совершенствование правового регулирования системы контроля в органах внутренних дел Республики Таджикистан
    • 2. 3. Инспектирование и специальный контроль руководителя, как инструменты повышения эффективности управленческой деятельности в органах внутренних дел Республики Таджикистан

Внутрисистемный контроль в деятельности органов внутренних дел Республики Таджикистан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Социально-экономические и политические преобразования, происходящие в Республики Таджикистан, не могут не затрагивать органы внутренних дел. Интересы борьбы с преступностью и обеспечения общественного порядка в условиях современной криминальной ситуации в республике требуют реформирования органов внутренних дел, повышения эффективности их деятельности. Однако, учитывая экономические возможности Республики Таджикистан, видимо, нельзя рассчитывать, что в ближайшее время произойдут качественные изменения в материальном и техническом обеспечении органов внутренних дел. В связи с этим, поставленные перед МВД Республики Таджикистан задачи прогрессивных изменений в системе Министерства, предстоит решать преимущественно исходя из внутренних резервов, одним из которых является совершенствования управленческой деятельности.

Как известно, одной из функций управления и важнейшим элементом управленческой деятельности является контроль, поэтому эффективность любой системы управления в значительной степени зависит от рациональной организации контроля. Выступая также в качестве формы обратной связи между объектом и субъектом управления, контроль по существу обеспечивает целостность всей системы управления.

Именно контроль является той функцией, на которую наряду с планированием Министерство внутренних дел Республики Таджикистан обращает особо пристальное внимание, что, безусловно, должно распространяться и на нижестоящие органы внутренних дел. В то же время, руководством МВД республики отмечается, что эта функция за последнее время была ослаблена1. Ставится вопрос об усилении повседневного контроля за положением дел на местах. Ведь недостатки в организации контроля существенно снижают ка.

1 Деятельность органов внутренних дел Республики Таджикистан в годы независимости / под общ. ред. Министра внутренних дел Республики Таджикистан генерал-полковникаХ.Х. Шарипова. Т.1. — Душанбе, 2006. С. 202. чество руководства подчиненными подразделениями. Эффективный же контроль — напротив — способствует совершенствованию организационной работы в органах внутренних дел и успешному выполнению своих обязанностей каждым сотрудником. Он позволяет создать рациональную систему руководства, дает возможность определить деловые качества сотрудников, содействует слаженности целеустремленной работы всех звеньев системы МВД Республики Таджикистан сверху донизу.

Практика показывает, что в тех органах внутренних дел, где система контроля отработана и постоянно действует, обеспечивается своевременное и качественное исполнение управленческих решений, улучшаются показатели оперативно-служебной деятельности.

Среди проблем повышения эффективности контроля был и остается ключевым вопрос улучшения организации этой деятельности. Для его успешного решения необходимо рассматривать контроль не как таковой, а применительно к конкретной отрасли или сфере управления, предметному содержанию исполнительно-распорядительной деятельности, в частности — в органах внутренних дел. Так, в системе МВД Республики Таджикистан осуществляется внутриведомственный контроль, в основе которого лежат отношения субординации. В силу этого он характеризуется осуществлением проверочной деятельности организационно подчиненных объектов, наличием у субъектов контроля властных полномочий, предполагающих право давать обязательные для исполнения указания и применять в необходимых случаях меры принуждения. Эти полномочия реализуются непосредственно руководителем органа внутренних дел.

Вместе с тем, известная формальность внутрисистемного контроля в органах внутренних дел накладывает на него своеобразный отпечаток и в определенной степени тормозит процесс его совершенствования с учетом современных требований. Это подтверждается, в частности, данными социологического опроса, проведенного диссертантом при подготовке диссертационного исследования. В ходе него было опрошено 117 руководителей и ведущих сотрудников организационно-инспекторских (штабных) подразделений и других управленческих структур органов внутренних дел Республики Таджикистан. Так, более половины респондентов (55%) отметили, что современное состояние системы контроля в органах внутренних дел Республики Таджикистан не соответствует современным требованиям- 53% из них главной причиной этого назвали нехватку квалифицированных управленческих кадровеще 48% считают крайне неудовлетворительным материально-техническое обеспечение внутрисистемного контроля, а почти две трети (65%) респондентов, полагают, что систему контроля в органах внутренних дел Республики Таджикистан следует дополнить такой новой формой как «специальный контроль», которая позволит существенно повысить эффективность управленческой деятельности.

Для органов внутренних дел, выполняющих ответственные задачи по борьбе с преступностью, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, дальнейшее совершенствование контрольной деятельности диктуется многообразием решаемых ими задач, стремлением улучшения исполнительской дисциплины, укрепления законности, а также влиянием контроля на реализацию других функций управления1.

Анализ управленческой деятельности органов внутренних дел Республики Таджикистан показал, что принятые в 2002;2008 гг. в рамках системы МВД управленческие решения не всегда выполнялись полностью и на должном уровне. Это обусловлено тем, что на современном этапе развития органов внутренних дел Республики Таджикистан нет научной проработанности вопросов, связанных с организацией системы контроля, равно — четкости определений в понятийном аппарате. Состояние ведомственной нормативно-правовой базы МВД Республики Таджикистан также не соответствует совре.

1 См., например: Уциев А. Н. Ресурсное обеспечение стратегического управления в органах внутренних дел. — М. Академия управления МВД России, 2001; Поволоцкий С. Г. Ресурсное обеспечение оперативного управления в органах внутренних дел (правовые и организационные аспекты): Автореф. дис. канд. юрид. наук. -М., Академия управления МВД России. 2008. менным требованиям по созданию эффективной системы контроля. Все это обусловило актуальность данного диссертационного исследования.

Степень разработанности темы. Управленческая проблематика в научных исследованиях, посвященных работе органов внутренних дел, занимает значительное место. В ряде работ рассматриваются вопросы эффективного функционирования системы контроля. Особенно активно проблемы социального и государственного управления изучались в 1960;70 гг. известными учеными В. Г. Афанасьевым, Г. В. Атаманчуком, Д. Н. Бахрахом, Д. М. Гвишиани, Ю. М. Козловым, Ю. В. Кудрявцевым, Б. П. Курашвили, О. Е. Кутафиным, А. Е. Луневым, Б. З. Мильнером, B.C. Нерсесянц, А. М. Омаровым, В. С. Основиным, М. И. Сестровым, Ю. А. Тихомировым, Ц. А. Ямпольской и др.

В это же время активно развивалась и теория управления органами внутренних дел. В числе ученых, внесших большой вклад в теорию и практику управления, создания и функционирования системы контроля в органах внутренних дел можно назвать Р. Х. Алиуллова, В. М. Анисимкова, М. В. Богданова, Н. В. Бугеля, В. Н. Бутылина, В. З. Веселого, С. Е. Вицина, H. J1. Гранат, Г. Г. Зуйкова, Н. Н. Иванова, А. П. Ипакяна, В. Я. Кикотя, JI.M. Колодкина, A.M. Кононова, С. М. Крылова, В. Г. Кутушева, С. П. Ломтева, А.Ф. Майдыко-ва, В. И. Макарова, В. Д. Малкова, С. С. Овчинского, А. В. Ольшевского, А. Н. Рошу, С. А. Старостина, В. Ф. Сухарева, Г. А. Туманова, B.C. Чернявского, Н. Д Шелякина, Е. Ф. Яськова и многие других.

Однако, сложность и масштабность данной проблемы, видимо, объясняет тот факт, что на настоящий момент многие теоретические, методологические, правовые и организационные проблемы эффективности функционирования системы контроля не получили должной научной проработки, а применительно к Республике Таджикистан они вообще рассматриваются впервые. Именно поэтому на современном этапе развития МВД Республики Таджикистан назрела необходимость более глубокого изучения и анализа системы контроля, ее адаптации к специфике функционирования органов внутренних дел.

Более того, признавая ценность исследований российских ученых, на наш взгляд, все же нельзя говорить о достаточно высокой степени завершенности научного познания в области создания эффективной системы контроля и в самой системе МВД России. Думается, опираясь «на наглядные уроки истории, которые не только открывают перед нами картину прошлого, они также помогают осознать настоящее и будущее1», нам предстоит с разных точек зрения переосмыслить еще многие вопросы о роли и месте контроля в механизме управления органами внутренних дел.

Гипотеза настоящего исследования состоит в предположении, что повышение эффективности функционирования органов внутренних дел Республики Таджикистан, которые работают ныне в существенно изменившихся внешних условиях, может быть достигнуто путем совершенствования правового и организационного обеспечения внутрисистемного контроля.

Цели и задачи исследования. Цель диссертационного исследования заключается в том, чтобы с учетом опыта организации управленческой деятельности в органах внутренних дел Российской Федерации, научных достижений российских и таджикских ученых, а также на основе научного анализа теории и практики определить правовые и организационные основы функционирования системы контроля в МВД Республики Таджикистан. На этой базе необходимо разработать методологические подходы к совершенствованию внутрисистемного контроля, которые позволят повысить эффективность деятельности органов внутренних дел Республики Таджикистан.

Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:

— на основе теоретического осмысления эмпирических данных и научных знаний по вопросам эффективности системы контроля, уяснить сущ.

1 Рахмонов Э. Ш. Таджики в зеркале истории. Книга I. От Арийцев до Сама-нидов. — Лондон. 1999. С. 125. ность, содержание, виды контроля и его место в управлении органами внутренних дел Республики Таджикистанпринимая во внимание специфику деятельности органов внутренних дел Республики Таджикистан, уточнить понятийный аппарат по исследуемой проблематике, выявить основные проблемы в организации системы контроляуяснить современное состояние и выявить основные недостатки нормативно-правового обеспечения внутрисистемного контроля в деятельности органов внутренних дел Республики Таджикистанв интересах поиска путей совершенствования системы контроля, определить условия достижения эффективности системы контроля в деятельности органов внутренних дел Республики Таджикистанопределить пути совершенствование правового регулирования деятельности по обеспечению контроля в органах внутренних дел Республики Таджикистан и правоотношений между субъектами ее осуществляющимиразработать и сформулировать предложения по совершенствованию методического, организационного и правового обеспечения инспекторских проверок и специального контроля, выступающих важными инструментами повышения эффективности управленческой деятельности в органах внутренних дел Республики Таджикистан.

Объект исследования — теория и практика управленческой деятельности в органах внутренних дел Республики Таджикистан, контроль как система общественных отношений, связанных с организацией и исполнением управленческих решений в сфере оперативно-служебной деятельности.

Предметом исследования является правовые и организационные аспекты повышения эффективности системы контроля в органах внутренних дел Республики Таджикистан.

Методология и методика исследования. Методологическую основу диссертационного исследования составляют диалектические методы научного познания: системный подход и анализ, ситуационный, комплексный и процессный подходы.

Учитывая сложность рассматриваемых проблем, в работе использовались частные методы познания: анкетирование, интервьюирование, наблюдение. Теоретической основой исследования послужили труды ученых, внесших существенный вклад в формирование научных подходов к управлению органами внутренних дел: В. Г. Афанасьева, Г. А. Аванесова, В. З. Веселого, С. Е. Вицина, А. П. Ипакяна, Н. Н. Иванова, JI.M. Колодкина, А.Ф. Май-дыкова, В. Д. Малкова, А. Х. Миндагулова, В. Ф. Сухарева, Н. Д. Шелякина, Е. Ф. Яськова и других, а также иностранных ученых: И. Ансоффа, Б. Карло-фа, М. Х. Мескона, А. А. Томпсона, А. Д. Стрикленда, Г. Кунца и С. О Даннела и др.

Научная новизна исследования заключается в том, что проблема эффективности контроля, как целостной системы в органах внутренних дел Республики Таджикистан ранее не изучалась. По сути, исследование такого рода является первой попыткой системного анализа места и роли нерешенных проблем, целей, основных направлений и средств их реализации в области внутрисистемного контроля в органах внутренних дел. Разработаны научно обоснованные предложения и рекомендации, направленные на совершенствование системы контроля, ее нормативно-правового регулирования, снижение уровня неопределенности в ряде процессов происходящих в криминальной среде, недостаточности знаний о явлениях, которые происходят в социальной, экономической, правовой, политической жизни общества. Они касаются также определения объема управленческой информации, необходимой для выработки решений по борьбе с преступностью, которые отвечали бы требованиям, предъявляемым к управлению органами внутренних дел на современном этапе развития Республики Таджикистан.

Конкретное проявление научной новизны работы состоит в том, что: — уточнен понятийный аппарат, связанный с темой диссертационного исследованияданы понятия «внутрисистемный контроль в органах внутренних дел Республики Таджикистан» и «специальный контроль руководителей МВД Республики Таджикистан за подчиненными органами внутренних дел»;

— определены сущность, цели, место и роль системы контроля в управлении органами внутренних дел Республики Таджикистан;

— определены виды контроля, необходимые для реализации управленческих решений в системе МВД Республики Таджикистан;

— раскрыта сущность организационного механизма системы контроля в органах внутренних дел;

— выявлены основные условия эффективности системы контроля в МВД Республики Таджикистан, предложены пути и способы их создания;

— предложен проект приказа МВД Республики Таджикистан «Об утверждении Инструкции по обеспечению специального контроля руководителей в системе органов внутренних дел Республики Таджикистан», предусматривающей усиление контроля за отдельными направлениями оперативно-служебной деятельности подчиненных органов и подразделений;

— разработана Инструкция по организации и проведению инспектирования и контрольных проверок деятельности органов внутренних дел Республики Таджикистан, существенно дополняющая организационные и правовые основы данного вида внутрисистемного контроля их деятельности.

Результаты проведенного исследования позволяют вынести на защиту следующие научные положения.

1. Авторское определение понятия «Внутрисистемный контроль в органах внутренних дел Республики Таджикистан», под которым понимается деятельность субъектов управления, направленная на проверку выполнения решений, принятых вышестоящими руководителями, вскрытие недостатков в управленческой деятельности, своевременное обнаружение и устранение возникающих отклонений и причин, их порождающих, в целях эффективного управления процессом функционирования органов внутренних дел и совершенствования их деятельности.

2. Система контроля в органах внутренних дел Республики Таджикистан предназначена для своевременного обнаружения внутренних проблем и внешних угроз. Элементами внутренней среды функционирования органа внутренних дел, которые нуждаются в постоянном контроле, являются: организация управления, включающая формирование целей и задач органа внутренних делорганизационное построение органа с должностными взаимосвязями и компетенциейпроцедура принятия управленческих решений и их реализациярешение вопросов кадрового обеспечения и создания благоприятного микроклимата в коллективахвопросы материально-технического и финансового обеспеченияорганизация режима секретности.

3. Система критериев и показателей эффективности управления в органах внутренних дел Республики Таджикистан включает в себя: а) обобщенный критерий — социально приемлемое состояние общественного порядка и уровня преступности, отсюда — количество зарегистрированных и раскрытых преступленийб) результаты управленческой деятельностив) положительный микроклимат в коллективе, стремление к инновациям, качественное выполнение управленческих решений, активно-побудительный характер управленческих воздействийг) уровень личной удовлетворенности сотрудников своей работой, перспективы служебного роста, хорошие условия работы и отношения в коллективе, как с коллегами, так и с руководством, контроль за результатами работы.

4. Эффективность системы контроля в органах внутренних дел Республики Таджикистан напрямую связана со способностью аппарата управления обеспечивать внутреннюю стабильность и возможность реорганизации при возникновении угроз, так как система контроля, в первую очередь, создана для своевременного обнаружения внутренних слабостей и внешних угроз. В свою очередь, эффективность, результативность аппарата управления зависит от оптимального построения функциональной и организационной структур, наличия реальных ресурсов, необходимых для достижения целей организации контроля в деятельности органов внутренних дел.

5. Причины, обусловившие необходимость совершенствования контроля в органах внутренних дел Республики Таджикистан — это несоответствие состояния системы контроля современным потребностям правоохранительной практики, реальный разрыв трех его основных составляющих: а) получения исчерпывающей информации о недостатках в работе органа (подразделения) внутренних дел, б) принятием на ее основании управленческого решения, в) оказания подчиненным органам и подразделениям внутренних дел практической помощи по устранению недостатков в каком-либо виде деятельности и причин, их порождающих. Действующая система контроля не адекватна решению насущных задач органов внутренних дел, не совершенна по многим параметрам — потому — не пригодна для принятия правильного управленческого решения, в частности, не разработана программа совершенствования системы контроля, без чего она не имеет перспективы развития.

6. Механизм внутрисистемного контроля за органами внутренних дел Республики Таджикистан, включает в себя: комплекс направлений и видов деятельности по отслеживанию состояния реализации правоохранительных задачформирование функциональной структуры системы контроляперечень органов, служб, подразделений и должностей, участвующих в контрольной деятельностирасчет штатной численности применительно к данной системесоздание адаптивной организационной структуры системы контроля, ресурсы, необходимые для создания и функционирования системы контроля.

7. Предложения по совершенствованию организации и правовому обеспечению контроля в органах внутренних дел Республики Таджикистан, в частности, разработанные автором проекты Приказа МВД Республики Таджикистан «Об утверждении Инструкции по обеспечению специального контроля руководителей в системе органов внутренних дел Республики Таджикистан» и Инструкции «Об организации проведения инспекторских проверок и контроля за деятельностью органов внутренних дел Республики Таджикистан».

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования состоит в разработке автором понятий, алгоритмов, методик, процедур и правил, которые могут быть использованы:

— в нормотворческой деятельности МВД Республики Таджикистан по совершенствованию системы контроля в органах внутренних дел;

— в практической деятельности аппарата МВД Республики Таджикистан при совершенствовании организационного механизма системы контроля;

— в научно-исследовательской работе при анализе информационной составляющей контроля оперативно-служебной деятельности ОВД;

— в преподавании учебной дисциплины «Организация управления органами внутренних дел» в Академии управления МВД России и аналогичных, дисциплин в учебных заведениях системы МВД Республики Таджикистан.

Обоснованность и достоверность полученных результатов базируются на методологической основе, которую составили диалектические методы научного познания: системный подход и анализ, ситуационный, комплексный, директивный, функциональный и процессный подходы, использовании обширной информационной базы исследования, в том числе репрезентативных данных, полученных в ходе социологических опросов работников управленческих (штабных) аппаратов МВД Республики Таджикистан, слушателей факультетов и ВАК Академии управления МВД России, а также на выводах из анализа управленческих решений, актов инспекторских проверок МВД Республики Таджикистан, проведенных в 2004;2008 гг. При работе над диссертацией использовались также результаты исследований по проблемам контроля, проведенных другими авторами.

Апробация результатов исследования и их внедрение. Основные выводы и предложения получили апробацию в форме:

— научного доклада в МВД Республики Таджикистан при обсуждении основных положений диссертации;

— научных докладов и обсуждения основных положений диссертации на кафедре теории и социологии управления органами внутренних дел и кафедре управления органами внутренних дел Академии управления МВД России;

— участия диссертанта в работе научно-практического семинара на тему: «Совершенствование управленческой деятельности в органах внутренних дел системы МВД России» (Москва, Академия управления МВД России, 2007 г.) и вузовской научно-практической конференции на тему: «Организация эффективного управления аппаратами МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации горрайорганами внутренних дел» (Москва, Академия управления МВД России, 2008 г.) — «Программно-целевое управление в органах внутренних дел: проблемы и пути совершенствования» (Москва, Академия управления МВД России, 2009 г.);

— внедрения выводов диссертационного исследования в практику деятельности органов внутренних дел Республики Таджикистан, о чем имеются соответствующие акты;

Основные результаты исследования нашли отражение в предложениях соискателя по совершенствованию ведомственной нормативной правовой базы МВД Республики Таджикистан, в частности — в нормотворческой деятельности по изданию Приказа МВД Республики Таджикистан «Об утверждении Инструкции по обеспечению специального контроля руководителей в системе органов внутренних дел Республики Таджикистан» и Инструкции «Об организации проведения инспекторских проверок и контроля за деятельностью органов внутренних дел Республики Таджикистан».

Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы, приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результаты диссертационного исследования подтвердили актуальность проблемы создания и эффективного функционирования системы контроля в органах внутренних дел, правильность постановки основных гипотез и позволили сформулировать ряд выводов, положений и предположений, которые не вошли в число выносимых на защиту, но имеют значение в плане совершенствования внутрисистемного контроля в органах внутренних дел Республики Таджикистан.

1. Управленческий процесс определяет динамизм организации и функционирования органов и подразделений внутренних дел на основе и в соответствии с правоохранительными потребностями общества. Он связан главным образом с поиском гибких форм согласования и упорядочения совместного, коллективного труда, реализацией функций управления, осуществлением организационной, информационно-аналитической, контрольно-регулирующей и научно-методической деятельности. Именно из названных положений проистекают его сущностные характеристики, предопределяющие соответствующие свойства процесса реализации управленческих решений в органах внутренних дел.

2. Главный смысл внутрисистемного контроля в деятельности органов внутренних дел Республики Таджикистан состоит в том, чтобы добиться эффективного выполнения стоящих перед ними задач, предупредить возможные отклонения, вскрыть ошибки, упущения и недостатки.

3. Контроль служит двум основным целям: во-первых, направляет деятельность объектов на выполнение предварительно установленных заданий посредством проверки фактического состояния дел, степени выполнения решений вышестоящих аппаратов и руководителейво-вторых, с его помощью можно управлять процессом непрерывного совершенствования деятельности аппаратов и лиц посредством своевременного обнаружения и устранения возникающих отклонений и их причин.

4. Специфика контроля как функции управления выражается в: установлении и констатации фактического состояния подконтрольного объектасравнительном анализе фактического положения дел с заданным режимом и характером допущенных отклоненийразработке мероприятий по улучшению и корректировке процесса управления, принятии мер по их реализации.

5. Конечная цель внутрисистемного контроля в деятельности органов внутренних дел Республики Таджикистан не столько в том, чтобы выявлять отклонения и просчеты в работе, сколько в том, чтобы их предупреждать. А главное — своевременно устранять причины и условия, им способствующие.

6. При осуществлении контроля субъекты имеют дело с факторами, обусловленными различными причинами и действующими с различной силой, поэтому оправданно использовать не одну, а совокупность различных • форм контроля в определенной последовательности. Это позволит выявить состояние объекта, недостатки и причины их проявления, а главное опредеи лить пути их устранения.

7. В качестве элементов системы контроля можно выделить: субъекты, контроляобъекты контроляпредмет контролятехнические средства и методы контроляорганизационную подсистема (подразделения, органы, должности, специально предназначенные для проведения контроля) — научно-техническую подсистемуправовую подсистемуавтоматизированную подсистему управления.

8. Предназначение системы контроля состоит, из двух составляющих: а) приведение состояние оперативно-служебной деятельности органа внутренних дел в соответствие с целями и задачами, реализация этой цели — составная часть рационализации процесса управления в целомб) обеспечение информацией руководителя органа внутренних дел об отклонениях от поставленных задач, возникающих в подконтрольном органе (подразделении).

9. Система контроля в органах внутренних дел должна обладать всеми свойствами систем, которыми являются: целостность, взаимодействие с внешней средой, структурность, иерархичность построения, непрерывность функционирования, устойчивость, альтернативность путей функционирования, надежности, качественность, целенаправленность. Она должна иметь собственный механизм управления, предназначенный для обеспечения информацией выбора и реализации управленческих решений, сохранения и развития способности к инновациям, управления ресурсами и инновационной деятельностью.

10. Подобно всему управлению, контроль имеет свои уровни (иерархию). Каждый руководитель должен контролировать выполнение управленческих решений вышестоящих субъектов управления и отданных лично им распоряжений лицами, которые эти решения или распоряжения получили для исполнения. Так, начальник органа внутренних дел контролирует деятельность своих заместителей и руководителей отраслевых служб, его заместители осуществляют контроль за деятельностью подчиненных им руководителей служб, каждый из которых контролирует работу непосредственных исполнителей.

11. Контролю подлежат не только результаты деятельности органов внутренних дел, их отдельных служб, подразделений, исполнителей, но также те средства и способы, применение которых позволило достичь этих результатов. Специфика форм и методов работы органов внутренних дел требует постоянного контроля за законностью их использования, немедленного устранения любых нарушений закона.

12. Организационный путь совершенствования контрольной деятельности можно представить как: а) совершенствование организационной структуры органа внутренних делб) четкое распределение функциональных обязанностей среди субъектов контроля по осуществлению контрольной функциив) организация и совершенствование личного планирования руководителейг) использование информационных стендов и т. д.

13. В МВД Республики Таджикистан издержки и недостатки, сложившиеся в системе правового регулирования, столь значительны и существенны, что без их преодоления немыслимо продвижение вперед в наращивании эффективности оперативно-служебной деятельности. К таким издержкам и недостаткам можно отнести:

— низкое качество многих нормативных актов;

— юридическую и фактическую устарелость немалого числа приказов и инструкций;

— слабую структурированность нормативных актов, их недостаточную согласованность и взаимоувязанность;

— гипертрофированную роль подзаконных нормативных актов;

— низкое качество юридической техники;

— чрезмерную централизацию правового регулирования;

— отсутствие правовой базы для эффективной деятельности органов МВД Республики Таджикистан по борьбе с новыми видами общественно * опасных деяний.

Для устранения этих недостатков, необходимо:

— осуществить полный переход на собственную ведомственную нормативную базу МВД Республики Таджикистан;

— решить в новых нормативных актах проблемы, требующие современного регулирования;

— обеспечить приоритет и прямое действие закона;

— свести до минимума предписания МВД Республики Таджикистан, обязательные для исполнения гражданами и организациями.

Само перечисление указанных задач убеждает в их исключительной политико-правовой значимости и необходимости кардинальных организационных мер на данном направлении, создание эффективно действующего правового подразделения.

14. Системой критериев и показателей эффективности управления в органах внутренних дел Республики Таджикистан выступают:

— как обобщенный критерий: общественно приемлемое состояние общественного порядка и уровня преступности, отсюда — количество зарегистрированных и раскрытых преступлений;

— результаты управленческой деятельностиположительный микроклимат в коллективе, стремление к инновациям, качественное выполнение управленческих решений, активно-побудительный характер управленческих воздействий;

— уровень личной удовлетворенности сотрудников своей работой, перспективы служебного роста, хорошие условия работы и отношения в коллективе, как с коллегами, так и с руководством, контроль за результатами работы.

15. Классификация эффективности органов внутренних дел, опирается на оценку эффективности управления:

— техническая эффективность — выражает соотношение между результатами и затратами, при котором за единицу полезного результата принимается объем выполненной работы;

— экономическая эффективность — выражает соотношение между затратами и результатами, при котором за единицу конечного результата принимаются данные о косвенных результатах;

— социальная эффективность — выражает соотношение между результатами и затратами.

При этом если говорить об органах внутренних дел то возникают большие трудности в оценки эффективности, так как результаты работы не всегда поддаются качественной оценки. Поэтому приходится говорить об эффективности управленческих методов и подходов. Практически можно говорить, что при проверке органов внутренних дел весь акцент делается на результаты, практически оставляя без внимания эффективность.

16. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что одним из условий эффективного функционирования системы контроля в органах внутренних дел Республики Таджикистан являются специалисты-управленцы, деятельность которых нацелена на решение поставленных задач.

17. Для обеспечения эффективности работы системы контроля необходимо решить ряд задач: определение приоритетов задач вытекающих из целей системы МВД РТ;

— распределение ресурсов (кадровых, материальных, финансовых) — обеспечение гибкости организационных структур, их адаптацию к меняющимся внешним и внутренним условиям функционирования организации.

Соответственно эффективность деятельности связана, со способностью аппарата управления обеспечить внутреннюю стабильность и возможность реорганизации при возникновении внешних угроз.

18. Проблема ресурсов является важнейшей проблемой, которую условно можно подразделить на две составляющие: наличные ресурсы, их объем и качество, уровень организации их использования. И чем меньше ресурсов по объему, тем больше внимания следует уделять организации их использования.

19. Под информационной технологией в ОВД Республики Таджикистан понимают: систему методов и способов сбора, передачи, накопления, обработки, хранения, представления и использования конкретных данных, обеспеченную необходимыми ресурсами, работающую на основе специально разработанной технологии, целью которой является получение субъектом управления необходимой для принятия управленческого решения информации.

20. Зональный (оперативно-зональный) контроль — один из видов контроля исполнения принятых правовых и управленческих решений нижестоящими органами, возглавляемый лицом из числа руководства вышестоящего органа, которому это делегировано первым лицом.

21. Основными задачами оперативно-зонального контроля в органах внутренних дел Республики Таджикистан являются:

— постоянное отслеживание состояния и развития оперативной обстановки в Республике Таджикистан, Горно-Бадахшанской автономной области, областях республики, городе Душанбе, городах, районах в городах и районах и организация своевременного реагирования на ее негативные отклонения;

— выявление упущений руководителей органов внутренних дел Республики Таджикистан в организации работы по значимым направлениям оперативно-служебной деятельности;

— оказание руководителям и сотрудникам ОВД необходимой практической и методической помощи по внедрению инновационных разработок в организации служебной и управленческой деятельности, работе с кадрами;

— повышение уровня исполнительской дисциплины, обеспечение точного и неукоснительного выполнения управленческих решений вышестоящих органов, законодательных и иных нормативных правовых актов Республики Таджикистан.

— устранение недостатков в организации оперативно-служебной деятельности, выявленных в ходе различных проверок, выездов или резкого ухудшения результатов работы;

— укрепление законности и дисциплины, повышение ответственности руководителей и сотрудников при исполнении служебных обязанностей.

22. Объектами оперативно-зонального контроля выступают:

— главные управления, управления центрального аппарата Министерства внутренних дел Республики Таджикистан;

— УВД Горно-Бадахшанской автономной области, УВД Согдийской и Хатлонской областей, УВД г. Душанбе, которому подчинены пять районных (в городе) органов внутренних дел: Исмаили Сомонийский, Шохмансурский, Абулкосими Фирдавси, Абу-Али Сино-1, Абу-Али Сино-2;

— органы внутренних дел городов республиканского подчиненияг. Вахдат, г. Рогун, г. Турсунзаде, органы внутренних дел районов республиканского подчинения: Варзобского, Гиссарского, Абуабдуллои Рудаки-1, Абуабдуллои Рудаки-2, Шахринавскогоорган внутренних дел в поселке городского типа — Файзабадотделы внутренних дел Рошткалинского, Рашт-ского, Джиргитальского, Нуробадского, Тавильдаринского, Таджикабадского и других сельских районов;

— милиция на железнодорожном и воздушном транспорте;

— внутренние войска;

— пожарная охрана,.

— исправительно-трудовые учреждения;

— милиция на особо важных и режимных объектах.

23. Субъектами оперативно-зонального контроля являются: кураторы органов внутренних и зон оперативного управления из числа заместителей Министра внутренних дел Республики Таджикистанруководители (линейные кураторы) — сотрудники центрального аппарата МВД Республики Таджикистан по линиям служб и руководители милиции на железнодорожном и воздушном транспорте, внутренних войск, пожарной охраны, исправительно-трудовых учреждений, милиции на особо важных и режимных объектах.

24. Контроль носит двуединый характер: он направлен, во-первых, на выполнение конкретных управленческих решенийво-вторых, на поддержание, соблюдение норм, создающих необходимые условия для реализации намеченных целей системы МВД Республики Таджикистан. В процессе осуществления контроля само управленческое решение или организационный план его исполнения могут подвергаться корректировке, например, из-за быстрых изменений оперативной обстановки. 25. Контрольная функция служит одним из способов организованного воздействия на субъект управления в целях решения определенных задач (в т.ч. задачи создания устойчивой системы органов внутренних дел). Контроль содействует поддержанию целостности и организованности ОВД в период реорганизации и соответственно осуществления объективно необходимых реформ в правоохранительной сфере. В условиях преобразований, которые происходят в Таджикском обществе, роль контроля неуклонно возрастает.

26. Подчеркивая необходимость развертывания еще не до конца использованного потенциала контрольной деятельности, осуществляемой МВД Республики Таджикистан, не следует рассматривать ее как некое универсальное средство, обеспечивающее решение любой задачи. Контроль эффективен лишь в контексте научно обоснованной правоохранительной политики. Это должен быть научно обоснованный процесс, сочетающий в себе повышение эффективности институтов контроля с соответствующим нормативно-правовым обеспечением. В современных условиях приоритетной задачей является теоретическое осмысление и практическое совершенствование контрольной функции деятельности органов внутренних дел Республики Таджикистане.

27. Особого внимания заслуживает проблема укрепления нормативной основы контрольной деятельности путем развития нормотворческой функции, как на всех уровнях. В этом направлении важно, чтобы в процессе правотворчества законодатель учитывал конкретные особенности органа внутренних дел, обслуживающего конкретную территорию. Как уже отмечалось выше, одной из форм контроля являются инспектирование и контрольные проверки. В этом отношении автор предпринял попытку разработать основные положения в проект инструкции по организации и проведению инспектирования и контрольных проверок деятельности органов внутренних дел Республики Таджикистан.

Автор отмечает, что проведенное исследование не претендует на полное раскрытие заданной проблематики и бесспорность выводов, к которым он пришел. В диссертации сделана лишь попытка по возможности полного и всестороннего освещения, главным образом, организации внутрисистемного контроля в органах внутренних дел Республики Таджикистан. Исследование было направлено, прежде всего, на рассмотрение теоретических, правовых и организационных аспектов. В целом оно имеет методологический характер. По мнению диссертанта, столь сложная и многогранная деятельность, которой является организация внутрисистемного контроля в органах внутренних дел, касающаяся практически всех управленческих звеньев системы МВД Республики Таджикистан, требует дальнейшего системного исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. М.: ЭКМОС, 2000.
  2. Конституция Республики Таджикистан от 6 ноября 1994 года (в редакции закона от 22.06.2003 г.).
  3. Конституционный Закон Республики Таджикистан «О местных органах государственной власти», (Ахбори Маджлиси Оли 2004 г. № 5 ст. 339), принят 17 мая 2004 г.
  4. Закон Российской Федерации «О милиции» М., Изд. «ЭКМОС». 2003.
  5. Закон Республики Таджикистан «О нормативных правовых актах» (Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан) от 8 декабря 2003 г. № 12.
  6. Закон Республики Таджикистан от 17 мая 2004 года № 41 «О милиции».
  7. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации: Утверждена Президентом Российской Федерации 9 сентября 2000 г.
  8. Концепция национальной безопасности Российской Федерации: Утв. Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300 (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24) //Российская газета. 18 янв. 2000.
  9. Положение о Министерстве внутренних дел Республики Таджикистан, утвержденное Советом Министров Республики Таджикистан 25 июня 1993 года № 303.
  10. Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента РФ от 19.07.2004 г. № 927 (с изм. и доп. от 5 ноября 2004 г., 29 декабря 2005 г., 9 июня, 20 сентября 2006 г., 21 марта 2007 г.).
  11. Об утверждении Положения «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью»: Указ Президента Республики Таджикистан от 11 апреля 2001 г № 548.
  12. Об утверждении Положения о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью: Указ Президента РФ от 18 апреля 1996 г. № 567.
  13. Положение «О прохождении службы рядовым и начальствующим составом органов внутренних дел Республики Таджикистан»: Утверждено Постановлением Правительства РТ от 5 апреля 2005 г.
  14. Об утверждении Положения о Штабе МВД Республики Таджикистан: Приказ МВД Республики Таджикистан от 23 августа 1992 года № 415.
  15. Об утверждении Инструкции «Об организации проведения инспекторских проверок и контроля за деятельностью органов внутренних дел Республики Таджикистан»: Приказ МВД Республики Таджикистан от 07 ноября 2007 г. № 682.
  16. Об утверждении Положения об Организационно-инспекторском управлении МВД Республики Таджикистан: Приказ МВД Республики Таджикистан от 08 мая 2007 г. № 278.
  17. Об утверждении инструкции по обеспечению специального контроля руководителей в системе органов внутренних дел Республики Таджикистан: Приказ МВД Республики Таджикистан от 16 марта 2008 г. № 146.
  18. Об утверждении Наставления по организации работы ГРОВД и линейных ОВД на транспорте: Приказ МВД России № 260−1994 г.
  19. Об утверждении Временного наставления по службе штабов органов внутренних дел: Приказ МВД России от 12 февраля 1997 г. № 86.
  20. Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате МВД России: Приказ МВД России от 27 июня 2003 г. № 484 (с изм., внес, приказом МВД России от 20 сентября 2006 г. № 742).
  21. В опросы Организационно-инспекторского департамента МВД России и непосредственно подчиненных подразделений: Приказ МВД России № 7 512 004 г.
  22. Об утверждении Положения о коллегии МВД России и Регламента совещания при Министре внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД России от 10 декабря 2004 г. № 830.
  23. Обращение Министра внутренних дел Российской Федерации к сотрудникам органов внутренних дело и военнослужащим внутренних войск МВД России № 1/5758 от 23 августа 2005 г.
  24. О неотложных мерах по повышению эффективности деятельности горрайлинорганов внутренних дел: Приказ МВД России от 01 сентября 2005 г. № 700.
  25. Об организации и проведении инспектирования и контрольных проверок деятельности органов внутренних дел: Приказ МВД России от 05 октября 2005 г. № 815.
  26. Об организации планирования в системе органов внутренних дел Российской федерации: Приказ МВД России от 18 октября 2005 г. № 840.
  27. Об утверждении временной инструкции по информационному взаимодействию подразделений органов внутренних дел Российской Федерации и ФМС России с интегрированными банками данных: Приказ МВД России № 523−2006 г.
  28. Об утверждении Инструкции по обеспечению особого контроля в системе органах внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД России № 580−2006 г.
  29. Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за процессуальными решениями при рассмотрении сообщений о преступлениях: Приказ Генпрокуратуры и МВД России № 80/725−2006 г.
  30. Об утверждении типового положения о Министерстве внутренних дел, Главном управлении, Управлении внутренних дел по субъекту Российской Федерации: Приказ МВД России № 846−2006 г.
  31. Об организации и проведении экспериментов в системе МВД России: Приказ МВД России № 970−2006 г.
  32. О документационном обеспечении управления в системе органов внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД России № 987−2006 г.
  33. О ведомственном учете нарушений законности: Приказ МВД России № 1052−2006 г.
  34. Об утверждении основных направлений совершенствования правового обеспечения организации и деятельности системы Министерства внутренних дел РФ на 2007−2017 гг.: Приказ МВД России № 5−2007 г.
  35. Об утверждении наставления по организации правовой работы в системе МВД России: Приказ МВД России № 6−2007 г.
  36. Монографии, учебники, лекции:
  37. Г. А. Криминология и социальная профилактика. М.: Академия МВД СССР, 1980.
  38. Административная деятельность органов внутренних дел. Общая часть / под ред. А. П. Коренева. М., 1999.
  39. Р. Акофф о менеджменте / пер. с англ. под ред. JI.A. Волковой СПб: Питер, 2002.
  40. .А. Высший менеджмент для руководителя: Учеб. пособие. — 2-е изд. Перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2001.4 В.Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. — М., 1999.
  41. В. Г. Социальная информация и управление обществом.1. М.: Политиздат, 1975.1
  42. В.Г. Научное управление обществом (Опыт системного исследования). -М.: Политиздат, 1968.
  43. Г. В. Теория государственного управления. Курс лекций. —' М., 1977.
  44. Г. В. Управление фактор развития. Размышления об управленческой деятельности. — М.: Экономика, 2002.51 .Баксан Ю. Г. Психология управления. Учебное пособие.- Екатеринбург: «СВ-96», 2004.
  45. А.Ф. Теория организации: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
  46. Д.Н. Основы управления органами внутренних дел: Учебное пособие. М.: Академия управления МВД России, 2001.
  47. ЪА.Бочаров М. К Наука управления: новый подход: (Точка зрения ученого).-М., 1990.
  48. В.Н., Ириков В. А. Модели и методы управления организационными системами. — М., 1994.
  49. В.З. Актуальные проблемы совершенствования управленческой подготовки кадров в органах внутренних дел. Учебное пособие. М.: Академия МВД СССР, 1989.
  50. В.З. Аппараты МВД республики, УВД крайоблисполкомов в системе управления органами внутренних дел: Лекция. — М., 1991.
  51. Ъ%.Веселый В. З., Малков В. Д. Понятие социального управления: Лекция.1 -М., 1987.
  52. В.З., Малков В. Д. Система функций социального управления: Лекция.-М., 1987.
  53. В.Р. Менеджмент: учеб. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.61 .Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент. — М., 1996.
  54. С.Е. Социальные системы. Органы внутренних дел как система управления. М., 1978.
  55. С.Е. Системный подход и преступность. М., 1980.
  56. С.Е., Москвин А. И. Методологические основы прогнозирования в управленческой деятельности в сфере обеспечения правопорядка: Лекция.-М., 1982.
  57. С.Е. Моделирование в криминологии. -М., 1983.
  58. С.Е. Теория управления правоохранительной деятельностью органов внутренних дел. М., 1999.
  59. Д.М. Организация и управление. М., 1998.
  60. Дж. Сознательная технология /Новые технологии и человек. -М., 1990.69 .Глущенко В. В. Менеджмент. Системные основы. Железнодорожный,. 1996.
  61. Ю.Годин В. В., Коренев И. К. Управление информационными ресурсами: 17 модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 17. М.: ИНФА-МД999.
  62. В.Д. Теория управления: Учебное пособие. М.: Гардарики, 2004.
  63. Д.И. Теория и практика принятия управленческих решений. -М. 2002.
  64. Деятельность органов внутренних дел Республики Таджикистан в годы независимости / под общ. ред. Министра внутренних дел Республики Таджикистан генерал-полковника XX. Шарыпова, Т.1. — Душанбе, 2006.
  65. А.Дункан У. Джек. Основополагающие идеи в менеджменте М.: Дело, 1996.
  66. А.В. Основы управления в органах внутренних дел. Курс лекций. 4.1. Воронеж, 2000.
  67. В.Н., Патрушев В. И. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления. М., 2001.
  68. Н.Н. Методические рекомендации по комплексному (общему) анализу оперативной обстановки в республике, крае, области. — М., 1996.
  69. Ш. Иванов Н. Н. Система изучения оперативной обстановки на территории республики, края, области. -М., 1981.
  70. Н.Н., Могилевский Д. П. Общий анализ оперативной обстановки в республике, крае, области. — М., 1990.
  71. А. П. Организация и методика слежения за оперативной обстановкой на территории города и района, ее изучение и оценка. М., 1986.
  72. Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития / под ред. И. Л. Бачшо. -М.: Юристъ, 1998.
  73. С.А. Ведущая функция милиции. — М.: Юриспруденция, 2002.
  74. А.Г. Нормативно-правовая регламентация организации систем и процессов управления. Лекция М.: Академия МВД России, 1996.
  75. Д. А. Методология права. -М., 2000.
  76. В.А. Прогнозирование оперативной обстановки. -М., 1994.
  77. О.З. Понятие и назначение информационно-аналитической работы в горрайорганах внутренних дел: Тезисы лекции. — М., 1994.91 .Клушин О. 3., Осипов В. А. Информационное обеспечение аналитической работы в органах внутренних дел: Лекция. М., 1990.
  78. А.А. Стратегическое управление: Теория, исторический опыт, сравнительный анализ, задачи для России. — М., Московский государственный институт международных отношений (Университет) — «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2003.
  79. Л. М. Организационные и правовые основы работы с кадрами в органах внутренних дел. М., 1979.
  80. Л.М. Успех служебной деятельности руководителя органа внутренних дел. М., 1992.
  81. ИМ. Теория и практика организационного проектирования в органах внутренних дел. М., 2003.
  82. А.Н. Место и роль руководителя в системе управления органами внутренних дел: Лекция М.: Академия МВД России, 1996.
  83. А.Н. Организация руководителем работы органа внутренних дел.-М., 1997.101 .Крылов С. М. Избранные труды (1967−1979гг.). М.: Академия управления МВД России, 1999.
  84. .Г. Практические занятия по управлению Мастер-класс: Учеб. Пособие. -М.:ЗАО «Издательство «Экономика», 2002.
  85. А. Ф. Содержание работы начальника городского (районного) органа внутренних дел. М., 1980.
  86. А. Ф., Кадынцев А. Н. Правовые и организационные основы деятельности руководителей горрайлинорганов внутренних дел: Учебное пособие. М.: Академия управления МВД России, 2007.
  87. В.Д. Понятие социального управления. Управление органа-. ми внутренних дел. — М., 1987.
  88. В.М., Касьянов В. В. Правовые основы управления: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
  89. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. — М.: Дело, 1996.
  90. В.М. Организация управления и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации М.: Изд. «Экзамен», 2002.
  91. Общая теория управления. Курс лекций. /Российская академия управления. — М., 1994.
  92. Организация работы дежурных частей органов внутренних дел: Учебное пособие. -М., Профессионал. 1995. № 3 (11).
  93. Организация управления органами внутренних дел /Лекции по курсу, Часть 5. М.: Академия управления МВД России, 2001.
  94. Основы управления в органах внутренних дел: Учебник / под общ. ред. В. П. Сальникова. — СПб, 2002.
  95. Основы управления в органах внутренних дел: Учебник / под ред. А. П. Коренева. — М.: Московский университет МВД России, Изд. «Щит-М», 2003.
  96. В.М. Региональные системы управления (на примере регионального управления органами внутренних дел): Монография. М.: Академия экономической безопасности МВД России. 2007.
  97. В.Е. Заметки о терроризме. М.: Эдиториал УРСС, 2001.
  98. Подготовка нормативных актов в МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации. Методическое пособие М.: МВД России, 1997.
  99. Преступность: стратегия борьбы / под ред. А. И. Долговой — М., 1997.
  100. Пригожин А. И Организации: системы и люди. М.: Политиздат, 1983.
  101. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / под ред. проф. В. П. Лавриненко. 4-е изд., перераб. и доп. — М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
  102. А.Н. Стимулирование служебной деятельности работника милиции. Учебное пособие. М.: Академия МВД СССР, 1991.
  103. А.Н. Социологические аспекты правоохранительной деятельности: Лекция. -М., 1993.
  104. Рыкунов В. И Основы управления: Монография М.: Изограф, 2000.
  105. Р.С. Начала интеррелигии (от веры к пониманию). М.: Фолиум, 1996.
  106. Р.Д. Эффективность правоохранительной деятельности и ее кадровое обеспечение в США и России. Научное издание / под общ. ред.
  107. В.П.Сальникова. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, издательство «Алетейя», 2000.
  108. Э.А. Основы теории организации: Учебное пособие для вузов. -М.: ЮНИТИ, 2000.
  109. В.Г. и др. Организация и ее деловая среда: 17-модульная программа для менеджеров. «Управление развитием организации». Модуль 2.-М., 2000.
  110. Современные тенденции в управлении: Учебное пособие в 3-х кн. Кн.1 / под ред. Г. И. Андреева, В. А. Тихомирова. — М.: Финансы и статистика, 2005.
  111. В.Ф. Организационный механизм органов внутренних дел. -М., 2003.
  112. П.С. Золотая книга руководителя. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.
  113. Теория государства и права. Учебник / под ред. проф. В. В. Лазарева. -М., 1996.
  114. Теория управления в сфере правоохранительной деятельности / под ред. В. Д. Малкова. М.: Академия МВД России, 1990.
  115. Теория управления: Учебник / под общ. ред. А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухина. -М.: Изд-во РАГС, 2004.
  116. Г. А. Организация управления в сфере ораны общественного порядка. М., 1972.
  117. А.Д. Руководство как основная функция начальника гор-райоргана. Фондовая лекция. М.: Академия управления МВД России, 2006.
  118. А.Д. Аппараты МВД, ГУВД, УВД, УВДТ как органы оперативного управления горрайлинорганами внутренних дел: Лекция. М.: Академия управления МВД России, 2007.
  119. Управление персоналом организации. Учебник / под ред. А.Я. Киба-нова.- М., 1997.
  120. Э.А., Денисов А. Ф. Государственное и муниципальное управление. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Изд. «ЭКМОС», 2001.
  121. Э. А. Курс менеджмента. Учебник для вузов. М.: Зерцало, 1998.
  122. А. Общее и промышленное управление. Л.-М., 1924.143 .Фатхутдинов Р. А. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. — М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997.
  123. А.В. Признаки управленческой деятельности // Организационная психология / Сост. и общ. редакция JI.B. Винокурова, И.И. Скрипю-ка. СПб: Питер, 2001.
  124. А.А., Рыбянец В. И., Ковалев И.В Организационно-штатная работа в органах внутренних дел. Методическое пособие. / под общ. ред. П. Т. Маслова М.: Главный штаб МВД России, 1997.
  125. Ю.П., Никитин М. Н. Организация работы с письмами и заявлениями граждан в органы внутренних дел. Домодедово, 1998.
  126. Ю.П., Никитин М. Н. Методика подготовки управленческих решений штабами органов внутренних дел. Домодедово, 1999.
  127. B.C., Четвериков В. В. Основы управления в органах внутренних дел. Учебное пособие. М., 1997.
  128. Е.Ф. Методы управления правоохранительной деятельностью. -М., 1992.
  129. Е.Ф. Проблемы развития теории и практики управления в сфере правопорядка. М., 1992.5.Яськов Е. Ф. Становление и развитие науки и практики управления. -М., 1995.
  130. Е.Ф. Становление, формирование и проблемы дальнейшего развития науки управления органами внутренних дел. М., 1996.
  131. Е.Ф. Теория и практика управления. Словарь-справочник. -М., 1997.1. Статьи
  132. P.P., Минасов С. Г. О некоторых аспектах применения управленческих норм в механизме социального управления (вопросы теории и методологии) // Труды Академии управления МВД России. 2006.
  133. Д. Воспроизводство рабочей силы и оплата труда в Республике Таджикистан // Человек и труд, № 2, 2005.
  134. В.М. Пути совершенствования правового обеспечения управления органами внутренних дел, исполняющими наказания, в условиях перестройки // Правовые основы функционирования органов, исполняющих наказания: Труды Академии МВД СССР. 1990.
  135. В.М. Правовой порядок в современной России: поиск новой социально-философской парадигмы // Труды Академии управления МВД России. 2006.
  136. Ъ%.Балытников В. В., Варламов В. Ю., Куусинен А. И., Чернова С. В. Аналитическая научно-правовая записка по вопросам опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов // Законодательство, Спецвыпуск, ноябрь 2004.
  137. Баранов 77.77. Научное обеспечение борьбы с преступлениями террористического характера // Вестник МВД России, № 4, 2004.
  138. И.Л. Функции управления: содержание и правовое оформление // Советское государство и право, № 3, 1969.161 .Бачило И. Л. О методологии и юридической технике законотворчества // Государство и право, № 6, 2006.
  139. В.З. Закон необходимого разнообразия и принципы функционально-структурного построения органов внутренних дел //Вопросы теории и практики управления органами внутренних дел // Труды Академии МВД СССР. 1985.
  140. П.В. Некоторые вопросы управления органами внутренних дел: Материалы межведомственной научно-практической конференции. 4.1. -М., 1996.
  141. И.А., Фетисова В. А. К вопросу о сущностном содержании понятия «постсоциалистическое государство» // Вестник Московского университета МВД России, № 2, 2007.
  142. С.А. Разработка научного подхода к изучению проблем управления в горрайоргане внутренних дел Республики Таджикистан // Право: теория и практика М., 2005.
  143. И.Н. Организация информационно-аналитической работы и планирования // Штабная практика. Спецвыпуск М.: МВД России, № 3(23), 1997.
  144. А.И. Определение задач и функций МВД России в новых условиях //Стратегические цели и приоритетные задачи МВД России, основные направления и средства их реализации: Материалы межведомственной научно-практической конференции. Ч. 2. -М., 1996.
  145. Н.Н. Интенсификация информационного обеспечения управления: проблемы и пути решения // Интенсификация информационного обеспечения управления в органах внутренних дел: Труды Академии МВД России.-М., 1992.
  146. А.В., Максимцов М. М. Исследование систем управления. М.: ЮНИТИ, 2000.
  147. НА. Караганов В. Е. Органы внутренних дел как сложная организационная система //Вопросы теории и практики управления органами внутренних дел // Труды Академии МВД СССР. 1985.
  148. ПЪ.Каюмов Н., Назаров Т., Рахимов Р. О темпах экономического роста в условиях переходной экономики Таджикистана // Общество и экономика, № 6, 2003.
  149. В.А. Методика анализа состояния борьбы с преступностью в Российской Федерации // Штабная практика, № 1,1992.
  150. Клушин 0.3., Хейло Л. Г. Оценка оперативно-служебной деятельности по конечным результатам // Вестник МВД России, № 2. 1997.
  151. А. Маршруты афганских наркотиков // Азия и Африка сегодня, № 10, 2004.
  152. А.Н. Штаб орган межотраслевого оперативного управления // Штабная практика № 4, 1997.
  153. С. А. Правовые акты в современной правовой системе России // Вестник Московского университета МВД России, № 2, 2007.
  154. А.С. Заключительное слово Министра внутренних дел России на межведомственной научно-практической конференции // Стратегические цели и приоритетные задачи МВД России, основные направления и средства их реализации. 4.1 М., 1996.
  155. В.В. Криминальная глобализация // Государство и право, № 10, 2004.
  156. В.В. Тенденции современной преступности и борьбы с ней в России // Государство и право № 1, 2004.
  157. А.Ф. Понятие и классификация методов деятельности руководителя городского (районного) органа внутренних дел // Вопросы теории и практики управления органами внутренних дел. М.: Академия МВД СССР, 1980.
  158. В.А. Проблема понятийных оснований социологического исследования // Социологические исследования, № 6, 2004.195 .Мулукаев Р. С. К вопросу о реформах в истории Министерства внутренних дел России // Труды Академии управления МВД России М., 2006.
  159. В.Е. Комплексное прогнозирование борьбы с организованной преступностью первооснова любой стратегии этой борьбы / Стратегия борьбы с преступностью (материалы научно-практической конференции) // Государство и право, № 4, 2004.
  160. Н.Н. Проблемы трудовой миграции из Таджикистана в Россию // Общество и экономика, № 2, 2005.
  161. И.И. Местное самоуправление в системе народовластия. -3VL, 1999.
  162. В.И. Эволюция идеологии и тактики экстремистских движений в странах востока. — Новосибирск: «Сибирский хронограф», 2002.
  163. А.А. Руководящие кадры ОВД: требования, предъявляемые к ним в современных условиях // Труды Академии управления МВД России -М., 2006.
  164. С.А. Анализ правовых аспектов конфликта в Таджикистане и его разрешения. // Московский журнал, № 3, 2004.
  165. А. Введение в сравнительное правоведение. — М., 1988.
  166. АД. Этический кодекс и предупреждение коррупции в ОВД // Труды Академии управления МВД России М., 2006.
  167. Н.В., Ульянов АД. Культура управленческой деятельности руководителей органа внутренних дел //Актуальные проблемы совершенствования кадровой работы в деятельности ОВД: Труды Академии управления МВД России, 2000.
  168. В.Г. Принципы управления и их классификация // Истоки российского менеджмента. М.: ЛУЧ, 1997.
  169. В. Ф. О понятии организационной структуры горрайоргана внутренних дел // Вопросы теории и практики управления органами внутренних дел: Труды Академии МВД СССР. М., 1985.
  170. В.Ф., Сухарева Э. О. Основные направления повышения информативности правового регулирования в органах внутренних дел // Интенсификация информационного обеспечения управления в органах внутренних дел: Труды Академии МВД России. М., 1992.
  171. В.Ф. Организационный механизм как объект управленческой деятельности М.: Академия управления МВД России, 2001.
  172. Ф.Т. Проблемы формирования правовой системы Республики Таджикистан // Государство и право (Душанбе). № 4, 1997.
  173. АД. Информационно-аналитическое обеспечение управлечния органами внутренних дел /Лекция //Курс лекций М.: Академия управления МВД России, 1999.
  174. Н.Д. Правопорядок как целеполагающий фактор стратегического управления МВД // Труды Академии управления МВД России М., 2006.
  175. Авторефераты и диссертации221. Абдылаев М. Ю. Стратегическое и оперативное управление органами внутренних дел в Кыргызской Республике. Дис.канд. юрид. наук.-М., 1998.
  176. P.P. Принципы социального управления в организации деятельности органов внутренних дел: Автореф. дис. канд. юрид. наук. -М., 1996.
  177. JI.B. Организация как функция управления (на материалах управленческой деятельности начальников городских и районных ОВД): Дис. канд. юрид. наук. -М., 1987.
  178. JI.B. Организация как функция управления (на материалах управленческой деятельности начальников городских и районных ОВД): Автореф. дис. .канд. юрид. наук.-М., 1987.'
  179. И.О. Государственно-правовая идеология ислама и практика строительства мусульманских государств: Дис. канд. юрид. наук. Ставрополь, 2000.
  180. В.З. Формирование теории управления в сфере правоохранительной деятельности и совершенствование управленческой подготовки кадров органах внутренних дел: Дис. докт. юрид. наук М.: Академия МВД СССР, 1988.
  181. А.С. Конституция Республики Таджикистан 1994 г.: Дис. .канд. юрид. наук. Душанбе, 1999.
  182. И.Ю. Сочетание отраслевого и территориального управления органами внутренних дел (теоретические и методологические аспекты): Дис. канд. юрид. наук. -М., 2004.
  183. В.Е. Совершенствование оперативного управления гор-райорганами в системах МВД-УВД: Дис. канд. юрид. наук. М., 1977.
  184. А.А. Правовая система Таджикской АССР 1924−1929 гг.: Дис. канд. юрид. наук. Душанбе, 1999.
  185. ИМ. Теория и практика организационного проектирования в органах внутренних дел: Автореф. дис. канд. юрид. наук. — М., 2003.
  186. В.Г. Методологические и организационно-правовые основы социального планирования в органах внутренних дел: Дис. докт. юрид. наук. М.: Академия МВД СССР, 1984.
  187. В.П. Управленческие отношения в органах внутренних дел: сущность и пути демократизации: Дис. канд. юрид. наук. М., 1990.
  188. А.Ф. Совершенствование управления городскими и районными органами внутренних дел (теоретические и организационно-правовые основы): Дис.докт. юрид. наук. -М.: Академия МВД СССР, 1985.
  189. Малков В Д. Планирование в управлении органами внутренних дел (теоретические и организационно-методологические проблемы): Дис.докт. юрид, наук. М.: Академия МВД СССР, 1978.
  190. А.Х. Научные основы управления в сфере профилактики преступлений: Дис. докт. юрид. наук. М., 1990.
  191. М.А. Организационные и правовые основы реализации штабной функции в городских, районных органах внутренних дел: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М.: Академия управления МВД России, 2004.
  192. М.Н. Информационное обеспечение стратегического управления в органах внутренних дел. Дис.канд. юрид. наук. М., 2003.
  193. Х.С. Развитие учения об ответственности несовершеннолетних в уголовном праве Таджикистана. Дис. канд. юрид. наук. -М., 2003.
  194. А.П. Аналитическая функция в механизме совершенствования управления органами внутренних дел: Автореф. дис.канд. юрид. наук. -М.: Академия управления МВД России, 2006.
  195. P.M. Проблемы формирования правовой системы Республики Таджикистан: теоретико-методологический аспект. Дисс. канд. юрид. наук. Душанбе, 2000.
  196. Р.Х. Организация и тактика оперативно-розыскной деятельности подразделений БЭП по борьбе с преступностью в кредитно-финансовой системе (по материалам Республики Таджикистан). Дис.канд. юрид. наук. — М., 1999.
  197. Х.С. Терроризм и преступления террористического характера: проблемы квалификации (на материалах Республики Таджикистан). Дис. .канд. юрид. наук. М., 2003.
  198. А. С. Административно-правовой статус городских и районных органов внутренних дел. Дис.канд. юрид. наук. М., Академия управления МВД России, 2002.
  199. JI.B. Правовые и организационные основы рационализации аналитической деятельности штабов МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации: Автореф. дис. канд. юрид. наук. — М.: Академия управления МВД России, 2004.
  200. Бизнес и безопасность: толковый терминологический словарь / под научн. ред. проф. Гурова А. И., проф. Тетерина Б. С. — М.: Издательства: ЦКСИиМ, «Ягуар», 1955.
  201. Большой толковый словарь иностранных слов. — Ростов-на-Дону, Т.2. 1995.
  202. В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1−4. -М.: Рус. яз. 1998.
  203. Е.Н., Комарова Л. Н., Нечаева И. В. Новый словарь иностранных слов. М., 2003.
  204. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М.: ЭКМОС, 2000.
  205. Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. — М.: Изд-во Эксмо, 2007.
  206. В.В., Лопатина Л. Е. Малый толковый словарь русского языка: Ок. 35 000 слов. М.: Русский язык. 1990.
  207. Научно-технический прогресс: Словарь. М., 1987.
  208. С.И. Словарь русского языка. М., 1990.
  209. С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений /4-е изд., дополненное. М.: Аз-буковик, 1997.
  210. Политическая энциклопедия. Т.2. М., 1999.
  211. Современный словарь иностранных слов. — М., 1999.
  212. Энциклопедический юридический словарь / под общ. ред. В.Е.Крут-ских. 2-е изд. — М.: ИНФРА-М, 1998.
  213. Юридический словарь / сост., предисл., прил. А. Ф. Никитин. М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2005.
Заполнить форму текущей работой