Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Объективная сторона отбывания исполнения уголовного наказания

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как отмечается в периодической печати, когда возможность введения принудительных работ только обсуждалась, высказывалась идея организовать своего рода мобильные исправительные центры на базе крупных строек. Как во времена не столь отдаленные, осужденные прямым ходом бы направлялись на строительство заводов, электростанций, железных дорог. Однако пока про создание «летучих» поселков осужденных… Читать ещё >

Объективная сторона отбывания исполнения уголовного наказания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Объективной стороной отбывания наказания является совокупность признаков, характеризующих внешнюю сторону отбывания уголовного наказания. Объективная сторона отбывания наказания включает в себя следующие признаки: 1) испытывание карательной деятельности, посягающей на тот или иной объект; 2) наступившие последствия в виде лишенных, ограниченных, замененных и дополненных прав, обязанностей и законных интересов осужденного; 3) причинная связь между процессом испытывания карательной деятельности и наступившими лишениями, ограничениями, заменой и дополнениями прав, обязанностей и законных интересов осужденного; 4) порядок и условия, а также место, время, средства, способ испытывания карательной деятельности (отбывания наказания).

Испытывание карательной деятельности — это процесс, в результате которого осужденный испытывает лишения, ограничения, замену и дополнения прав, обязанностей и законных интересов. Испытывание карательной деятельности является основным объектом регулирования в процессе отбывания наказания.

В результате испытывания карательной деятельности в обязательном порядке лишаются, ограничиваются, заменяются и дополняются права, обязанности и законные интересы осужденного, т. е. наступают определенные последствия.

В процессе испытывания карательной деятельности осужденный должен сохранить и, по возможности, развить, присущие ему социально полезные свойства.

Для определения достижения целей уголовного наказания особое значение имеет выявление причинной связи между процессом испытывания карательной деятельности и наступившими лишениями, ограничениями, заменой и дополнениями прав, обязанностей и законных интересов осужденного. При отсутствии причинной связи достижение целей уголовного наказания исключается. Под причинной связью между процессом испытывания карательной деятельности и наступившими лишениями, ограничениями, заменой и дополнениями прав, обязанностей и законных интересов осужденного следует понимать объективное отношение взаимной зависимости между порождающим явлением, т. е. причиной в виде процесса испытывания карательной деятельности, и порождаемым явлением, т. е. следствием в виде наступивших лишения, ограничения, замены и дополнения прав, обязанностей и законных интересов осужденного. Причина не только порождает другое явление — следствие, но и при этом создает реальную возможность появления следствия.

Наряду с причинами следует различать и условия, т. е. такие явления, которые сами не могут породить данное явление, но способствует его порождению, обеспечивают его определенное развитие, необходимое для возникновения следствия. В качестве условий возможно рассматривать неприменение к осужденному амнистии, помилования, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания и др.

На наш взгляд, в уголовно-исполнительном смысле испытывание карательной деятельности обладает рядом психологических и правовых признаков: 1) правомерностью; 2) неизбежностью; 3) криминопенологической безопасностью.

Под правомерностью испытывания карательной деятельности

следует понимать соответствие процесса испытывания карательной деятельности нормам действующего уголовного, уголовно-исполнительного и иного законодательства.

Неизбежность испытывания карательной деятельности означает неминуемость (неотвратимость) лишения, ограничения, замены и дополнения прав, обязанностей и законных интересов осужденного.

Под криминопенологической безопасностью испытывания карательной деятельности следует понимать объективно-субъективное состояние защищенности прав, обязанностей и законных интересов осужденных (субъектов, отбывающих уголовные наказания) в процессе отбывания наказания от преступных посягательств и угроз таких посягательств.

Криминопенологическая безопасность испытывания карательной деятельности является частью института безопасности осужденных в целом. При этом заметим, что понятие «безопасность осужденных» рассматривается как в узком, так и широком смыслах.

Например, В. Н. Чорный исходит из узкого толкования безопасности осужденных. По его мнению, безопасность осужденных — это «гарантированная международным правом и российским законодательством защищенность жизни, здоровья, иных жизненно важных и социально значимых интересов личности осужденного от причинения вреда, а также предотвращение опасностей и угроз, возникающих в процессе исполнения (отбывания) уголовных наказаний в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы»[1]. Позиция авторов, определяющих понятие «безопасность осужденных» в широком смысле слова, заключается в том, что они включают в этот институт все категории осужденных, т. е. отбывающих наказания как связанные, так и не связанные с изоляцией от общества.

В юридической литературе, как правило, детально не рассматриваются понятия «порядок отбывания наказания» и «условия отбывания наказания». На наш взгляд, под порядком отбывания наказания следует понимать установленный уголовно-исполнительным законодательством в определенной последовательности, системный процесс отбывания наказания. В частности, в ст. 50 УИК РФ «Порядок отбывания наказания в виде ограничения свободы» определяется, что «осужденный к наказанию в виде ограничения свободы обязан соблюдать установленные судом ограничения, а также являться по вызову в уголовно-исполнительную инспекцию для дачи устных или письменных объяснений по вопросам, связанным с отбыванием им наказания. В случае, когда судом в отношении осужденного не установлено ограничение на изменение места работы и (или) учебы без согласия уголовно-исполнительной инспекции, осужденный обязан не позднее семи дней до дня изменения места работы и (или) учебы уведомить об этом уголовно-исполнительную инспекцию».

В ч. 2 ст. 9 УИК РФ к числу основных средств исправления осужденного относится режим, под которым законодатель понимает «установленный порядок исполнения и отбывания наказания». Нельзя согласиться в полной мере с законодательным определением режима, поскольку здесь смешиваются различные уровни: уровень исполнения наказания и уровень отбывания наказания.

Термин «режим» в русском языке означает «распорядок дел, действий»[2].

На наш взгляд, следует различать два вида режима: 1) режим исполнения наказания — установленный порядок исполнения наказания;

2) режим отбывания наказания — установленный порядок отбывания наказания. Данные виды режимов отличаются друг от друга по содержанию, характеру, особенностям законодательного регламентирования и т. д.

Условия отбывания наказаний представляют собой урегулированные уголовно-исполнительным законодательством правила поведения субъектов отбывания наказания, а также ситуации, обстоятельства, обстановку в процессе отбывания наказаний. Так, например, в ст. 26 УИК РФ определяются условия отбывания наказания в виде обязательных работ; в гл. 13 УИК РФ — условия отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Заметим, что термины «обстоятельство» и «ситуация» следует различать, поскольку последний шире первого. Ситуация отбывания наказания представляет собой совокупность обстоятельств, создающих возможность отбывания наказания. Обстоятельствами отбывания наказания являются явления, которые сопутствуют и связаны с отбыванием наказания.

Под обстановкой отбывания наказания следует понимать окружающие осужденного предметы, случайности и пр.

В соответствии со ст. 8 УИК РФ уголовно-исполнительное законодательство РФ основывается на принципах «дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний». Отдельные авторы, определяя данные принципы, подменяют одно понятие другим, т. е. рассматривают дифференциацию исполнения наказаний как дифференциацию отбывания наказаний и т. д.

С нашей точки зрения, следует различать принципы дифференциации и индивидуализации: 1) исполнения наказаний и 2) отбывания наказаний. Под дифференциацией отбывания наказания следует понимать определение для различных категорий осужденных разных условий отбывания наказания". Дифференциация исполнения наказания заключается в установлении для различных субъектов, исполняющих наказания, разных условий исполнения. Соответственно, индивидуализацию отбывания наказаний следует толковать как соответствие условий отбывания наказания конкретной личности осужденного, с учетом характера и степени тяжести совершенного преступления, пола, возраста, поведения в период отбывания наказания, состояния здоровья, статуса и т. д. Индивидуализация исполнения наказаний — это соответствие условий исполнения наказания конкретному субъекту, исполняющему наказание, с учетом вида и характера деятельности, подведомственности, статуса и т. д.

В теории уголовно-исполнительного права особое внимание уделяется «прогрессивной системе отбывания наказания».

Профессор Б. С. Утевский отмечал, что «система отбывания наказания, основанная на переводе исправляющегося осужденного на менее строгий режим и таким образом на все большем приближении к условиям жизни на свободе, а заключенного нарушителя — на переводе на более строгий режим, носит название прогрессивной системы»1.

Некоторые авторы, определяя прогрессивную систему отбывания наказания (или отдельного вида наказания), называют ее прогрессивной системой исполнения наказания, т. е. подменяют одно понятие другим, хотя, в сущности, говорят о прогрессивной системе отбывания наказания.

Так, Ю. М. Ткачевский определяет прогрессивную систему исполнения уголовных наказаний как «изменение правового статуса осужденного, отбывающего уголовное наказание в соответствии с уголовно-исполнительным и уголовным правом в зависимости от его положительного или отрицательного поведения в сторону улучшения или ухудшения с изменением условий отбывания лишения свободы в одном и том же исправительном учреждении, или с изменением вида места лишения свободы, или с изменением вида отбываемого наказания, или с его осуждением за преступление, совершение которого возможно только в процессе отбывания лишения свободы (ответственность за которое предусмотрена ст. 313 УК РФ — побег из мест лишения свободы — и ст. 321 УК РФ — действия, дезорганизующие работу учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества)»[3][4].

Г. А. Аванесов отмечает, что «прогрессивная система исполнения лишения свободы — это регулируемый нормами исправительно-трудового права порядок отбывания осужденными уголовного наказания, при котором изменяются условия их содержания в зависимости от поведения, отношения к труду и т. д.»[5].

О. И. Бажанов определяет прогрессивную систему «как определенный, точно регламентированный порядок исполнения лишения свободы с классификацией и раздельным содержанием осужденных в разных видах ИТУ, при котором для осужденного изменяются условия отбывания наказания в лучшую (либо в худшую) сторону в зависимости от его исправления (либо неисправления) с предоставлением возможности досрочного освобождения, с организацией помощи освобожденному (патронат) и установлением за ним наблюдением и надзора»1.

Позднее, А. Б. Скаков, придерживаясь термина прогрессивная система исполнения наказания, полагает, что «прогрессивная система является комплексом институтов уголовного и уголовно-исполнительного права, при применении которых правовое положение осужденного меняется в зависимости от степени его исправления либо в сторону расширения его прав, либо в сторону их ограничения»[6][7].

Прогрессивная система исполнения наказания и прогрессивная система отбывания наказания — две различные системы как по уровню и содержанию, так и по форме. Заметим также, что авторы приведенных выше определений прогрессивной системы отбывания наказания отмечают изменение какого-либо одного элемента состава отбывания наказания (или признака элемента и т. д.), т. е. касаются одного или двух элементов состава отбывания наказания, забывая зачастую о субъективной стороне отбывания наказания и т. д. Прав Н. А. Беляев, что прогрессивная система «отнюдь не должна основываться только на поощрениях и льготах. Больше того, — не это самое главное в прогрессивной системе. Самое главное в этой системе заключается в том, что получение дополнительных поощрений и льгот, связанное с переходом с одной ступени на другую, должно быть обусловлено выполнением целого ряда требований, которые предъявляются к заключенному»[8].

Под прогрессивной системой отбывания наказания следует понимать поступательное изменение элементов состава отбывания наказания в зависимости от поведения осужденного, поставленных целей и наступивших последствий, в том числе и достигнутых результатов. Прогрессивная система объективной стороны отбывания наказания заключается в поступательном изменении признаков, характеризующих внешнюю сторону отбывания уголовного наказания, в зависимости от поведения осужденного, поставленных целей и наступивших последствий (в том числе и достигнутых результатов).

Заметим, что прогрессивную систему отбывания наказания не следует отождествлять с системой отбывания наказания в целом. Против отождествления выступают многие авторы, которые исходят из того, что прогрессивная система лишь часть процесса исполнения (точнее отбывания. — В. О.) наказания — его дифференциация1. Профессор Ю. М. Ткачевский справедливо полагает, что «прогрессивная система является одной из частей (элементов) режима исполнения наказания… предписания прогрессивной системы являются не только частью карательно-воспитательного процесса, но и, более того, — частью режима исполнения наказания»[9][10]. Заметим лишь, что прогрессивная система отбывания наказания, скорей всего, является частью режима отбывания наказания, но не его исполнения, поскольку это разноуровневые понятия.

Рассматривая лишение свободы, Н. А. Стручков в своей монографии, изданной в 1978 г., определял цели, содержание и форму прогрессивной системы отбывания лишения свободы. По его мнению, прогрессивная система отбывания лишения свободы «применяется с целью: а) поставить осужденного в такие условия, которые стимулировали бы его собственное стремление исправиться, б) постепенно подготовить его к жизни на свободе с тем, чтобы переход от пребывания в заключении к обычным условиям не был резким и не вызывал бы отрицательной реакции при освобождении. Содержание прогрессивной системы образует совокупность правил изменения условий содержания в зависимости от поведения осужденного: чем хуже поведение, тем строже условия содержания; чем лучше поведение, тем легче условия. Форма прогрессивной системы — форма осуществления этих правил: изменение условий посредством перевода из одного исправительно-трудового учреждения в другое и посредством улучшения или ухудшения содержания в том же исправительно-трудовом учреждении, сокращение срока наказания и т. п.»[11].

Основы прогрессивной системы отбывания наказания в виде лишения свободы, определенные Н. А. Стручковым, на наш взгляд, идеально подходят и для прогрессивной системы отбывания большинства видов наказания.

По нашему мнению, прогрессивная система отбывания наказаний должна применяться в целях:

  • а) поставить осужденного в такие условия, которые стимулировали бы его собственное стремление исправиться (Н. А. Стручков);
  • б) определить осужденного в такие условия (или создать их для него), которые заинтересовали бы его воздержаться от преступного и девиантного поведения, т. е. стимулировать его вести правопослушный образ жизни, позитивную активность и предупредительную (в том числе и профилактическую) деятельность. Еще в 1963 г. Н. А. Беляев писал, что «нельзя предъявлять одинаковые требования к заключенному, который только что поступил в исправительно-трудовое учреждение, и к заключенному, который находится накануне освобождения. Например, если от только что поступившего можно требовать, чтобы он не допускал нарушений режима, то от заключенного, который несколько лет пробыл в исправительно-трудовом учреждении, необходимо потребовать, чтобы он не только сам не нарушал режима, но и активно боролся с нарушениями его со стороны других заключенных»1.

Отдельными формами прогрессивной системы объективной стороны отбывания наказания являются:

  • а) изменение условий посредством перевода из одного исправительно-трудового учреждения в другое и посредством улучшения или ухудшения содержания в том же исправительно-трудовом учреждении, сокращение срока наказания и т. п. (Н. А. Стручков);
  • б) изменение порядка и условий отбывания наказания посредством смягчения или усиления отдельных карательных элементов, входящих в содержание того или иного вида наказания;
  • в) изменение порядка и условий отбывания наказания посредством изменения, воздействия на отдельные ситуации, обстоятельства отбывания наказания.

Заметим, что в юридической литературе, наряду с позитивными сторонами прогрессивной системы отбывания наказания, определяются и ее негативные последствия.

Положительные стороны прогрессивной системы отбывания наказания заключаются в том, что[12][13]:

  • а) даже в тех случаях, когда заключенный стремится перейти с одной ступени на другую, руководствуясь только своими узко личными, эгоистическими интересами, он вынужден к желательной цели идти таким путем, который по своим объективным свойствам является средством исправления и перевоспитания (Н. А. Беляев);
  • б) она наглядно и ощутимо для самого осужденного показывает, к чему ведет его исправление в смысле личного благополучия (Н. А. Стручков);
  • в) движение осужденного по ее лестнице определяется отношением к коллективу, а поэтому она воспитывает не индивидуализм, а коллективизм (А. Л. Ременсон) и др.

Возражения против «прогрессивной системы» сводились к следующему[14]:

  • 1) передвижение осужденных по исправительно-трудовым учреждениям разных видов режимов означало бы ослабление стабильности состава заключенных в отрядах (А. Е. Наташев);
  • 2) в то же время посредством прогрессивной системы «покупается» исправление у самого осужденного, ибо ему за хорошее поведение «платят» улучшением условий содержания. Это может привести к углублению чувства эгоизма, угодничества, подхалимства, приспособленчества (Н. А. Стручков);
  • 3) как система, основанная на поощрениях и льготах и на угрозе их лишения, прогрессивная система способна порождать у заключенных корыстное, потребительское отношение к своему поведению и желание добиваться льгот любыми средствами (хитростью, угодничеством и т. д.) (А. Е. Наташев);
  • 4) проведение этой системы связано с серьезным смягчением или усилением репрессии в отношении осужденных по усмотрению администрации исправительно-трудовых учреждений (А. Е. Наташев);
  • 5) против возможных ее извращений на практике (А. М. Яковлев).

На наш взгляд, более убедительны и востребованы позитивные последствия внедрения и применения прогрессивной системы отбывания наказания.

Заметим, что зачастую в юридической литературе смешиваются понятия «прогрессивная система отбывания наказания», «прогрессивная система отбывания наказаний и иных мер уголовно-правового характера», «прогрессивная система отбывания иной меры уголовноправового характера». С нашей точки зрения, в первом случае следует говорить об изменении условий отбывания в рамках конкретного вида наказаний (например, в период отбывания лишения свободы на определенный срок); во втором — об изменении условий отбывания в период отбывания наказания и иной меры уголовно-правового характера (например, в период условного осуждения, отбывания лишения свободы на определенный срок, условно-досрочного освобождения), о замене меры уголовно-правового характера видом уголовного наказания и наоборот, а также одного вида наказания другим; в третьем — об изменении условий отбывания иной меры уголовно-правового характера в рамках конкретной меры (например, в период условного осуждения (ч. 7 ст. 73 УК РФ)).

Рассматривая порядок и условия отбывания отдельных видов наказаний — как связанных, так и не связанных с изоляцией осужденного от общества — некоторые авторы предлагали ввести ряд элементов прогрессивной системы отбывания.

Например, рассматривая условия, способствующие эффективности отбывания наказания в виде обязательных работ, Э. Н. Яхшибекян предлагает условия отбывания обязательных работ классифицировать как обычные, облегченные и строгие. Данные условия и порядок их изменения следует регламентировать в отдельной статье, например ст. 271 «Изменение условий отбывания обязательных работ» в следующей редакции:

«1. Осужденные к обязательным работам отбывают наказание в обычных, облегченных и строгих условиях.

  • 2. При отбывании обязательных работ в обычных условиях осужденные:
    • а) обязаны соблюдать порядок и условия отбывания наказания, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правила внутреннего распорядка организаций, в которых они отбывают обязательные работы;
    • б) обязаны добросовестно относиться к труду, работать на определяемых для них объектах и отработать установленный судом срок обязательных работ. При этом время обязательных работ не может превышать четырех часов в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе или учебе, в рабочие дни — двух часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия осужденного — четырех часов;
    • в) обязаны ставить в известность уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места жительства, а также являться по ее вызову;
    • г) при наличии уважительных причин вправе обращаться в уголовно-исполнительную инспекцию с заявлением о возможности разрешить проработать ему в течение недели меньшее количество часов; в случаях, определенных законодательством, вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении от отбывания наказания.
  • 3. Осужденные, характеризующиеся примерным поведением, добросовестным отношением к труду, по отбытии не менее двух третей срока наказания могут быть переведены в облегченные условия отбывания наказания. При отбывании обязательных работ в облегченных условиях осужденным разрешается:
    • а) частично реализовать свое право на отдых, обратившись в уголовно-исполнительную инспекцию с заявлением о возможности приостановить исполнение наказания в виде обязательных работ на срок от 5 до 10 дней в период предоставления осужденному очередного ежегодного отпуска по основному месту работы;
    • б) работать на определяемых для них объектах, при этом время обязательных работ не может превышать шести часов в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе или учебе.
  • 4. Осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, в порядке взыскания могут быть переведены в обычные условия отбывания наказания. Повторный перевод в облегченные условия отбывания наказания производится не ранее чем через месяц отбывания обязательных работ в обычных условиях в порядке, предусмотренном частями первой и второй настоящей статьи.
  • 5. Осужденные, характеризующиеся отрицательно, недобросовестным отношением к труду, могут быть переведены в строгие условия отбывания наказания. При отбывании обязательных работ в строгих условиях осужденные обязаны:
    • а) являться в уголовно-исполнительную инспекцию для регистрации не менее трех раз в неделю;
    • б) работать на определяемых для них объектах, при этом время обязательных работ не может превышать двух часов в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе или учебе"1.

В настоящее время ощущается потребность в совершенствовании прогрессивной системы объективной стороны отбывания конкретных видов наказаний.

Место отбывания наказания—это определенная территория, на которой отбывается наказание. Например, в соответствии с ч. 4 ст. 16 УИК РФ наказание в виде обязательных работ исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного, ч. 1 ст. 39 УИК РФ — исправительные работы отбываются осужденным по основному месту работы, а осужденным, не имеющим основного места работы, в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного; ч. 1 ст. 50 УИК РФ — наказание в виде ограничения свободы отбывается осужденным по месту его жительства; ч. 1 ст. 60.1 УИК РФ — осужденные к принудительным работам отбывают наказание в специальных учреждениях — исправительных центрах, расположенных в пределах территории субъекта РФ, в котором они проживали или были осуждены и т. д. Рассмотрим ряд проблем, связанных с местом отбывания отдельных видов наказаний.

В настоящее время особое внимание уделяется исправительному центру как одному из будущих мест отбывания наказания в виде принудительных работ. Федеральный закон от 28.12.2013 № 431-Ф3[15][16] внес изменения в ст. 8 Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»[17] и теперь положения УК РФ, УИК РФ в части принудительных работ применяются с 1 января 2017 г. (ранее планировалось с 1 января 2014 г.).

Как отмечается в периодической печати, когда возможность введения принудительных работ только обсуждалась, высказывалась идея организовать своего рода мобильные исправительные центры на базе крупных строек. Как во времена не столь отдаленные, осужденные прямым ходом бы направлялись на строительство заводов, электростанций, железных дорог. Однако пока про создание «летучих» поселков осужденных информации не поступало. По большой части исправительные центры планируется развернуть на уже освоенных Федеральной службой исполнения наказаний территориях. Например, на базе тюремных совхозов или колоний-поселений. По штату в исправительном центре будет служить 30 сотрудников тюремного ведомства. Начальником будет майор внутренней службы. Самые большие подразделения — дежурная служба (четыре офицера и четыре прапорщика), а также группа надзора и технического учета (два офицера и пять прапорщиков). И ни одного охранника. За режимом и оперативной обстановкой в центре будут следить лишь два офицера: начальник отдела и старший оперуполномоченный1.

Наказания в виде обязательных работ, исправительных работ и ограничения свободы, как указывалось выше, отбываются осужденным по месту его жительства.

Согласно ведомственным актам (п. 21—24 Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20.05.2009 № 142; п. 15 Инструкции по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы, утвержденной Приказом Минюста РФ от 11.10.2010 № 258), уголовноисполнительная инспекция в день явки осужденного проводит с ним первоначальную беседу, в ходе которой уточняет его место регистрации и жительства[18][19].

В соответствии со ст. 20 ГК РФ (ред. от 02.11.2013) местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает, местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов[20].

Несколько иное определение места жительства содержится в ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242−1 (ред. от 28.12.2013) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», согласно которой «место жительства — жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с настоящим Законом может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина»[21].

Во избежание противоречий, на наш взгляд, законодательное определение места жительства должно быть единым.

Законодатель, определяя, что обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы отбываются осужденным по месту жительства, не уточняет, по какому именно месту жительства: по месту прописки или по месту фактического проживания. К тому же нельзя исключать случаи, когда у осужденного может быть в собственности несколько квартир и он может проживать в одной (или нескольких) из них. В данном случае значение имеет именно место, где осужденный фактически постоянно или преимущественно проживает. Следовательно, под исполнением наказаний в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы по месту жительства осужденного понимается исполнение данных наказаний по месту фактического постоянного или преимущественного проживания осужденного.

Время отбывания наказания как признак состава отбывания наказания — это определенный временной период, в течение которого осужденный отбывает наказание. Например, ювенальные наказания (ч. 1 ст. 88 УК РФ) и воинские наказания (ст. 55, 51 и др.) предполагают отбывание их в определенное время — в период несовершеннолетия осужденного, в период прохождения воинской службы.

Кроме того, в уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве определяется срок отбывания наказания.

Так, в ч. 1 ст. 31 УИК РФ осужденный к штрафу без рассрочки выплаты обязан уплатить штраф в течение 30 дней со дня вступления приговора суда в законную силу. Заметим также, что уплата штрафа может быть рассрочена на срок до трех лет (ч. 2 ст. 31 УИК РФ). При этом в ч. 3 ст. 46 УК РФ предусматривается несколько иной срок рассрочки уплаты штрафа — до пяти лет. Представляется, что в дальнейшем указанные противоречия по уплате штрафа между УИК и УК РФ будут устранены.

Законодатель определяет срок обязательных работ только лишь часами, в течение которых осужденный их отбывает, не определяя конкретный период их продолжительности во времени. В юридической литературе предлагается дополнить ст. 27 УИК РФ следующим положением: «Время отбывания обязательных работ не может превышать 12 месяцев»1.

Заслуживает внимание предложение о необходимости установления для лиц, достигших 18 лет и не имеющих места работы, службы или учебы, возможности отбывать обязательные работы на срок до восьми часов в любой день[22][23].

Нельзя также не отметить, что в УИК РФ не определяется, в какое время суток должны отбываться обязательные работы. С. В. Чубраков полагает, что в целях охраны здоровья осужденных, возможности осуществления надлежащего контроля за ходом выполнения работ, а равно во избежание со стороны ряда «работодателей» различных злоупотреблений, касающихся использования труда осужденных в ночное время, необходимо установить в Инструкции ограничение возможности использования труда осужденных в определенное время суток. По его мнению, «следует закрепить правило, согласно которому обязательные работы могут выполняться только в дневное и вечернее время, например, с 6 до 23 часов по местному времени взрослыми осужденными и с 8 до 21 часов — несовершеннолетними»[24].

В ч. 2 ст. 50 УК РФ указывается, что исправительные работы устанавливаются на срок от двух месяцев до двух лет. В соответствии со ст. 42 УИК РФ срок исправительных работ исчисляется в месяцах и годах, в течение которых осужденный работал и из его заработной платы производились удержания. В каждом месяце установленного срока наказания количество дней, отработанных осужденным, должно быть не менее количества рабочих дней, приходящихся на этот месяц. Если осужденный не отработал указанного количества дней и отсутствуют основания, установленные настоящим Кодексом для зачета неотработанных дней в срок наказания, отбывание исправительных работ продолжается до полной отработки осужденным положенного количества рабочих дней (ч. 1). Началом срока отбывания исправительных работ осужденным, не имеющим основного места работы, является день его выхода на работу, а осужденным, имеющим основное место работы, — день получения администрацией организации, в которой работает осужденный, соответствующих документов из уголовно-исполнительной инспекции (ч. 2). Время, в течение которого осужденный не работал, в срок отбывания исправительных работ не засчитывается (ч. 3).

Законодатель исчисляет срок исправительных работ в месяцах и годах, в течение которых осужденный работал и из его заработной платы производились удержания. В теории пенологии ряд авторов1 указывали на необходимость исчисления исправительных работ и в днях. Осужденные к исправительным работам могут трудиться и в выходные дни. По мнению В. И. Гуськова, работа в выходные дни вызывается, как правило, производственной необходимостью и участие в этой работе осужденного свидетельствует о сознательности, положительных качествах, которые у него имелись и которые удалось привить в процессе исправительно-трудового воздействия. В то же время незачет этих дней в срок отбытого наказания при наличии удержаний из его заработка за выполненную работу — едва ли можно считать справедливым. Такой порядок не может служить стимулом активности осужденных[25][26].

В первоначальной редакции ч. 2 ст. 42 УИК РФ (до внесения в нее изменений Федеральным законом от 08.12.2003 № 161-ФЗ) указывалось, что «началом срока отбывания исправительных работ является день получения администрацией организации, в которой работает осужденный, из уголовно-исполнительной инспекции копии приговора (определения, постановления) суда и других документов».

В настоящее время началом срока отбывания исправительных работ является день выхода осужденного на работу (п. 82 Инструкция по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20.05.2009 № 142) (далее — Инструкции № 142)[27]. В теории пенологии ранее ряд авторов придерживались современной законодательной позиции о толковании начала отбывания исправительных работ[28]. На наш взгляд, данная позиция законодателя не является бесспорной. Так, например, если начало исправительных работ — день выхода осужденного на работу, то после вступления приговора в законную силу и до начала работы на осужденного не могут распространяться иные правоограничения, поскольку исполнение, отбывание наказания еще не началось.

Часть 3 ст. 42 УИК РФ закреплена в редакции Федерального закона от 08.12.2003 № 161-ФЗ и Федерального закона от 03.06.2009 № 106-ФЗ.

В редакции 1997 г. в рассматриваемой части указывалось, что «в срок отбывания исправительных работ засчитывается время, в течение которого осужденный не работал по уважительным причинам и за ним в соответствии с законом сохранялась заработная плата. В этот срок засчитывается также время, в течение которого осужденный официально был признан безработным».

Позднее законодатель кардинально изменил содержание рассматриваемой части, закрепив случаи, которые не засчитываются в срок отбывания исправительных работ, когда ранее указывалось на положения, которые засчитывались в срок отбывания исправительных работ. В ч. 3 ст. 42 УИК РФ (в ред. 2003 г.) закреплялось положение о том, что «время, в течение которого осужденный не работал по уважительным причинам, в срок отбывания исправительных работ не засчитывается».

В действующей редакции ч. 3 ст. 42 УИК РФ, как отмечалось выше, установлено, что время, в течение которого осужденный не работал, в срок отбывания исправительных работ не засчитывается. Указанное положение дублируется в п. 85 Инструкции № 142, согласно которому «в срок отбывания наказания не засчитывается время, в течение которого осужденный не работал».

По мнению Ю. И. Савельевой, следует предусмотреть в ч. 3 ст. 42 УИК РФ положение о том, что «в срок отбывания исправительных работ засчитывается время нахождения осужденного в ежегодных оплачиваемых отпусках»[29].

Средства отбывания наказания — это те приспособления, при помощи которых отбывается наказание. Под способом отбывания наказания следует понимать приемы и методы, которые использовались осужденным для отбывания наказания. Использование осужденным тех или иных средств, способов отбывания наказания может влиять на степень испытывания карательного воздействия.

  • [1] Чорный В. Н. Правовое регулирование обеспечения безопасности уголовно-исполнительной системы // Уголовно-исполнительное право России. Общая и Особеннаячасти: учебник для бакалавров / под ред. В. Е. Эминова, В. Н. Орлова. 2-е изд., перераб. и доп. М" 2014. Гл. 4 (4.4). С. 239.
  • [2] Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологическихвыражений. С. 673.
  • [3] Советское исправительно-трудовое право. М., 1960. С. 145.
  • [4] Ткачевский Ю. М. Избранные труды / сост. канд. юрид. наук, доц. А. В. Пашков-ской; вступ. ст. В. С. Комиссарова, Н. Е. Крыловой. СПб.: Издательство «Юридическийцентр Пресс», 2010. С. 378—379.
  • [5] Аванесов Г. А. Изменение условий содержания осужденных в процессе отбываниялишения свободы (прогрессивная система) / под ред. Н. А. Стручкова. М.: ВНИИООПМООП СССР, 1968 // Российский криминологический взгляд. 2012. № 1. С. 36. URL: http: //criminology.ru/journals/detail/169/
  • [6] Бажанов О. И. Прогрессивная система исполнения наказания. Минск: Наука и техника, 1981. С. 69.
  • [7] Скаков А. Б. Прогрессивная система исполнения лишения свободы и ее отражениев новом законодательстве Республики Казахстан. Алматы, 2004. С. 7, 22.
  • [8] Беляев Н. А. Цели наказания и средства их достижения в исправительно-трудовыхучреждениях. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1963. С. 144—145; Беляев Н. А. Избранные труды / предисл. Р. М. Асланова, А. И. Бойцова, Н. И. Мацнева, И. М. Рагимова.СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003. С. 451.
  • [9] См.: Утевский Б. С. Система, принципы и общие положения «Основ советскогоисправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик» // Проблемы развития советского исправительно-трудового законодательства. Саратов, 1961.С. 19; Кузнецов Ф. Т, Подымов П. Е., Шмаров И. В. Эффективность деятельности исправительно-трудовых учреждений. М., 1968. С. 145; Крахмалъник Л. Г. Кодификация исправительно-трудового законодательства. М., 1978. С. 73; Стручков Н. А. Курс исправительно-трудового права. Проблемы Особенной части. М., 1985. С. 92.
  • [10] Ткачевский Ю. М. Избранные труды. С. 381.
  • [11] Стручков Н. А. Уголовная ответственность и ее реализация в борьбе с преступностью. Саратов: Издательство Саратовского университета, 1978. С. 163.
  • [12] Беляев Н. А. Избранные труды. С. 451.
  • [13] См.: Беляев Н. А. Избранные труды. С. 452; Ременсон А. Л. Некоторые вопросытеории советского исправительно-трудового права // Советское государство и право.1964. № 1. С. 97; Стручков Н. А. Уголовная ответственность и ее реализация в борьбес преступностью. Саратов: Издательство Саратовского университета, 1978. С. 163.
  • [14] См.: Наташев А. Е., Стручков Н. А. Основы теории исправительно-трудового права.М., 1967. С. 148—149; Стручков Н. А. Уголовная ответственность и ее реализацияв борьбе с преступностью. С. 163; Яковлев А. М. Борьба с рецидивной преступностью. М, 1964. С. 185.
  • [15] Яхишбекян Э. Н. Эффективность исполнения, отбывания наказания в виде обязательных работ: монография. М.: МГЮУ имени О. Е. Кутафина (МГЮА), ЮСТИЦИЯ, 2013. С. 116 118 //URL: http://criminology.ru/library/RCO-library/
  • [16] Федеральный закон от 28.12.2013 № 431-ФЗ «О внесении изменения в статью 8Федерального закона „О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации“» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 52 (часть I). Ст. 6996. URL: http://www.consultant.ru/
  • [17] Федеральный закон от 07.12.2011 № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты РоссийскойФедерации» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 50. Ст. 7362. URL: http://www.consultant.ru/
  • [18] Куликов В. Тюремное ведомство обнародовало проект штатов казенного доманового типа — исправительного центра. В нем осужденные будут личным трудом искупать вину перед обществом // Российская газета. Федеральный выпуск № 5806 (133)от 14 июня 2012 г. URL: http://www.rg.ru/2012/06/14/turma.html
  • [19] Приказ Минюста РФ от 11.10.2010 № 258 «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы» // Российская газета. № 243.27.10.2010.
  • [20] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994. № 51-ФЗ (ред. от 02.11.2013). URL: http://www.consultant.ru/
  • [21] Закон РФ от 25.06.1993 № 5242—1 (ред. от 28.12.2013) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительствав пределах Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/
  • [22] Осадчая Н. Г. Обязательные работы как новый вид наказания в Российском уголовном законодательстве: дис. … канд. юрид. наук. Ростов н/Д., 1999. С. 177.
  • [23] Чубраков С. В. Уголовное наказание в виде обязательных работ (перспективныевопросы теории и практики): дис… канд. юрид. наук. Томск, 2004. С. 197—198.
  • [24] Там же. С. 196.
  • [25] Крахмалъник Л. Применение исправительно-трудовых работ / Л. Крахмаль-ник, С. Черняев // Социалистическая законность. 1957. № 7. С. 32; Ткачевский Ю. М. К вопросу о нормах исправительно-трудового права об исправительных работах безлишения свободы // Проблемы развития советского исправительно-трудового законодательства. Саратов, 1961. С. 171.
  • [26] Гуськов В. И. Назначение и исполнение исправительных работ как меры уголовногонаказания: дис… канд. юрид. наук. М., 1966. С. 274.
  • [27] Инструкция по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правовогохарактера без изоляции от общества: Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 20 мая 2009 г. № 142 // Российская газета. № 151. 14.08.2009. URL: http://www.consultant.ru/
  • [28] Гуськов В. И. Назначение и исполнение исправительных работ как меры уголовногонаказания. С. 274.
  • [29] Савельева Ю. И. Исполнение исправительных работ: теория и практика. С. 168—169.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой