Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Финансирование здравоохранения в российской федерации. 
Платные медицинские услуги

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Итак, большая роль в обеспечении бесплатной медицинской помощи принадлежит органам государственной власти субъектов РФ, которые устанавливают: порядок и условия, критерии качества и доступности, перечни заболеваний и видов медицинской помощи, предоставляемой бесплатно за счет консолидируемого бюджета; перечни лекарственных препаратов и медицинских изделий, отпускаемых бесплатно или с 50%-й… Читать ещё >

Финансирование здравоохранения в российской федерации. Платные медицинские услуги (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Состояние, особенность и источники финансирования охраны здоровья в Российской Федерации

Финансирование здравоохранения осуществляется в основном по бюджетно-страховой системе. После 1993 г. в России действуют разные источники финансирования здравоохранения, которое в советское время считалось бесплатным.

Выступая на заседании Государственной Думы РФ 25 октября 2013 г., министр финансов РФ А. Г. Силуанов пояснил: «Мы переходим на страховые принципы. Деньги идут за пациентом из фонда страхования, куда бы он ни обратился, в какую бы поликлинику ни пришел, ему будет обеспечено финансирование из ФОМС»[1]. Тогда же глава Счетной палаты РФ Т. Голикова отметила, что с 2014 г. качество медицинских услуг даже в Москве и Санкт-Петербурге может резко снизиться из-за проблем с финансированием[2].

Всемирная организация здравоохранения рекомендует формировать расходы федерального бюджета на здравоохранение с учетом трансфертов фонда ОМС. Однако в настоящее время из всех видов расходов ситуация с расходами на здравоохранение выглядит наиболее драматично. Сложности также связаны с реформированием системы здравоохранения, осуществлением перехода на страховые принципы, когда финансирование медицинских услуг должен будет обеспечивать фонд ОМС.

В гл. 11 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» указывается, что большая часть финансирования здравоохранения осуществляется за счет средств ОМС. Бюджетная система и система ОМС имеют федеральные и территориальные уровни.

Источниками финансирования в сфере охраны здоровья в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» являются:

  • 1) бюджетные средства федеральных, республиканских, местных бюджетов; средства, поступающие от государственных и общественных организаций;
  • 2) средства системы ОМС от государственных и общественных организаций и других хозяйствующих объектов;
  • 3) внебюджетные средства добровольного медицинского страхования, личные средства граждан, благотворительные взносы, средства государственных и муниципальных систем здравоохранения;
  • 4) платная медицина;
  • 5) доходы от ценных бумаг и кредитов, в первую очередь банков;
  • 6) благотворительные фонды общественных организаций и граждан.

В зависимости от вида медицинской помощи определены несколько источников финансирования.

  • 1. Первичная медико-санитарная помощь финансово обеспечивается за счет средств ОМС в рамках территориальных программ ОМС; бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, выделяемых на финансовое обеспечение территориальных программ государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, не включенной в территориальные программы ОМС; иных источников в соответствии со ст. 82, 83 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
  • 2. Специализированная медицинская помощь финансово обеспечивается за счет средств ОМС в рамках территориальных программ ОМС; ассигнований бюджетов субъектов РФ в рамках территориальных программ государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи, не входящей в территориальные программы ОМС; бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделяемых медицинским организациям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти (в части медицинской помощи, не входящей в базовую программу ОМС); иных источников в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
  • 3. Скорая медицинская помощь финансово обеспечивается за счет средств ОМС в рамках территориальных программ ОМС; ассигнований бюджетов субъектов РФ в рамках территориальных программ государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи, не входящей в территориальные программы ОМС; бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделяемых медицинским организациям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти и включенным в перечень, утвержденный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (в части медицинской помощи, не входящий в базовую программу ОМС.
  • 4. Санаторно-курортное лечение финансово обеспечивается за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов, выделяемых для отдельных категорий граждан, установленных законодательством РФ;

и бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделяемых федеральным органам исполнительной власти на оказание государственных услуг по санаторно-курортному лечению; иных источников в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

  • 5. Паллиативная помощь финансово обеспечивается за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; иных источников.
  • 6. Медицинская помощь населению отдельных территорий и работникам отдельных организаций финансово обеспечивается за счет средств ОМС в рамках территориальных программ ОМС и ассигнований федерального бюджета.
  • 7. Медицинская помощь военнослужащим и приравненным к ним лицам, а также лицам, задержанным, заключенным под стражу, находящимся под арестом и т. д., финансово обеспечивается в соответствии с законодательством РФ.

Вопросы, связанные с финансированием здравоохранения субъектов РФ, регулируются договорами.

Согласно ст. 41 Конституции РФ медицинская помощь гражданам в учреждениях государственной и муниципальных систем здравоохранения оказывается бесплатно. В связи с этим Правительством РФ принимаются постановления, которыми утверждаются программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Такая программа была принята постановлением от 11.09.1998 № 1096. В постановлении от 24.07.2001 № 550 Правительство РФ утвердило изменения и дополнения к этой программе по формированию и экономическому обоснованию территориальных программ государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи. В постановлении Правительства РФ от 04.10.2010 № 782 «О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год» также делался упор на формирование и экономическое обоснование территориальных программ государственных гарантий бесплатной медицинской помощи. Постановлением Правительства РФ от 19.12.2015 № 1382 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год.

В последние годы начиная с 2013 г. расходы федерального бюджета на здравоохранение сократились на 35% (с 515 млрд до 332 млрд руб.). Период планирования в области формирования в России государственного бюджета (в том числе и в части финансирования здравоохранения) в 2016 г. сокращен с трех лет до одного года. В 2016 г. расходы на здравоохранение по сравнению с предыдущим годом сократились на 7%. Количество больниц в стране, в глубинке и столице, уменьшилось на 40%, больничных коек стало меньше на 6%, поликлиник на 20%, закрылись многие медицинские пункты в деревнях и селах, хотя теперь они медленно, но восстанавливаются. Высокотехнологичная помощь для региональных учреждений, которой мы гордились, но некоторым данным, сократится в 4 раза, расходы на ее развитие сократятся в 2,5 раза[3].

По данным Минздрава России, несмотря на то что в России ежегодно выпускается примерно 24 тыс. врачей (из которых 8 тыс. не доходят до медицинских учреждений)[4], у нас десятилетиями не хватает врачей и среднего медперсонала, динамика обеспеченности их уже много лет носит отрицательный характер. Примечательно, что 30% медицинских работников — пенсионного возраста, около 60% — от 30 до 60 лет. Обеспеченность врачами участковой службы за 2012—2013 гг. сократилась на 8%[5]. Естественно, что такое положение в сфере здравоохранения может привести к ухудшению здоровья граждан России и еще больше снизить общие показатели жизни населения.

Бесплатность при оказании медицинской помощи в настоящее время обеспечивается программами государственных и территориальных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи, которым посвящена гл. 10 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Следует иметь в виду, что кроме медицинских организаций Минздрава России за счет бюджета функционируют и ведомственные медицинские учреждения министерств обороны, финансов, труда, энергетики, внутренних дел, иностранных дел, транспорта, налоговой службы и др. Имея еще и свои ведомственные дотации, они богаче лечебных учреждений общей системы здравоохранения. Поэтому появились и упорядочиваются платное обслуживание и сервисные услуги, нуждаются в увеличении льготы отдельным категориям граждан, а также система медицинского страхования.

Что касается финансового обеспечения медицинского и фармацевтического образования, а также научных исследований в сфере охраны здоровья, то их финансовое обеспечение осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

В Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ст. 80) перечислены виды услуг медицинской помощи, за которые недопустимо взимать с граждан плату. Это все основные виды медицинской помощи: первичная медико-санитарная помощь, специализированная, замена лекарств на более дорогие в случаях непереносимости, индивидуальная палата в случаях тяжести заболевания или по эпидемиологическим показаниям, транспортные услуги при обследовании, которое лечебное учреждение у себя не проводит, а также бесплатное пребывание родителя или законного представителя в больнице с ребенком младше трех лет.

Из федерального бюджета финансируются все федеральные и реабилитационные центры, федерально-целевые программы («Сахарный диабет» и др.). Из бюджетов субъектов РФ и фонда ОМС финансируются специальные диспансеры, дома ребенка, наркологическая, кожно-венерологическая службы, переливания крови, по лечению синдрома приобретенного иммунодефицита (СПИД), дорогостоящие виды диагностики и лечения, льготное снабжение лекарствами и научные медицинские учреждения.

Итак, большая роль в обеспечении бесплатной медицинской помощи принадлежит органам государственной власти субъектов РФ, которые устанавливают: порядок и условия, критерии качества и доступности, перечни заболеваний и видов медицинской помощи, предоставляемой бесплатно за счет консолидируемого бюджета; перечни лекарственных препаратов и медицинских изделий, отпускаемых бесплатно или с 50%-й скидкой в соответствии с перечнем групп населения; задания медицинским организациям, участвующим в реализации территориальных программ государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи, и нр. В целях безопасности государство оставило на своем обеспечении важнейшие виды помощи при заболеваниях, передающихся половым путем, при туберкулезе, СПИДе, психических расстройствах и наркологических заболеваниях; скорую помощь и высокотехнологичную дорогостоящую медицинскую помощь. За неработающее население платит государство. Глава Счетной палаты Т. Голикова указала один из скрытых резервов финансирования. Она утверждает, что есть масса неэффективных инвестиционных проектов, финансируемых за счет бюджета. Поэтому часть средств из других отраслей экономики, которые не умеют рационально тратить государственные средства, можно было бы перенаправить на здравоохранение[6].

В Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» отмечается, что в рамках программы государственных гарантий все виды медицинских услуг оказываются бесплатно. Это касается и частных медицинских организаций, если они участвуют в этой программе. Некоммерческим медицинским и фармацевтическим организациям даются права на страхование рисков профессиональной ответственности работников. Источники финансирования имеют особое значение в обеспечении бесплатности для граждан отнюдь не бесплатной вообще медицинской помощи.

  • [1] Силуанов: финансирование здравоохранения в РФ в 2014—2016 гг. увеличивается //Прайм. 2013. 25 окт. URL: http://lprime.ru/state_regulation/20 131 025/768882884.html (датаобращения: 06.04.2016).
  • [2] См.: Счетная палата предупреждает о возможном ухудшении качества медуслуг // РИАНовости. 2013. 25 окт. URL: http://ria.ru/society/20 131 025/972620342.html (дата обращения:06.04.2016)
  • [3] См.: Сдвижкова М. Финансирование здравоохранения в 2016 г.: что год грядущий намготовит // Фармацевтический вестник. 2015. 21 дек. (№ 42).
  • [4] См.: Колесник А. Вас ждут, доктор! // РГ. 2014. 21 янв.
  • [5] См.: Улумбекова Г. Э. Бюджет здравоохранения 2015—2017: вызовы и решения // Российский медицинский сервер. URL: http://rusmedserver.com (дата обращения: 06.04.2016).
  • [6] См.: Чуйков А. Жизнь взаймы // Аргументы недели. 2015. 10 дек. (№ 47).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой