Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Распространенность религиозных сайтов в Интернете. 
Особенности онлайн-религии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С момента своего появления Веб стал вместилищем квазирелигиозных устремлений. Собственно, почему бы и нет? Для тех, кто искал трансцендентального пробоя за пределы вещественного мира, Сеть представляет собой чуть ли не готовую землю обетованную. В Интернете мы все бестелесны — символы, общающиеся с символами посредством символов. Ранние тексты, посвященные метафизике Сети (авторами многих из них… Читать ещё >

Распространенность религиозных сайтов в Интернете. Особенности онлайн-религии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Киберпространство обеспечивает плюрализм и контакт с другими культурами и религиями. Интернет является прекрасным воплощением идеи рационализации и модернизации. Однако, как ни парадоксально, в постсовременном обществе религия укрепляется даже сильнее, чем раньше. Связано это с большой долей опасности и рисков, которые несет с собой постсовременное общество. Религия становится, таким образом, ответом на его угрозы. Но рыночные правила игры распространяются и на нее. С великими монотеистическими религиями, имеющими статус официальных и священных традиций, конкурируют новые религиозные движения во главе с New Age, или неоязычеством. Не отстают и квазирелигиозные образования — всевозможные группы жизненных и психологических тренингов, астрологические и биоэнергетические сообщества. Конкуренция в киберпространстве видна очень четко. Идет борьба за сердца последователей, людям предоставляется широкий спектр разного рода услуг в религиозном секторе Интернета.

«С момента своего появления Веб стал вместилищем квазирелигиозных устремлений. Собственно, почему бы и нет? Для тех, кто искал трансцендентального пробоя за пределы вещественного мира, Сеть представляет собой чуть ли не готовую землю обетованную. В Интернете мы все бестелесны — символы, общающиеся с символами посредством символов. Ранние тексты, посвященные метафизике Сети (авторами многих из них оказались люди, так или иначе связанные с послешестидесятническим движением New Age или испытавшие его влияние) пропитаны ощущением грядущего духовного высвобождения. Переход в киберпространство описывается как процесс личного и общественного раскрепощения, путешествие, которое освободит нас от традиционных ограничений нашего разума, сообществ, самой нашей физической оболочки. Мы становимся „сетянами“, свободно парящими в некоем пресветлом, чуть ли не ангельском мире»[1].

Множественность религий и конфессий, их конкуренция на духовном рынке — это только один из аспектов того, что можно назвать религиозным плюрализмом. Характерный для современного «текучего» общества он имеет и другие лица. Плюрализм может проявляться в поведении индивидов, их индивидуальности, т. е. в сугубо личном понимании религии, ее приватизации. Эта тенденция наблюдается уже с начала 70-х гг. XX в. (по крайней мере в США). Сегодня все чаще встречается и более распространенной становится ситуация, когда индивиды выбирают в религии то, что им подходит. Все чаще в рамках собственного индивидуального опыта они объединяют учения, идеи из разных религий или конфессий. Растет число людей, принимающих учения, догмы и практики, происходящие из разных источников. Они либо экспериментируют с конкретными религиями или конфессиями, либо объединяют их в одну новую синкретическую форму.

В рамках одного вероисповедания может наблюдаться также селективная религиозность, т. е. выборочное принятие тех принципов определенной религиозной доктрины, образа жизни, ценностей и норм, которые устраивают индивида или группу. Религиозная избирательность может проявляться, например, в снижении популярности и авторитетности так называемой церковной религиозности. Люди могут отклонять ту часть религии, которая обязывает подчиняться священнику или архиерею. Все это является выражением того, что в настоящее время религия сильно связана с доминирующим в современном обществе индивидуализмом, т. е. приобретает индивидуальный колорит.

В Сети люди, не раскрывая своей личности, могут представлять частные и индивидуальные религиозные взгляды. Варианты выбора между различными религиозными традициями или действиями безграничны — христианство, ислам, буддизм, синтоизм, индуизм, неоязычество, новые религиозные движения. Это не проблема: все в киберпространстве — на кончиках наших пальцев. Человек может только получать информацию или же выбирать более активную форму демонстрации своей веры через интерактивное участие — виртуальные ритуалы, молитвы, паломничество и т. п. В киберпространстве современный вероискатель — это потребитель, выбирающий среди религиозных смыслов и учений те, которые считает важными для себя. Это потребитель на рынке религии, самостоятельно выбирающий, как в супермаркете, религиозный товар, соответствующий его индивидуальным вкусам. Например, при желании он может за 1,99 долл, за минуту пообщаться с раввином, который поможет решить жизненные проблемы или ответит на вопросы, касающиеся иудаизма.

Каждый может стать экспертом собственной веры, по-своему формировать ее, будучи клиентом в религиозном супермаркете. Религиозные символы и практики перестают быть объектом контроля вышестоящих религиозных функционеров (епископов, священников и гуру), и активность индивидов, которые придают им собственные значения, проявляется все чаще.

Стоит также отметить, что индивидуальное отношение к священному (сакральному) все более размывает когда-то четкие границы, которые разделяют принадлежащее к сфере священного и сфере мирского (светского). Сегодня становится все труднее четко определить и бескомпромиссно отделить друг от друга эти две сферы. То, что для одного человека является священным, для другого — уже мирское. Следует подчеркнуть, что эти особенности не отрицают подлинности переживаний, связанных с религией.

Религиозная рефлексия очень сильно проявляется в области онлайнрелигии, поскольку Интернет, похоже, предоставляет благодатную почву для ее развития. Мало того, можно сделать вывод, что Интернет становится инструментом ее легитимизации и опривычивания, подтверждения подлинности и права на существование. Практикующие онлайн-религию говорят о своем опыте сакрального в среде киберпространства. Возможно, что это опыт присутствия Бога или состояния духовного экстаза. Благодаря Интернету сегодня индивиды как никогда раньше свободны в выражении своих религиозных взглядов — в том числе посредством создания собственного сайта, блога или использования других сетевых инструментов.

Потребность в такого рода религиозной экспрессии становится более явной. Данные социологической статистики свидетельствуют о том, что в странах Запада все больше людей считают себя религиозными, но в то же время подчеркивают свою дистанцию в отношении религиозных организаций[2]. Увеличивается число «непрактикующих верующих», т. е. не являющихся прихожанами какой-либо церкви. Именно для них Интернет предоставляет среду, в которой они могут реализовать свои религиозные потребности вне официальных конфессий. Верующие, входя в Интернет в религиозных целях, ищут ответы на свои вопросы и даже совершают религиозные отправления отличными от традиционных способами. Приобретенный таким образом опыт становится, несомненно, типом некоей «обратной связи», которая ускоряет трансформацию религии в постсовременном мире, еще более превращая ее в разнообразный, рассчитанный на множество индивидуальных вкусов товар.

  • [1] Карр Н. Бездушность Веб 2.0 // Компьютерра. 2005. 21 ноября.
  • [2] Helland Р. С. Popular Religion and the World Wide Web: A Match Made in (Cyber)Heaven // Religion Online. Finding Faith on the Internet / ed. by L. L. Dawson, D. E. Cowan. Routledge, 2004. P. 32.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой