Проекция.
Специальная психология.
Тест детской апперцепции в диагностике психологической защиты
![Реферат: Проекция. Специальная психология. Тест детской апперцепции в диагностике психологической защиты](https://gugn.ru/work/6593287/cover.png)
Низкая самооценка, неуверенность в себе — нередко есть то ключевое звено, которое повышает вероятность возникновения проекции. У детей с ЗПР часто наблюдается отрицательное представление о себе и низкая оценка своих возможностей. Поэтому для них может быть характерна такая защита, которая выражается в приписывании другим своих неблагоприятных черт характера. Проекция затрудняет самопознание… Читать ещё >
Проекция. Специальная психология. Тест детской апперцепции в диагностике психологической защиты (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Проекция — один из наименее используемых механизмов защиты у младших школьников обеих групп. Проекция — процесс, в результате которого происходящее внутри индивида ошибочно воспринимается им как приходящее извне. Проекция — это механизм психологической защиты, связанный с бессознательным переносом собственных неприемлемых чувств, желаний, стремлений на другое лицо. В ее основе лежит неосознаваемое индивидом отвержение своих переживаний, сомнений, установок и приписывание их другим людям с целью переложить ответственность за то, что происходит внутри «Я», на окружающий мир (Л. Беллак, 2000а).
Приведем примеры рассказов детей, в которых можно проследить присутствие проекции:
Ваня (10 лет, ЗПР, по картинке № 3): «Король-Батька сидит на троне. Он дает указы. Курит трубку. Крыса смотрит из щелки, как он курит. Она тоже хочет курить».
Максим (9 лет, ЗПР, по картинке № 1): «Это каша. Мама заставляет детей-цыплят есть кашу, а они не хотят».
Настя (11 лет, ЗПР, по картинке № 10): «Собаки хотят в туалет. Они подрались из-за одного туалета. Мама и маленькая собачка дерутся четыре раза. Уступили друг другу и описались».
Пропуская в сознание информацию о существовании неблагоприятного факта как такового, ребенок меняет его принадлежность — относит его не к себе, а к другому лицу или объекту, дополняя таким образом вытесненную часть информации.
Илья (9 лет, нормальное развитие, по картинке № 8): «Как-то раз, взрослая мартышка со своим сыном, с дочкой скорее, пошла в гости. И стала ее обучать хорошим манерам. Когда они все уселись за стол, начали разговаривать, взрослая мартышка брала все руками. Ну, там куру, салаты… […] Большую мартышку все-таки выставили, а маленькую оставили. Она была хорошим примером. И сказали: «Объясни своей маме, что так есть нехорошо» «. — Проявление проекции — в приписывании другому персонажу того, в чем ребенок не расположен себе сознаться.
Вывод. Учитывая особенности младших школьников с ЗПР, необходимо помнить следующее.
- 1. Низкая самооценка, неуверенность в себе — нередко есть то ключевое звено, которое повышает вероятность возникновения проекции. У детей с ЗПР часто наблюдается отрицательное представление о себе и низкая оценка своих возможностей. Поэтому для них может быть характерна такая защита, которая выражается в приписывании другим своих неблагоприятных черт характера.
- 2. Проекция, как полагают исследователи, достаточно часто встречается при личностных расстройствах и неврозах, а многие дети с ЗПР как раз и входят в эту группу риска.
- 3. В своих благоприятных и зрелых формах проекция служит основой эмпатии, что абсолютно необходимо для формирования адекватных навыков коммуникации у детей с ЗПР.
- 4. Проекция в своих пагубных формах наносит огромный ущерб межличностным отношениям. В тех случаях, когда спроецированные позиции серьезно искажают объект или когда спроецированное содержание состоит из отрицаемых и резко негативных частей собственного «Я», возникают всевозможные проблемы в понимании других людей.
- 5. Проекция затрудняет самопознание и созревание личности. Это необходимо учитывать, поскольку у детей с ЗПР наблюдаются как нарушения в развитии личности, так и проблемы в понимании своих эмоциональных состояний. Превращение проекции в фундаментальную защиту может препятствовать объективному восприятию внешнего мира и лишать личность ребенка реалистичности.
Замещение как защитный механизм проявляется в переносе реакции с «недоступного» объекта на «доступный». По данным наших исследований замещение встречается достаточно редко в обеих группах детей.
Осуществляя психокоррекционный процесс с детьми ЗПР, психологу необходимо учитывать особенности их психических состояний и поведенческих реакций, связанных с использованием определенных механизмов защиты. Для этого необходима серьезная и грамотная диагностика психологической защиты.