Случай связных выборок
![Реферат: Случай связных выборок](https://gugn.ru/work/6593790/cover.png)
Для расчета по критерию t Стьюдента введем в электронную таблицу SPSS вначале первый столбец данных и рядом с ним второй столбец (т.е. второй и третий столбцы табл. 6.14). Таким образом, первый столбец электронной таблицы будет иметь название VAR00001, а второй столбец электронной таблицы — VAR00002. В основном меню «Статистика» выбираем подменю «основная статистика/таблицы». В появившемся окне… Читать ещё >
Случай связных выборок (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В случае связных выборок с равным числом измерений в каждой можно использовать более простую формулу критерия t Стьюдента.
Вычисление значения ?эмп осуществляется по формуле:
![Случай связных выборок.](/img/s/8/20/1438720_1.png)
где.
![Случай связных выборок.](/img/s/8/20/1438720_2.png)
где dj = Xj — ух — разности между соответствующими значениями переменной х и переменной у, did — среднее этих разностей.
В свою очередь Sd вычисляется по следующей формуле:
![Случай связных выборок.](/img/s/8/20/1438720_3.png)
Число степеней свободы k определяется по формуле k = = п — 1.
Рассмотрим пример использования критерия t Стыодента для связных и, очевидно, равных по численности выборок.
Задача 6.11. Психолог предположил, что в результате научения время решения эквивалентных задач «игры в 5» (т.е. имеющих один и тог же алгоритм решения) будет значимо уменьшаться. Для проверки гипотезы у восьми испытуемых сравнивалось время решения (в минутах) первой и третьей эквивалентных задач. Время решения второй задачи нс учитывалось.
Решение. Решение задачи сразу представим в табл. 6.14.
Таблица 6.14
Номер испытуемых | 1-я задача | 3-я задача | d | d2 |
4,0 | 3,0 | 1,0 | 1,0 | |
3,5 | 3,0 | 0,5 | 0,25 | |
4,1 | 3,8 | 0,3 | 0,09 | |
5,5 | 2,1 | 3,4 | 11,56 | |
4,6 | 4,9 | -0,3 | 0,09 | |
6,0 | 5,3 | 0,7 | 0,49 | |
5,1 | 3,1 | 2,0 | 4,00 | |
4,3 | 2,7 | 1,6 | 2,56 | |
Суммы | 37,1 | 27,9 | 9,2 | 20,04 |
Вначале произведем расчет по формуле (6.13):
![Случай связных выборок.](/img/s/8/20/1438720_4.png)
Затем применим формулу (6.14), получим:
![Случай связных выборок.](/img/s/8/20/1438720_5.png)
И, наконец, следует применить формулу (6.12), получим:
![Случай связных выборок.](/img/s/8/20/1438720_6.png)
Число степеней свободы: к = 8 — 1 = 7 и по табл. 9 Приложения находим ?кр:
![Случай связных выборок.](/img/s/8/20/1438720_7.png)
Строим «ось значимости»:
![Случай связных выборок.](/img/s/8/20/1438720_8.png)
Таким образом, на 5% уровне значимости первоначальное предположение подтвердилось: действительно, среднее время решения третьей задачи существенно меньше среднего времени решения первой задачи. В терминах статистических гипотез полученный результат будет звучать так: на 5% уровне гипотеза Н0 отклоняется и принимается гипотеза Н — о различиях.
Решение задачи 6.11 с помощью статистических пакетов STADIA.
Для расчета критерия / Стьюдента для связных выборок введем в электронную таблицу пакета исходные данные задачи 6.11, т. е. второй и третий столбцы табл. 6.14. В окне «Статистические методы» выбираем подменю «4=Стьюдента и Фишера». В появившемся диалоговом окне для задания переменных переносим все переменные из поля признаков в рабочее поле. После нажатия кнопки «Утвердить» появляется результат.
КРИТЕРИЙ ФИШЕРА И СТЬЮДЕНТА Переменные: xl, х2.
Стьюдентддя парных данных=2,8, Значимость=0,0258, степ. своб=7 Гипотеза 1: «Есть различия между выборочными средними».
Замечание. Связные выборки называются в пакете STADIA «парными данными». Как мы видим, рассчитанные «вручную» результаты нс отличаются от результатов работы пакета.
SPSS.
Для расчета по критерию t Стьюдента введем в электронную таблицу SPSS вначале первый столбец данных и рядом с ним второй столбец (т.е. второй и третий столбцы табл. 6.14). Таким образом, первый столбец электронной таблицы будет иметь название VAR00001, а второй столбец электронной таблицы — VAR00002.
В меню Analyse (анализ) выберем подменю Compare Means (сравнение средних), здесь выбрать подменю PairedSamples Т Test (/-критерий для зависимых выборок). Появляется диалоговое окно Paired-Samples Т Test, в котором переменные VAR00001 и VAR00002 из поля исходных переменных нужно одновременно перенести в поле групповых переменных Paired-Variable (парные, связные переменные).
После нажимаем кнопку ОК и в окне Output-SPSS Viewer находим три следующие таблицы:
Paired Samples Statistics
Mean. | N. | Std. Deviation. | Std. Error Mean. | ||
Pair 1. | VAR00001. | 4,6375. | 83 826. | 29 637. | |
VAR00002. | 3,4875. | 1,10 510. | 39 071. |
Paired Samples Correlations
N. | Correlation. | Sig. | |
Pair 1 VAR00001 & VAR00002. | 309. | 456. |
Paired Samples Test
Paired Differences. | t. | df. | Sig. (2-tailed). | |||
Mean. | Std. Deviation. | Std. Error Mean. | ||||
Pair 1 VAR00001 — VAR00002. | 1,15 000. | 1,16 251. | 41 101. | 2,798. | 027. |
В таблице Paired Samples Statistics представлены средние и стандартные отклонения двух выборок.
В таблице Paired Samples Correlations дан коэффициент корреляции.
В таблице Paired Samples Test дано значения ^-критерия.
STATISTICA.
Для расчета по критерию Стыодента введем в электронную таблицу STATISTICA исходные данные из табл. 6.14 как два столбца.
В основном меню «Статистика» выбираем подменю «основная статистика/таблицы». В появившемся окне выбираем подменю «t-test dependent samples» (?-тест, зависимые выборки). После нажатия на ОК появляется следующее окно (рис. 6.19).
![Диалоговое окно T-Test for Dependent Samples (?-тест для зависимых выборок).](/img/s/8/20/1438720_9.png)
Рис. 6.19. Диалоговое окно T-Test for Dependent Samples (?-тест для зависимых выборок).
В этом окне нужно выбрать переменные, нажав на клавишу Variables. Получится диалоговое окно, изображенное на рис. 6.14. После выделения переменных 1-Varl и 2-Var2 и активизации опции Summary появляется результат:
Variable. | T-test for Dependent Samples (Spreadsheetl.sta) Marked differences are significant at p <, 5 000. | |||||||
Mean. | Std.Dv. | N. | Diff. | Std.Dv. Diff. | t. | df. | P. | |
Varl. | 4,637 500. | 0,838 259. | ||||||
Var2. | 3,487 500. | 1,105 102. | 1,15 000. | 1,162 510. | 2,79 799. | 0,26 601. |