Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

О направлении подготовки «профессиональное обучение»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Студент, который планирует приобрести квалификацию (степень) бакалавра профессионального обучения, должен ощущать, что от него во многом зависит будущее страны: рост экономики, качество профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих, уровень конкурентоспособности, профессиональной мобильности и профессиональной культуры выпускников профессиональных образовательных… Читать ещё >

О направлении подготовки «профессиональное обучение» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общее представление о направлении подготовки «Профессиональное обучение»

Переход на уровневую систему высшего профессионального образования связан с реализацией государственного образовательного стандарта третьего поколения по направлению подготовки «51 000 — Профессиональное обучение».

Любая педагогическая профессия у студента ассоциируется с учителем школы, в которой он учился, прежде чем решил стать бакалавром. Однако «Профессиональное обучение» — это не просто направление подготовки, связанное с воспитанием, обучением будущих рабочих. Выпускник профессиональнопедагогического вуза, который учился 4 или 6 лет, став бакалавром или магистром, естественно, может найти себе место не только в образовательном учреждении, но и в научно-исследовательском учреждении или на производстве.

Деятельность бакалавров-педагогов — профессиональнопедагогическая. Выпускник в основном занимается подготовкой рабочих по профессиям или специальностям в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования, учебнокурсовой сети предприятий и организаций, в учебных центрах по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих и специалистов, а также в службе занятости населения[1].

Направление подготовки «Профессиональное обучение» предполагает, что выпускники, которые закончили профессионально-педагогический вуз и стали бакалаврами, обязательно приобретают рабочую квалификацию, так как они преподают общепрофессиональные и специальные дисциплины у будущих рабочих-токарей, слесарей, электромонтеров, поваров, кондитеров, швей или трудятся мастерами производственного обучения, организуют занятия по производственному обучению в учебных мастерских, лабораториях, руководят учебной, производственной практикой.

Преподавание — это большое искусство. Начинающему важно привыкнуть к профессионально-педагогической деятельности в профессиональном училище, лицее или колледже, принять и полюбить воспитанников, порой очень сложных подростков, юношей чаще всего из неблагополучных семей, которые, как правило, имеют отклоняющееся поведение и часто трудновоспитуемы, педагогически запущены.

Хорошо, если поступивший на направление подготовки «Профессиональное обучение» ранее учился в начальной профессиональной школе и имеет рабочую квалификацию, опыт проживания в стенах профессионального училища, общения с преподавателями теоретического обучения, мастерами производственного обучения. Если на это направление подготовки поступил вчерашний школьник, то ему, естественно, будет труднее учиться, понимать и осознавать теоретические понятия, особенно педагогические. Отсутствие представлений о профессиональных училищах[2], лицеях, колледжах затрудняет освоение вузовской образовательной программы.

Итак, каким образом осуществляется подготовка студентов по направлению «Профессиональное обучение»?

Студенты в течение 4 лет очного или 5 лет заочного обучения изучают учебные дисциплины, которые позволяют сформировать у выпускника профессионально-педагогического вуза представление о том, как можно и как нужно научно обоснованно, с соблюдением всех правил обучать подростка, юношу, взрослого безработного рабочей профессии или преподавать общепрофессиональные и специальные дисциплины в учебных структурах предприятий, фирм, компаний. То есть выпускник направления подготовки «Профессиональное обучение» (по отраслям) становится дидактом[3] — педагогом, который в совершенстве овладел методикой преподавания теоретического и производственного обучения.

Преподаватели теоретического обучения, как правило, преподают такие общепрофессиональные и специальные дисциплины, как:

  • — материаловедение;
  • — техническая графика;
  • — электротехника;
  • — основы какого-либо производства;
  • — специальные технологии, например, швейного или машиностроительного производства.

Поскольку в профессиональном училище, лицее или колледже учатся в основном подростки, которые нуждаются в наставнике, воспитателе, то преподаватели и особенно мастер производственного обучения выполняют воспитательные функции, а порой занимаются и перевоспитанием. В XXI в. в России, особенно среди будущих рабочих, наблюдается резкое падение духовной культуры и нравственности, поэтому воспитательная работа становится социально значимой.

Рыночная экономика изменила иерархию ценностей и обострила негативные моменты в образовании. Между тем от того, кто будет работать в профессиональных образовательных учреждениях, во многом зависит будущее. Это касается и экономики, и духовно-нравственного развития подростков, юношей и взрослых. Дело в том, что образование и общество неотделимы. Любые негативные или позитивные изменения в обществе сказываются на образовании и наоборот.

Студент, который планирует приобрести квалификацию (степень) бакалавра профессионального обучения, должен ощущать, что от него во многом зависит будущее страны: рост экономики, качество профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих, уровень конкурентоспособности, профессиональной мобильности и профессиональной культуры выпускников профессиональных образовательных учреждений. Успех профессионально педагогической деятельности бакалавра или магистра во многом определяется его личностными характеристиками, уровнем воспитанности, обшей и профессиональной культурой. Поэтому необходимо еще в студенческие годы уяснить, способны ли вы воспитывать, перевоспитывать, преподавать в системе начального, среднего или дополнительного, корпоративного образования?

Изучение опыта известных преподавателей и мастеров производственного обучения показывает, что успех в деле обучения и воспитания будущих рабочих во многом определяется не столько профессиональным знанием, сколько педагогическим мастерством, искусством излагать учебный материал, организовывать и контролировать учебную деятельность подростков и взрослых, умением быть психологом, принимать правильные решения в воспитательной работе с педагогически запущенными подростками, быть компетентным в вопросах перевоспитания трудных. К сожалению, практически нет публикаций, художественных фильмов об известных преподавателях и мастерах производственного обучения, профессионально-педагогических вузах, а пропаганда важности рабочих профессий для России, значимости личности рабочего практически отсутствует. При этом происходит широкомасштабное рекламирование через СМИ легких способов зарабатывания денег, например посредством участия в азартных играх «Как заработать миллион?», «Десять миллионов» и т. п.

После выхода книги В. С. Филиппова[4] — известного мастера производственного обучения, мастера спорта, работавшего в Москве, который за свои успехи удостоен звания Героя социалистического труда и звания заслуженного мастера профтехобразования РСФСР, а также многочисленных медалей, — в России не было публикаций о том, каким должен быть мастер. Правда, благодаря академику РАО С. Я. Батышеву, а после его смерти усилиями академика РАО А. М. Новикова в 1999 г. была издана «Энциклопедия профессионального образования»[5]. В ней обобщен опыт известных в России педагогов начального профессионального образования, изложены основные понятия профессиональной, инженерной и производственной педагогики, рассказано об истории профессионального образования, приведены биографии выдающихся ученых в области теории и методики профессионального образования, профессиональной педагогики, психологии и физиологии труда.

Направление подготовки «Профессиональное обучение» опирается на огромный учебно-методический потенциал, который накоплен в России еще во времена существования Советского Союза. В СССР огромную роль сыграл Всесоюзный научнометодический центр профессионально-технического образования, реорганизованный затем в Институт развития профессионального образования Министерства образования и науки. Он издавал огромное количество учебно-методической литературы, посвященной дидактическим и методическим проблемам профессионально-технического образования. До настоящего времени выходят педагогические журналы «Профессиональное образование»[6], «Профессионал», «Специалист», «Среднее профессиональное образование». К сожалению, они не могут полностью ответить на все вопросы, которые возникают перед руководителями, преподавателями и мастерами производственного обучения профессиональных училищ и лицеев.

Развитие системы начального профессионального образования осложняется переводом ее финансирования с государственного на региональный уровень, а также ослаблением материально-технической базы, особенно учебных мастерских в профессиональных училищах и лицеях.

Известные ученые в области теории и методики профессионального образования академик РАО, президент Академии профессионального образования Е. В. Ткаченко и член-корреспондент РАО, доктор философских наук, профессор И. П. Смирнов предлагают пути реформирования системы начального профессионального образования, повышения конкурентоспособности ее выпускников, в том числе за счет повышения педагогической компетентности и культуры преподавателей и мастеров производственного обучения[7].

Если говорить языком цифр, то ситуация с преподавателями и мастерами производственного обучения выглядит следующим образом.

Несмотря на то что государственная система профессионально-педагогического образования функционирует и развивается (см. гл. 7), дефицит кадров усугубляется их недостаточной квалификацией. В среднем, по данным академика Е. В. Ткаченко, примерно только каждый пятый руководитель профессионального училища или лицея (22,8%) имеет высшее профессионально-педагогическое образование. Аналогичная ситуация с преподавателями теоретического обучения. Хуже обстоит дело с мастерами производственного обучения. После окончания профессионально-педагогического вуза работают в системе НПО старшими мастерами или мастерами производственного обучения в среднем не более 7%. То есть основная масса профессионально-педагогических работников, которые преподают общепрофессиональные и специальные дисциплины у будущих рабочих, не имеют специального высшего профессионально-педагогического образования, а имеют высшее техническое, технологическое, экономическое образование. Беспокоит недостаточная производственная квалификация мастеров производственного обучения. Примерно 16% из них имеют рабочий разряд даже ниже того, которых присваивается выпускникам системы НПО. Возникают проблемы оказания методической помощи, повышения педагогической культуры (гл. 4) преподавателей и особенно мастеров производственного обучения[8]. Поэтому динамика развития российского начального профессионального образования во многом зависит от ее пополнения бакалаврами и магистрами профессионального обучения.

Для того чтобы работодатели могли почувствовать значимость системы НПО, необходимо, чтобы система производственного обучения стала принципиально иной, построенной в традициях лучших систем обучения рабочих, в том числе и зарубежных. Известно, что, например, в Германии, благодаря апробированной системе дуального обучения рабочих, производственное обучение происходит в условиях производства, финансируется и контролируется торгово-промышленной палатой, заинтересованными в этом бизнесменами. Традиционно сложившаяся в России система производственного обучения, производственной практики явно устарела. Она рассчитана в большей мере на социальную адаптацию и педагогическую реабилитацию подростков из слабообеспеченных, неблагополучных семей, требующих прежде всего воспитательных мер со стороны мастеров производственного обучения.

Анализ исследований, посвященных изменению социального состава обучающихся, показывает[9], что заметна тенденция ориентации обучающихся начального и среднего профессионального образования на образовательный уровень своих родителей.

Среди родителей обучающихся современной системы начального и среднего профессионального образования возросло число рабочих (с 30 до 36,2%), особенно в сфере сельского хозяйства — в три раза (до 44%). Вдвое выросло число безработных родителей (с 6,8 до 12,2%). Одновременное увеличение среди родителей обучающихся данной категории числа руководителей и коммерсантов можно, по мнению авторов актуальной статьи, объяснить развитием в стране малого и среднего бизнеса, где руководители не являются высоко обеспеченными людьми и относятся к среднему классу. Следует зафиксировать очень низкий процент сельской молодежи, обучающихся в учреждениях НПО и СПО. Основной контингент государственной системы начального и среднего профессионального образования составляют жители крупных городов — 72%.

Материально-техническая база учреждений начального и среднего профессионального образования за последние годы разрушена. Сельские профессионально-технические училища, некогда составлявшие половину учреждений профессионального образования и, как правило, располагавшие общежитиями, в своем большинстве ликвидированы. Отсутствие общежитий (проживают в общежитиях всего 8%), невозможность снимать жилье учащимися НПО и СПО (снимают жилье лишь 4,2%) осложняют процесс комплектования учреждений НПО и СПО.

В среднем в России, по данным исследователей, возросло число (с 27,5 до 29,4%) обучающихся, воспитывающихся в неполной семье, только половина (44,6%) имеет отца. Это сказывается на увеличении числа педагогически запущенных, трудновоспитуемых учащихся особенно в системе НПО. Достичь высокой квалификации рабочих кадров и специалистов среднего звена в такой ситуации очень сложно.

А начинать надо с принципиально иной системы производственного обучения, организации производственной практики, взаимодействия с работодателями, по-другому надо обучать и будущих бакалавров профессиональной школы в профессионально-педагогическом вузе.

Более того, фронтальное обучение учащихся системы НПО малоэффективно на сегодняшний день. Оно подразумевает только групповое обучение единственным способом и под единый стандарт. Соотношение мастер — ученик сегодня должно быть примерно 1: 3 при обучении сложным профессиям, а обучение должно носить звеньевой или индивидуальный характер, быть ориентировано на практику и современные технологии, которые используются на производстве и апробированы на мировом уровне.

Такое производственное обучение и практика на предприятиях, в корпорациях должны быть построены на детальном анализе рабочих профессий, базироваться на компетентностном подходе к организации образовательного процесса, на использовании современных информационных технологий.

В 2010 г., в год 70-летия начального профессионального образования, предприняты попытки поддержки новых этапов развития профессиональной подготовки рабочих кадров[10]. В частности, Российский союз промышленников и предпринимателей предлагает разработать национальную систему прогнозирования рынка труда, систему краткосрочных прогнозов, которые носят скорее не количественный, а качественный характер, а ученые Российской академии образования предлагают теоретическое обоснование процесса развития системы НПО и СПО.

Для того чтобы успешно воспитывать и обучать очень сложных, порой требующих педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся, очень важно использовать потенциал технического творчества, опыт творческо-конструкторской деятельности[11].

Увлечение рабочей профессией, как показывает педагогический опыт, позволяет трудному подростку перейти на другой уровень своего развития, изменить свое поведение в лучшую сторону, «тянуться» к вершинам профессионального мастерства и культуры, повышать свою конкурентоспособность, рабочую квалификацию и профессиональную компетентность.

Педагогическая профессия — одна из самых массовых и древних. Она, по мнению многих известных отечественных ученых (К. Д. Ушинского, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского), является одной из самых распространенных и самых важных. Однако в XXI в. возникают проблемы, которые определяются новыми для России социально-экономическими условиями: переходом страны на рыночные отношения, появлением помимо государственных большого количества частных учебных заведений. Педагогическая профессия, как и многие другие, в России переживает процесс многочисленных преобразований.

Профессия (от лат. professio — официально указанное занятие, profiteer — объявляю своим делом), как сказано в Российской педагогической энциклопедии, вид трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, которые приобретены в результате целенаправленной подготовки, опыта работы.

Если профессия — это род трудовой деятельности, требующей специальной профессиональной подготовки, переподготовки, то направление подготовки — это совокупность образовательных программ различного уровня в одной профессиональной области.

Область профессиональной деятельности — совокупность объектов профессиональной деятельности в их научном, социальном, экономическом, производственном проявлении.

Объект профессиональной деятельности — системы, предметы, явления, на которые направлено воздействие.

Направление подготовки «Профессиональное обучение» относительно новое. Оно связано с желанием, намерением студента овладеть общекультурными и профессиональными компетенциями в области профессионального обучения. В научном плане направление подготовки шире понятия «специальность», хотя и тесно с ним взаимосвязано.

Специальность — необходимая для общества ограниченная область приложения физических и духовных сил специалиста. Понятие «специальность» конкретизирует более узкий круг работ в рамках данной профессии.

  • [1] Кузнецов В. В. Корпоративное образование. Екатеринбург, 2010.С. 5—9.
  • [2] До выхода Закона РФ «Об образовании», т. е. до 1992 г., в СССР, а затеми в России существовали профессионально-технические и технические училища, а связанное с ним образование называли профессионально-техническим («профтех»).
  • [3] Дидактика (греч. didaktikos — поучительный) — часть педагогики, изучающая общие законы обучения.
  • [4] Филиппов В. С. Учебно-воспитательная работа в группе. 2-е изд., пере-раб. и доп. М" 1980.
  • [5] Энциклопедия профессионального образования: в 3 т. / под ред.С. Я. Батышева. М., 1999.
  • [6] Сейчас этот журнал носит название «Профессиональное образование. Столица».
  • [7] Реформы образования и конкурентоспособность специалиста // Профессиональное образование. Столица. 2010. № 8. С. 3—7.
  • [8] Кузнецов В. В. Развитие педагогической культуры мастеров производственного обучения. Екатеринбург, 1999.
  • [9] Смирнов И. П., Ткаченко Е. В., Бурмистрова А. С. Тенденции изменениясоциального состава обучающихся (2000—2010 годы) // Профессиональноеобразование. Столица. 2010. № 7. С. 26—29.
  • [10] Новые направления развития профессионального образования // Профессиональное образование. Столица. 2010. № 11. С. 5—11.
  • [11] Гайнеев Э. Р. Кайдзен-технологии в подготовке квалифицированныхрабочих // Профессиональное образование. Столица. 2010. № 8. С. 32—33.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой