Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Государственное регулирование в сфере научно-технической политики

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Распространение государственного статуса на РАН и отраслевые академии означает предоставление им дополнительных прав, отсутствующих у «негосударственных академий наук» — общественных объединений, действующих преимущественно в сферах науки и культуры. Академии наук, имеющие государственный статус, учреждаются федеральными органами исполнительной власти, финансируются за счет средств федерального… Читать ещё >

Государственное регулирование в сфере научно-технической политики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Материально-техническое обеспечение фундаментальной и прикладной науки в Российской Федерации отнесено к ведению Минобрнауки. Различия фундаментальных и прикладных исследований обусловлены целями научных изысканий: фундаментальные исследования представляют собой экспериментальную или теоретическую деятельность в сфере гуманитарных, естественных и технических наук; разработка и осуществление проектов в области прикладных научных исследований направлены на достижение практических результатов[1]. Различия в статусе фундаментальных и прикладных научных исследований проявляются в реализации государственной научно-технической политики, прежде всего в финансировании соответствующих федеральных целевых программ: возможность прямого бюджетного финансирования предусмотрена только для фундаментальных научных исследований; финансирование прикладных научных исследований осуществляется преимущественно из внебюджетных источников, за счет средств фондов поддержки научно-технической деятельности, и в порядке долевого участия — за счет средств, предоставляемых различными негосударственными инвестиционными организациями, заинтересованными в реализации научных проектов.

Одно из направлений государственной научно-технической политики проявляется в так называемой реструктуризации государственного сектора науки путем передачи федеральных научных организаций в собственность субъектов РФ. Другим методом реструктуризации может быть и ликвидация научных учреждений, находящихся в федеральной собственности.

Функции государственного заказчика федеральных целевых программ развития научных исследований отнесены к ведению Минобрнауки. Оно согласовывает свою деятельность не только с федеральными органами исполнительной власти, но и с Российской академией наук (РАН) и отраслевыми академиями наук, имеющими государственный статус. В настоящее время статус отраслевых академий паук распространяется только на пять государственных академий:

  • • Российскую академию сельскохозяйственных наук (Россельхозакадемию);
  • • Российскую академию медицинских наук (РАМН);
  • • Российскую академию образования (РАО);
  • • Российскую академию архитектуры и строительных наук;
  • • Российскую академию художеств[2].

Распространение государственного статуса на РАН и отраслевые академии означает предоставление им дополнительных прав, отсутствующих у «негосударственных академий наук» — общественных объединений, действующих преимущественно в сферах науки и культуры. Академии наук, имеющие государственный статус, учреждаются федеральными органами исполнительной власти, финансируются за счет средств федерального бюджета и наделяются имущественными правами. Государственные академии наук наделены правомочиями некоммерческих организаций, все переданное им в оперативное управление или в хозяйственное ведение имущество отнесено к федеральной собственности. Сделки с недвижимостью РАН и отраслевых академий наук, прежде всего договоры аренды, нуждаются в санкционировании Росимуществом или другим министерством и ведомством, уполномоченным Правительством РФ на управление и распоряжение объектами федеральной собственности. Компетенция Правительства РФ в указанной сфере существенно расширена: к его ведению отнесено утверждение реестров федерального имущества, переданного государственным академиям[3].

Имущественные отношения в сфере деятельности государственных академий наук возникают, изменяются и прекращаются на основе решений органов государственной власти: только Президент или Правительство РФ вправе инициировать процедуру создания, реорганизации и ликвидации государственной академии на основе специально издаваемого федерального закона.

Важнейшей задачей Минобрнауки России является финансирование федеральных целевых программ, но приоритетным направлениям развития науки и техники. Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» предусмотрены гарантии приоритетного развития фундаментальных научных исследований: выделение на эти цели фиксированной суммы бюджетных отчислений в размере не менее 4% расходной части федерального бюджета.

  • [1] См.: Федеральный закон от 23 августа 1996 г. 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» .
  • [2] См. п. 1 ст. 6 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике». Федеральным законом от 27 сентября 2013 г. № 253-ФЗ «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено объединение РАМН и Россельхозакадемии с Российской академией наук.
  • [3] Федеральным законом " О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрена передача научных организаций РАН, РАМН и Россельхозакадемии в ведение федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного Правительством РФ.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой