Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Правовые системы государств Азии и Африки

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В некоторых государствах действуют суды различных мусульманскоправовых школ (Ирак, Ливан, Судан). В Саудовской Аравии, Бахрейне, Объединенных Арабских Эмиратах система и компетенция мусульманских судов является многоступенчатой и довольно разветвленной; их ведению подлежит рассмотрение как уголовных, так и гражданских дел. XIX — начале XX в. в Османской империи была принята Маджалла… Читать ещё >

Правовые системы государств Азии и Африки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Мусульманское право не является единым законом для всего исламского мира[1]. Исламские государства отличаются не только правовыми традициями, обычаями, но и правовыми системами, основанными на шариате[2]. Начиная с середины XIX в. мусульманское право постепенно стало допускать помимо мусульманско-правового иные способы регулирования в сфере торгового права, морского права. В конце.

XIX — начале XX в. в Османской империи была принята Маджалла — мусульманский закон о собственности и обязательствах, сопоставимый с европейскими по технике составления и санкционированный государством[3].

В XX в. правовые системы многих государств, население которых исповедует ислам, традиционно придерживавшихся принципов и норм мусульманского права, испытали значительное влияние правовых концепций и правовых норм тех стран, в чьем колониальном владении они находились. Влияние французского права заметно сказалось на формировании современного права стран Северной Африки, Британская Индия переняла многое из английского общего права. Даже семейное и наследственное право — сфера традиционного регулирования мусульманского права в странах Арабского Востока — претерпело изменения под влиянием европейского права. Для религиозного обоснования нововведений обычно находилось соответствующее мнение известного автора из истории мусульманского права.

К настоящему времени остается не так много государств, где нормы мусульманского права действовали бы, полностью обеспечивая регулирование определенной отрасли права. Пожалуй, только в странах Персидского залива и на Аравийском полуострове и только нормы семейного права и нормы об уголовных наказаниях действуют в классическом виде мусульманского права.

В то же время во многих исламских государствах мусульманская религиозная идеология формирует политическую действительность. Существуют государства, провозгласившие соответствие собственного законодательства шариату (Исламская республика Иран, Республика Мавритания, Пакистан, Судан и др.). Следует заметить, что меры наказаний, предусмотренных мусульманскими религиозными нормами, по жестокости таковы, что исследователи мусульманского права не рискуют их описывать (А. X. Саидов: «весьма жестокие»).

В некоторых государствах действуют суды различных мусульманскоправовых школ (Ирак, Ливан, Судан). В Саудовской Аравии, Бахрейне, Объединенных Арабских Эмиратах система и компетенция мусульманских судов является многоступенчатой и довольно разветвленной; их ведению подлежит рассмотрение как уголовных, так и гражданских дел.

Традиционно характерным для регулирования общественных отношений в государствах Азии и особенно юго-восточной ее части было применение согласительных процедур и поиск компромисса. Отправной идеологической установкой правовой (и не только правовой) жизни в этих странах является стремление к достижению гармонии — будь то частная сфера отношений между людьми, общественная или публичная. Воспитанию справедливых и гуманных взглядов у всех представителей общества в целом отдается предпочтение перед властно установленными публичными санкциями. Да и само значение права видится в установлении неких образцов поведения, придерживаться которых следует отнюдь не под угрозой принуждения[4].

  • [1] Более подробно смотри: Пиголкин А. С., Головистикова А. Н., Дмитриев Ю. А. Указ. соч.
  • [2] Шариат — от араб, аш-шар'а — прямой (или правильный) путь.
  • [3] Сюкияйнен Л. Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. М., 1997. С. 8, 19.
  • [4] См.: Саидов А. X. Сравнительное правоведение (основные правовые системысовременности). М., 2000. С. 303—304.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой