Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Государство и право Франции в новейшее время

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Конституция 1958 г., как результат изменения соотношения политических сил в стране, была утверждена на референдуме 28 августа 1958 г. Поводом для ее принятия послужил фашистский мятеж в Алжире, тогдашней французской колонии, и угроза гражданской войны в самой метрополии. Буржуазные партии были единодушны и проголосовали в Национальном собрании за передачу всей полноты власти «сильной личности… Читать ещё >

Государство и право Франции в новейшее время (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Государственное развитие Французской республики

В послевоенные годы во Франции были созваны учредительные собрания с целью подготовки проекта конституции и вынесения его на референдум. Только второе Учредительное собрание смогло подготовить проект конституции, который в октябре 1946 г. был утвержден референдумом.

В преамбуле Конституции 1946 г. торжественно подтверждались права и свободы человека и гражданина, предусматривалось учреждение парламентарной республики. Парламент должен был состоять из двух палат: Национального собрания и Совета республики. Только Национальное собрание имело право принятия законов. Совет республики избирался коммунами и департаментами на основе всеобщего и косвенного избирательного права, часть его назначалась Национальным собранием. Состав палаты должен был периодически обновляться.

Высшим представителем государственной власти Конституция объявляет Президента, избираемого Парламентом сроком на семь лет. Президент был лишен ряда важных прерогатив (роспуск нижней палаты, назначение по своему выбору высших должностных лиц и др.). Любые акты Президента, в том числе назначение на высшие должности, требовали контрассигнации председателя кабинета и одного из министров.

Непосредственное управление страной осуществлял Совет министров. Министры несли коллективную ответственность перед Национальным собранием за политику кабинета. В случае принятия абсолютным большинством голосов депутатов резолюции порицания, а также в случае провала в палате важного правительственного законопроекта кабинет должен был уйти в отставку. Правительство могло распустить Парламент только после двух правительственных кризисов подряд, последовавших за вотумами недоверия и порицания. В такой ситуации на период избрания нового состава собрания создавалось коалиционное правительство из всех партийных фракций во главе с председателем Национального собрания.

Конституция практически сохранила прежнюю судебную систему и систему местного управления. Для руководства судами создавался Высший совет магистратуры, председателем которого был Президент. Совет ведал вопросами назначения и продвижения судей, исполнял функции дисциплинарного суда в отношении членов судебного ведомства.

В 1948 г. введена мажоритарная система выборов. В условиях новой волны социально-политических противоречий 50-х гг. XX в., обусловленных начавшейся структурной модернизацией национальной экономики, во многом проводимой за счет населения, поражениями в колониальных войнах и крахом колониальной империи многие политические группировки хотели не только дальнейшего усиления исполнительной власти, возвышения главы государства, но и придания ему особых правомочий некоего надпартийного арбитра. Особенно последовательно эти установки, равно как и идеи «социального мира», социального партнерства", пропагандировала созданная в 1947 г. сторонниками генерала Ш. де Голля партия «Объединение французского народа». По требованию де Голля ему были представлены чрезвычайные полномочия по составлению новой Конституции. Принятие ее в 1958 г. знаменовало начало Пятой республики.

Конституция 1958 г., как результат изменения соотношения политических сил в стране, была утверждена на референдуме 28 августа 1958 г. Поводом для ее принятия послужил фашистский мятеж в Алжире, тогдашней французской колонии, и угроза гражданской войны в самой метрополии. Буржуазные партии были единодушны и проголосовали в Национальном собрании за передачу всей полноты власти «сильной личности» — генералу Ш. де Голлю. В условиях кризиса он потребовал предоставления ему полномочий по выработке нового текста конституции. Парламент, указав лишь пять самых общих требований к основному закону, отказался от контроля за его созданием. Проект был передан на референдум, минуя Парламент. В основу документа легли конституционные воззрения Ш. де Голля, высказанные им, главным образом, в речи в Байе 16 июля 1946 г.

Конституция состоит из преамбулы и 15 разделов (92 статей). Разделы различны по объему. Наиболее крупные разделы посвящены Президенту (15 статей) и отношениям между Парламентом и правительством (18 статей). Объем последних положений указывает на основное в акте — систему органов государственной власти и на исключительное положение в них главы государства (не случайно, что уже второй раздел включает положения о Президенте).

Основной закон 1958 г. установил иерархию юридических норм, действующих в стране. Ее венчает Конституция, ниже — органические законы — новая категория, впервые введенная в оборот, еще ниже — простые законы. Особняком находятся законы, принимаемые на референдуме, международные договоры и соглашения, должным образом ратифицированные Францией. Конституция 1958 г. — это всего лишь часть, хотя и наиболее значительная, действующего основного закона. В соответствии с преамбулой Конституции 1958 г. его составной частью являются Декларация прав человека и гражданина 1789 г. и преамбула Конституции 1946 г., главным образом, провозглашающая права и свободы граждан. Кроме них, в Основной закон входят «основные принципы, признанные законами Республики». Например. Закон от 1 июля 1901 г. о свободе ассоциаций не становится конституционным на основании указанной выше формулы, но принцип свободы ассоциаций таковым является. Основные принципы содержатся, как следует из формулировки преамбулы Конституции 1946 г., в том числе и в законах первых трех республик: Первой (22 сентября 1792 г. — 18 мая 1804 г.); Второй (28 февраля 1848 г. — 7 ноября 1852 г.); Третьей (4 сентября 1870 г. — 16 июня 1940 г.). Признание таких принципов зависит не только от законодателя, но и от Конституционного совета, являющегося толкователем и интерпретатором норм основного закона.

Центральное место в системе государственных органов Франции по Конституции 1958 г. принадлежит Президенту. Он избирается на семь лет путем всеобщих и прямых выборов. Полномочия Президента во всех сферах государственной жизни чрезвычайно обширны. Некоторые из них требуют министерской контрассигнации, однако наиболее важные права осуществляются Президентом лично. Конституция закрепляет за ним обязанность обеспечивать «своим арбитражем нормальное функционирование государственных органов, а также преемственность государства». Здесь же провозглашается, что Президент является «гарантом национальной независимости, территориальной целостности, соблюдения соглашений Сообщества и договоров» .

Он наделен правом законодательной инициативы. Все законы, принятые Парламентом, должны быть в течение 15 дней подписаны и промульгированы Президентом. Если он не согласен с законом или какими-то его положениями, то может потребовать повторного обсуждения этого акта. Только после вторичного одобрения законопроекта Президент обязан его подписать.

По предложению правительства во время сессий Парламента или по предложению палат Президент может передать на референдум законопроект, «касающийся организации государственной власти». В случае одобрения законопроекта. Президент обнародует его в 15-дневный срок. Любой законопроект может быть передан Президентом в Конституционный совет для проверки соответствия его Конституции.

Решение о роспуске нижней палаты Парламента он может принять только после консультации с премьер-министром и председателями палат Парламента (ст. 12). В двух случаях: в течение года с момента выборов и в период осуществления Президентом чрезвычайных полномочий — роспуск Национального собрания невозможен.

Президент председательствует на заседаниях Совета министров, подписывает обсуждавшиеся на них декреты и постановления, назначает премьер-министра и по его предложению других членов правительства, принимает отставку премьер-министра и министров, «производит назначения на гражданские и военные должности». В области внешней политики Президент представляет Францию в отношениях между государствами, заключает договоры, назначает послов Франции в другие страны, принимает иностранных послов. Он является главнокомандующим вооруженными силами. Наконец, Президент — «гарант независимой судебной власти». Конституция предусматривает за ним чрезвычайные полномочия «в случае возникновения для Республики непосредственной угрозы». Решение о введении в действие чрезвычайных полномочий Президент принимает после консультации с премьер-министром и информирует об этом население страны. В течение всего срока действия чрезвычайных полномочий в руках Президента сосредоточена вся полнота власти.

Высший законодательный орган Республики — Парламент — с установлением Пятой республики играет относительно небольшую роль в политической жизни страны. Он состоит из двух палат: Национального собрания и Сената. Национальное собрание, в состав которого входят 577 депутатов, избирается сроком на пять лет. По Закону 1985 г. выборы в Национальное собрание проводятся на основе пропорциональной избирательной системы.

В Сенат входят представители департаментов, «заморской Франции» и французов, проживающих за границей. В составе Сената — 304 человека, избираемых путем косвенных выборов на девять лет. Каждые три года Сенат обновляется на 1/3 состава.

Парламент собирается на очередные сессии два раза в год. Каждая палата создает по шесть постоянных комиссий. Основная функция Парламента — принятие законов — значительно ограничена Конституцией 1958 г. Она точно определяет круг вопросов, по которым Парламент имеет право издавать законы. Решение вопросов, не включенных в этот список, отнесено к ведению правительства. Если Парламент превысит свои полномочия, правительство вправе потребовать у Конституционного совета принять решение о разграничении компетенции.

О сужении прав законодательной власти свидетельствует также ограничение депутатов об осуществлении ими законодательной инициативы и приоритет рассмотрения правительственных законопроектов на заседаниях палат. Права Парламента ограничены и в финансовой сфере. Установлен определенный срок принятия Парламентом финансовых законопроектов. В случае нарушения этого срока положения законопроекта могут быть введены в действие путем издания правительством соответствующего акта. Но Парламент обладает правом контроля за деятельностью правительства. Конституция предоставляет возможность выразить правительству недоверие, приняв резолюцию порицания. С целью производства парламентских расследований палаты могут образовывать комиссии, проверяющие те или иные факты и дающие по ним свои заключения.

Правительство Франции — Совет министров, согласно ст. 20 Конституции, «определяет и ведет политику нации». В состав правительства входят премьер-министр — глава правительства, министры, возглавляющие министерства, и государственные секретари, руководящие подразделениями отдельных министерств. Функции правительства определены в Конституции в самой сжатой форме. Так, закреплено положение, устанавливающее, что все вопросы, не включенные «в область законодательства, решаются в административном порядке», т. е. в той сфере, которая выходит за пределы действия закона, акт правительства заменяет закон. Кроме того, правительство с разрешения Парламента может принимать ордонансы (акты, имеющие силу закона) и в сфере действия закона. Ордонансы должны быть утверждены специально изданным законом «до истечения срока, указанного законом, разрешившим их издание» .

Правительство ответственно перед Национальным собранием. В случае принятия резолюции порицания абсолютным большинством Национального собрания правительство должно подать в отставку.

В Конституции специально обозначены полномочия премьер-министра. На него возложена ответственность за национальную оборону, он должен обеспечивать исполнение законов, осуществлять нормотворческую деятельность и проводить назначения на некоторые военные и гражданские должности. Премьер-министр обладает существенными правами в отношении Парламента: ему принадлежит право законодательной инициативы; он может требовать созыва Парламента, в любое время выступить в палате Парламента, наконец, требовать передачи правительству законодательных полномочий.

Конституционный совет — особый орган, контролирующий соблюдение Конституции. В его составе девять человек, назначаемых на 10 лет. Три члена Совета назначаются Президентом, три — председателем Сената и три — председателем Национального собрания. Все законы до промульгации их Президентом и регламенты палат до их принятия должны поступать на рассмотрение Конституционного совета, который дает заключение о их соответствии Конституции. Если Конституционный совет решит, что тот или иной акт противоречит Конституции, он вправе отменить его. Кроме функции конституционного надзора к полномочиям Конституционного совета относится наблюдение за ходом президентских выборов, проведением общенациональных референдумов и рассмотрение споров о правильности избрания депутатов парламента. Решения Конституционного совета окончательны, не подлежат обжалованию и обязательны для всех государственных органов.

Экономический и социальный совет — консультативный орган при правительстве. Он дает заключения на законопроекты, относящиеся к сфере его компетенции (в основном это законопроекты экономического и социального характера). Поскольку Экономический и социальный совет — консультативный орган, его заключения не носят обязательного характера.

* * *.

Созданные, согласно Конституции 1958 г., государственные органы смогли стабилизировать обстановку в стране, не допустили обострения противоречий и возникновения гражданской войны.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой