Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Содержание международной ответственности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Отдельным вопросом является применение категорий недействительности и ничтожности юридических актов, представляющих международно-противоправные деяния. В связи с этим можно утверждать, что существуют недействительные или ничтожные международно-правовые акты, которые сами по себе не представляют противоправных деяний. Вместе с тем когда какой-либо конкретный международно-правовой акт представляет… Читать ещё >

Содержание международной ответственности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В общем международном праве содержание правоотношений, которые возникают после присвоения государству международно-противоправного деяния, следует рассматривать как совокупность юридических последствий, вытекающих из конкретного международно-противоправного деяния. В самом деле, первый вопрос, который встает для государства-ответчика в новой сложившейся правовой ситуации, сводится к следующему: что обязано сделать это государство и по отношению к кому оно обязано это сделать? Второй вопрос касается потерпевшего государства, и он относится к тому, получает ли это государства и другие государства (которым не причинен конкретный ущерб, однако они имеют по международному праву возможность призывать к международной ответственности) какие-либо новые права или этого не происходит?

Отдельным вопросом является применение категорий недействительности и ничтожности юридических актов, представляющих международно-противоправные деяния. В связи с этим можно утверждать, что существуют недействительные или ничтожные международно-правовые акты, которые сами по себе не представляют противоправных деяний. Вместе с тем когда какой-либо конкретный международно-правовой акт представляет собой международнопротивоправное деяние и одним из негативных последствий, которые международное право предусматривает в этом случае, будет признание его недействительным или ничтожным, это признание может стать частью соответствующей и конкретной международной ответственности. В любом случае, отсутствие на универсальном уровне обязательных юридических процедур, устанавливающих недействительность международно-правового акта, серьезно сдерживает использование указанных категорий в случае присвоения международной ответственности государств.

Следует также отметить, что содержание международной ответственности в конкретных случаях может определяться специальными нормами международного нрава, в частности, путем заключения международных соглашений между ответственным и потерпевшим государствами. Разумеется, подобные соглашения, помимо того, что они должны уважать права третьих государств, не могут затрагивать действия положений и процедур Устава ООН, касающихся поддержания международного мира и безопасности, а также не могут затрагивать режим международной ответственности за нарушение обязательств, установленных императивными нормами общего международного права.

Международные правонарушения могут существенно различаться по своей тяжести. Одни из них затрагивают лишь сравнительно незначительные интересы сторон, другие, например агрессия, посягают на коренные права государств, угрожая самому их существованию. Тем не менее общие правила о правовых последствиях применимы во всех случаях.

Основные юридические последствия международно-противоправного деяния состоят в обязанности несущего ответственность государства прекратить противоправное деяние и предоставить полное возмещение за причиненный этим деянием ущерб. В тех случаях, когда противоправное деяние представляет собой серьезное нарушение обязательств, вытекающих из императивных норм общего международного права, оно может повлечь за собой дополнительные последствия, как для несущей ответственность стороны, так и для других субъектов международного права. В частности, все государства в таких случаях обязаны сотрудничать с целью прекращения нарушения, нс признавать созданную им ситуацию законной и не оказывать помощь или содействие несущей ответственность стороне в сохранении сложившейся ситуации.

Наступление юридических последствий за совершение нарушения международно-правового обязательства не затрагивает сохраняющейся обязанности ответственного государства выполнить нарушенное обязательство. Кроме того, государство, ответственное за международно-противоправное деяние, обязано прекратить это деяние, если оно продолжается, и должно предоставить надлежащие заверения и гарантии неповторения деяния, если того требуют обстоятельства.

Наряду с этим общее международное право устанавливает, что государство, ответственное за международно-противоправное деяние, становится обязанным предоставить полное возмещение вреда, причиненного международнопротивоправным деянием. Это общее обязательство полного возмещения вреда представляет собой центральное ядро новых правоотношений, возникающих после присвоения государству противоправного деяния, а его выполнение освобождает государство-ответчик от международной ответственности.

Конкретное содержание общего обязательства возмещения вреда зависит от характера присваиваемого противоправного деяния, а также от характера вреда или ущерба, причиненного этим деянием. Претензия должна выдвигаться субъектами, уполномоченными на это. Но они могут утратить свое право в связи с законным отказом от претензии или с согласием на ее аннулирование. Однако в случае нарушения обязательств, установленных нормами jus cogens, которые содержат обязательства erga omnes, ситуация будет рассматриваться как противоправное деяние, не подлежащее возмещению. При этом пи в коем случае нельзя признать законными последствия такого отказа или согласия на аннулирование.

Возмещение вреда представляет собой реализацию прав и обязанностей, вытекающих из правоотношения ответственности за международно-противоправное деяние. Вред в данном случае включает любой ущерб, материальный или моральный, нанесенный международно-противоправным деянием государства.

В данной сфере в определенной степени состояние международного права было резюмировано в решение Постоянной палаты международного правосудия по делу о фабрике в г. Хожуве в 1928 г. Палата отметила, что возмещение должно, но возможности, устранить любые последствия противоправного акта и восстановить ситуацию, которая при любой возможности, существовала, если бы акт не был совершен. Возмещение в натуре или, если это невозможно, уплата суммы, эквивалентной стоимости, которую имело бы возмещение; назначение, если это необходимо, ущерба и убытков за причиненный вред, который не был покрыт возмещением или выплатой.

Возмещение вреда в международном праве имеет определенные формы. Эти формы представляют собой способы осуществления, с одной стороны, обязанности полного возмещения вреда, а с другой — права на такое возмещение. Такими формами являются реституция, компенсация и сатисфакция. Они находятся в определенной взаимосвязи. Каждая из них может быть использована либо сама по себе, либо в сочетании с иными формами. Так, восстановление ситуации, существовавшей до противоправного деяния, может оказаться недостаточным для полного возмещения, поскольку это деяние причинило дополнительный материальный, а также и моральный ущерб. Например, освобождение задержанного иностранного дипломата не означает полного возмещения. Оно должно сопровождаться возмещением и морального вреда, т. е. сатисфакцией. В общем ликвидирующее последствия правонарушения возмещение может потребовать применения либо отдельных форм возмещения, либо даже всех форм. Зависит это от характера нарушенного обязательства, а также от вида и размеров причиненного вреда. Выбор формы возмещения зависит также от обоснованного желания пострадавшей стороны.

Реституция — восстановление положения, существовавшего до совершения международно-противоправного деяния — restitutio in integrum. В науке международного права различают две формы реституции: реституция в натуре (restitutio in integrum) и ресторация (restitutio in pristinum), которая представляет собой восстановление нематериальных прав (прекращение незаконной оккупации, аннулирование законодательных, исполнительных, административных и судебных актов и др.). Реституция является как бы первой формой возмещения, поскольку при решении проблемы возмещения, в первую очередь, возникает вопрос о возможности восстановить ситуацию, существовавшую до противоправного деяния. Реституция имеет различные формы. Практике известны такие формы материального восстановления, как освобождение незаконно задержанных лиц, возвращение морских судов или иного вида имущества.

Одной из форм реституции является также заявление о недействительности ex tunc акта, который явился международным правонарушением. Однако возмещение может быть материально невозможным (полностью или частично) по самым различным причинам, например, потому что объект был физически разрушен. В этом случае потерпевшее государство может потребовать от государства-ответчика соответствующей компенсации стоимости, которую бы имело восстановление ситуации, которая существовала до нарушения обязательства.

По предложению одного из докладчиков итальянца Дж. Аранхио-Руис в окончательный проект Комиссии международного права было включено положение о том, что потерпевшее государство не получало права требовать реституции, если последняя была излишне обременительная для государства-ответчика. Подобная ситуация возникает в случае, если реституция повлечет за собой бремя, которое совершенно непропорционально выгоде от получения реституции вместо компенсации. Примером может служить ситуация, при которой реституция повлечет за собой тяжелое ухудшение политической, экономической или социальной ситуации в государстве, предположительно исполнителе противоправного деяния. Более того, ни в каком случае репарация не должна иметь в качестве результата лишение населения государства их средств выживания, что было бы нарушением императивных норм общего международного права, защищающих основные права индивида.

В межгосударственной практике встречается термин «правовая реституция», означающий отмену или изменение закона, принятого в нарушение международного права, либо аннулирование или пересмотр административной или юридической меры, противоправно принятой в отношении иностранного физического или юридического лица, либо их имущества.

Компенсация применяется в случаях, когда ущерб не может быть возмещен реституцией или когда она вообще не возможна. Компенсация покрывает весь ущерб, исчислимый в финансовом выражении, включая упущенную выгоду, насколько она установлена, иными словами, она является формой финансового возмещения вреда, причиненного международно-противоправным деянием. В последнее время складывается определенная практика «замещения» реституции обязательством индивидуальной компенсации потерпевшему или группе потерпевших государств в размере, соответствующем стоимости, которая понадобилась бы для восстановления ситуации, предшествующей противоправному деянию. Подобная практика получает поддержку у некоторых зарубежных ученых. Однако значение общего принципа реституции остается довольно высоким.

Компенсация может быть самостоятельной формой возмещения вреда или выступать в качестве дополнения к реституции. Исчисляемый в денежном выражении ущерб, включает ущерб, который был причинен как самому государству, так и его физическим и юридическим лицам.

Сатисфакция — это особая форма возмещения вреда, которая в действительности представляет собой специфическую особенность, приспособленную к последствиям противоправных деяний, которые затрагивают такие ценности, как достоинство или честь государств или, в общем, причиняют потерпевшему юридический или моральный вред, который не может быть возмещен посредством реституции или денежной компенсации. К сатисфакции можно также отнести карательную или номинальную компенсацию, наказание виновных физических лиц, просьбы об официальном извинении, определенные публичные проявления уважения к символам или лицам потерпевшего государства, дисциплинарные меры или меры уголовного преследования государственных чиновников, виновных в совершении серьезных правонарушений или преступлений или комбинация тех и других. Однако иногда простая констатация международным судебным органом того, что государство нарушило свои международно-правовые обязательства, может рассматриваться сатисфакцией потерпевшему государству. Кроме того, сатисфакция должна быть пропорциональной причиненному вреду и не может принимать формы, унизительные для государства-ответчика.

В науке международного права была выдвинута концепция двух видов сатисфакции — ординарной и чрезвычайной. Первой обозначалось общепринятое понимание сатисфакции. Чрезвычайной сатисфакцией предлагалось считать выходящие за рамки простого удовлетворения различного рода временные ограничения суверенитета и международноправовой субъектности государства, совершившего международное преступление. Столь суровые меры трудно признать мерами морального удовлетворения, скорее это серьезные санкции. Деление сатисфакций на виды можно провести по другому признаку. Достаточно обратиться к проекту Комиссии международного права.

В международной практике прочно утвердилось правило, согласно которому пострадавшее от международного правонарушения государство имеет право на проценты с суммы, представляющей компенсацию за причиненный ущерб. Обязанность выплаты процентов преследует двоякую цель: во-первых, обеспечение полного возмещения, во-вторых, стимулирование своевременной выплаты.

В ходе рассмотрения вопроса о кодификации ответственности государств в Комиссии международного права ООН два докладчика (Рифаген и Р. Аранхио-Руис) отстаивали мнение о том, что последствия нарушения императивных норм общего международного права должны быть урегулированы в особом порядке, потому что они представляют собой преступление, совершаемое государством. При этом были сделаны следующие наблюдения. Прежде всего, утверждалось, что необходимо чтобы указанные нормы защищали юридически интересы всех и каждого из государств, потому что все они могут рассматриваться как потерпевшие от подобного деяния.

Помимо того, что они накладывают обязательства erga omnes, императивные нормы общего международного права накладывают обязательства, уважение которых является существенным для международного сообщества, потому что они защищают его фундаментальные ценности. Эта их особенность должна получить отражение также в режиме соответствующей ответственности.

Благодаря докладам, подготовленным Я. Крауфордом, Комиссия международного права высказалась за проведение различия между двумя видами международно-противоправных действий, допуская возможность в будущем ссылаться на ответственность, используя новую терминологию, о которой мы уже говорили, отказавшись от использования термина «международные преступления». В результате в проекте Комиссии международного права последствия деяния, которое влечет за собой серьезное нарушение обязательства, вытекающего из императивной нормы общего международного права, определяются как последствия любого противоправного деяния. Кроме того, в ст. 40 и 41 проекта установлен целый ряд материальных последствий, которые считаются специфическими для этого вида противоправных действий. Что это за противоправные деяния, не определяется, но указывается, что «серьезное нарушение» сопряжено с грубым или систематическим невыполнением обязательства государством-ответчиком.

Важно подчеркнуть, что, оставляя в стороне возможность применения к нарушителю принудительных мер, предусмотренных международным правом, проект требует от государств сотрудничать друг с другом с целью положить конец правомерными средствами любому серьезному нарушению императивных норм общего международного права. Ни одно государство не признает правомерным положение, сложившееся в результате серьезного нарушения императивных норм, и нс оказывает помощи или содействия в сохранении такого положения. Иными словами, осуществление противоправного деяния подобного характера накладывает на все другие государства новые первичные обязательства.

Прежде всего любой акт, противоречащий указанному обязательству, признающий подобное положение, будет не только противоправным, но также лишенным всякого юридического значения, т. е. он будет полностью недействительным. Примером такого обязательства будет непризнание аннексии территорий, осуществленной при помощи вооруженной силы.

Со своей стороны, обязательство не предоставлять помощи или не оказывать содействия в сохранении такого положения представляет собой предположение, аналогичное тому, что содержится в п. 1 ст. 16 проекта, который рассматривает в качестве отдельного противоправного деяния оказание помощи или содействие одним государством другому, если это деяние являлось бы международно-противоправным в случае его совершения данным государством.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой