Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Сюжетно-ролевая игра в коррекции демонстративного поведения младших школьников

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наряду с народными играми, подобная универсальность (эффективность в коррекции различных вариантов неконструктивного поведения, недостатков личностного развития) свойственна сюжетно-ролевым, режиссерским и образно-ролевым играм. Если учитель знает коррекционно-развивающие ресурсы каждого типа игр, располагает точной информацией о причинах неконструктивного поведения ребенка, о присущих ему… Читать ещё >

Сюжетно-ролевая игра в коррекции демонстративного поведения младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Преимущество сюжетно-ролевых игр в коррекции демонстративного поведения (по сравнению с другими играми) прежде всего состоит в том, что этот тип игр представляет собой активную форму экспериментального поведения и, следовательно, обладает мощным социализирующим эффектом. Коррекционно-развивающий потенциал сюжетно-ролевой игры заключается еще и в том, что в младшем школьном возрасте для ребенка большее значение имеет не функциональное исполнение роли, а ее личностные характеристики.

Бывает так, что роль, которую ребенок с демонстративным поведением получает в сюжетно-ролевой игре, соответствует его идеалу, и тогда любые требования к поведению, к личностным качествам персонажа, если они входят в его представление об идеале, им принимаются[1]. Например, для девочки с демонстративным поведением любимая роль Принцессы или Королевы. В соответствии с сюжетом и к своему удовольствию девочка изображает Принцессу капризной, эгоистичной, требовательной, трусливой, т. е. наделяет персонаж чертами, свойственными ей самой. Как правило, в дальнейшем, подчиняясь логике игрового сюжета, она бывает вынуждена изменить и характер, и поведение Принцессы, и вместе с ней сама стать иной — скромной, доброй, смелой. В возможности подобных метаморфоз и заключается коррекционно-развивающий потенциал сюжетно-ролевых игр, в частности для младших школьников с демонстративным поведением. Возможен и другой вариант: предпочитаемый ребенком игровой персонаж с присущими ему поведением и личностными чертами, социально порицаем. В этом случае все-таки следует дать ребенку возможность сыграть роль «ложного» идеала, но потом создать такие условия, в которых он сумеет воплотить и образ положительного героя. Правомерность такого методического подхода подтверждают эксперименты С. Г. Якобсона. В них показана несостоятельность принятого в традиционной педагогике метода ссылки только на лучшие образцы, положительные примеры, так как при этом ребенку просто навязывается для подражания пока еще чуждый ему идеал. Значительно эффективнее предоставить ему возможность самому сопоставить себя с двумя противоположными образцами поведения — положительным и отрицательным. В такой ситуации ему будет проще отделить свои негативные действия и черты характера в качестве игрового персонажа от себя самого, сделать их определенной внешней моделью, оценить их в контексте игры, осмыслить их и, наконец, отказаться от них.

Психотехнические освобождающие игры и режиссерские игры в коррекции агрессивного поведения младших школьников.

Психотехнические освобождающие игры направлены на ослабление внутренней агрессивной напряженности ребенка, на осознание им своих враждебных переживаний, обретение эмоциональной и поведенческой стабильности. Освобождающие игры типа всевозможных «бросалок», «кричалок» — своеобразный канал для выброса разрушительной, необузданной энергии в социально приемлемой форме.

Например, в игре «Тир» ребенок-ведущий «стреляет» (бросает мячики) по движущимся мишеням — другим детям, которые, изображая какую-либо зверушку или сказочный персонаж, с равным интервалом перебегают от одной стены к другой. Или в игре «Цыплята» агрессивному ребенку предлагается приготовить «корм» для цыплят — разорвать лист бумаги на мелкие-мелкие кусочки. В играх такого типа, особенно в «молчанках», играх с командами «Стоп!» или «Замри!», агрессивные дети не только эмоционально и моторно разряжаются, но и приобретают элементарные навыки самообладания, развивают способность к самоконтролю за деструктивными эмоциями и поступками.

После игры-освобождения полезно предложить игровое упражнение, позволяющее ребенку осознать свое поведение или состояние. Например, игра-упражнение «Где прячется злость?» Дети закрывают глаза; одну руку с вытянутым указательным пальцем поднимают вверх. Затем им задаются вопросы, на которые они должны ответить (показать пальцем): «Где у вас прячется злость? — В коленях, в руках, в голове, в животе? — А где гнев? А где раздражение? А грусть? А радость?».

Психотехнические освобождающие игры и игровые упражнения на осознание своего агрессивного поведения подготавливают такого ребенка к участию в режиссерской игре.

В режиссерской игре, когда ребенок распределяет все роли между игрушками, а на себя принимает функцию режиссера, содержатся исключительные возможности диагностики причин детской агрессивности, выявления его личностных особенностей, а также для разрешения непосредственно в игре значимых для ребенка затруднений.

Необходимо предоставить школьнику возможность самостоятельно организовать игровую ситуацию, выбрать сюжет, построить взаимоотношения между персонажами, мотивировать их поступки и отразить характеры. Выполняя психотерапевтическую функцию (ребенок может проявить свою агрессию «спрятавшись» за куклу-персонаж), режиссерская игра решает еще и коррекционно-развивающие задачи. Поскольку агрессивный ребенок сам руководит всеми куклами — «агрессором»,.

«провокатором», «жертвой», «свидетелями» — он невольно встает на место каждого персонажа. А это значит, что помимо «агрессора», ему приходится побывать и в роли «жертвы», прочувствовать, осознать ее положение. Таким образом, в режиссерской игре ребенок с агрессивным поведением постепенно приобретает навык оценки конфликтной ситуации с нескольких позиций, умение находить различные варианты поведения в ней и выбирать наиболее приемлемый. Кроме того, у ребенка развивается способность координировать свою точку зрения с другими возможными, а свое поведение — с поступками других людей.

Народная игра как универсальное средство коррекции недостатков личностного развития и неконструктивного поведения младших школьников.

Несмотря на увлеченность современных школьников компьютерными играми, народная игра по-прежнему нравится им, удовлетворяет их интересы, отвечает на жизненные вопросы.

Одно из главных преимуществ народной игры — захватывающее обаяние игровых персонажей. Причем так называемые отрицательные персонажи не вызывают страха даже у застенчивых и робких детей, но их нравственные недостатки и неблаговидные поступки легко осознаются всеми. В целом, этика народной игры усваивается младшими школьниками естественно, без морализаторского диктата со стороны педагога, что и позволяет им незаметно для себя, исподволь, приобретать навыки саморегуляции и самоконтроля.

Еще одно преимущество народной игры заключается в том, что ей, как правило, предшествует зачин, «игровая прелюдия». Таким зачином может быть, например, «считалка». Она легко и непосредственно вводит в игру, помогает распределению ролей и одновременно оказывается средством самоорганизации детей, особенно обладающих демонстративным и протестным поведением. Другой разновидностью зачина может быть «жеребьевка». Например, дети испытывают друг друга молчанием: кто дольше всех промолчит, тому и водить. Почетная роль ведущего достается самому выдержанному и терпеливому, а это становится хорошим стимулом для детей с импульсивным поведением и для недисциплинированных младших школьников.

В народной игре приходится делать усилие над собой и агрессивным детям. Веками заведено, что за грубую силу, враждебность, нечестность любому участнику игры могут сказать: «Мы с тобой не играем». И тут уже ничего поделать невозможно, кроме как осознать вину и исправить свое поведение.

Эффективны народные игры и в работе с застенчивыми, робкими детьми, склонными к конформному поведению, ведь в ней, кроме ведущих, всегда находится место и ведомым персонажам. Коршун, который нападает, ловит, безусловно, ведущий персонаж. Эта роль требует от любого ребенка определенной смелости, инициативы, сноровки, выдумки. Подобное поведение и такие качества на начальном этапе коррекционно-развивающей работы вряд ли доступны ребенку с конформным поведением. Для него эта роль в перспективе. Однако и на первом этапе работы застенчивые младшие школьники уже не пассивны, они также принимают участие в игре, но их ниша пока — роль «птенцов», которые спасаются от коршуна. Даже в этой роли есть масса возможностей для импровизации, творчества, самостоятельности, активности.

Наряду с народными играми, подобная универсальность (эффективность в коррекции различных вариантов неконструктивного поведения, недостатков личностного развития) свойственна сюжетно-ролевым, режиссерским и образно-ролевым играм. Если учитель знает коррекционно-развивающие ресурсы каждого типа игр, располагает точной информацией о причинах неконструктивного поведения ребенка, о присущих ему недостатках личностного развития, то он может, например, расставить акценты в сюжетно-ролевой игре таким образом, что она будет эффективна не только для детей с демонстративным поведением, но и для импульсивных, недисциплинированных, агрессивных и конформных младших школьников.

Очень важно, чтобы учитель тонко чувствовал оптимальный уровень, до которого на данном этапе коррекционно-развивающего процесса можно усложнять правила игры, и соблюдал определенную меру введения новых правил и требований. Тогда в играх с правилами, и в играх-соревнованиях вместе с импульсивными и недисциплинированными младшими школьниками с пользой для себя примут участие дети с протестным поведением, а также застенчивые и робкие дети.

  • [1] См.: Шмаков С. А. Игры учащихся — феномен культуры. М., 1994. С. 128.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой