Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Право доступа, право следования, права автора произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако на практике возможны случаи, когда после отчуждения автором оригинала произведения изобразительного искусства происходит его публичная перепродажа (через художественный салон, галерею изобразительного искусства и т. п.). Сущность права следования как раз в том и состоит, что при каждой публичной перепродаже отчужденного автором (любым путем — продажей, дарением, меной и т. п.) оригинала… Читать ещё >

Право доступа, право следования, права автора произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Право доступа традиционно принадлежит только автору произведения изобразительного искусства. Например, автор произведения живописи, реализовавший (продавший) его через художественный салон, вправе сделать его копию.

Право доступа выражается в основанном на праве автора требовании от собственника оригинала предоставления ему возможности воспроизвести свое произведение. При этом автор не вправе требовать от собственника оригинала, чтобы тот доставил ему оригинал произведения. Доставка оригинала автору, его последующий возврат и все связанные с этим расходы могут осуществляться только по соглашению автора с собственником оригинала произведения изобразительного искусства. Со своей стороны собственник оригинала вправе претендовать на возмещение своих расходов, связанных с реализацией автором его права доступа.

Право, отдаленно напоминающее право доступа, принадлежит также автору охраняемого произведения архитектуры. Автор данного произведения имеет право требовать от собственника его оригинала предоставления ему возможности не воспроизведения своего произведения, а осуществления его фотои видеосъемки. Иное, т. е. запрет или другое ограничение на подобные действия автора, должно быть предусмотрено договором между ним и собственником оригинала архитектурного произведения.

Давно известное зарубежному как вещному, так и авторскому праву право следования (droit de suite) было впервые установлено Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Это право, как и право доступа, принадлежит авторам произведений изобразительного искусства. Предоставление данного права, прежде всего авторам именно произведений изобразительного искусства, продиктовано, как нетрудно догадаться, сугубо имущественными интересами авторов подобных произведений, которые, в отличие от литературных произведений и некоторых других объектов авторских прав, создаются в единичных экземплярах, не тиражируются и не переиздаются, что не позволяет их авторам и наследникам авторов неоднократно получать авторское вознаграждение.

Однако на практике возможны случаи, когда после отчуждения автором оригинала произведения изобразительного искусства происходит его публичная перепродажа (через художественный салон, галерею изобразительного искусства и т. п.). Сущность права следования как раз в том и состоит, что при каждой публичной перепродаже отчужденного автором (любым путем — продажей, дарением, меной и т. п.) оригинала произведения изобразительного искусства, в которой в качестве продавца, покупателя или посредника участвует галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин или иная подобная организация, автор приобретает право на получение от продавца вознаграждения в форме процентных отчислений от цены перепродажи. Определение как размера процентных отчислений, так и условий и порядка их выплаты, делегировано Правительству РФ.

Пунктом 2 ст. 1293 ГК впервые предусмотрена возможность пользования правом следования в изложенном выше порядке также другим авторам в отношении авторских рукописей (автографов) их литературных и музыкальных произведений.

Право следования является неотчуждаемым авторским правом. Однако оно переходит к наследникам автора. Наследники пользуются правом следования в течение установленного законом срока действия исключительного права на произведение (ст. 1281 ГК).

Специфическим правом, не свойственным авторам других охраняемых произведений, обладает автор произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства. Автор такого произведения имеет исключительное право использовать свое произведение не только другими способами, предусмотренными п. 2 и 3 ст. 1270 ГК, но и специально такими способами, как разработка документации для строительства и реализация архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта. Понятие архитектурного проекта дается в ст. 2 Федерального закона от 17.11.1995 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации». Это, в частности, чертежи, рисунки, макеты и т. п.

Однако указанное право не безгранично. Закон допускает лишь однократное использование соответствующего проекта. Иное должно быть предусмотрено договором, в рамках которого создавался проект. С другой стороны, повторное использование проекта и выполненной на его базе документации допускается только с согласия автора проекта.

Еще одно право, сопутствующее рассмотренному праву, принадлежит автору произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового проекта. Это право на осуществление авторского контроля за разработкой документации для строительства и право авторского надзора за самим строительством здания или сооружения либо иной реализацией соответствующего проекта. Установление порядка осуществления авторского контроля и авторского надзора предоставлено законом федеральному органу исполнительной власти по архитектуре и градостроительству.

Во избежание нарушения прав автора произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства п. 3 ст. 1295 ГК в императивной форме предоставляет автору право требовать от заказчика архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта предоставления ему возможности участия в реализации своего проекта. Любое иное участие, а тем более неучастие автора в реализации проекта должно быть предусмотрено договором.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой