Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Русский консерватизм XVIII в

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Во всех событиях русской истории Ломоносов усматривает Промысел Божий, предъявляя жесткие требования к обязанностям царя: суд правый и нелицеприятный, неуклонное исполнение закона, уважение в своих подданных человеческого достоинства, исправление их пороков «ученьем, милостью, трудом». Благочестие —это добродетель, «любезная Богу, любезная человекам, крепкое утверждение государств, красота венцов… Читать ещё >

Русский консерватизм XVIII в (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Михаил Ломоносов

Михаил Васильевич Ломоносов (1711−1765) — гениальный русский ученый-энциклопедист (естествоиспытатель, литератор, историк, художник), основатель Московского университета. Как отмечают некоторые исследователи, Ломоносов представлял в истории либерально-дворянское направление, которое отразилось в его просветительских идеях, в стремлении к совершенствованию нравов и национального идеала вне церковной идеологии. Однако нельзя не видеть в его воззрениях сильного консервативного элемента, направленного на изучение и сохранение политического опыта, культурных и религиозных ценностей «праотцев наших» на основе естественной политической формы для России — самодержавия. При этом у него порой встречаются резкие выпады против либеральных разрушительных разномысленных вольностей. Ломоносов признавал самодержавие единственно возможной формой правления для России, ведущей свое начало от «первых князей варяжских», затем от «внутреннего несогласия, ослабившего отечество», к «новому совокуплению под единоначальство».

Изучая и анализируя античную историю, он признает гражданское правление, гражданскую власть, благодаря которым Римское государство возвысилось и самодержавством пришло в упадок. Однако в России, отмечает он, произошло наоборот, часто она гибла от разновластия, а спасалась мудрым самодержавием. «Разномысленною вольностию, — писал Ломоносов в предисловии к своей «Древней Российской истории…», — едва не дошла до крайнего разрушения; самодержавством как сначала усилилась, так и после несчастных времен умножилась, укрепилась, прославилась. Благо — надежное имеем уверение о благосостоянии нашего отечества, видя в единоначальном владении залог нашего блаженства, доказанного толь многими и толь великими примерами«'. Это рассуждение Ломоносова подтверждает, насколько полезны для сохранения целостного единства государств правила, выведенные из примеров истории.

Говоря о богоустановленности царской власти, Ломоносов не приемлет понимании царской власти, какое было у Ивана Грозного, вместе с тем он совершенно исключительно относится к Петру I, называя его «богом земным», представителем на земле божественного правосудия. В то же время он далек от признания за правителем фактического нрава на безапелляционный суд, произвол.

Во всех событиях русской истории Ломоносов усматривает Промысел Божий, предъявляя жесткие требования к обязанностям царя: суд правый и нелицеприятный, неуклонное исполнение закона, уважение в своих подданных человеческого достоинства, исправление их пороков «ученьем, милостью, трудом». Благочестие —это добродетель, «любезная Богу, любезная человекам, крепкое утверждение государств, красота венцов царских, непостыдная надежда во брани, неразрывное соединение человеческого общества».

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой