Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Введение. 
Особенности восприятия картографического материала детьми с нарушениями интеллекта

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Географическая карта выступает отражением сведений о размещении предметов на земной поверхности. В этом отношении она служит особым незаменимым средством познания, так как никакие другие средства — ни слово, ни картина, ни даже личное знакомство с местностью — не дают ясных и точных представлений о размещении предметов в пространстве, о направлениях, очертаниях и сочетаниях. Такие знания… Читать ещё >

Введение. Особенности восприятия картографического материала детьми с нарушениями интеллекта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Географическая карта есть уменьшенное, обобщенное, математически определенное, образно-знаковое изображение земной поверхности на плоскости, показывающее размещение, состояние и связи различных природных и общественных явлений, отбираемых и характеризуемых в соответствии с назначением каждой конкретной карты.

О значительной роли использования географической карты в школьном курсе изучения географии говорили такие учёные как: А. М. Берлянт, Н. В. Виноградов, С. П. Евдокимов, И. И. Заславский, Г. Н. Максимов, К. А. Салищев и др. Значение применения географической карты в обучении географии учащихся с нарушениями интеллекта раскрыто в работах А. Г. Григорьянц, Т. М. Лифановой, Т. И. Пороцкой, В. Н. Синева, Е. Н. Соломиной и др.

В учебном процессе карта выполняет разнообразные образовательные функции. Карта служит главным средством наглядности в географии. На ней можно обозреть сразу огромные пространства земной поверхности и весь земной шар.

Географическая карта выступает отражением сведений о размещении предметов на земной поверхности. В этом отношении она служит особым незаменимым средством познания, так как никакие другие средства — ни слово, ни картина, ни даже личное знакомство с местностью — не дают ясных и точных представлений о размещении предметов в пространстве, о направлениях, очертаниях и сочетаниях. Такие знания необходимы людям почти во всех сферах человеческой деятельности.

Карта отражает языком условных символов не только размещение, но и характеристику самих изображенных на ней предметов, не только состояние, но и движение, развитие и изменение их.

Карта в процессе обучения географии выполняет очень важную психолого-педагогическую роль — способствует упорядочению знаний, облегчает их усвоение и запоминание.

Известно, что при умственном недоразвитии оказывается дефектной уже первая ступень познания — восприятие.

Особенности восприятия школьников с нарушениями интеллекта очень детально изучены советскими психологами (К.И. Вересотская, М. М. Нудельман, Е. М. Кудрявцева, В. Г. Петрова, И. М. Соловьев, Ж. И. Шиф и др.).

Главным недостатком является нарушение обобщенности восприятия, отмечается его замедленный темп по сравнению с нормально развивающимися детьми. Школьников, имеющим нарушения интеллекта требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картину, текст и т. п.).

Замедленность восприятия усугубляется ещё и тем, что из-за умственного недоразвития они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями и пр.

Отмечается также узость объема восприятия. Учащиеся с нарушениями интеллекта выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте. Кроме того, характерным является нарушение избирательности восприятия.

Все отмеченные недостатки восприятия протекают на фоне недостаточной активности этого процесса, в результате чего снижается возможность дальнейшего понимания материала. Недостатки восприятия учащихся с нарушениями интеллекта отчетливо обнаруживаются при работе с картографиическим материалом.

В научных трудах А. Г. Григорьянц, Т. М. Лифановой, Т. И. Пороцкой, В. Н. Синева, Л. С. Стожок, Е. Н. Соломиной описаны некоторые характерные особенности восприятия географической карты детей с нарушениями интеллекта. Учащиеся названной категории способны читать карту только на элементарном уровне, зачастую они не могут обозначить границы, плохо ориентируются в различного рода обозначениях, символике, условных знаках, использующихся на географической карте и т. д.

Все вышесказанное обуславливает актуальность детального рассмотрения особенностей восприятия картографического материала детьми с нарушениями интеллекта, что и являлось целью исследования.

Объект исследования: процесс работы с картографическим материалом на уроках географии в образовательных организациях, реализующих адаптированные основные образовательные программы для детей с нарушениями интеллекта.

Предмет исследования: особенности восприятия географических карт школьниками с нарушениями интеллекта.

Цель, объект и предмет исследования определили следующие задачи:

  • — изучить степень разработанности проблемы в специальной литературе;
  • — раскрыть сущность географической карты как важного источника информации; представить некоторые классификации географических карт;
  • — изучить особенности процесса восприятия учащихся с нарушениями интеллекта;
  • — описать специфику восприятия картографического материала детей с нарушениями интеллекта;
  • — провести опытно-экспериментальную работу, направленную на изучение особенностей восприятия географической карты школьниками с нарушениями интеллекта.

Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, изучение и обобщение передового педагогического опыта.

Практическая значимость. Материалы курсовой работы быть использованы учителями образовательных организаций, реализующих адаптированные основные образовательные программы для детей с нарушениями интеллекта, студентами дефектологических факультетов.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой