Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Динамическая модель культуры

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В нашем исследовании мы стремимся выявить структуру и отметить функции системы образования в Китае, чтобы обнаружить процессы формирования и изменения китайской национальной культуры в целом. Нас будет интересовать историческая макродинамика, а также динамика внутренних процессов. Мы применяем также компаративный метод, поскольку нельзя оставить китайские реалии без сравнения с российскими… Читать ещё >

Динамическая модель культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В этом параграфе мы определим, каковы измеримые параметры культуры и как можно исследовать социально-динамические процессы, происходящие в культуре. Под динамикой культуры мы, вслед за А. Я. Флиером, понимаем «изменение во времени состояния культурных систем и объектов, а также типовые модели взаимодействия между людьми и их социальными группами».

Культура, как идеальная система находится в равновесии двух противоположно действующих сил: стабильности и изменчивости. Каждая конкретная культура в определенный момент времени представляет собой динамическую систему, в которой эти процессы взаимодействуют, определяя ее временные параметры (скорость изменения, вектор изменения). Эти временные параметры в культурологической литературе принято обозначать.

«модернизация"/традиция. Социокультурная динамика — это универсальная характеристика любой культуры, поскольку каждая культура существует в определенном историческом времени, однако, в ней могут происходить отрезки, связанные либо с бурным изменением культурных образцов, либо, наоборот, их консервированием и транслированием в направлении сохранения аутентичности. Причем в одной и той же системе можно отметить и динамические, и статические состояния, которые передаются на одной территории из поколения в поколение. По этому признаку и выделяют «традиционные» культурные системы, т. е. такие, в которых изменение базовых образцов, связанное с заимствованием или собственной интерпретацией, протекает крайне медленно, условно можно сказать, что культурных изменений не происходит. В соответствии с принятой нами методологией, мы выделяем две культурные системы: систему образования Китая и его национальную культуру. Вычленяем частные культурные объекты, существующие и в одной, и в другой системах, и предпринимаем попытку анализа моделей взаимодействия определенных культурных объектов между собой. Анализ представляется в выявлении отличных элементов в каждой следующей модификации культурного объекта с течением времени.

А.Я. Флиер различает культурные процессы и культурные события. Культурные процессы — «типические, универсальные по масштабам распространения в разных культурах и устойчивые в своей повторяемости функциональные процедуры, поддающиеся классификации на основании общих признаков», а культурные события — это «конкретно-исторические частные случаи осуществления культурных процессов, обладающие уникальными чертами, вариативность которых определяется суммой условий и обстоятельств их протекания». Так как на данном этапе нам важно рассмотреть динамику культуры, то будем считать культурные процессы — формой культурной динамики, а культурные события — артефактами этих форм.

Ю.М. Лотман предостерегал, что описание структуры и функций культуры как иерархической системы неизбежно лишает объект исследования постоянных колебаний, хотя сами эти колебания — важные структурные признаки. Принимая во внимание это положение, отметим, что: во-первых, существует два среза описания: системно-структурный и динамический. Они относительно самостоятельны и когда мы будем описывать систему как некую архитектонику культуры, то в этот момент мы будем отвлекаться от динамического аспекта, наша система логически «покоится». Такой подход мы применяем во второй главе нашего исследования. Когда мы будем описывать динамический аспект, мы отвлечемся от системности и иерархичности, логически система трансформируется. Во-вторых, при описании динамического объекта мы будем учитывать только макроизменения, которые имели ощутимые культурные результаты. Поэтому описывая систему образования Китая и их национальную культуру, мы не сможем избежать подобную структуризацию, и в этом пункте абстрагируемся от динамики выбранных объектов исследования.

Вслед за А. Я. Флиером определим существующие типы культурной динамики:

  • · социальная микродинамика (в пределах одного-двух поколений) и историческая макродинамика (вплоть до всеобщей истории);
  • · динамика внутренних процессов и динамика внешних взаимодействий.

Все культурные процессы функционально связаны с осуществлением и обеспечением коллективной жизнедеятельности людей, повышением уровня их организации, коммуникации, социальным воспроизводством их сообществ.

В нашем исследовании мы стремимся выявить структуру и отметить функции системы образования в Китае, чтобы обнаружить процессы формирования и изменения китайской национальной культуры в целом. Нас будет интересовать историческая макродинамика, а также динамика внутренних процессов. Мы применяем также компаративный метод, поскольку нельзя оставить китайские реалии без сравнения с российскими и западноевропейскими.

Определение социальной системы строится на теории Н. Лумана. Вслед за немецким исследователем, мы принимаем механизм описания общественной системы. Во-первых, определяем социальную систему путем различения ее от окружающего мира. Форма системы рассматривается как пограничные линии. Она является само-референцией, развернутой во времени. Сама система видится не как антропологическое явление или конструкт в голове исследователя, а как самоорганизованная структура, способная организовывать себя саму и выстраивать собственный порядок. Дифференция система/окружающий мир осуществляется два раза: как произведенное самой системой различение и как различение, наблюдаемое в этой системе. Общественную систему никто не конструирует. В таком случае, окружающий мир оказывает на социальную систему случайные, незначительные воздействия.

Во-вторых, после самоопределения границ (формы) общественной системы, определяем характеристики ее функционирования, которое реализуется в коммуникациях. Во главу мы ставим не объект и субъект образования, а связи, которые между ними появляются. Эти коммуникации генерируют смыслы, а любой смысл обладает ценностью.

Система описывает сама себя в каждый момент времени. Описание системы и ее воспроизводство — две стороны одного и того же явления. Поэтому в попытке объяснить общественную систему мы решаем одновременно две задачи: описать постоянно самовоспроизводящуюся структуру и раскрыть ее динамику.

Таким образом, общественная система сама определяет собственные границы, существует в постоянном воспроизводстве себя самой, поддерживает свое существование посредством репродукции, самовоспроизводит смыслы.

Описание культурной динамики заключается в описание культурных процессов, а именно:

  • · порождение культурных явлений;
  • · распространение культурных явлений;
  • · функционирование культурных явлений;
  • · накопление социально значимых знаний;
  • · усвоение культурного опыта;
  • · самовоспроизводство культурных систем и форм;
  • · эволюция культурных систем.

Анализируя образовательную систему Китая как культурный объект, мы рассмотрим культурные процессы в китайском образовании. Перечисленные выше виды культурных процессов послужат для нас планом рассуждения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой