Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Лидерство и стиль руководства

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эталонная власть (власть примера, харизма): харизма — это власть, построенная не на логике, не на традиции, а на силе личных качеств или способностей лидера (например, большинство исторических личностей). К характеристикам харизматических личностей относятся: 1) обмен энергией; 2) внешность, осанка и умение держаться; 3) независимость характера; 4) хорошие риторические способности; 5) восприятие… Читать ещё >

Лидерство и стиль руководства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Руководство — это процесс взаимодействия руководителя с подчиненными при решении служебных задач для достижения целей организации. Руководство — понятие более узкое, чем управление. Руководство — это функция, которую приобретает работающий в результате намеренного действия формальной организации — делегирования полномочий. Другими словами, руководитель ограничен рамками, во-первых, полномочий и, во-вторых, организационных структур.

Лидерство — это процесс оказания влияния одного лица на членов группы. Лидерство — это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации. Потребности группы, удовлетворяемые лидерством: целеполагание, уверенность в достижении цели, психологическое бремя ответственности за результат, защита от внутренних и внешних угроз.

Отличия лидерства и руководства:

Лидерство — отношения влияния и следования в системе межличностных отношений в группе.

Руководство — юридически регламентированный, социально-организованный процесс.

Лидер — средство и функция регуляции неформальной структуры взаимоотношений.

Руководитель — средство и функция регуляции формальной структуры взаимоотношений.

В основе — власть авторитета.

В основе — авторитет власти.

Лидер стихийно выдвигается, чтобы обеспечить координацию совместных действий и координацию задач.

Руководитель назначается или выбирается для формальной регламентации деятельности группы.

Нестабильный фактор организации.

Стабильный фактор организации группы.

Оказывает свое влияние преимущественно приемами прямой мотивации.

Оказывает свое влияние с помощью административных воздествий.

Руководитель организации — это человек, который одновременно является и лидером, и эффективно управляет своими подчиненными.

В группе можно выделить три типа лидеров: 1.деловые лидеры, которые влияют на решение производственных вопросов; 2. эмоциональные лидеры; 3. ситуационные лидеры — лица, которые становятся лидерами в определенный момент времени. Формальный лидер организации имеет поддержку в виде делегированных ему официальных полномочий и действует обычно в конкретной области деятельности. Неформальный лидер опирается на признание его группой, на людей и их взаимоотношения вне определенных рамок (границ) организации.

Необходимым условием для руководства и лидерства является наличие власти. Власть — это реальная возможность влиять на поведение других людей. Власть реализуется посредством влияния на деятельность других. Влияние — это любое поведение одного индивида, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения другого индивида. Власть необходима менеджерам, поскольку: руководитель всегда зависит не только от своих подчиненных, коллег и начальства, но и от сторонних людей (потребителей, поставщиков, государственных институтов, общественности, СМИ и т. д.); возможно неподчинение руководителю, невыполнение его распоряжений, приказов. Власть (точнее, властные полномочия) формирует порядок в организации, объединяет и скрепляет («цементирует») организационную структуру, являясь средством достижения эффективности в деятельности.

Обычно выделяют пять основных форм власти.

  • 1.Власть, основанная на принуждении (власть страха): исполнитель верит, что влияющий (т.е. руководитель) имеет возможность наказать таким образом, который мешает или ущемляет удовлетворение какой-либо из потребностей подчиненного. Основным мотивом достижения цели является страх потерять работу. Недостатки: не способствует полному раскрытию потенциала работников (оставить что-то из своих «талантов» на «черный день»); требует значительных затрат на жесткий контроль, что не всегда возможно; в условиях жесткого контроля у работников появляется желание обманывать руководителей, искажать отчетные данные; власть, основанная на страхе, при частом употреблении разрушается.
  • 2. Власть, основанная на вознаграждении: наиболее эффективная. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность удовлетворить насущную потребность. Власть оказывает влияние через положительное подкрепление подчинённого, с целью добиться от него желаемых ответных действий. Недостатки: данный тип власти действенен только тогда, когда руководитель знает потребности подчиненных и может правильно определить что с точки зрения подчиненного представляет ценность (вознаграждение); ограниченность возможности стимулирования из-за ограниченности ресурсов организации; при частом использовании требуется повышение вознаграждения, что входит в противоречие с предыдущим утверждением.
  • 3. Экспертная власть (на разумной вере): подчиненный принимает на веру ценность знаний руководителя, т.к. верит в него, в то, что влияющий обладает специальными знаниями в отношении данного проекта или проблемы, которая позволит удовлетворить его собственную потребность. Данный тип власти в большинстве случаев применим для решения рабочих задач. Недостатки: разумная вера гораздо менее устойчива, чем слепая вера (харизма); низкая скорость воздействия (авторитет долго завоевывать, но быстро потерять).
  • 4.Эталонная власть (власть примера, харизма): харизма — это власть, построенная не на логике, не на традиции, а на силе личных качеств или способностей лидера (например, большинство исторических личностей). К характеристикам харизматических личностей относятся: 1) обмен энергией; 2) внешность, осанка и умение держаться; 3) независимость характера; 4) хорошие риторические способности; 5) восприятие восхищения своей личностью; 6) достойная и уверенная манера держаться. Выглядят собранными и владеющими ситуацией. Недостатки: большая зависимость от случая; большая зависимость от наличия лидера в группе (в случае прихода в организацию нового человека с более высокими харизматическими характеристиками, власть предшествующего лидера ослабляется).
  • 5. Традиционная (законная) власть: является самым распространенным видом власти. Подчиненный реагирует на должность, т. е. выполняет рекомендации начальника, потому что «так принято». Руководитель пользуется традициями, чтобы удовлетворить потребность подчиненного в принадлежности и защите, полностью соответствующим сложившимся у подчиненного системам ожиданий. Недостатки: возможность бюрократизации; «размывание» полномочий; неосознанное подчинение исполнителя реальной власти руководителя.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой