Теоретические основы формирования коммуникативных УУД младших школьников на уроках окружающего мира
Таким образом, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования выделяет четыре вида универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. Рассмотренная система универсальных учебных действий позволяет использовать в образовательном процессе принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности… Читать ещё >
Теоретические основы формирования коммуникативных УУД младших школьников на уроках окружающего мира (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Сущность понятия и функции универсальных учебных действий
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [4].
Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия, как обобщенные действия открывают возможность широкой ориентации учащихся, — как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:
- — познавательные и учебные мотивы;
- — учебную цель;
- — учебную задачу;
- — учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
«Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Сегодня подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся активно рассматриваются А. Г. Асмоловым, Г. В. Бурменской, И. А. Володарской, О. А. Карабановой, Л. Г. Петерсон.
Так, концептуальная идея формирования у учащихся УУД, принятая в образовательной системе Л. Г. Петерсон, состоит в следующем: универсальные учебные умения формируются тем же способом, что и любые умения. А формирование любого умения у школьников проходит следующие этапы:
- — представление о действии, первичный опыт и мотивация;
- — приобретение знаний о способе выполнения действия;
- — тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция;
- — контроль умения выполнять действие. [25].
Следовательно, этот же путь проходит ученик при формировании универсальных действий.
Универсальные учебные действия в процессе обучения в начальной школе выполняют следующие функции:
- — обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- — создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;
- — обеспечение успешного усвоения знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области. [4].
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.
Выделяются следующие этапы усвоения учебного материала: первичное ознакомление, осмысление материала, закрепление материала и овладение материалом.
Начальный этап ознакомления с учебным материалом имеет большое значение для всего процесса усвоения. Не менее важно на этом этапе то, что предстоит восприятию, а именно апперцепция. Она включает активное сознательное отношение личности к воспринимаемому, которое не исчерпывается содержанием представлений и не сводится к их массе.
Мыслительная работа охватывает восприятие со всех сторон: предваряя его, в него включаясь и над ним надстраиваясь. Осмысление — это второй этап. Он, входя в первый, является основой третьего этапа — запоминания.
Запоминание (закрепление) учебного материала — это не только постоянное осмысление, включение в новые смысловые связи, но и переосмысление этого материала. Уточняя, формулируя свою мысль, человек формирует ее; вместе с тем он прочно ее запечатлевает. Отсюда следуют два вывода: собственное изложение учащихся должно быть специально предусмотрено в организации учебной деятельности и особенно важно готовить первое самостоятельное воспроизведение обучающимися усваиваемого материала.
Овладение материалом — это возможность оперировать им в различных условиях, применяя его на практике. На этом этапе усвоения овладение знаниями направлено уже не на учение, а на другие, практические, цели. Это жизненный контекст, в котором знания и умения обретают иные качества.
Владение универсальными учебными действиями позволяет учащимся успешно осваивать информацию на всех этапах.
Итак, овладение универсальными учебными действиями ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться. Данная способность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия — это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, — как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности. [4].
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: [4].
- 1) личностный;
- 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
- 3) коммуникативный;
- 4) познавательный.
- 1. Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
- — личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- — смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется;
- — нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
- 2. Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:
- — целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- — планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- — прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
- — контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- — коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
- — оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
- — саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
- 3. Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
- — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- — поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- — структурирование знаний;
- — осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- — выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- — рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- — смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- — постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
- — моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта;
- — преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
- — анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- — синтез-составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- — выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
- — подведение под понятие, выведение следствий;
- — установление причинно-следственных связей;
- — построение логической цепи рассуждений;
- — доказательство;
- — выдвижение гипотез и их обоснование.
Таким образом, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования выделяет четыре вида универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. Рассмотренная система универсальных учебных действий позволяет использовать в образовательном процессе принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации.
Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий.
универсальный учебный язык грамм.