Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Роль журналиста в формировании этностереотипов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На рубеже ХХ-ХХI в. в материалах СМИ упоминания об этносах были связаны с кризисом и конфликтами в России и за ее пределами. В частности, речь идет о чеченских кампаниях. Эксперты определили, почему материалы газет и передач содержали в себе высокую долю конфликтогенности на этнической базе. Во-первых, упоминания об этнической принадлежности часто приводились без видимой на то причины, например… Читать ещё >

Роль журналиста в формировании этностереотипов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Журналистские материалы формируют общественное мнение. Часто аудитория не способна проанализировать большое количество данных и ориентируется в этом вопросе на взгляды авторов общественно-политических, аналитических и др. изданий. Материалы СМИ способны породить и закрепить этнический стереотип в массовом сознании. Как отмечает исследователь И. Н. Блохин, «деятельность СМИ наиболее способствует стереотипизации по причине массового характера распространяемой информации и ориентации журналистов на собственные представления о состоянии общественного сознания и содержании социальных установок аудитории» Блохин И. Н. Журналистика в мире национальных отношений: политическое функционирование и профессиональное участие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. С. 320.

Журналисты также должны учитывать, что любое упоминание в материалах национальной принадлежности, в том числе данных социологических опросов, может стать раздражающим фактором для национального сознания этнического меньшинства населения. Исследование общества необходимо, но постановка вопроса «К какой национальности Вы себя относите?» заведомо разделяет общество на разные категории, а значит, на «своих» и «чужих».

Для более объективного описания межэтнической ситуации журналисту важно обладать этнологической культурой. Этнологическая культура включает в себя наличие устойчивой системы представлений о мире межэтнических взаимодействий, склонность к исследовательской работе и анализу этнических процессов, а также систему ценностей, главная из которых — истина Мельник Г. С., Виноградова С. М. Конструирование этничности в российских СМИ: факторы конфликтогенности и толерантности // Вестн.С.-Петерб. гос. ун-та. Серия 9. Филология, востоковедение. журналистика. Вып. 2. 2008. С. 140.

На рубеже ХХ-ХХI в. в материалах СМИ упоминания об этносах были связаны с кризисом и конфликтами в России и за ее пределами. В частности, речь идет о чеченских кампаниях. Эксперты определили, почему материалы газет и передач содержали в себе высокую долю конфликтогенности на этнической базе. Во-первых, упоминания об этнической принадлежности часто приводились без видимой на то причины, например, при описании судебного процесса. Во-вторых, авторы часто использовали этнофолизмы Грищенко А. И. Источники возникновения экспрессивных этнонимов (этнофолизмов) в современном русском и английском языках: этимологический, мотивационный и деривационный аспекты // Активные процессы в современной лексике и фразеологии: материалы междунар. конф. 8−9 июня 2007 г. памяти Л. В. Николенко и Ю. П. Солодуба (МПГУ) / гл. ред. Н. А. Николина. М., Ярославль: Ремдер, 2007. С. 40. — номинативные единицы с семой народ/народность, маркированные как уничижительные. Например, «негр», «черные».

Согласно Кодексу профессиональной этики журналиста, автор при написании материала обязан учитывать, что «он противодействует экстремизму и ограничению гражданских прав по любым признакам, включая признаки пола, расы, языка, религии, политических или иных взглядов, равно как социального и национального происхождения» Кодекс профессиональной этики российского журналиста // сайт Союз журналистов России. Журналист «воздерживается от любых пренебрежительных намеков или комментариев в отношении расы, национальности, цвета кожи, религии, социального происхождения или пола, а также в отношении физического недостатка или болезни человека. Он воздерживается от публикации таких сведений, за исключением случаев, когда эти обстоятельства напрямую связаны с содержанием публикующегося сообщения» Там же.

Журналист способен породить новый этностереотип в обществе, расширишь ассоциативный ряд, ввести и закрепить новое понятие за определенным народом. Так, авторы сетевого издания «Спутник и Погром» называют 31 декабря «Днем Гастарбайтера» Привел ли кризис к оттоку мигрантов из России? // Спутник и Погром, поскольку, по мнению авторов, в этот день на Красную площадь выходят все трудовые мигранты Москвы и празднуют Новый год. В самой номинации «гастарбайтер» содержится негативный оттенок, поэтому можно сделать вывод, что в «День Гастарбатера» авторы используют, чтобы продемонстрировать нетерпимость и неприязнь по отношению к трудовым мигрантам. В другом медиатексте этого же издания мигранты предстают как способные «отжать телефон или кошелек», «избить», их также называют «азиатами», которые могут «неадекватно отреагировать» на провокацию и «при удобном случае изнасиловать» Гости из Средней Азии: перспективы // Спутник и Погром. Интолератное отношение автора к представителю другого этноса очевидно.

Стоит обратить внимание, что в этнических материалах существуют также и расистские установки, но они, как правило проявляются в связи с политическими информационно-пропагандистскими кампаниями Блохин И. Н. Журналистика в мире национальных отношений: политическое функционирование и профессиональное участие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. С. 335. При описании политической гонки в США автор информагенства REGNUM, возможно, с целью добавления экспрессии речи героев материала использует следующие слова: «Я хочу сегодня все штаты до одного, чтобы эта черная обезьяна не подумала, что я его боюсь!» А. Бродский Призрак Рузвельта на праймериз в США // ИА REGNUM. Под «черной обезьяной» подразумевается президент США Барак Обама — первый чернокожий президент Соединенных штатов Америки. Здесь сравнение с животным — признак экстремизма.

Журналисты своими материалами могут повысить или понизить социальную напряженность в обществе. В условиях кризиса, необходимо обращаться к положительным сторонам этностереотипов. Например, о немцах писать, как о пунктуальных и образованных людях, а не как о «фрицах».

Выводы. Установлено, что массовые протестные акции могут демонстрировать накал страстей на этнической почве и стать фактором роста экстремизма в общества. Определено понятие «этнический стереотип» и подтверждено присутствие этностереотипов в общественно-политических изданиях России. Определены признаки экстремистского текста. Путем контекстуального анализа установлено наличие проблем на межнациональной почве, которые просматриваются через обращение журналистов к национальности героев материалов. Используются косвенные и прямые указания на национальную принадлежность. Интолерантное отношение представителей правоохранительных органов к трудовым мигрантам, убийства на национальной, этнической почве в регионах, свидетельствуют о глубине проблемы. Журналисты в своих материалах закрепляют этнический стереотип с конфликтогенным компонентом («Спутник и Погром») и вызывают сочувствие к мигрантам, расширяют ассоциативный ряд положительными образами («Новая газета»). Стоит отметить, что проанализированные материалы в большинстве транслируют социальное напряжение в обществе на этнической почве, говорят о низком уровне культуры межнационального диалога. Интолератное отношение журналистов к мигрантам прослеживается в публикациях сетевого журнала «Спутник и Погром».

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой