Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Самыми сложными межличностными отношениями отмечены пары

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, когнитивно-стилевые параметры оказывали влияние на эффективность деятельности партеров на различных этапах парной работы: и при выборе типа выполнения задания, и при планировании и распределении обязанностей, и при его выполнении и контролировании, а также на результат работы. Отмечено влияние когнитивных характеристик и на межличностные отношения партнеров и возникновение… Читать ещё >

Самыми сложными межличностными отношениями отмечены пары (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

«поленезависимых» учащихся. Проблемы данных пар часто решаются только с помощью посторонних (одноклассников, учителя). Для данных пар характерны яркие споры, ссоры, взаимные обвинения, упреки, отказ от совместной деятельности.

Что касается результата парной работы, то и здесь отмечалась его детерминированность когнитивно-стилевыми параметрами участников.

Анализ совместной деятельности младших школьников показал, что лучших результатов достигли гомогенные пары «полезависимых» учащихся и гетерогенные пары.

Эта специфика объясняется тем, что в процессе парной работы нужно достичь общего мнения при видении конечного результата, при определении этапов по его достижению, при распределении и выполнении индивидуальных и совместных функций, при возникновении спорных ситуаций. Но в то же время необходимо задать темп всей работе, определить ее динамику и логично организовать. Если с первыми особенностями лучше справляются «полезависимые» учащиеся, то с последними — «поленезависимые».

Таким образом, когнитивно-стилевые параметры оказывали влияние на эффективность деятельности партеров на различных этапах парной работы: и при выборе типа выполнения задания, и при планировании и распределении обязанностей, и при его выполнении и контролировании, а также на результат работы. Отмечено влияние когнитивных характеристик и на межличностные отношения партнеров и возникновение конфликтных ситуаций. Представляется, что дальнейшее изучение вопроса позволит сделать образовательный процесс более эффективным, индивидуализированным и отвечающим требованиям современного общества.

В проблематику нашего исследования входило также изучение влияния параметра «полезависимость-поленезависимость» на популярность ребенка в группе сверстников. Были получены результаты, свидетельствующие о том, что существует зависимость между когнитивным стилем и популярностью младших школьников, причем эта зависимость обнаруживалась уже у семилетнего ребенка и прослеживалась на протяжении всего младшего школьного возраста (5).

В эмоциональной сфере наиболее популярными оказались полезависимые дети, обладающие более развитой техникой общения, умеющие адекватно выразить эмоции и чувства в любой ситуации общения, умеющие быстро наладить контакт, пойти на компромисс, прислушаться к чужому мнению.

В интеллектуальной сфере наиболее популярны поленезависимые учащиеся, ориентированные на дело, на разрешение поставленной проблемы, где не так требуются качества, которые демонстрируют полезависимые дети.

Следует также отметить, что в наших исследованиях младшие школьники с полезависимым и поленезависимым когнитивным стилем показали разные уровни успешности решения социально-перцептивных задач. На протяжении всего младшего школьного возраста наблюдалась одна и та же тенденция: полезависимые индивиды демонстрировали средний и выше среднего уровень социально-перцептивных способностей, поленезависимые — средний и ниже среднего. Социально-перцептивные способности являются одной из составляющих всего отражательно-поведенческого взаимодействия человека. Это делает особо актуальными исследования, направленные на получение целостных представлений о поведении, деятельности, общении, важной составляющей которых является невербальное поведение (6).

Способность к психологической интерпретации невербального поведения имеет свои этапы развития. Ответ на вопрос, как же осуществляется овладение этой способностью на протяжении младшего школьного возраста представляет несомненный интерес, а исследование когнитивных стилей в качестве детерминанты социальной перцепции является кроме того реализацией принципа целостности, поскольку когнитивный стиль представляет собой выражение инструментального единства личности, обнаруживаясь на самых различных уровнях ее функционирования.

В исследовании изучения способности к интерпретации невербального поведения в младшем школьном возрасте мы касались ее формальной и содержательной сторон. Формальная сторона, с нашей точки зрения, должна включать: а) возможность адекватно воспринимать и оценивать невербальное поведение как отдельной личности, так и группы людей; б) возможность устанавливать психологические связи между отдельными элементами невербального поведения. Содержательная сторона упомянутой способности предполагает возможность адекватной оценки состояний и качеств личности, установления психологических связей между невербальными элементами и качествами личности.

Соответственно, диагностика развития способности к интерпретации невербального поведения младшими школьниками включала в нашем исследовании следующие составляющие: а) диагностику способности адекватно определять состояния и качества личности на основе ее мимики; б) диагностику способности адекватно определять состояния и качества личности на основе ее жестов; в) диагностику способности адекватно определять состояния и качества личности на основе позы; г) диагностику способности адекватно устанавливать психологические связи между элементами невербального поведения (мимика, жесты, поза); д) диагностику способности адекватно определять взаимоотношения на основе невербального поведения группы.

Рассмотрение полученных экспериментальных данных, показало безусловное влияние когнитивно-стилевых особенностей на интерпретацию невербального поведения и обнаружило, что успешность решения социально-перцептивных задач полезависимыми и поленезависимыми младшими школьниками различна.

Причем, отличия в интерпретации невербального поведения учащимися с различным когнитивным стилем особенно очевидны к концу младшего школьного возраста. Полезависимые намного (почти в 2 раза) опережают своих ровесников по количеству учащихся, имеющих высокий уровень развития общей способности.

Что касается конкретных способностей к адекватной психологической интерпретации различных элементов невербального поведения, то рассмотрение результатов показало следующее.

Способность определять состояния и качества личности по жестам у полезависимых детей находится на уровне выше среднего и высоком, у поленезависимых в основном на среднем. Такая же тенденция наблюдается и в отношении способности определять состояния и качества личности по позам: полезависимые индивиды демонстрируют средний и выше среднего уровни, поленезависимые — средний и ниже среднего.

Наименее очевидна разница между полезависимыми и поленезависимыми младшими школьниками в способности определять состояния и качества личности по мимике. Хотя и здесь первые более успешны, обнаруживая высокий уровень развития способности. Поленезависимые учащиеся в основном находятся на уровне выше среднего.

Велико оказалось различие между полезависимыми и поленезависимыми третьеклассниками в способности адекватно определять взаимоотношения на основе невербального поведения группы (средний и выше среднего у первых, средний и ниже среднего у вторых, соответственно).

Разница между результатами, показанными полезависимыми и поленезависимыми испытуемыми позволяет с уверенностью говорить о том, что первые превосходят поленезависимых по всем выделенным нами конкретным составляющим общей способности к психологической интерпретации невербального поведения.

Таким образом, исходя из результатов проведенного исследования, можно сделать вывод о значительной роли когнитивно-стилевых характеристик личности при решении социально-перцептивных задач и безусловном их влиянии на рассматриваемую способность. Данное обстоятельство объясняется особенностями проявления полезависимости — поленезависимости в сфере общения, поскольку испытуемые с большей зависимостью от поля имеют более развитую технику общения, активно посылают информацию о себе в форме невербальных выражений и, обладая большим объемом общения, имеют все предпосылки для более успешной интерпретации поведения.

Результаты, полученные нами в ходе изучения особенностей межличностного взаимодействия и социальной перцепции младших школьников и влияния на них когнитивного стиля, позволяют нам сделать вывод о взаимозависимости изучаемых характеристик и необходимости учета когнитивных параметров личности в целостной картине общения и взаимодействия детей младшего школьного возраста.

Дальнейшее изучение проблемы и подтверждение предположений о влиянии когнитивно-стилевых характеристик на особенности общения в младшем школьном возрасте может помочь построению личностного прогноза на основании измерения когнитивного стиля, что, в свою очередь, даст возможность осуществления индивидуально-дифференцированного подхода в обучении.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой