Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Анализ теоретических аспектов проблемы использования активных форм работы с родителями по физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К семи годам в основном заканчивается формирование лет точной ткани, но продолжается рост и тканевая дифференцировка бронхиального дерева. Наблюдается высокая возбудимость дыхательного центра. Тип дыхания окончательно не установлен. Все это свидетельствует о том, что дыхательная система ребенка этого возраста еще несовершенна, поэтому предъявление физических нагрузок выше физиологически возможных… Читать ещё >

Анализ теоретических аспектов проблемы использования активных форм работы с родителями по физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Особенности психофизического развития детей старшего дошкольного возраста

Осуществляя физическое воспитание, педагоги и родители должны знать и учитывать особенности психофизического развития детей старшего дошкольного возраста [5]. Специалисты в области физического воспитания детей дошкольного возраста: Н. И. Бочарова [6], В. А. Бараненко [7], Н. О. Березина [9], Ю. Ф. Змановский [17] выделяют шестой год жизни детей как наиболее нестабильный период в физическом развитии и функциональном состоянии, причем он имеет половую специфику. У девочек идет интенсивное нарастание длины и замедление прироста массы тела, а у мальчиков — спад функциональных возможностей за счет снижения темпов прироста физиометрических показателей и мышечной силы.

В шестилетнем возрасте продолжается активное созревание организма [10]. Увеличивается рост и масса тела. Изменяются пропорции тела. Опорно-двигательный аппарат интенсивно формируется. Однако позвоночник, выполняющий сложные опорные функции, почти целиком состоит из хрящевой ткани; идет активное формирование его физиологических изгибов, наблюдается незавершенность строения стопы, начинается сращение костей таза. здоровый педагог воспитание семья Слабость развития сухожилий, связок, фасций провоцирует частые травмы суставов конечностей. А скелет ребенка за счет высокой его пластичности, т. е. из-за большого количества хрящевой ткани и недостатка минеральных солей, из-за незавершенного окостенения легко деформируется. Поэтому необходимо избегать чрезмерных физических нагрузок, особенно статических и силовых, иначе возможны серьезные нарушения в развитии скелета.

У детей к шести годам достаточно развиты крупные мышцы туловища и нижних конечностей, но они еще слабы и легко утомляются, поэтому, не имея достаточной поддержки мышц, ребенок или сутулится или опирается грудной клеткой о живот. Для облегчения работы мышц ребенок вынужден постоянно прислоняться к опоре.

Для детей старшего дошкольного возраста характерна чрезвычайная гибкость туловища, что объясняется большой толщиной и податливостью межпозвоночных хрящей и поздним окостенением эпифизов позвонков.

В это время у ребенка чаще всего возникает нарушение осанки, что, в свою очередь, затрудняет работу внутренних органов, ухудшает здоровье, задерживает развитие ребенка.

Начиная с пятилетнего возраста, ускоряется развитие мелких мышц верхних конечностей и позвоночного столба, но и в шесть лет они развиты относительно слабо. В силу чего может легко произойти искривление позвоночника, если он будет испытывать на себе чрезмерную нагрузку. Родителям и педагогам не следует забывать об этом.

В 6—7 летнем возрасте особенно интенсивно развиваются мышцы, обеспечивающие прямостояние и ходьбу. К 7 годам поперечный размер волокон в этих мышцах становится больше, чем во всех других. Следует помнить, что мышцы передней стенки живота еще слабы, поэтому ребенку трудно принимать стойку смирно, а подъем непосильной тяжести, жесткий соскок могут вызвать расхождение мышц брюшного пресса.

У ребенка 6-ти лет относительно хорошо сформирована двигательная сфера: он умеет ходить с разной скоростью, шаг равномерный, широкий. Бегает он легко и быстро. Кроме этого, он способен овладеть такими сложными движениями, как лазание, прыжки с разбега. Может легко обучиться бегать на коньках, ходить на лыжах. Движения становятся разнообразными, ритмичными и пластичными. Он ловок, быстр, меток в играх и упражнениях. В связи с этим основные движения выполняет ритмично и легко.

Координация рук и ног выражена ярко. Необходимо знать, что в возрасте 7—10 лет полностью формируется нервный двигательный центр, а с 6,5—7 лет начинается самый благоприятный период в освоении правильной, красивой походки и выразительных жестов. Поэтому необходимо не упустить время для формирования человека, умеющего красиво двигаться, но не перегружать мышцы кисти. Следует беречь запястья ребенка. Они еще не созрели.

В старшем дошкольном возрасте двигательная активность выше и разнообразнее, чем у младших детей. Мышцы становятся значительно сильнее, а движения — хорошо координированными. Повышается выносливость, но все же ребенок очень быстро переходит от одной деятельности к другой, так как задействованные мышцы устают. При ходьбе его движения приобретают правильную ритмичность, но лишь на короткое время на 5—15 минут. Увеличивается способность сохранять неподвижную позу, особенно при сидении, но ненадолго. Особенно низкой остается выносливость по отношению к максимальному силовому напряжению.

К шести годам жизни мышечная масса постепенно увеличивается и составляет 22—23% от веса тела (12—15 кг), но оказывается почти в два раза меньше таковой по сравнению со взрослым, у которого она достигает 40—45% или 30 кг [14].

Дети этого возраста должны удовлетворять органическую потребность в движениях. В состоянии пониженной двигательной активности ухудшаются обменные процессы в тканях мозга. Снижается поток импульсов от неработающих мышц, что приводит к нарушению работы всех внутренних органов и, в первую очередь, сердца.

На 6—7 году жизни наступает период интенсивного роста детского организма, так называемый период «вытяжения» (вытягивания). Но, как правило, созревание регуляторных систем и сердечнососудистой системы организма отстает от бурного роста костно-мышечной системы. Устойчивость ребенка к нагрузкам в этот период снижается. Этот фактор необходимо учитывать при организации их физической деятельности.

К шести годам значительно увеличивается жизненная емкость легких и глубина дыхания, что приводит к снижению частоты дыхания. Частота дыхания составляет 22—24 раза в минуту, жизненная емкость легких достигает 1300—1400 мл.

К семи годам в основном заканчивается формирование лет точной ткани, но продолжается рост и тканевая дифференцировка бронхиального дерева. Наблюдается высокая возбудимость дыхательного центра. Тип дыхания окончательно не установлен. Все это свидетельствует о том, что дыхательная система ребенка этого возраста еще несовершенна, поэтому предъявление физических нагрузок выше физиологически возможных может привести к серьезным структурным и функциональным изменениям в дыхательной системе.

К шести годам заканчивается развитие нервного аппарата сердца. Уменьшается число кровеносных сосудов сердца, но просвет их становится шире, появляются крупные сосудистые вены. Увеличивается толщина левого желудочка. Рост сосудов продолжается, но несколько отстает от роста сердца. К семи годам систолическое давление приближается к 110 мм рт. ст., частота сердечных сокращений в одну минуту — порядка 85—90.

Однако все еще ритм сердечных сокращений не устойчив, как и рефлекторные изменения работы сердца и сосудов, обеспечивающих нормальное кровяное давление. Завершается работа по формированию помощников сердца. Ребенок нуждается в движениях, так как он и способствуют развитию, но нагрузки должны быть гигиенически обоснованы.

Нервная система в этом возрасте быстро развивается, совершенствуются ее функции. Легко проявляются и укрепляются старые и устанавливаются новые условные связи. Однако у детей 6—7 лет все еще регистрируется высокая утомляемость нервных клеток, что вызывает ослабление процессов активного торможения и быстрое снижение работоспособности. Поэтому в процессе занятий детям необходим частый отдых, быстрая смена деятельности.

В возрасте 6—7 лет бурно развиваются лобные доли мозга, что позволяет детям осознавать последовательность событий, понимать сложные обобщения, мысленно изменять пространственное положение объекта, его частей, самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы в создании чего-то нового. Образное, конкретное мышление меняется на логическое. Имитационно-подражательная способность сменяется аналитическим восприятием разучиваемых движений. На первый план выходит самостоятельная ориентировка в ситуации, которая позволяет детям быстрее и точнее привести свои движения в соответствие с условиями деятельности.

Старший дошкольник может многое, но не следует переоценивать его умственные возможности. Логическая форма мышления хотя и доступна, но еще нетипична, нехарактерна для него. Тип его мышления специфичен. Приобретая черты обобщенности, мышление остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами. Ребенок этого возраста легко вычленяет наиболее существенные свойства и отношения между предметами окружающей действительности.

Несмотря на бурное развитие эмоциональных и умственных процессов, дети этого возраста во многих своих проявлениях имеют существенные и специфические возрастные различия. Поэтому усвоение новых знаний и умений требует от шестилетнего ребенка больших энергетических затрат.

В целом следует отметить, что в этот возрастной период особенно выделяются две группы детей. Одни из них расторможены, импульсивны, гиперактивны, деятельность их хаотична, Другие, напротив, вялые, заторможенные, инертные, гипоактивные, деятельность их спонтанна.

В течение седьмого года жизни происходит выраженная перестройка в психофизиологическом развитии ребенка, что дает основание для выделения этого этапа как особого, переломного. Змановский Ю. Ф. [17] подчеркивает: «Может сложиться впечатление об очень больших психофизиологических и психических возможностях шестилетнего ребенка, мало отличающих его от соответствующих качеств более старших детей и даже взрослых людей. Это конечно не так».

Таким образом, психофизическое развитие детей старшего дошкольного возраста имеет свои специфические особенности, которые, необходимо учитывать практическим дошкольным работникам и родителям в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста в ДОУ и семье.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой