Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Публицистическая и литературная деятельность Коста Хетагурова

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Специфика авторства в публицистике — идентичность личности публициста. Автор — известное читателю лицо, человек, говорящий современным языком, бывший на месте события или оперирующий не вызывающими сомнения документами, что важно для установления связи между автором и читателем и создания убеждения в достоверности информации. В этом аспекте важность роли региональных публицистов, которые… Читать ещё >

Публицистическая и литературная деятельность Коста Хетагурова (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

По определению, публицистика — род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества. Публицистика существует в словесной (письменной и устной), графической (плакат, карикатура), фотои кинематографической, театрально-драматической и др. формах. В системе журналистики публицистика, совмещающая черты разных видов творчества, в т. ч. науки и искусства, — одна из распространенных форм массовой информации.

Принято считать, что социальное предназначение публицистики — формирование общественного мнения, что является важной, но не единственной функцией публицистики. Прохоров Е. П. акцентирует внимание на социально-педагогической и информационно-познавательной функциях публицистики.

Публицистику называют искусством слова. Такое определение прекращает споры о том, можно ли отнести этот вид деятельности к искусству или он является исключительно журналистской практикой. Несмотря на то, что художественность и образность — неотъемлемые черты публицистики (неслучайно многие публицисты являются известными поэтами), основным материалом, которым оперирует публицист, остается факт.

Специфика авторства в публицистике — идентичность личности публициста. Автор — известное читателю лицо, человек, говорящий современным языком, бывший на месте события или оперирующий не вызывающими сомнения документами, что важно для установления связи между автором и читателем и создания убеждения в достоверности информации. В этом аспекте важность роли региональных публицистов, которые устанавливают качественно новые связи автора и читателя с привычной, казалось бы, окружающей средой, подчеркивают важность определенных происходящих событий, выделяют наиболее значимые факты и наделяют их объяснительной силой, умеют обобщить конкретные местные события и увидеть в них типичное и общее, несомненна.

Публицистами поднимался ряд чрезвычайно разнообразных проблем. Каждый из них имел разный социальный вес и политический масштаб. Но все они внесли уникальный вклад в развитие региональной публицистики, пытаясь обозначить насущные проблемы современности и найти результативные пути решения.

Коста (Константин) Леванович Хетагуров (1859 — 1906) — талантливый осетинский поэт, просветитель, скульптор, художник, основоположник осетинского литературного языка и осетинской литературы.

Публицистика Коста Хетагурова, по сравнению с его литературно-художественным творчеством, изучена не достаточно широко. Некоторые вопросы публицистики Коста Хетагурова // Диалог. — Владикавказ, 2006. — № 1. — С. 66−74.

Причину особой силы его публицистического воздействия емко выражают слова самого автора: «Я никогда своим словом не торговал, никогда ни за одну строчку ни от кого не получал денег… И пишу я не для того, чтобы писать и печатать, потому что и многие другие это делают. — Нет! Ни лавры такого писания мне не нужны, ни выгоды от него… Я пишу то, что уже не в силах бываю сдерживать в своем изболевшем сердце». Исследователи творчества К. Хетагурова подтверждают, что факты его журналисткой деятельности дают основание считать, что он ни разу не вступил в сделку со своей совестью, ни разу не поступился своими убеждениями.

Отсчет просветительской деятельности К. Хетагурова принято вести с 1885—1891 гг., когда он жил во Владикавказе, после отчисления из Петербургской академии художеств. В 1891 г. впервые оказался в ссылке.

Из-за отсутствия периодической печати на осетинском языке, в Осетии он был известен в основном как поэт, в России — как публицист. Исследователи считают, что многогранный талант Хетагурова был пробужден и обострен переломным историческим моментом как в судьбе российского государства, так и кавказского региона. Стремительный переход на рубеже XIX-XX столетий от патриархально-родовой системы к капиталистическим отношениям обусловил кардинальные изменения во всех сферах жизни. Любовь Коста к своей земле и людям была очень глубокой, насыщенной прогрессивным социальным содержанием. Стремление улучшить жизнь осетинского народа стала основным побуждающим стимулом его творчества.

Публицистика сконцентрировала в себе иерархию духовных ценностей автора, в которых этнический компонент находится в неразрывной связи с русской и мировой культурой. Изучение публицистики талантливого осетина позволяют определить систему его убеждений и принципов, побудительных причин его неутомимой общественной деятельности и огромного влияния, которое Хетагуров оказал на развитие Осетии при смене веков и формаций.

Появление К. Хетагурова было обусловлено требованиями времени и явилось важным историческим звеном в отношениях между царским правительством и коренной народностью региона. Отмена крепостного права, стремительно развивающийся капитализм, разрушение патриархальных отношений стали причиной кардинальных изменений в жизни осетинского народа, который был вовлечен в эти процессы, дезориентирован, нуждался в просветительской поддержке, социально-политической защите, отстаивании прав. Использование принципа градации в публицистических произведениях К. Л. Хетагурова // Культурная жизнь Юга России. — Краснодар, 2007. № 6. — С. 124−126.

Активная публицистическая деятельность К. Хетагурова началась в 1893 г. в Ставрополе, где он вовлекается в бурную общественную работу и одновременно становится секретарем редакции «Северный Кавказ». Став главным редактором, он приглашает в газету новых работников, в основном — учителей и служащих. Благодаря влиянию К. Хетагурова, который «трудится как каторжный», популярность газеты стремительно растет.

Одной из главных целей издания становится агитация интеллигенции к тому, чтобы приобщать народ к культуре. Другое неисчерпаемое направление приложения сил публициста — государственное политическое и социальное устройство российского государства. Среди просветительских публикаций было много статей и заметок, объясняющих различные явления природы, новейшие достижения науки, медицинские новшества и открытия. Печатались библиографические и литературно-критические заметки и статьи.

В 1897 г. Хетагуров уходит из «Северного Кавказа», из-за расхождений с владельцем газеты. Но журналистику не бросает, печатается в различных российских газетах и журналах («Сын Отечества», «Санкт-Петербургские ведомости», «Юг» (г. Херсон), «Казбек» (Владикавказ), затем возвращается в «Северный Кавказ» (Ставрополь).

Публицистика Хетагурова названа исследователем Н. С. Тихоновым «боевым видом деятельности, охватывающим все вопросы общественной жизни»: от строительства дорог, книготорговли, положения рабочих в России и во Франции, взяточничества государственных чиновников, до еды крестьян и проявления ксенофобии…

Одной из главных тем публицистики было освещение вопроса национальной специфики жизненного уклада осетин. Насаждение царским правительством новых норм существования без учета этнических привычек и предпочтений вызывало у коренного население отторжение и порождало конфликтные ситуации.

В статьях («Зиу», «Помощь пораженному молнией»), этнографическом очерке («Особа») и поэтических произведениях (поэма «Плачущая скала», стихотворение «На кладбище») К. Хетагуров рассказывал об исконных традициях, обычаях осетин, о факторах, которые формировали этническую картину мира. Жизненная необходимость заставляла публициста объяснять модели поведения коренного населения. Например: «вредные», с точки зрения великодержавных шовинистов, насаждающих новые правила, обычаи для осетин имели статус законов — «адатов», предписывающих определенные действия тому, кто совершил преступление.

Трезво смотря в будущее, Хетагуров понимал неотвратимость вхождения горских народов в мировое социокультурное и экономическое пространство, поэтому объяснял осетинам отжившее, на его взгляд, значение некоторых обычаев и обрядов (огромный калым, кровомщение, разорительные поминки и абречество; статьи «Общественный приговор», «Владикавказские письма», «Накануне» и др.), чтобы путем постепенного изменения в мировоззрении помочь горцам в эпохальном приобщении к интернациональной культуре и соответствующему образу жизни. С другой стороны, публицист не мог удержаться от критики жестких бескомпромиссных шовинистических мер царского правительства, которые не только не способствовали их цели, а приводили к прямо противоположным результатам. Особенности публицистического стиля Коста Хетагурова // Современные научные технологии: Сб. статей и тезисов. — Владикавказ, 2007. — С. 165−195.

Этнической доминанте — свободолюбию как самому священному праву осетина — посвящены публикации, в которых называются и связанные с этим понятия чести, славы, позора. В суровых условиях горской жизни, с очень узким кругом развлечений, без излишеств, формировалась и возвеличивалась не материальная система ценностей. Сохранить свободу даже ценой жизни — было нормой, и вся жизнь, с ее традициями и обрядностью, законами и обычаями была проникнута этим. А произведения устного народного творчества, изобилующие подвигами героев, были первыми духовными и деятельностными ориентирами для настоящих горцев. Впитав национальную культуру с младенчества, в своем творчестве Коста был похожим на образы и символы национальной культуры.

Понятием свободы проникнута и другая приоритетная тема автора — тема единения людей, их разума и трудовых усилий в одно процветающее общество без учета национальной и расовой принадлежности, вероисповедания, уровня нравственного и исторического развития (статьи «Наши муллы», «Письма из Владикавказа» и др., стихотворения «На Пасху», «Не упрекай меня, что я забросил лиру…» и др.). Хетагуров одинаково страстно выступал в защиту осетин, русских, украинцев, кабардинцев, ингушей, грузин. Он страстно отзывался и на международные события, такие как «дело Дрейфуса» и англо-бурская война (статья «Письмо в редакцию газеты «Юг», стих. «Вите» и др.).

В некоторых аспектах понятие свободы преломляется и соотносится не с личной свободой каждого, а с раскрепощением целого народа и независимостью от гнета поработителей. Жизнь человека находится в связи с судьбой народа и принадлежит ей. Высшее достоинство личности заключается в жертвенном служении высшим идеалам. Отсюда, проявление высшей константы каждого человека, вставшего на борьбу с угнетателями, — жертвенность и необходимость выбора. Этой вынужденной жертвенности, возвышающей личность, преодолевающую притяжение обыденных удовольствий, ради великой идеи освобождения, подчинена вся активная жизнь и творчество самого Хетагурова.

Участь и положение женщины находят отклик и в поэтическом (поэма «Фатима», стихотворение «На смерть горянки», «Мать сирот» и мн. др.), и в публицистическом творчестве («Женское образование в Осетии», «Владикавказские письма (Маленькая история)» и др.).

Однако, современные исследователи, в противовес исследователям советского времени, утверждают, что идеи Хетагурова не были революционными, поскольку своей целью имели исключительно общечеловеческие ценности. Публицисту не была свойственна революционная радикальность, характерная народниками. И его демократические идеи, которые он излагал на страницах периодических изданий и облекал в поэзию, не были призывом к революции. Они, скорее, ближе к идеалам эпохи Просвещения — «свободе», «равенству», «братству», и являются борьбой за справедливость с помощью литературной деятельности (статьи «Неурядицы Северного Кавказа», «Владикавказские письма», «Избави Бог и нас от этаких судей» и мн. др.).

Просветительская деятельность Коста Хетагурова ускорила процессы образования в Терской области, послужила его проникновению во все социальные слои. Он писал о необходимости учреждения новых средних и высших учебных заведений. Выступал в защиту конкретных школ, ратовал за школы для девочек, что имело революционное звучание, с учетом общего бесправного положения женщины. Публицист отлично осознавал значение просвещения. Из его шестидесяти статей и заметок вопросы просвещения и образования поднимаются в четырнадцати случаях. Образованные люди, по мысли Хетагурова, переставали быть объектом легкой манипуляции и эксплуатации со стороны представителей царизма и становились участниками развития края. Тема просвещения в публицистике Коста Хетагурова // Современные научные технологии: сб. статей и тезисов. Владикавказ, 2006. — С. 66−74.

Хетагуров стоял во главе передовой осетинской интеллигенции, которую вовлекал в продвижение многих выше изложенных идей.

В технологическом аспекте публикации Коста Хетагурова называют образцом газетного стиля. Идиоматичность, присущая стилю Хетагурова, наделяет его публикации живым и этноколоритным стилем. Запоминаемость его текстов достигается разными приемами: в публикациях есть и беглые, но запоминающиеся характеристики, откровенные выпады критического и сатирического характера, и развернутые картины, и развернутая логическая аргументация, завершающая каждую статью, художественность и изобразительность. Чтобы избежать цензурных правок, Хетагуров нередко прибегал к эзопову языку. Он мастерски использовал эпитеты, сравнения, метафоры, метонимию, градацию, для усиления выразительности и экспрессии. В воссоздании картин жизни пользовался приемами детализации и жанром зарисовки.

Для выражения иронии и сарказма автор использовал ряд приемов создания художественной образности. Хетагуров прибегал к стилизации (древнерусского фольклора, сказочного повествования). Что выражалось и грамматическим строем предложения, и лексикой (см.: «Тартарен», «Чичиков», «Впечатления бытия» и др.). Хетагуров виртуозно владел словом, облекая в форму необходимые для выражения мысли.

Таким образом, тематика произведений талантливого публициста была разноплановой, соответствующей целям, которые ставил перед собой автор. В связи с этим трансформировался язык: его произведения по стилю приближались то к научным, то к художественно-беллетристическим. Автор добивался блестящих результатов. Многогранный талант — поэта, прозаика, художника — делал слово весомым и действенным, что является главным достоинством публицистики.

Заслуги Коста Хетагурова перед осетинским народом столь велики, что он до сих пор является его символом. Но и как российский публицист этот автор занимает видное место. И многие его идеи очень актуальны для нашего времени.

Публицистика сконцентрировала в себе иерархию духовных ценностей автора, в которых этнический компонент находится в неразрывной связи с русской и мировой культурой. Изучение публицистики талантливого осетина позволяют определить систему его убеждений и принципов, побудительных причин его неутомимой общественной деятельности и огромного влияния, которое Хетагуров оказал на развитие Осетии при смене веков и формаций.

Появление К. Хетагурова было обусловлено требованиями времени и явилось важным историческим звеном в отношениях между царским правительством и коренной народностью региона. Отмена крепостного права, стремительно развивающийся капитализм, разрушение патриархальных отношений стали причиной кардинальных изменений в жизни осетинского народа, который был вовлечен в эти процессы, дезориентирован, нуждался в просветительской поддержке, социально-политической защите, отстаивании прав.

Тематика произведений талантливого публициста была разноплановой, соответствующей целям, которые ставил перед собой автор. В связи с этим трансформировался язык: его произведения по стилю приближались то к научным, то к художественно-беллетристическим. Автор добивался блестящих результатов. Многогранный талант — поэта, прозаика, художника — делал слово весомым и действенным, что является главным достоинством публицистики.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой