Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методы воспитания как компонент процесса воспитания. 
Подходы к классификации методов воспитания

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выбор методов воспитания не есть произвольный акт. Он подчиняется ряду закономерностей и зависимостей, среди которых первостепенное значение имеют цель, содержание и принципы воспитания, конкретная педагогическая задача и условия ее решения, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Методика воспитания, по меткому замечанию А. С. Макаренко, не допускает стереотипных решений и даже… Читать ещё >

Методы воспитания как компонент процесса воспитания. Подходы к классификации методов воспитания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие о методах воспитания.

В Энциклопедическом словаре понятие «метод» определяется как способ достижения какой-либо цели, как способ действия. Отсюда метод воспитания — это «способ действия воспитателя». Но воспитатель может действовать по-разному:

  • · «воздействовать» на ребенка, и тогда маленький человек будет представляться ему мягким воском; взрослый будет ждать от своего воздействия немедленного следа в поведении подопечного;
  • · «противодействовать», т. е. искоренять что-то дурное в ребенке, бороться с его представлениями и взглядами, привычками и комплексами;
  • · «содействовать», значит помогать;
  • · «взаимодействовать», т. е. сотрудничать, действовать одновременно с ребенком, «рука в руке».

Цель — вот то первое обстоятельство, которое определяет выбор метода. Но этого недостаточно. Поиск метода у воспитателя происходит и в связи с содержанием деятельности детей: игра потребует одних методов, разговор по душам — других, приобщение к книге — третьих.

Метод воспитания несет в себе определенное средство воспитания — явления окружающей действительности, которые воспитатель подчиняет своему влиянию и использует в воспитании. По существу, средства воспитания — это весь окружающий мир: природа, искусство, традиции, различная деятельность, слово, книга, кино и т. д. 24, c.205].

Метод воспитания всегда зависит от конкретных особенностей ребенка и его «социальной ситуации развития» (Л.С.Выготский), т. е. от влияния на ребенка социальной среды и его отношения к этим влияниям. Поэтому есть методы, которые невозможно применить в воспитании дошкольников и младших школьников, а есть такие, которые уже не нужны воспитателю старшеклассника.

Наконец, метод воспитания всегда определяется личными и профессиональными качествами самого воспитателя.

Факторы, влияющие на выбор методов воспитания.

Выбор методов воспитания не есть произвольный акт. Он подчиняется ряду закономерностей и зависимостей, среди которых первостепенное значение имеют цель, содержание и принципы воспитания, конкретная педагогическая задача и условия ее решения, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Методика воспитания, по меткому замечанию А. С. Макаренко, не допускает стереотипных решений и даже хорошего шаблона. [23, c.252].

Среди общих причин (условий, факторов), определяющих выбор методов воспитания, прежде всего должны быть учтены следующие:

  • · Цели и задачи воспитания: цель не только оправдывает методы, но и определяет их.
  • · Содержание воспитания: надо иметь в виду, что одни и те же задачи могут быть наполнены разным смыслом.
  • · Возрастные особенности воспитанников: одни и те же задачи решаются различными методами в зависимости от возраста воспитанников.
  • · Уровень сформированности коллектива
  • · Индивидуальные и личностные особенности воспитанников.
  • · Условия воспитания.
  • · Средства воспитания: методы воспитания становятся средствами, когда выступают компонентами воспитательного процесса.
  • · Уровень педагогической квалификации. Воспитатель выбирает только те методы, с которыми он знаком, которыми владеет.
  • · Фактор времени: когда времени мало, а цели большие, применяются «сильнодействующие» методы, в благоприятных условиях используются «щадящие» методы воспитания.
  • · Ожидаемые последствия: выбирая метод (методы), воспитатель должен быть уверен в успехе[15, c.270].

Подходы к классификации методов воспитания.

В процессе развития педагогической науки осуществлялись различные подходы к классификации методов воспитания, их упорядочения. Классификация методов — это построенная по определенному признаку система методов. Классификация методов помогает педагогу осознанно выбрать и наиболее эффективно применить согласно задач и реальных обстоятельств те или иные методы воспитания.

По характеру методы воспитания делятся на убеждение, тренировки, поощрение и наказание (Н.И. Болдырев, Н. К. Гончаров, Ф. Ф. Королев и др.). При этом общий признак «характер метода» включает направленность, применение, особенность и другие стороны методов. К этой классификации приближается группа общих методов воспитания, включающего методы убеждения, организации деятельности, стимулирования поведения школьников (Т.А. Ильина, И.Т. Огородников). В классификации И. С Мар'єнка названы такие группы методов, как объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуационные, методы приучения и тренировки, стимулирования, торможения, руководства, самовоспитания.

В настоящее время наиболее целесообразной и удобной для практики воспитания классификация методов воспитания по признаку направленности (Г.И. Щукина). Согласно этой характеристики методы делятся на три основные группы. Первая группа включает методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся; вторая группа предполагает организацию деятельности и формирование опыта общественного поведения; третья — объединяет методы, которые выполняют функции регулирования, корригирования и стимулирования поведения и деятельности воспитанников.

В.А. Сластенин предлагает систему общих методов воспитания:

  • * методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера);
  • * методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);
  • * методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.);
  • * методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

В реальных условиях педагогического процесса методы выступают в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных «уединенных» средств, а гармонично организованная их система. Разумеется, на каком-то определенном этапе педагогического процесса тот или иной метод может применяться в более или менее изолированном виде. Но без соответствующего подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение, замедляет движение образовательного процесса к намеченной цели [23, c.242].

Роль методов воспитания в структуре процесса воспитания.

Процесс воспитания характеризуется разносторонностью содержания, исключительным богатством и мобильностью организационных форм. С этим непосредственно связано многообразие методов воспитания. Есть методы, отражающие содержание и специфику воспитания; есть методы, непосредственно ориентированные на работу с младшими или старшими школьниками; есть методы работы в каких-то специфических условиях. Но есть и общие методы воспитания в системе образования. Общими они называются потому, что сферы их применения распространяются на весь воспитательный процесс[23, c.242].

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой