Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Лингвометрические основы работы над темой «Лексика» в 5 классе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С учетом новых достижений в области лингвистики, педагогики, психологии и методики, а также данных проведенного эксперимента в диссертации I) уточнены и углублены теоретические положения для формирования знаний и умений по лексике в 5-ом классе (раскрыт лингвистический смысл материала по лексике, конкретизированы принципы, регулирующие целевой, содержательный и операционный компоненты процесса… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Лингвометодические и психолого-педагогические основы формирования знаний и умений по лексике русского языка в школе
    • I. Лингвистические основы темы «Лексика» и возможности ее проведения в школе. ^
    • 2. Содержание и структура учебного материала по теме «Лексика» в 5-ом классе
    • 3. Психологические особенности обучения лексике
    • 4. Умения учащихся 5-х классов в работе над словом (анализ констатирующего эксперимента)
  • Выводы по I главе
  • ГЛАВА II. Содержание и методика обучения лексике русского языка в 5-ом классе
    • I. Лингвометодические принципы обучения лексике в школе
    • 2. Особенности формирования лексических умений обучающий эксперимент). Ю
    • 3. Статистический анализ результатов контрольного эксперимента и проверка эффективности методики
  • Выводы по П главе

Лингвометрические основы работы над темой «Лексика» в 5 классе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Развитие речи учащихся, укрепление их речевых навыков и совершенствование умений точно и выразительно передавать свои мыслиодна из главных задач преподавания русского языка.

Применительно к аспекту развития речи в программе намечено три основных направления /109/: I) обогащение словарного запаса учащихся (овладение новыми для них словами, уточнение значения и сферы употребления известных им слов) — 2) овладение нормами русского литературного языка — лексическими, орфоэпическими, грамматическими, стилистическими- 3) формирование умении и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме, то есть необходимость вооружения" учащихся умениями и навыками свободного владения русским’языком" /134, с. З/.

Формирование речевых умений связано с приобретением школьниками знаний о слове и предложении — двух основныхязыковых единицах, являющихся опорными в школьном преподавании русского языка. Лингвистическую базу для работы по развитию речи создает, прежде всего, изучение лексики в школе как самостоятельного раздела.

Слово — одна из активных языковых единиц в акте речевой коммуникации, единица лексической системы языка, реализующая различные возможности в речевом высказывании, тексте.

Это предполагает необходимость создания системы знаний о слове, которая обеспечивает отбор лексических понятий в самом содержании обучения*.

Отбор лексических понятий нувдается в методическом осмыслении, обеспечивающем усвоение системы знаний о слове как лексической единице с учетом линейно-ступенчатого принципа расположения материала по теме «Лексика», что позволяет учитывать не только возрастные, умственные и психологические особенности учащихся, но и развивающий характер обучения.

Актуальность диссертационного исследования определяется недостаточной разработанностью методики изучениявопросов лексики в 5-ом классе, в преемственных связях с материалом 4-ого класса и необходимостью создания методически завершенной системы обучения лексике в школе, направленной на формирование не только знаний о лексическом строе русского языка, но и системы практических умений.

В условиях осуществления «Основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы» совершенствование лексических знаний и умений остается одним из основных путей обогащения речи школьников и служит соблюдению ими норм и повышению культуры устной и письменной речи.

Преподавание лексики как самостоятельного раздела науки о языке включено в школьный курс недавно. Поэтому методика изучения лексики в средней школе только начинает складываться.

В настоящее время недостаточно разработаны многие вопросы содержания работы по лексике в школе, в частности такие как общеобразовательное значение лексических знаний и уменийсвязь уроков по лексике с другими предметамисодержание и структура лексических понятийнаучно обоснованная последовательность изучения лексических явленийуровень их усвоения на разных этапах обучения /112, с.4/.

Научная новизна исследования, таким образом, заключается в теоретической и практической разработке научных основ методики преподавания лексики в 5-ом классе, обеспечивающих усвоение системы знаний о слове в условиях ступенчатого расположения лексического материала, на основе принципов преемственности и перспективности в обучении, углубления знаний и умений по лексике.

Целью данного исследования является разработка лингво-методических основ изучения лексики русского языка в 5-ом классе. Совершенствование знаний и умений у учащихся определяется задачами развивающего обучения, предусматривающего не только формирование системы знаний о слове, но и обеспечивающего умственное развитие школьников.

Общую задачу исследования составляет уточнение и углубление лингвистических основ темы «Лексика», обеспечивающих у учащихся системное представление о слове как лексргческой единице. Общая задача в своем решении соотносится с радом конкретных лингвистических и методических задач. Это выявление признаков слова, представляющих его как единицу лексической системы, осуществление в процессе экспериментального обучения принципа преемственности между 4-ым и 5-ым классами, разработка дидактического материала, реализация внутрии межпредметных связей, экспериментальная проверка усвоения учащимися 5-го класса знаний по лексике и формирования у них лексических умений.

Рабочую гипотезу определяет следующее — изучение темы «Лексика» в 5-ом классе, построенное на основе уточнения содержания и объема отобранных программой основных лексических понятий с учетом линейно-ступенчатого расположения учебного материала, принципов преемственности и перспективности, отвечающих им наиболее эффективных методов и приемов обучения, а также разработка лексических упражнений должны способствовать усвоению знаний о слове, обогащению словаря учащихся, овладению лексическими нормами русского литературного языка и формированию коммуникативных умений использования слов в речи.

Подтверждение гипотезы связано с решением рада конкретных задач:

— уточнение лингвистических требований к знаниям учащихся по теме" Лексика" ;

— выяснение состояния знаний и умений учащихся 5-го класса по лексике и выявление потенциальных возможностей освоения школьниками системы знаний о слове как лексической единице;

— раскрытие круга теоретических. сведений и практических умений по лексике,-которыми должны овладеть учащиеся 5-го класса;

— уточнение и конкретизация лингвометодических принципов обучения лексике в школе с учетом системного характера лексики русского языка;

— целенаправленный отбор методов и приемов, средств обучения, а также разработка системы упражнений, обеспечивающих формирование знаний и умений по лексике;

— экспериментальная проверка эффективности разработанной методики.

Для реализации цели исследования и поставленных в нем задач применялись различные методы научно-исследовательской работы:

1) анализ и синтез основных положений лингвистической, психолого-педагогической, учебной и методической литературы по теме исследования в определении его научных основ;

2) наблюдение за учебным процессом в школах & ]? 66, 52, 463 г. Ленинграда;

3) различные виды педагогического эксперимента (констатирующий, обучающий, контрольный);

4) статистическая обработка данных контрольного эксперимента на ЭВМ.

Констатирующий эксперимент предполагал выявление:

— уровня знаний и умений учащихся 5-х классов в работе над словом;

— степени осуществления преемственности в развитии лексических умений между 4 и 5 классами;

— учета возрастных и умственных возможностей, определение степени и характера трудностей в обучении лексике русского языка;

— специфики содержания темы «Лексика» с учетом системного представления о лексике русского языка.

Констатирующий эксперимент проведен в 1982/83 учебном году в школах II 66 Ддановского района и ]? 463 Выборгского района г. Ленинграда.

В нем приняло участие 120 учащихся 5-х классов.

Обучающий эксперимент проведен в двух пятых классах школ № 66 и $ 463 г. Ленинграда и включил три задачи:

1) формирование системы знаний о слове как лексической единице;

2) овладение учащимися коммуникативными умениями использования слов в речи;

3) формирование обобщенных познавательных умений школьников как основы переноса знаний на новый материал.

Контрольный эксперимент позволил выявить целесообразность предложенной методики и значительный рост знаний и умений учащихся экспериментальных классов по отношению к росту знаний и умений учащихся контрольных классов. Ученики экспериментальных классов освоили систему знаний о слове как лексической единице и овладели адекватной этим знаниям системой лексических умений.

Объектом исследования является учебно-познавательная деятельность учащихся 5-го класса при изучении темы «Лексика», в процессе которой происходит овладение знаниями и умениями по лексике.

П р е д м е т исследования составляет зависимость результатов усвоения лексических знаний и умений от методов, приемов, видов упражнений с учетом принципа преемственности между 4 и 5 классами.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования теоретического материала, принципов, методов и йриемов обучения лексике для практической работы по русскому языку в школе.

Теоретические положения и практический материал могут быть использованы учителями при изучении темы «Лексика',' на занятиях по методике преподавания русского языка, при проведении педагогической практики студентов.

Апробация результатов исследования проводилась в виде научных докладов на аспирантских семинарах, на Герценовских чтениях в ЛГПИ им. А. И. Герцена в 1982;1983 гг.

Объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и приложения, включающего в себя разработку уроков, таблицы по теме «Лексика» для 5-го класса, вопросы и задания для контрольного эксперимента и программу статистической обработки данных контрольного эксперимента на ЭВМ.

Выводы по П главе.

I. Разработка методики изучения лексики в 5-ом классе опиралась на понимание обучения как системы, в которой все элементы взаимосвязаны и подчинены глубокому и осознанному усвоению лексических явлений в условии ступенчатого расположения материала.

Это потребовало внимания к двум вопросам, рассмотренных в предложенной главе: I) принципам изучения лексики русского языка и 2) особенностям формирования лексических умений в учебно-познавательной деятельности учащихся.

2. Подход, к выбору принципов с позиции системности позволил выделить в качестве исходных для предлагаемой методики следующие общедидактические принципы: научность, доступность изложения, связь теории с практикой, преемственность и перспективность.

На их основе получают конкретизацию важные для разрабатываемой методики частнометодические принципы обучения русскому языку, предлагаемые Л. П. Федоренко: I) принцип понимания языковых значений и синхронного развития лексических и грамматических навыков- 2) принцип оценки выразительности речи, или различения сообщающей и стилистической функции языковых знаков- 3) принцип развития «чувства языка» .

Кроме того, были предложены в работе специфические (лингво-методические) принципы, регулирующие целевой, содержательный и результативный компоненты процесса обучения: I) системности в лексике- 2) оптимизации объема лексических понятий- 3) диахронии и синхронии- 4) учета словесных ассоциаций- 5) учета степени лингвистической абстракции- 6) совместимости.

Выделенные принципы позволили определить содержание и структуру учебного материала по лексике.

4. Содержание обучения лексике определено на основе выделения опорной единицы темы, которой является слово как лексическая единица и стержневого понятия, представленного лексическим значением, которое обусловливает классификацию лексических единиц.

5. Обучение лексике в 5-ом классе, построенное по принципу от «общего к частному», от системы лексических единиц, обладающих широкими связями и отношениями в условии ступенчатого расположения материала, предполагало поэтапную отработку операционных умений, которые составили систему, адекватную системе лексических понятий.

6. Формирование системы знаний о слове как лексической единице достигалось рациональным сочетанием методов и приемов обучения, использованием заданий поискового и частично-поискового характера, а также определенных упражнений.

Сочетание методов слово учителя, беседа, наблюдение над лексическими явлениями позволяет учесть содержание и структуру учебного материала, раскрыть познавательные и учебно-познавательные возможности учащихся и выбрать приемы овладения" знаниями и умениями.

Наиболее эффективными приемами обучения и формирования знаний и умений по лексике являются: сравнение и сопоставление, лексический разбор, лингвистический эксперимент, наблюдение над функционированием лексических единиц в тексте.'.

Упражнения, обеспечивающие закрепление учебного материала, характеризуются органической связью между лексическими, грамматическими, стилистическими, орфографическими и орфоэпическими заданиями. Предложенная система упражнений предполагает работу с отдельными словами, словосочетаниями, предложениями и текстом.

7. Экспериментальная методика обучения лексике оказалась эффективной: учащимися освоены лексические понятия и сформированы адекватные им лексические умения.

Математическая обработка данных убедительно подтверждает эффективность предлагаемой методики обучения лексике русского языка в 5-ом классе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В связи с поставленной задачей исследования — уточнением и углублением лингвистических основ темы «Лексика», обеспечивающих у учащихся системное представление о слове как лексической единице — на основе анализа лингвистической, психолого-педагогической, учебной и методической литературы, обобщения опыта изучения и преподавания данной темы в школе, а также собственных наблюдений были разработаны лингвометодические основы обучения лексике в 5-ом классе.

Общие результаты, полученные в контрольном эксперименте, подтвердили правомерность гипотезы о том, что изучение лексики в 5-ом классе, построенное на основе уточнения содержания и объема отобранных программой основных лексических понятий, с учетом ступенчатого расположения материала, принципов преемственности и перспективности, отвечающих им наиболее эффективных методов и приемов обучения, а также разработка лексических упражнений должны способствовать усвоению знаний о слове как лексической единице, обогащению словаря учащихся, овладению лексическими нормами русского литературного языка и формированию коммуникативных умений использования слов в речи.

В ходе исследования вскрыты взаимосвязь и взаимообусловленность содержательной и операционной сторон обучения. Содержательную сторону обучения составила система лексических понятий, адекватная системе научной теории. Отбор этих понятий произволен на основе лингвометодических принципов обучения лексике с учетом возрастных и умственных особенностей учащихся данного школьного возраста.

Основу дидактического материала составил экспериментально отобранный материал по лексике, обусловивший усвоение системы знаний о слове как лексической единице и адекватной этой системе совокупности умственных действий.

При обучении лексике у учащихся сформировались лексические умения, послужившие основой для переноса знаний на новый материал, что создало условия для самостоятельного освоения научных понятий.

С учетом новых достижений в области лингвистики, педагогики, психологии и методики, а также данных проведенного эксперимента в диссертации I) уточнены и углублены теоретические положения для формирования знаний и умений по лексике в 5-ом классе (раскрыт лингвистический смысл материала по лексике, конкретизированы принципы, регулирующие целевой, содержательный и операционный компоненты процесса обучения, выявлены потенциальные возможности учащихся, необходимые для изучения лексических понятий) — 2) определен объем знаний и умений учащихся, обусловленный спецификой лексического материала- 3) разработана методика обучения лексике в 5-ом классе (отобраны наиболее рациональные методы и приемы, обеспечивающие формирование знаний и умений о слове, показаны особенности организации учебного процесса, разработана система упражнений, направленная на закрепление лексических понятий) .

Объем и содержание теоретических сведений и практических умений определены с учетом I) целей и задач обучения русскому языку на современном этапе, 2) специфики лексического материала и учет его ступенчатого расположения, 3) соответствия теории требованиям действующей программы и речевой практики, 4) возрастных и психологических особенностей школьников.

Структура и содержание учебного материала по лексике и вырабатываемые на их основе умения ориентированы на развитие устной и письменной речи учащихся.

Данные, полученные в результате проведения обучающего и контрольного экспериментов, убеждают в эффективности предлагаемого обучения, которое обусловлено системой отобранных лексических понятий (содержательный компонент), организующих формирование и совершенствование лексических умений (операционный компонент).

Таким образом, реализуется взаимосвязь содержательной и процессуальной сторон обучения, что обусловливает развивающий характер обучения /127/.

Лингвометодическая концепция, представленная в диссертации, может рассматриваться как один из вариантов разработки методики преподавания лексики в школьном курсе русского языка, которая направлена на совершенствование процесса обучения, предусмотренное решениями 26 съезда КПСС о народном образовании и «Основными направлениями реформы общеобразовательной и профессиональной школы» .

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.И. Поли.собр.соч., 4-ое изд., т.29.-М., 1950, 561с.
  2. Материалы 26 съезда КПСС. — М., 1984. — 223с.
  3. Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы. — Правда, 1984, 14 апреля.
  4. Л.И. Формирование лингвистического отношения к слову у младших школьников,-Вопросы психологии, 1964, .& 5, с.3−8.
  5. Л.И. Маленькие школьники и родной язык. — М.: Знание, 1983. — 95с. — (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Педагогика и психология», № I).
  6. .Г. 0 преемственности в обучении. — Советская педагогика, 1953, № 2, с.23−25.
  7. Ю.Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка. М.: Наука, 1974, — 367с.
  8. В.Г. 4Системность и общество. — М.: Политиздат, 1980. — 368с.
  9. О.С. Очерки по общей и русской лексикологии. — М.: Учпедгиз, 1956. — 249с.
  10. В.В. Лингвометодические основы совершенствования обучения русскому языку в общеобразовательной школе РОшСР. -В кн.: Изучение курса русского языка в школе. М., 1977, с.1--18.
  11. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект. — М.: Педагогика, 1977. — 254с.
  12. М.Т. и др. Русский язык. Учебник для 5−6 классов (М.Т.Баранов, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибиба, Т. А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова) — 7-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1980. — 368с.
  13. М.Т. Лексико-семантический аспект уроков русского языка в 4−8 классах. — В сб.: Урок русского языка на современном этапе. М.: Просвещение, 1978, с.30−49.
  14. М.Т. Типы учебного материала и методы обучения русскому языку. — Русский язык в школе, 1981, № 3, с.25−32.
  15. М.Т. Умения и навыки в школьном курсе русского языка. — Русский язык в школе, 1979, № 4, с.18−24.
  16. Ф.С. Процесс неологизации ж его влияние на системные отношения в лексике'(на материале глаголов, обозначающих социальные отношения).-- Русский язык в школе, 1981, № 3, с. 87−91.
  17. Т.А. Об изучении заимствований из языков народов СССР в русский язык. — Русский язык в школе, 1981, JS 3, с.51−55.
  18. Д.Н. О диалектической природе грамматического мышления. — Русский язык в школе, 1981, ¡-Ь 2, с.63−69.
  19. Д.Н. Повторение как совершенствование умственной деятельности. — Русский язык в школе, 1977, te 2, с. 15−21.
  20. Д.Н. Развивающее обучение и приемы умственной деятельности. — Русский язык в школе, 1978, В 5, с.59−64.
  21. Д.Н., Менчинская H.A. Психология усвоения знаний в школе. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957. — 416с.
  22. Д.Н. Психология учения русскому языку. — Русский язык в школе, 1977, JS 5, с.79−85.
  23. Бодуэн де Куртенэ И. А. Языкознание, или лингвистика, XIX века. — В кн.: Избр. труды по общему языкознанию. M., 1963, т.2, с.3−18.
  24. Большая Советская Энциклопедия (в 30 томах). / Гл.ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М.: Советская Энциклопедия, т.23. Сафлор — Соан, 1976.- 640с.
  25. A.A. Неологизмы в русском языке. — М.: Просвещение, 1973.- 223с.
  26. P.A. Слово и его значение. — JI., 1947.- 65с.
  27. A.A., Баранов М. Т., Гвоздарев М. Г. Русское слово. — М.: Просвещение, 1978. — 143с.
  28. В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. -2-е изд.- М.: Высшая школа. 1972. — 614с.
  29. В.В. Об основном словарном фонде и его словообразующей роли в истории языка. — В кн.: В. В. Виноградов. Избранные труды. Лексикология и лексикография. М.: Наука, 1977, с.47−68.
  30. В.В. Основные типы лексических значений слова. -В кн.: В. В. Виноградов. Избранные труды. Лексикология и лексикография. М.: Наука, 1977, с. I62-I89.
  31. В.В. Понятие внутренних законов развития языка в общей системе марксистско-ленинского языкознания. — Вопросы языкознания, 1952, № 2, с.6−9.
  32. Г. О. Проблемы культуры речи. — Русский язык в советской школе, 1929, А? 5, с.82−92.
  33. А.И. Развивающее обучение русскому языку (1У-УШ классы). — М.: Просвещение, 1983. -208с.
  34. Л.Г. Вопросы теории и методологии исследования высшей нервной деятельности человека. — М.: Педагогика, 1982.-176с.
  35. Возрастная и педагогическая психология. / Под.ред. В. В. Петровского. — М.: Просвещение, 1973. — 288с.
  36. Возрастные возможности усвоения знаний. / Под ред. 1Б.Д.Эль-конина, В. В. Давыдова. — М.: Просвещение, 1966. — 442с.
  37. Л.С. Мышление и речь. Проблемы общей психологии.-М.: Педагогика, Собр.соч., т.2, 1982. — 502с.
  38. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. — В сб.: Исследования мышления в советской психологии. М.: Наука, 1966, с. 89−101.
  39. П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка. — Вопросы психологии, 1963, JS I, с.
  40. А.Н. Вопросы изучения детской речи. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. -190с.
  41. В.В. Виды обобщения в обучении. (Логико-психологические проблемы построения учебных предметов). — М.: Педагогика, 1972. — 423с.
  42. М.А. Процесс обучения в советской школе. — М.: Просвещение, i960. -300с.
  43. Дидактика средней школы: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. М. А. Данилова и Н. Н. Скаткина. — М.: Просвещение, 1975, — 303с.
  44. Т.К. Коммуникативная перспектива в преподавании грамматики в школе. — В сб.: Преемственность и перспективностьв развитии речи школьников. Л., 1983, с.78−87.
  45. A.B. О теоретических основах методики преподавания русского языка как педагогической науки. — Русский язык в школе, 1973, 1?. 4, 4т-9с.
  46. А.П. Проект словаря синонимов. — М.: Советская энциклопедия, 1964. — 67с.
  47. С.Ф. Особенности интеллектуальной деятельности учащихся в условиях развивающегося обучения русскому языку. -В сб.: Типические особенности умственной деятельности младших школьников. / Под ред. С. Ф. Еуйкова. М.: Просвещение, 1968. — 184с.
  48. JI.С., Кишьян A.A., Романиков Ю. И. Методы планирования и обработки результатов Физического эксперимента. -М.: Атомиздат, 1978. — 232о.
  49. С.Г. Актуальные проблемы развития речи. — В сб.: Лингвистические основы аспекта школьной программы «Развитие речи. Л., 1979, с.6−18.
  50. С.Г. Изучение слова и проблема развития речи. — В сб.: Слово как предмет изучения. Л., 1977, с. 33.
  51. Кабанова-Меллер E.H. Учебная деятельность и развивающее обучение. — ГЛ.: Знание, 1981. — 96с. — (Новое в жизни, науке, техники. Серия «Педагогика и психология», $ 6).
  52. A.B. Лексика русского языка. — М.: Изд-во Московского Университета, 1978. — 231с.
  53. М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). — М.: Просвещение, 1974. -248с.
  54. О.В. Ассоциативный прием в работе по развитию речи на уроках русского языка. — В сб.: Преемственность и перспективность в развитии речи школьников. — Л., 1983, с. 68−74.
  55. В.И. Активизация методов работы по развитию речи. -В кн.: Совершенствование методов обучения русскому языку. М.: 1981, с.34−42.
  56. С.Д. Содержание слова, значение и обозначени.-М.-Л.: Наука, 1965. — 110с.
  57. Г. Д. Особенности урока в условиях развивающего обучения. — Л.: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1976. — 96с.
  58. А.П. Проблема лексической системности в психолингвистическом освещении: Автореф. дис. д-ра филол. наук, Минск, 1980. — 41с.
  59. Код^хов В. И. Введение в языкознание. — М.: Просвещение, 1979.
  60. А.Ф. Лексика в обучении русскому языку. — В сб.: Методика. / Под ред. А.Н.Леонтьева', Т. А. Королевой. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Русский язык, 1977, с.56−67.
  61. Н.И. Логический словарь-справочник. — М.: Наука, 1975. — 720с.
  62. A.B. Активизация умственной деятельности учащихся на уроках русского языка. — Русский язык в школе, 1976, J? 3,
  63. Н.З. Значение слова и его сочетаемость. — Л.: Наука, 1975. -151с.
  64. Э.В. Лексикология русского языка: Учеб. пособие для филол. фак. ун-тов. — М.: Высшая школа, 1982. — 152с.
  65. Л.М. О методах изучения профессиональной лексики в средней школе. — Русский язык в школе, 1981, № 4, с.37--45.
  66. М.С., Скорлуповская Е. В., Снетова Г. П. Школьный толковый словарь русского языка: Пособие для учащихся / Под ред. Ф. П. Филина. — М.: Просвещение, 1981. — 463с.
  67. Т.А. и др. Русский язык: Учебник для 4 класса (Т.А.Ладыженская, И. Г. Баранов, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибаба, л Л.А.Тростенцова) — 13-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1980. — 304с.
  68. Н.Е. Умственные способности и возраст. — М.: Педагогика, 1971. — 279с.
  69. A.A. Психолингвистика. — Л.: Наука, 1967. -118с.
  70. А.Н. Проблемы развития психики. — М.: Наука, 1965.-430с.
  71. И.Я. Система ме’тодов обучения (дидактический аспект). — В кн.: Совершенствование методов обучения русскому языку. М., 1981, с.14−27.
  72. Лидман-Орлова Т. К. Виды разбора на уроках русского языка в 4-в классах (к итогам учебного года-. — Русский язык в моле, 1978, гё 5, с.8−13.
  73. Лингвистические основы аспекта школьной программы «Развитие речи»: Сб. научных трудов. — Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1979. -153с.
  74. В.Т. Сущность, классификация и единство методов обучения и воспитания. — Русский язык в школе, 1981, $ I, с. 23−33.
  75. Т.П. Язык и речь. — Вестник Московского университета. Серия 7, 1961,)& 4, с. 65−70.
  76. М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. — М.: Просвещение, 1975. — 104 с.
  77. В.В., Саратова С. И. Перспективы развития школьного курса русского языка в 4−8 классах. Формирование умений инавыков. — Русский язык в школе, 1979, Jfc 4, с. 25- 27.
  78. А.К. Психология усвоения языка как средства общения.-М.: Педагогика, 1974. — 239с.
  79. А.К. Психология обучения подростка. — М.: Знание, 1975. — I9&.
  80. А.Н. Взаимосвязь в изучении лексики в I-Ш и 1У клао-сах. — В сб.: Преемственность и перспективность в обучениирусскому языку: (Сб. статей из опыта работы). Пособие для учителей / Сост. А. Н. Матвеева. -М.: Просвещение, 1982, с.23−32.
  81. Э.М. Значение слова и методы его описания. — М.: Высшая школа, 1974. — 202с.
  82. H.A. О концепции формирования умственных действий. — Вопросы психологии, i960, % I, с. II-I9.
  83. H.A. Психологические вопросы развивающего обучения и новые программы. — Советская педагогика, 1968, с. 21−89.
  84. Методика развития речи на уроках русского языка: Пособие для учителей / Н.ЕГ.Богуславская, В. И. Капинос, А. Ю. Купалова и др. Под ред. Т. А. Ладыженской. — М.: Просвещение, 1980. -240с.
  85. Методы обучения в современной школе- Сб. статей / И.В.Души-на, Р. Г. Иванова, В. И. Капинос и др. Под ред. Н. И. Кудряшева. — М.: Просвещение, 1983. — 192с.
  86. В.Н. Преемственность и перспективность при изучении лексики в 4 кл. — В кн.: Повышение эффективности обучениярусскому языку в 1У классе. М., 1973, с.57−66. ^
  87. Т.В. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка: Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1983. — 111с.
  88. М.Н. Ассоциации и проблемы целого высказывания. Словарь ассоциативных норм русского языка. — М., 1977. -128с.
  89. Л.А. Лексикология русского языка, ее основные понятия и категории. — Русский язык в национальной школе, 1972, № 6, с.3−8.
  90. Обучение и развитие. Экспериментально-педагогическое исследование / Под ред. Л. В. Занкова. — М.: Педагогика, 1975. -440с.
  91. Общее языкознание (Внутренняя структура слова). — М.: Наука, 1972. — 565с.
  92. Обучение русскому языку в 5−6 классах: Метод, указания к учебнику. Пособие для учителей / М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян, Т. А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова- ред. — сост. М. Т. Баранов.- М.: Просвещение, 1882, — 288с.
  93. С.И. Лексикология. Лексикография. Культура речи. Учеб. пособие для вузов. — М.: Высшая школа, 1974. — 352с.
  94. С.И. Словарь русского языка. — М.: Советская энциклопедия, 1970. — 900с.
  95. В.П. 0 лингвистической содержательности и лингвистической ценности примеров. — Русский язык в школе, 1980,16 4, с.37−43.
  96. Основные требования к знаниям и умениям учащихся 4−8 классов. — Русский язык в школе, 1879, JS I, с.92−96.
  97. Основы методики русского языка в 4−8 классах: Пособие для учителей / Под ред. А. В. Текучева и др. — М.: Просвещение, 1978. — 381с.
  98. И.П. Избранные произведения. — М.: Госполитиздат, 1951. — 583с.
  99. И.П. Полное собрание сочинений, Т.З, кн.2. — 2-е изд. — М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1951. — 439с.
  100. Ю.В. Статистическая обработка результатов педагогического эксперимента (количественная оценка педагогических явлений). — М.: Знание, 1972. -187с.
  101. Педагогическая энциклопедия / Гл. ред. Н. А. Каиров. — М.: Советская энциклопедия, 1968, т.4. Сн- Я — 912 стлб.
  102. H.A. Всесторонний анализ слова как один из приемов обучения русскому языку. — Русский язык в школе, 1974. fo 4, с.27−31.
  103. H.A. Умение создавать текст. — Русский язык в школе, 1981, 1= 5, с. 13−16.
  104. М.М. Семасиологические исследования в области древних языков. — В кн.: Избр. работы по языкознанию. М., 1959, с.61−170.
  105. Программы восьмилетней и средней школы. Русский язык. — М.: Просвещение, 1983. — 29с.
  106. НО. Программы восьмилетней школы. Начальные классы. — М.: Просвещение, 1983. — 29с.
  107. Д.Д. Научно-методический семинар «Актуальные про-&bdquo- блемы теории и практики преподавания лексики и фразеологии. — Русский язык в школе, 1977, & 3, с.123−125.
  108. A.B. Лексика в школьном курсе русского языка: Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1979. — 144с.
  109. A.B. Изучение неологизмов советской эпохи. -Русский язык в школе, 1982, Je 5, с. 12−15.
  110. A.B. Развитие методики лексики русского языка в средней школе: Авторей. ди. канд. пед.наук. — М., 1976. -18с.
  111. A.B. Усвоение лексических понятий. — Русский язык в школе, 1972, Je 2, с.21−27.
  112. Развитие лексики современного русского языка / Под ред.
  113. Е.А.Земской и Д. Н. Шмелева. — М.: Просвещение, 1977. — 234с.
  114. М.М. Организация обучения русскому языку в свете современных требований. — Русский язык в школе, 1982, J& 4, с.13−18.
  115. Т.Г. Взаимосвязь лексики, словообразования и грамматики как методическая основа обучения младших школьников русскому языку. — Дис. д-ра пед*.наук. — JI., 1974. -431с.
  116. Г. И. К лингвистическим основам методики преподавания русского языка иностранцам. — М.: йзд-во Моск. ун-та, 1977. — 143с.
  117. С.Л. Принципы и пути развития психологии. — М.: Учпедгиз, 1959. — 354с.
  118. СЛ. Основы общей психологии. 2-е изд. — М.:1. Учпедгиз, 1946. — 704с.
  119. Ю.А. Очерки психологии ума. Особенности умственной деятельности школьников. — М.: Изд-во АПН РСфСР, 1962. -502с.
  120. Ю.А. Об ассоциативной природе умственной деятельности. — Вопросы психологии, 1907, № 2, с.18−30.
  121. Л.В. К тайнам мысли и слова: Кн. для внекласс. чтения. 8−10 кл. — М.: Просвещение, 1983. — 160с.
  122. А.Н. Современный системный подход к трактовке дидактических принципов. — Советская педагогика. 1980, № 5, с.65−71.
  123. В.А. Слово как единица лексической системы в школьном курсе русского языка. — В сб.: XXX Герценовские чтения. Лингвистика. Л., 1977, с.69−72.
  124. В.А. Лингвометодические основы лексического разбора в школе. — Дис. кнд.пед.наук. — Л., 1979. -250с.
  125. Н.Е. Психологические особенности усвоения лексики'7 учащимися 5-х классов: Автореф. дис. канд.псих.наук.- ^ Киев, 1954. — 16с.
  126. А.И. Теоретические основы культуры речи. — М.: Наука. 1980. — 350с.
  127. Словарные материалы. Новое в русской лексике / Н.З.Котело-ва, М. Н. Судоплатова, Н. Г. Герасимова, Т.Н.Поповцева- Под ред. Н. З. Котеловой. — М.: Рус.яз., 1982. — 320с.
  128. Словарь синонимов русского языка в двух томах / Под ред. А. П. Евгеньевой, т.1. Введение. — Л.: Наука, 1970. — 678с.
  129. А.И. Значение слова. — Вопросы языкознания, 1950, Ja 2, с.79−89.
  130. А.И. Лексикология английского языка. — М.: Изд. лит. на иностр.яз., 1956. — 260с.
  131. Совершенствование преподавания русского языка в общеобра135 136 137 138 139 143 092 349 960 192,145,146,147,148,149.зовательных школах РСФСР (Методическое письмо. J& 93-М, 24 апреля 1984 г.). — Русский язык в школе, 1984, J& 4, СтЗ-12.
  132. Л.М. Обучение и проблема коммуникации. — Советская педагогика, 1966, № 4, с. 13−17.
  133. В.В. Значение слова и классификация слов по значению. — В сб.: Олово как предмет изучения. Л., 1977, с.10--17.
  134. В.В. Признаки слова как основа классификации лексических единиц. Лекция. — Л., 1976. — 47с.
  135. В.В. Значение слова в лексикологическом аспекте. — В сб.: Семантика языковых единиц. Л., 1975, с.135−141.
  136. В.В. Актуальные задачи методики преподавания русского языка на современном этапа. — В сб.: Развитие речи школьников при изучении грамматики. Л., 1979, с.3−10.
  137. В.В. Лексика. — В кн.: Изучение курса русского языка в школе. М., 1977, с.92−109.
  138. В.В. Семантическая характеристика абстрактных существительных в современном русском языке: Авторе®.дис. д-ра филол. наук. — Л., 1971. — 43с.
  139. В.В. Лингвистические и методические проблемы работы над текстом при обучении русскому языку. — В сб.: Лингвометодические основы работы над текстом при обучении русскому языку. Л., 1982, с.3−15.
  140. В.В. Значение слова и связи слов по значению. -В сб.: Трудности преподавания русского языка в школе. Л., 1979, с.3−18.
  141. В.В. Лексический разбор текста в организации самостоятельной работы учащихся над словом. — В сб.: Методические проблемы самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка. Л., 1983, с.3−12.
  142. А.Е., Клименко А. П., Титова Л. Н. Типогология ассоциативных структур в изучении лексики. — Русский язык в национальной школе, 1974, J& 3, с.23−28.
  143. Суходольский Г. В, Основы математической статистики для психологов. — Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1972. -428с.
  144. A.B. Методика русского языка в средней школе: Учебник для студентов пед. ин-тов. — 3-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1980. — 414с.
  145. A.B. Методы исследования и методыобучения в их взаимоотношениях. — Русский язык в школе, 1976, $ I, с.13−19.
  146. A.A. К вопросу о лексико-семантической системе языка — Вопросы языкознания, 1962, Je 4, с.36−46.
  147. A.A. Лексика. В кн.: Общее языкознание. Внутренняя структура языка. М.: Наука, 1972, с.394−455.
  148. Л.П. Принципы обучения русскому языку: Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1973. — 160с.
  149. Л.П. Опыт и теория обучения русскому языку. -Русский язык в школе, 197?, В 6, с.75−83.
  150. Л.П. Принципы и методы обучения русскому языку. -М.: Просвещение, 1964. — 255с.
  151. Л.П. 0 научной школьной грамматике. — Русский язык в школе, 1971. В 4, с.29−34. 156. Филин Ф. П. Очерки по теории языкознания. — LI.: Наука, 1982. -334с.
  152. М.И. Современный русский язык. Лексикология: Учебник для ин-тов и ф-тов иностр. яз. — 2-е изд., испр. и доп. -М.: Высшая школа, 1983. — 335с.
  153. B.C. Доступность и трудность в обучении. — М.: Знание, 1984. — 77с (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Педагогика и психология», I).
  154. Частотный словарь русского языка / Под ред. А. Н. Засориной. — М.: Русский язык, 1977. — 936с.
  155. Т.И. Формирование у школьников стилистических умений при изучении профессиональной и диалектной лексики. — Русский язык в школе, 1982, В 4, с.39−46.
  156. Т.И. Активизация учения школьников. — М.: Знание, 1979.- 96с. (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Педагогика и психология», № 7).
  157. Н.М. Лексикология современного русского языка: Пособие для студентов пед. ин-тов. Изд. 2-е, испр. — М.: Просвещение, 1972. — 368с.
  158. Н.М. Русская лингводидактика и языкознание. — Русский язык в школе, 1976, 6, с. 14−18.
  159. Д.Н. Современный русский язык. Лексика: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1977, -335с.
  160. Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики (на материале русского языка). — М.: Наука, 1973. — 246с.
  161. Л.В. Избранные работы по русскому языку. — М.: Учпедгиз, 1957. -463с.
  162. Л.В. Очередные проблемы языковедения. — В кн.: Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974, с. II2-I36.
  163. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. -М.: Просвещение, 1979. — 160с.
  164. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте.- Вопросы психологии, 1974, № 4,с.1826.
  165. А.И. Совершенствование знаний и умений по лексике при изучении служебных частей речи. — Дис. канд.пед. наук. Д., 1982. — 228с.
  166. МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ ПО ТЕМЕ «ЛЕКСИКА» ДЛЯ 5-го КЛАССА.
  167. УРОК? I. Слово — единица лексической системы. Повторение изученного в 4-ом классе.
  168. Выработка умения — определять лексическое значение слова в тексте и грамматическое значение, пользоваться синонимами для более точного выражения мыслей и для преодоления неоправданного повторения слов.1. Ход урока:
  169. Эпиграф к уроку (на доске): «Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов'.' (К.Паустовский)1. Сообщение цели урока.
  170. П. Рассказ, учителя с элементами беседы о русском языке.
  171. Учитель читает стихотворение с. Остров ого «Первородство»:
  172. К словам привыкаешь день ото дня,
  173. Учитель. с самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком. Целое море слов. Через слово вы узнаёте обо всём, даже о том, чего еще не видели (а возможно, и никогда не увидите).
  174. Когда мы говорим «язык», мы думаем «слова». Это естественно: каково оно, самое обычное и простое человеческое слово.- Как вы думаете, что такое слово?
  175. Ш. Самостоятельная работа.
  176. Из слов, предложенных в I задания, придумать предложение и записать его в тетрадях.
  177. Закрепление материала ЛТекст написан заранее).1У. I). Работа над текстом. Ученик читает стихотворение «Хлеб». Какова основная масль стихотворения?
  178. Идешь ли ты с работы жарким летом, Морозной ли и вьюжною зимой, Заходишь обязательно за хлебом И бережно несешь его домой.
  179. Вдохни его. Он пахнет утром ранним В нем рук тепло, забота строгих глаз. Он в дом пришел сквозь годы испытаний, Не зачерствев, как кое-кто из нас.
  180. Священен хлеб, в себя вобравший солнце. В себя вместивший хлебороба жизнь. Ты сердцем чистым до него дотронься И чистыми руками прикоснись!(В.Бондарчук)1. Задание:
  181. Что общего и в чем отличие многозначных слов от омонимов?
  182. Подберите к слову"хлеб"родственные слова. Выделите корень.
  183. Подберите синонимы к слову «хлебороб"(земледелец, хлебопашец, пахарь, землепашец). Выделите в этих словах корень.
  184. Задание: записать предложения, подчеркнуть синонимы, объяснить различия в их значениях. Попутно объясняются трудные орфорграммы. Какова роль синонимов в этих предложениях? а) Буря мглою небо кроет (п).
  185. Легкою дымкой тумана ясный одет небосклон (н).б) Упала на постель свою, рыдает бедная Тамара (л). В неволе тихо увядая, Мария плачет и грустит (п).в) в чаще пенье да свист раздается (н).
  186. Звери прянули в трущобу, там их спас счастливый случай (р). (Трущоба — особенно трудно проходимая лесная чаща).г) На кольях, вдоль берега вбитых, растянуты мокрые сети (н).
  187. Под влажной буркой, в сакле дымной вкушает путник мирный сон (ц).д) Вот идет он к синему морю, видит, на море черная буря (п). Баркас летит, валы валя, а ураган ревёт (ч).1У. Итоги урока.
  188. Что называется лексическим и грамматическим значением слова?
  189. Какие слова являются синонимами, антонимами, омонимами ?
  190. Какова роль синонимов в тексте?
  191. Как вы понимаете высказывание К. Паустовского:"Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов».1. У1. Домашнее задание.1. § 10 (учебник для 5 кл.).2. упр. 47 (письменно) — I вариант.
  192. Сделайте лексический разбор слова «черствый» в словосочетании «черствый человек» — П вариант.
  193. Подобрать з небольших отрывка из разных стилей речи (разговорного, научного, художественного).1. УРОК № 2.
  194. Эпиграф к уроку (на доске):"Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».(К.Паустовский)1. Сообщение цели урока.
  195. П',. Проверка домашнего задания (I и 2 заданий).щ. Усвоение нового материала.
  196. Пользуясь толковым словарем с. И*Ожегова, дайте толкование словам «слово», «лексика», «лексикология», «лексикография», «лексикон», «словарь». Запишите их в свои словарики. Для справок:
  197. Слово — единица языка (то из чего состоит язык), котораяобозначает и называет предметы, действия, признаки.
  198. Лексика — словарный состав языка.
  199. Лексикология — раздел языкознания — наука о словарном составеязыка.
  200. Лексикография — теория и практика составления словарей.
  201. Лексикон — I. То же, что и словарь (устар.).2. Запас слов.
  202. Словарь — сборник слов.(обычно в алфавитном порядке) с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык.
  203. Учитель. Ясский язык по запасу слов является одним из богатейших в мире и самым красивым языком (см.эпиграф).
  204. Наука лексикология изучает словарный состав языка в его совремвнном состоянии и историческом развитии. И объектом изучения в лексикологии являются слова. (См. таблицу 2).1. Таблица 3
  205. Общенародный (национальный)язык.
  206. Общеупотоебительные Слова ограниченногослова употребленияисконные (90 $ Профессиональные слова
  207. Лих основные группы) и слова-терминызаимствованные (10 $
  208. Он является языком нормированным, то есть характеризуется наличием определенных языков, норм и применим во всех сферах общения.- Как вы понимаете слово «норма» ?
  209. Работа с толковым словарем.- Как вы понимаете выражение л. успенского «музеи слов» или «делать лексикон» ?- Какие словари вы знаете ?- Какие слова входят в толковые словари ?1. Задание:
  210. Утром я проснулся под щелканье птиц. Парк тонул в туман.
  211. Сквозь него проб. валось со.нце. Очевидно над туманом прост. ралось чистое небо — туман был голубой. (Пауст.).1. Задание:
  212. Списать текст, вставляя пропущенные орфограммы.
  213. Объяснить, в каком значении употребляется глагол «тонул».
  214. Определить к какому стилю речи относится данный отрывок.
  215. Каковы особенности художественного стиля? в чем отличие художественного стиля от других стилей речи ?
  216. Приведите свои примеры.Учащиеся приводят примеры текстов, которые выписали дома).1У. Итоги урока.
  217. Что нового вы узнали сегодня на уроке ?
  218. Н-М.I®некий. В мире слов. м., 1978
  219. Е.Г.Ковалевская. История слов.л., 1964.
  220. В.В.Лопатин. Рождение слова. М., 1973.
  221. Ю.Ш>в. Думы о русском слове. м., 1972.
  222. Найти в толковом словаре с. И. Ожегова по два слова с пометами» «II II II II II «тгкнижн., разг., спец., прост. Дать значение этих слов, составить с ними предложения.1. УРОК Г? з.
  223. Профессиональные слова. Слова-термины в русском языке.
  224. Цель: Познакомить учащихся с профессиональными словами исловами-терминами, с их ролью в предложении и в тексте.
  225. Проверка домашнего задания.
  226. I ученик выступает по теме: «В чем заключается богатство лексики русского языка». (Остальные учащиеся его дополняют).
  227. П. Работа над новым материалом."Ассоциативная» пятиминутка.
  228. Для составления точных прогнозов погоды, для предупреждения о наступлении тайфунов, тропических штормов и других стихийныхбедствий гидрометеорологи!, изучают взаимодействие между океаном и атмосферой.
  229. Создание профессиональных словпутем заимствования из других языковпутем словообразования (с помощью суриксов и т. д.) от исконно русских и заимствованных слов.- Посмотрите на таблицу. Как создаются профессиональные слова?
  230. Работа с толковым словарем.- с какими пометами включаются в толковые словари специальные слова? Найдите в словаре слова, подтверждающие ваш ответ. Составьте с одним из них предложение.
  231. Ш. Закрепление. I. Самостоятельная работа.
  232. Задание: прослушать стихотворение. Образовать слова, обозначающие профессии людей. (I ученик у доски).
  233. Диалектные слова в русском языке
  234. Цель: I. Привлечь внимание учащихся к несметным сокровищам народной речи, где берут истоки многие поэтические слова, вскрыть их внутренний смысл и образную структуру.
  235. Это такая же радость, как сидеть уродникаи следить за игрой живых подземныхструек.(Л.Леонов)
  236. Объясниние нового материала.
  237. Рассказ учителя с элементами беседы.- Национальный русский язык, как вы уже знаете, включает в себя многочисленные пласты русской лексики.
  238. А вы не слышали такие необычные слова в речи окружающих вас людей?
  239. Ограничение употребления профессиональных слов связано с социальными мотивами, диалектные слова-с территориальными границами их распространения.
  240. Найдите в толковом словаре два слова с пометой «обл» и дайте их значение.щ. Работа над текстом.
  241. Задание: послушайте внимательно текст. 0 каких различиях в нем говорится? Выписать диалектные слова и значения этих слов.
  242. В голове Даля прорисовывалась и закрашивалась в разные цвета все карта Земли русской. Закрашивалась не по рельефу местности, по различиям в языке.
  243. В Амурских говорах их называют подосинниками (тот же признак, но другой суффикс), а еще — красноголовиками.- А в этом слове какой признак положен в основу?
  244. Какие признаки, свойства болезни стали основой перечисленных названий?- Какой вывод мы можем сделать из всего вышесказанного? (Синонимические богатства народного языка создают возможность для выбора нужного слова).1. У. Работа над текстом.
  245. Роль диалектных слов в художественных произведениях.
  246. Выписать из стихотворения С. Есенина «В хате» диалектные слова.
  247. Пахнет рыхлыми драченами: У порога в дежке квас, Над печурками точеными Тараканы лезут в паз.
  248. Вьется сажа над заслонкою. В печке нитки депелиц, А на лавке за солонкою -Шелуха сырых яиц.1. Запись в словариках-
  249. Даны предложения из романа «Поднятая целина» М.Шолохова. (Заранее написаны на доске).
  250. В 1-ом столбике — первоначальный текст, во 2-ом — последняя редакция автора.
  251. Сравните обе редакции текста и навдите слова, которые заменил писатель. С какой целью проведена правка автором?
  252. Меня кубыть ветром несло. I. Меня словно ветром несло.
  253. Глухо побрякивая привязан- 2. Глухо побрякивая привязанным
  254. Хозяин охаживал коня руками. 3. Хозяин гладил коня руками.
  255. УП. Д.З. I. Подготовить сообщение о диалектных словах, используя материалы урока, книгу М. Булатова и В. Порудоминского «Собирал человек слова.», книгу Л. Успенского «Слово о словах», гл. 5 «Слово и его жизнь», раздел «В погоне за живым словом».
  256. I кол. — подобрать из художественных произведений 2 небольших отрывка, где бы встретились диалектные слова. Дать значение диалектных слов и объяснить с какой целью их использовал автор.
  257. П кол. — выписать из словаря Ожегова 4 слова с пометой «обл.» или «прост.». Дать значение этих слов и составить с ними предложения.
  258. Повторить различные стили речи.1. УРОК В 5
  259. Употребление профессиональных слов, слов-терминов и диалектных слов в различных стилях речи
  260. Цель: Углубить и систематизировать знания учащихся о функциональных стилях речи- показать возможность использованиядиалектных и профессиональных слов в различных стилях и в собственной речи.
  261. Ход урока: I. Проверка домашнего задания.
  262. Анализ каждого стиля проводится по плану: а) форма речиб) цель и темав) основные стилевые черты.
  263. Ш. Анализ текстов различных стилей (с целью выяснения особенностей употребления профессиональных (специальных) и диалектных слов).
  264. Задание: I). Определите стиль отрывков.2. Найдите в текстах профессиональные (специальные) или диалектные слова. Подчеркните их и дайте значение.3. С какой целью употреблены"они в том или ином стиле речи?
  265. От нагретого, разопревшего на печи плаща ш. л пар.- Не простудись, — наказывала Тихоновна. — Вишь ведь закурился-как после бани.
  266. Заулок густо, будто озимью, з. рос сочной травой. Узенькая тропка еле-еле обозначена на отаве, — видно ре. ко кто. заходит к ст. рухе (Ф.Абрамов).
  267. Митрошавцучился у отца делать деревянную посуду, боч. нки, шайки, лохани. У него есть фуганок, ладило. (М.Пришвин).
  268. На лаве, где мамка колотит бельё,
  269. Кто нянчит сестренку, двухлетнюю Глажу,
  270. Кто тащит на пожню ведерко кваску. (Некрасов).(Для справок: лава — пошеходный мостик через речку- тонкоеместо- пожня — «луг во время сенокоса»),
  271. Вывод (делается коллективно):
  272. В каких стилях речи употребляются профессиональные (специальные) и диалективные слова? С какой целью?
  273. Ш. Задание: Умейте исправлять: Какие слова употреблены в значении, им несвойственном. Запишите предложения в исправленном виде.
  274. Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, нужно читать много книг.
  275. В его теле чувствовалась большая сила и утл.
  276. Грачи ковыряют носом потеплевшую землю и вытаскивают из нее проснувшихся червей.
  277. Институт стали и сплава выпускает инженеров более чем двадцати профессий.1У. Итоги урока.
  278. У. Домашнее задание. Найти отрывки научного, разговорного и художественного стилей, где бы встретились профессиональные (специальные) и диалектные слова, записать их в тетради и дать значение.1. УРОК Л- 6
  279. Слова исконные и заимствованные
  280. Цель: I. Показать учащимся развитие и изменение словарного запаса языка. (Три пути пополнения словарного запаса: образование слов по правилам грамматики, переосмысление имеющихся слов, заимствование).
  281. Дать учащимся первое представление о словах, пришедших из других языков: причины заимствования, некоторые приметы иноязычных слов. Приспособление их к правилам русского языка.
  282. Активизировать словарный запас учащихся.
  283. Эпиграф к уроку (на доске):"Язык наш беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно».(Н.В.Гоголь)
  284. П. Объяснение нового материала.
  285. Пополняется словарный состав языка и за счет заимствованных слов из других языков.- Как вы думаете, почему русский язык пополняется за счет заимствованных слов из других языков? (См. таблицу 7).1. Таблица 7
  286. Лексика современного русского языка с точки зренияшюисхожденияисконно русские слова (более 90%)заимствованные слова (около 10%)из старославянского языкаиз неславянских языковиз языков народов СССР
  287. Исконно русские слова определяют специфику словарного состава, образуют ядро современного русского языка. Они наиболее употребимы и относятся к различным частям речи.
  288. Например, мать, брат, дочь, дуб, липа, рябина, ячмень, пшеница, ковать, сечь, гусь соловей, ворона, вьюга, ненастье, встретить, исследовать, молодость, бурый, темный, сорок, девяносто и многие другие.1. Ш. Работа с учебником.
  289. Учитель: Откройте учебник § 12.- В связи с чем в наш язык проникают слова из других языков?1. Учитель:
  290. Словарный состав русского языка пополняется за счет заимствованных слов, но и другие языки пополняются за счет русских слов. Заимствование — процесс двусторонний.
  291. Например: Совет, колхоз, пятилетка, комсомол, коммунист, космонавт и многие другие слова вошли в другие языки мира. (См. книгу Н. И. Шанского «Слова, рожденные Октябрем»).1. Запомни:
  292. Заимствование — это процесс исторический, активный и никогда непрекращающийся.
  293. Заимствованные слова — это общественное явление и языковый процесс.
  294. Например, в X в. Киевская Русь приняла христианство. В связи с этим вошло много греческих слов: алтарь, икона, монах, идея, комедия, трагедия, история, алфавит, синтаксис, грамматика, музей, театр, январь, февраль, декабрь и др.
  295. В ХШ-ХУ в. Древняя Русь находилась под монголо-татарским игом. В результате этого в русский язык вошло около 250 тюркских слов: колчан, юрта, кабан, аркан, войлок, колпак, тулуп, шаровары, каблук, лапша, хан и др.
  296. Много вошло терминов изобразительного, театрального искусства: флейта, гастроль (нем.) — партер, пьеса, актер, антракт, балет (франц.) — бас, тенор, ария, ложа, опера (итал.).- 195 -1У. Самостоятельная работа
  297. Запишите слова, расставьте правильно ударение, определите род существительных: м.р. ж.р. м.р. м.р. м.р. ср.р.бутерброд, артиллерия, батальон, айсберг, какаду, пальто"м.р. м.р. ср.р. ср.р. м.р.партер, тенор, такси, кашне, кофе
  298. Дайте значение слов айсберг, партер, кашне, какаду. (Для справок: айсберг — плавучая ледяная гора- партер — нижний этаж зрительного зала с местами для публики- кашне — шейный шарф-нескл.- какаду — род попугая с хохлом на голове- нескл.).
  299. Назовите несклоняемые существительные (какаду, пальто, такси, кашне).
  300. Запишите в транскрипции следующие слова: бутерброд бут’ир-брот.- партер [партэр]- тенор [т'энар]- кашне [кашнэ].
  301. Определите по толковому словарю: многозначные или однозначные эти заимствованные слова.
  302. Сделайте самостоятельно вывод о фонетической, морфологической и лексической форме заимствованных слов.
  303. Из каких языков заимствованы эти слова.(См. школьный словарь иностранных слов. Под ред. В. В. Иванова. М., 1983).
  304. У. Грамматические признаки заимствованных слов1. Словарный диктант.
  305. Наличие буквы «А» в начале слова и буквы «Ф» в любом положении (См. Успенский. Слово о словах, гл. 4 «Буквы и звукаи»).
  306. Русские слова не оканчиваются на букву «Э» (кашнэ, пенснэ).
  307. Во многих случаях заимствованные слова не склоняются.
  308. У тюркских слов сингармонизм гласных, то есть повторение одного и того же гласного «А» в словах башмак, барабан и др.- повторение гласного «У», например, в слове сундук- начальное «баш» (голова).1. У1. Работа со словарем.
  309. Учитель: Откуда пришло то или иное слово, из какого языка, можно узнать по словарю иностранных слов, толковому и этимологическому словарям. (Школьный словарь иностранных слов. Под ред. В. В. Иванова. — М.: «Просвещение», 1983).
  310. Учитель через эпидиоскоп показывает словарные статьи и объясняем как составлена словарная статья. вентиляция — и, ж.{ш^.^п^сСсоНо)
  311. Проветривание помещения при помощи особых устройств вентиляторов. Вентилятор. диплом — а, м. {сСи/эёбме- < лист, документ, сложенный вдвое).
  312. Свидетельство об окончании учебного заведения, о присвоении какого-либо звания или награда за успешное выступление на конкурсе, в соревонованиях и т. д. Документ об окончании института.
  313. Дипломная работа студента. Дипломант. Дипломированный. Дипломник. Дипломный.- 197 — В толковых словарях сообщаются краткие сведения: указывается язык — источник.
  314. Вы уже знаете некоторые примеры слов — пришельцев. Попытайтесь найти слова с этими приметами в русских народных сказках, в былинах.
  315. Записать в свои словарики.
  316. Как пришли к нам термины «лексика», «Лексикология», «фразеология».
  317. Что вы знаете о происхождении слов «синтаксис», «фонетика», «графика», «орфоэпия», «орфография».
  318. В каком стиле речи эти слова чаще всего употребляются (устно).
  319. В этом году вы начали изучать новые предметы: историю, географию, ботаникз'. Выписать из учебников по этим предметам, что означают названия этих наук в переводе на русский язык.
  320. Сообщение по книге Л. В. Успенского «Почему не иначе"(Л., 1967) о том как пришли в русский язык такие слова как атлас, ботаника, гранит, полюс, баскетбол, футбол, цифра, чемпион.
  321. Проверка домашнего задания.
  322. Что означают названия наук история, география, ботаника.
  323. Сообщение по книге Л. В. Успенского «Почему не имначе?».- Многие слова, как вы видели, шли из греческого языка в латинский. А почему не иначе, не из латинского в греческий?
  324. П. Закрепление изученного материала.1. Работа над текстом.
  325. Определите к какому стилю речи относится данный отрывок. Откуда он? (А.П.Гайдар «Тимур и его команда»).
  326. Объясните трудные орфограммы.
  327. Найдите по знакомым вам приметам заимствованные слова и подчеркните их.(К отмеченным вами словам надо еще присоединить чердак (из тюрк.), сигнал (из франц.), штурвал (из голланд.), карта (из польс.
  328. Запишите эти слова в словарики. Дайте значение этих слов.
  329. Заменить определение заимствованным словом — существительным.
  330. Краткое изложение содержания книги, статьи.
  331. Беседа журналиста с каким-либо лицом, предназначенного для печати.1. Животный миру1. Растительный мир.
  332. Какими звуками различаются словакон былконь бил люк лёг? лук лог
  333. Какие буквы могут служить сигналом, что перед нами не исконно русские слова, а заимствованные?
  334. Долина — «удлиненная впадина (вдоль речного русла, среди гор)» -образовано от основы дол.
  335. А.С.Пушкин: «Там лес и дол видений полны.». Почерк — исторически пЗ и черк. Манера писать, характер начертания букв.
  336. Пуловер — англ. Состоит из 2-х элементовpuli- «тянуть, тащить» и о/е-г- - «движение снизу вверх». В англ. яз. -^??-о/ьг, трикотажное плотно облегающая фуфайка без воротника и застежек.
  337. Спартакиада — первые массовые соревнования (1928 г.). Назвали в честь Спартака.
  338. Какой вывод вы можете сделать? б) Упражнение 64.5. «Ассоциативная» пятиминутка.
  339. Ш. Рассказ учителя с элементами беседы.
  340. Прочитайте отрывок из «Песни о вещем Олеге» А. С. Пушкина от слов: «Скажи мне, кудесник, любимец богов.».1. Закрепление материала.
  341. Назовите в прочитанном отрывке старославянские слова. Какую роль они играют в стихотворении.
  342. Объясните значение родственных слов, найдите в них общий корень.
  343. Укажите чередования гласных и согласных звуков. Подчеркните старославянизмы. а) Врата, вратарь, привратник, ворота, поворот, воротник. б) Глава, главарь, изголовье, главенствующий, поголовье. в) Позлащенный, позолота, злато, золотой, золотить.
  344. Судьба Евгения хранила: Сперва 1Иасишс- за ним ходила, Потом Мсп^ии'Ь- ее сменил- Ребенок был резов, но мил.1. У1. Закрепление.
  345. Словарный диктант. Задание:
  346. Распределить по колонкам слова: исконно русские и заимствованные. Докажите правильность ответа.
  347. Указать несклоняемые существительные. С выделенными словами составить предложения.
  348. Заменить, где можно, заимствованные слова русскими синонимами,
  349. Абзац, информация, шефство, жюри, шоссе, радио, пианино, экспорт, импорт, фонетика, хирургия, астронавт, какаду, какао, фойе, кашне, пенсне, спринт, турне, аргументировать, лексикон, диспут, эксперимент.1. УП. Обобщение.1. УШ. Д.З.
  350. Составить письменно план ответа на тему: Исконные и заимствованные слова (с примерами).
  351. Цель: Познакомить учащихся с активной и пассивной лексикой, с устаревшими словами и причинами их выхода из активного употребления.
  352. Ход урока: I. Проверка домашнего задания.
  353. Пассивная лексика делится на две группы: устаревшие и новые слова.
  354. Деление словаря на активную и пассивную лексику оправдано только в строго определенное историческое время: каждой эпохе свойственная своя активная и своя пассивная лексика.
  355. Но тот, ребята, и другой -Почти одно и то же. У них различье только в том, Что первый был в ливрее, Второй — в мундире золотом, При шпаге, с анненским крестом, С Владимиром на шее.(С.Маршак)
  356. Для справок: лакей — I. То же, что слуга (в I знач.) 2. перен. 0 раболепном приспешнике, подхалиме (презр.).б) Задание: выписать слова, которые не употребляются в нашейречи.1. «Из темного леса навстречу ему
  357. Идет вдохновенный кудесник."2. «Волхвы не боятся могучих владык,
  358. А княжеский дар им не нужен,
  359. Правдив и свободен их вещий язык
  360. И с волею небесною дружен.
  361. Грядущие годы таятся во мгле-
  362. Слова забываются. как только исчезают предметы, явления из жиз-ни (см. примеры из стихотворения Маршака). Эти слова называются историзмами.
  363. Слова забываются, если для названия того же предмета, признака действия появляется новое слово, например, в древнерусском языке тук — «жир», Эти слова называются архаизмами (см. примеры из стихотворения А.С.Пушкина).
  364. Устаревают отдельные значения многозначных слов.
  365. У историзмов в современном русском языке нет синонимов, у архаизмов — есть.3. Самостоятельная работа.
  366. Задание: продолжите ряды своими примерами1. Историзмы Архаизмыконка окобричка устапоручик кудесникграф грядущийурядник глаголить
  367. Работа по учебнику. Упражнение 15 69.- С какой целью используются устаревшие слова в художественных произведениях?1. Ш. Закрепление.
  368. Наблюдение над ролью устаревших слов в предложениях. Задание: Записать предложения, найти в них синонимы. Объяснить^вчем различие в их значениях. а) Грядущие годы таятся во мгле (П).
  369. Под будущим дубом в широкой аллее большая скамейка стоит (М).б) Со вздохом витязь вдруг себя взирает грустными очами. (П).
  370. Из шатра, толпой любимцев окруженный, выходит Петр.1. Его глаза сияют. (П).в) Призадумался поп, стал себе почёсывать лоб. (П).
  371. Олег усмехнулся- однако чело и взор омрачились думой (П).г) Лейла бубен свой берет, в него перстами ударяя, лезгинкупляшет и поет (Л).
  372. Глаза скосив на ус кудрявый, гусар с улыбкой величавой напалец завитки мотал (П).2. Упражнение № 68 (устно).
  373. Задание: запишите синонимы волшебник, кудесник, чародей, колдун. Какие из них устарели? Употребляются ли они в прямом значении в современном русском языке? Придумайте с любым из этих слов предложение и запишите его в тетрадь.
  374. Найдите в стихотворении А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» устаревшие слова, дайте значение этих слов. Какие из них являются заимствованными (работа выполняется устно).1У. Итоги уроков.
  375. Что нового вы узнали сегодня на уроке?
  376. Каковы причины устаревания слов в русском языке?
  377. На какие группы делятся устаревшие слова?
  378. С какой целью используются устаревшие слова в художественных произведениях?1. У. Домашнее задание.1. Учебник § 13.
  379. Найдите в стихотворении А. С. Душкина «Песнь о вещем Олеге» слова, характеризующие военный уклад Древней Рули (названия оружия, воинской одежды, военных лиц и т. д.).
  380. Запишите их в свои словарики и дайте значение.
  381. Определите устаревшие слова. Выясните в толковом словаре значение незнакомых слов. Для какого стиля характерны эти слова? Где возможно, дайте синонимы из современного русского языка.
  382. С подчеркнутыми словами составьте предложения.
  383. Лекарь, обитель, ямщик, рыбарь, младость, лобызать, лик, дружина, князь, карета, брань, ланиты, уста, пиит, баталия, ливрея, гусар, паж.1. УРОК № 9
  384. Цель: I) Познакомить учащихся с новыми словами и причинами появления новых слов в современном русском языке-2. показать учащимся связь развития языка с развитием общества.
  385. Выработка.умения — находить новые слова и определять причиныпоявления новых слов в русском языке.1. Ход урока:
  386. Эпиграф к уроку (на доске): «Каждое слово — особый микромир, изучить тайны которого не только поучительно, но и увлекательно"(Филин Ф.П.)(объяснить значение слова «микромир»)
  387. Проверка домашнего задания.1. П. Сообщение цели урока.
  388. Ш. Работа над новым материалом.
  389. Рассказ учителя с элементами беседы.
  390. Никто — ни один отдельный человек, как бы ни были велики его таланты, ум, могущество, — не может без согласия и утверждения всего народа дать жизнь даже самому маленькому словечку.
  391. Никто, действуя в одиночку, отдельно от всего народа, не в состоянии изменить в живущем слове, ни одного звука. А народ -языкотворец создает и переделывает любые слова».
  392. Во все времена человечество творит или создает много вещей, «реалий», а, следовательно, их называет.
  393. Если вы заглянете в словарь и найдете там слово «газ», вы получите справку: «Слово изобретено в ХУЛ веке физиком Ван-Гельманом»
  394. Множество слов было создано Ломоносовым (например, такие слова как кислота, горизонтальный, диаметр, минус), Карамзиным (влияние, трогательный, сосредоточить и т. д.).
  395. Но большую роль, которую в языке играли и играют все время, ежедневно, ежечасно, никому не известные творцы новых слов. (Л.Успенский. «Слово о словах»).
  396. Иначе новые слова называют неологизмам!
  397. СССР, ОТК, колхоз, партком, и др. гидросамолет, лунит, батник, космоплавание, дружина, пионер, РСФСР.
  398. С помощью словаря выяснить лексическое значение данных слов. В каком значении они являются неологизмами?
  399. Знатный, разрядка, династия. Составить предложения со всеми значениями выделенного слова.1. V. Итоги уроков.
  400. На чем основано деление словарного состава языка на активную и пассивную лексику?
  401. На какие две группы делятся пассивные слова?
  402. На основе чего создаются новые слова?
  403. Какова судьба неологизмов в языке?
  404. VI. «Ассоциативная» пятиминутка.(подготовка к домашнему сочинению).1. УЛ. Домашнеее задание.
  405. Составьте план сообщения на тему «Исторические изменения в лексике русского языка и их причины».
  406. Напишите сочинение на тему: «Я мечтаю.» (в сочинении употребите неологизмы советской эпохи).1. УРОК № 10
  407. Экспрессивно или стилистически окрашенная лексика. Повторение пройденного материала
  408. Цель: I. Познакомить учащихся со стилевым расслоением лексики и ее экспрессивно-стилистической характеристикой.
  409. Обобщить и систематизировать изученный материал.
  410. Сообщение цели урока (см. эпиграф к уроку). П. Наблюдение над ролью экспрессивно и стилистически окрашенной лексикой в тексте.
  411. Они поминают минувшие дни и битвы, где вместе рубились они.(П.).в) Лошади не слабы, да дорога не гладка — рытвины, ухабы (Н.). Две клячи телегу везут (А.Т.).г) И конь на дыбы подымался порой,
  412. И прыгал, как барс, пораженный стрелой-. И белой одежды красивые складки По плечам Фариса вились в беспорядке.(Л.)(Для справок: конь-лошадь-фарис (устаревшее и заимствованное слово).
  413. П. Работа по таблице. Учитель (вместе с учащимися) характеризует стилевое расслоение лексики русского языка.
Заполнить форму текущей работой