Лингвометрические основы работы над темой «Лексика» в 5 классе
С учетом новых достижений в области лингвистики, педагогики, психологии и методики, а также данных проведенного эксперимента в диссертации I) уточнены и углублены теоретические положения для формирования знаний и умений по лексике в 5-ом классе (раскрыт лингвистический смысл материала по лексике, конкретизированы принципы, регулирующие целевой, содержательный и операционный компоненты процесса… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. Лингвометодические и психолого-педагогические основы формирования знаний и умений по лексике русского языка в школе
- I. Лингвистические основы темы «Лексика» и возможности ее проведения в школе. ^
- 2. Содержание и структура учебного материала по теме «Лексика» в 5-ом классе
- 3. Психологические особенности обучения лексике
- 4. Умения учащихся 5-х классов в работе над словом (анализ констатирующего эксперимента)
- Выводы по I главе
- ГЛАВА II. Содержание и методика обучения лексике русского языка в 5-ом классе
- I. Лингвометодические принципы обучения лексике в школе
- 2. Особенности формирования лексических умений обучающий эксперимент). Ю
- 3. Статистический анализ результатов контрольного эксперимента и проверка эффективности методики
- Выводы по П главе
Лингвометрические основы работы над темой «Лексика» в 5 классе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Развитие речи учащихся, укрепление их речевых навыков и совершенствование умений точно и выразительно передавать свои мыслиодна из главных задач преподавания русского языка.
Применительно к аспекту развития речи в программе намечено три основных направления /109/: I) обогащение словарного запаса учащихся (овладение новыми для них словами, уточнение значения и сферы употребления известных им слов) — 2) овладение нормами русского литературного языка — лексическими, орфоэпическими, грамматическими, стилистическими- 3) формирование умении и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме, то есть необходимость вооружения" учащихся умениями и навыками свободного владения русским’языком" /134, с. З/.
Формирование речевых умений связано с приобретением школьниками знаний о слове и предложении — двух основныхязыковых единицах, являющихся опорными в школьном преподавании русского языка. Лингвистическую базу для работы по развитию речи создает, прежде всего, изучение лексики в школе как самостоятельного раздела.
Слово — одна из активных языковых единиц в акте речевой коммуникации, единица лексической системы языка, реализующая различные возможности в речевом высказывании, тексте.
Это предполагает необходимость создания системы знаний о слове, которая обеспечивает отбор лексических понятий в самом содержании обучения*.
Отбор лексических понятий нувдается в методическом осмыслении, обеспечивающем усвоение системы знаний о слове как лексической единице с учетом линейно-ступенчатого принципа расположения материала по теме «Лексика», что позволяет учитывать не только возрастные, умственные и психологические особенности учащихся, но и развивающий характер обучения.
Актуальность диссертационного исследования определяется недостаточной разработанностью методики изучениявопросов лексики в 5-ом классе, в преемственных связях с материалом 4-ого класса и необходимостью создания методически завершенной системы обучения лексике в школе, направленной на формирование не только знаний о лексическом строе русского языка, но и системы практических умений.
В условиях осуществления «Основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы» совершенствование лексических знаний и умений остается одним из основных путей обогащения речи школьников и служит соблюдению ими норм и повышению культуры устной и письменной речи.
Преподавание лексики как самостоятельного раздела науки о языке включено в школьный курс недавно. Поэтому методика изучения лексики в средней школе только начинает складываться.
В настоящее время недостаточно разработаны многие вопросы содержания работы по лексике в школе, в частности такие как общеобразовательное значение лексических знаний и уменийсвязь уроков по лексике с другими предметамисодержание и структура лексических понятийнаучно обоснованная последовательность изучения лексических явленийуровень их усвоения на разных этапах обучения /112, с.4/.
Научная новизна исследования, таким образом, заключается в теоретической и практической разработке научных основ методики преподавания лексики в 5-ом классе, обеспечивающих усвоение системы знаний о слове в условиях ступенчатого расположения лексического материала, на основе принципов преемственности и перспективности в обучении, углубления знаний и умений по лексике.
Целью данного исследования является разработка лингво-методических основ изучения лексики русского языка в 5-ом классе. Совершенствование знаний и умений у учащихся определяется задачами развивающего обучения, предусматривающего не только формирование системы знаний о слове, но и обеспечивающего умственное развитие школьников.
Общую задачу исследования составляет уточнение и углубление лингвистических основ темы «Лексика», обеспечивающих у учащихся системное представление о слове как лексргческой единице. Общая задача в своем решении соотносится с радом конкретных лингвистических и методических задач. Это выявление признаков слова, представляющих его как единицу лексической системы, осуществление в процессе экспериментального обучения принципа преемственности между 4-ым и 5-ым классами, разработка дидактического материала, реализация внутрии межпредметных связей, экспериментальная проверка усвоения учащимися 5-го класса знаний по лексике и формирования у них лексических умений.
Рабочую гипотезу определяет следующее — изучение темы «Лексика» в 5-ом классе, построенное на основе уточнения содержания и объема отобранных программой основных лексических понятий с учетом линейно-ступенчатого расположения учебного материала, принципов преемственности и перспективности, отвечающих им наиболее эффективных методов и приемов обучения, а также разработка лексических упражнений должны способствовать усвоению знаний о слове, обогащению словаря учащихся, овладению лексическими нормами русского литературного языка и формированию коммуникативных умений использования слов в речи.
Подтверждение гипотезы связано с решением рада конкретных задач:
— уточнение лингвистических требований к знаниям учащихся по теме" Лексика" ;
— выяснение состояния знаний и умений учащихся 5-го класса по лексике и выявление потенциальных возможностей освоения школьниками системы знаний о слове как лексической единице;
— раскрытие круга теоретических. сведений и практических умений по лексике,-которыми должны овладеть учащиеся 5-го класса;
— уточнение и конкретизация лингвометодических принципов обучения лексике в школе с учетом системного характера лексики русского языка;
— целенаправленный отбор методов и приемов, средств обучения, а также разработка системы упражнений, обеспечивающих формирование знаний и умений по лексике;
— экспериментальная проверка эффективности разработанной методики.
Для реализации цели исследования и поставленных в нем задач применялись различные методы научно-исследовательской работы:
1) анализ и синтез основных положений лингвистической, психолого-педагогической, учебной и методической литературы по теме исследования в определении его научных основ;
2) наблюдение за учебным процессом в школах & ]? 66, 52, 463 г. Ленинграда;
3) различные виды педагогического эксперимента (констатирующий, обучающий, контрольный);
4) статистическая обработка данных контрольного эксперимента на ЭВМ.
Констатирующий эксперимент предполагал выявление:
— уровня знаний и умений учащихся 5-х классов в работе над словом;
— степени осуществления преемственности в развитии лексических умений между 4 и 5 классами;
— учета возрастных и умственных возможностей, определение степени и характера трудностей в обучении лексике русского языка;
— специфики содержания темы «Лексика» с учетом системного представления о лексике русского языка.
Констатирующий эксперимент проведен в 1982/83 учебном году в школах II 66 Ддановского района и ]? 463 Выборгского района г. Ленинграда.
В нем приняло участие 120 учащихся 5-х классов.
Обучающий эксперимент проведен в двух пятых классах школ № 66 и $ 463 г. Ленинграда и включил три задачи:
1) формирование системы знаний о слове как лексической единице;
2) овладение учащимися коммуникативными умениями использования слов в речи;
3) формирование обобщенных познавательных умений школьников как основы переноса знаний на новый материал.
Контрольный эксперимент позволил выявить целесообразность предложенной методики и значительный рост знаний и умений учащихся экспериментальных классов по отношению к росту знаний и умений учащихся контрольных классов. Ученики экспериментальных классов освоили систему знаний о слове как лексической единице и овладели адекватной этим знаниям системой лексических умений.
Объектом исследования является учебно-познавательная деятельность учащихся 5-го класса при изучении темы «Лексика», в процессе которой происходит овладение знаниями и умениями по лексике.
П р е д м е т исследования составляет зависимость результатов усвоения лексических знаний и умений от методов, приемов, видов упражнений с учетом принципа преемственности между 4 и 5 классами.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования теоретического материала, принципов, методов и йриемов обучения лексике для практической работы по русскому языку в школе.
Теоретические положения и практический материал могут быть использованы учителями при изучении темы «Лексика',' на занятиях по методике преподавания русского языка, при проведении педагогической практики студентов.
Апробация результатов исследования проводилась в виде научных докладов на аспирантских семинарах, на Герценовских чтениях в ЛГПИ им. А. И. Герцена в 1982;1983 гг.
Объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и приложения, включающего в себя разработку уроков, таблицы по теме «Лексика» для 5-го класса, вопросы и задания для контрольного эксперимента и программу статистической обработки данных контрольного эксперимента на ЭВМ.
Выводы по П главе.
I. Разработка методики изучения лексики в 5-ом классе опиралась на понимание обучения как системы, в которой все элементы взаимосвязаны и подчинены глубокому и осознанному усвоению лексических явлений в условии ступенчатого расположения материала.
Это потребовало внимания к двум вопросам, рассмотренных в предложенной главе: I) принципам изучения лексики русского языка и 2) особенностям формирования лексических умений в учебно-познавательной деятельности учащихся.
2. Подход, к выбору принципов с позиции системности позволил выделить в качестве исходных для предлагаемой методики следующие общедидактические принципы: научность, доступность изложения, связь теории с практикой, преемственность и перспективность.
На их основе получают конкретизацию важные для разрабатываемой методики частнометодические принципы обучения русскому языку, предлагаемые Л. П. Федоренко: I) принцип понимания языковых значений и синхронного развития лексических и грамматических навыков- 2) принцип оценки выразительности речи, или различения сообщающей и стилистической функции языковых знаков- 3) принцип развития «чувства языка» .
Кроме того, были предложены в работе специфические (лингво-методические) принципы, регулирующие целевой, содержательный и результативный компоненты процесса обучения: I) системности в лексике- 2) оптимизации объема лексических понятий- 3) диахронии и синхронии- 4) учета словесных ассоциаций- 5) учета степени лингвистической абстракции- 6) совместимости.
Выделенные принципы позволили определить содержание и структуру учебного материала по лексике.
4. Содержание обучения лексике определено на основе выделения опорной единицы темы, которой является слово как лексическая единица и стержневого понятия, представленного лексическим значением, которое обусловливает классификацию лексических единиц.
5. Обучение лексике в 5-ом классе, построенное по принципу от «общего к частному», от системы лексических единиц, обладающих широкими связями и отношениями в условии ступенчатого расположения материала, предполагало поэтапную отработку операционных умений, которые составили систему, адекватную системе лексических понятий.
6. Формирование системы знаний о слове как лексической единице достигалось рациональным сочетанием методов и приемов обучения, использованием заданий поискового и частично-поискового характера, а также определенных упражнений.
Сочетание методов слово учителя, беседа, наблюдение над лексическими явлениями позволяет учесть содержание и структуру учебного материала, раскрыть познавательные и учебно-познавательные возможности учащихся и выбрать приемы овладения" знаниями и умениями.
Наиболее эффективными приемами обучения и формирования знаний и умений по лексике являются: сравнение и сопоставление, лексический разбор, лингвистический эксперимент, наблюдение над функционированием лексических единиц в тексте.'.
Упражнения, обеспечивающие закрепление учебного материала, характеризуются органической связью между лексическими, грамматическими, стилистическими, орфографическими и орфоэпическими заданиями. Предложенная система упражнений предполагает работу с отдельными словами, словосочетаниями, предложениями и текстом.
7. Экспериментальная методика обучения лексике оказалась эффективной: учащимися освоены лексические понятия и сформированы адекватные им лексические умения.
Математическая обработка данных убедительно подтверждает эффективность предлагаемой методики обучения лексике русского языка в 5-ом классе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В связи с поставленной задачей исследования — уточнением и углублением лингвистических основ темы «Лексика», обеспечивающих у учащихся системное представление о слове как лексической единице — на основе анализа лингвистической, психолого-педагогической, учебной и методической литературы, обобщения опыта изучения и преподавания данной темы в школе, а также собственных наблюдений были разработаны лингвометодические основы обучения лексике в 5-ом классе.
Общие результаты, полученные в контрольном эксперименте, подтвердили правомерность гипотезы о том, что изучение лексики в 5-ом классе, построенное на основе уточнения содержания и объема отобранных программой основных лексических понятий, с учетом ступенчатого расположения материала, принципов преемственности и перспективности, отвечающих им наиболее эффективных методов и приемов обучения, а также разработка лексических упражнений должны способствовать усвоению знаний о слове как лексической единице, обогащению словаря учащихся, овладению лексическими нормами русского литературного языка и формированию коммуникативных умений использования слов в речи.
В ходе исследования вскрыты взаимосвязь и взаимообусловленность содержательной и операционной сторон обучения. Содержательную сторону обучения составила система лексических понятий, адекватная системе научной теории. Отбор этих понятий произволен на основе лингвометодических принципов обучения лексике с учетом возрастных и умственных особенностей учащихся данного школьного возраста.
Основу дидактического материала составил экспериментально отобранный материал по лексике, обусловивший усвоение системы знаний о слове как лексической единице и адекватной этой системе совокупности умственных действий.
При обучении лексике у учащихся сформировались лексические умения, послужившие основой для переноса знаний на новый материал, что создало условия для самостоятельного освоения научных понятий.
С учетом новых достижений в области лингвистики, педагогики, психологии и методики, а также данных проведенного эксперимента в диссертации I) уточнены и углублены теоретические положения для формирования знаний и умений по лексике в 5-ом классе (раскрыт лингвистический смысл материала по лексике, конкретизированы принципы, регулирующие целевой, содержательный и операционный компоненты процесса обучения, выявлены потенциальные возможности учащихся, необходимые для изучения лексических понятий) — 2) определен объем знаний и умений учащихся, обусловленный спецификой лексического материала- 3) разработана методика обучения лексике в 5-ом классе (отобраны наиболее рациональные методы и приемы, обеспечивающие формирование знаний и умений о слове, показаны особенности организации учебного процесса, разработана система упражнений, направленная на закрепление лексических понятий) .
Объем и содержание теоретических сведений и практических умений определены с учетом I) целей и задач обучения русскому языку на современном этапе, 2) специфики лексического материала и учет его ступенчатого расположения, 3) соответствия теории требованиям действующей программы и речевой практики, 4) возрастных и психологических особенностей школьников.
Структура и содержание учебного материала по лексике и вырабатываемые на их основе умения ориентированы на развитие устной и письменной речи учащихся.
Данные, полученные в результате проведения обучающего и контрольного экспериментов, убеждают в эффективности предлагаемого обучения, которое обусловлено системой отобранных лексических понятий (содержательный компонент), организующих формирование и совершенствование лексических умений (операционный компонент).
Таким образом, реализуется взаимосвязь содержательной и процессуальной сторон обучения, что обусловливает развивающий характер обучения /127/.
Лингвометодическая концепция, представленная в диссертации, может рассматриваться как один из вариантов разработки методики преподавания лексики в школьном курсе русского языка, которая направлена на совершенствование процесса обучения, предусмотренное решениями 26 съезда КПСС о народном образовании и «Основными направлениями реформы общеобразовательной и профессиональной школы» .
Список литературы
- Ленин В.И. Поли.собр.соч., 4-ое изд., т.29.-М., 1950, 561с.
- Материалы 26 съезда КПСС. — М., 1984. — 223с.
- Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы. — Правда, 1984, 14 апреля.
- Айдарова Л.И. Формирование лингвистического отношения к слову у младших школьников,-Вопросы психологии, 1964, .& 5, с.3−8.
- Айдарова Л.И. Маленькие школьники и родной язык. — М.: Знание, 1983. — 95с. — (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Педагогика и психология», № I).
- Ананьев Б.Г. 0 преемственности в обучении. — Советская педагогика, 1953, № 2, с.23−25.
- Апресян Ю.Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка. М.: Наука, 1974, — 367с.
- Афанасьев В.Г. 4Системность и общество. — М.: Политиздат, 1980. — 368с.
- Ахманова О.С. Очерки по общей и русской лексикологии. — М.: Учпедгиз, 1956. — 249с.
- Бабайцева В.В. Лингвометодические основы совершенствования обучения русскому языку в общеобразовательной школе РОшСР. -В кн.: Изучение курса русского языка в школе. М., 1977, с.1--18.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект. — М.: Педагогика, 1977. — 254с.
- Баранов М.Т. и др. Русский язык. Учебник для 5−6 классов (М.Т.Баранов, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибиба, Т. А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова) — 7-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1980. — 368с.
- Баранов М.Т. Лексико-семантический аспект уроков русского языка в 4−8 классах. — В сб.: Урок русского языка на современном этапе. М.: Просвещение, 1978, с.30−49.
- Баранов М.Т. Типы учебного материала и методы обучения русскому языку. — Русский язык в школе, 1981, № 3, с.25−32.
- Баранов М.Т. Умения и навыки в школьном курсе русского языка. — Русский язык в школе, 1979, № 4, с.18−24.
- Бацевич Ф.С. Процесс неологизации ж его влияние на системные отношения в лексике'(на материале глаголов, обозначающих социальные отношения).-- Русский язык в школе, 1981, № 3, с. 87−91.
- Боброва Т.А. Об изучении заимствований из языков народов СССР в русский язык. — Русский язык в школе, 1981, JS 3, с.51−55.
- Богоявленский Д.Н. О диалектической природе грамматического мышления. — Русский язык в школе, 1981, ¡-Ь 2, с.63−69.
- Богоявленский Д.Н. Повторение как совершенствование умственной деятельности. — Русский язык в школе, 1977, te 2, с. 15−21.
- Богоявленский Д.Н. Развивающее обучение и приемы умственной деятельности. — Русский язык в школе, 1978, В 5, с.59−64.
- Богоявленский Д.Н., Менчинская H.A. Психология усвоения знаний в школе. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957. — 416с.
- Богоявленский Д.Н. Психология учения русскому языку. — Русский язык в школе, 1977, JS 5, с.79−85.
- Бодуэн де Куртенэ И. А. Языкознание, или лингвистика, XIX века. — В кн.: Избр. труды по общему языкознанию. M., 1963, т.2, с.3−18.
- Большая Советская Энциклопедия (в 30 томах). / Гл.ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М.: Советская Энциклопедия, т.23. Сафлор — Соан, 1976.- 640с.
- Братина A.A. Неологизмы в русском языке. — М.: Просвещение, 1973.- 223с.
- Будагов P.A. Слово и его значение. — JI., 1947.- 65с.
- Введенская A.A., Баранов М. Т., Гвоздарев М. Г. Русское слово. — М.: Просвещение, 1978. — 143с.
- Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. -2-е изд.- М.: Высшая школа. 1972. — 614с.
- Виноградов В.В. Об основном словарном фонде и его словообразующей роли в истории языка. — В кн.: В. В. Виноградов. Избранные труды. Лексикология и лексикография. М.: Наука, 1977, с.47−68.
- Виноградов В.В. Основные типы лексических значений слова. -В кн.: В. В. Виноградов. Избранные труды. Лексикология и лексикография. М.: Наука, 1977, с. I62-I89.
- Виноградов В.В. Понятие внутренних законов развития языка в общей системе марксистско-ленинского языкознания. — Вопросы языкознания, 1952, № 2, с.6−9.
- Винокур Г. О. Проблемы культуры речи. — Русский язык в советской школе, 1929, А? 5, с.82−92.
- Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку (1У-УШ классы). — М.: Просвещение, 1983. -208с.
- Воронин Л.Г. Вопросы теории и методологии исследования высшей нервной деятельности человека. — М.: Педагогика, 1982.-176с.
- Возрастная и педагогическая психология. / Под.ред. В. В. Петровского. — М.: Просвещение, 1973. — 288с.
- Возрастные возможности усвоения знаний. / Под ред. 1Б.Д.Эль-конина, В. В. Давыдова. — М.: Просвещение, 1966. — 442с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. Проблемы общей психологии.-М.: Педагогика, Собр.соч., т.2, 1982. — 502с.
- Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. — В сб.: Исследования мышления в советской психологии. М.: Наука, 1966, с. 89−101.
- Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка. — Вопросы психологии, 1963, JS I, с.
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. -190с.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. (Логико-психологические проблемы построения учебных предметов). — М.: Педагогика, 1972. — 423с.
- Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе. — М.: Просвещение, i960. -300с.
- Дидактика средней школы: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. М. А. Данилова и Н. Н. Скаткина. — М.: Просвещение, 1975, — 303с.
- Донская Т.К. Коммуникативная перспектива в преподавании грамматики в школе. — В сб.: Преемственность и перспективностьв развитии речи школьников. Л., 1983, с.78−87.
- Дудников A.B. О теоретических основах методики преподавания русского языка как педагогической науки. — Русский язык в школе, 1973, 1?. 4, 4т-9с.
- Евгеньева А.П. Проект словаря синонимов. — М.: Советская энциклопедия, 1964. — 67с.
- Жуйков С.Ф. Особенности интеллектуальной деятельности учащихся в условиях развивающегося обучения русскому языку. -В сб.: Типические особенности умственной деятельности младших школьников. / Под ред. С. Ф. Еуйкова. М.: Просвещение, 1968. — 184с.
- Зажигаев JI.С., Кишьян A.A., Романиков Ю. И. Методы планирования и обработки результатов Физического эксперимента. -М.: Атомиздат, 1978. — 232о.
- Ильенко С.Г. Актуальные проблемы развития речи. — В сб.: Лингвистические основы аспекта школьной программы «Развитие речи. Л., 1979, с.6−18.
- Ильенко С.Г. Изучение слова и проблема развития речи. — В сб.: Слово как предмет изучения. Л., 1977, с. 33.
- Кабанова-Меллер E.H. Учебная деятельность и развивающее обучение. — ГЛ.: Знание, 1981. — 96с. — (Новое в жизни, науке, техники. Серия «Педагогика и психология», $ 6).
- Калинин A.B. Лексика русского языка. — М.: Изд-во Московского Университета, 1978. — 231с.
- Каган М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). — М.: Просвещение, 1974. -248с.
- Канарская О.В. Ассоциативный прием в работе по развитию речи на уроках русского языка. — В сб.: Преемственность и перспективность в развитии речи школьников. — Л., 1983, с. 68−74.
- Капинос В.И. Активизация методов работы по развитию речи. -В кн.: Совершенствование методов обучения русскому языку. М.: 1981, с.34−42.
- Кацнельсон С.Д. Содержание слова, значение и обозначени.-М.-Л.: Наука, 1965. — 110с.
- Кириллова Г. Д. Особенности урока в условиях развивающего обучения. — Л.: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1976. — 96с.
- Клименко А.П. Проблема лексической системности в психолингвистическом освещении: Автореф. дис. д-ра филол. наук, Минск, 1980. — 41с.
- Код^хов В. И. Введение в языкознание. — М.: Просвещение, 1979.
- Колесникова А.Ф. Лексика в обучении русскому языку. — В сб.: Методика. / Под ред. А.Н.Леонтьева', Т. А. Королевой. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Русский язык, 1977, с.56−67.
- Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. — М.: Наука, 1975. — 720с.
- Кочетков A.B. Активизация умственной деятельности учащихся на уроках русского языка. — Русский язык в школе, 1976, J? 3,
- Котелова Н.З. Значение слова и его сочетаемость. — Л.: Наука, 1975. -151с.
- Кузнецова Э.В. Лексикология русского языка: Учеб. пособие для филол. фак. ун-тов. — М.: Высшая школа, 1982. — 152с.
- Кузнецова Л.М. О методах изучения профессиональной лексики в средней школе. — Русский язык в школе, 1981, № 4, с.37--45.
- Лапатухин М.С., Скорлуповская Е. В., Снетова Г. П. Школьный толковый словарь русского языка: Пособие для учащихся / Под ред. Ф. П. Филина. — М.: Просвещение, 1981. — 463с.
- Ладыженская Т.А. и др. Русский язык: Учебник для 4 класса (Т.А.Ладыженская, И. Г. Баранов, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибаба, л Л.А.Тростенцова) — 13-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1980. — 304с.
- Лейтес Н.Е. Умственные способности и возраст. — М.: Педагогика, 1971. — 279с.
- Леонтьев A.A. Психолингвистика. — Л.: Наука, 1967. -118с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — М.: Наука, 1965.-430с.
- Лернер И.Я. Система ме’тодов обучения (дидактический аспект). — В кн.: Совершенствование методов обучения русскому языку. М., 1981, с.14−27.
- Лидман-Орлова Т. К. Виды разбора на уроках русского языка в 4-в классах (к итогам учебного года-. — Русский язык в моле, 1978, гё 5, с.8−13.
- Лингвистические основы аспекта школьной программы «Развитие речи»: Сб. научных трудов. — Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1979. -153с.
- Лихачев В.Т. Сущность, классификация и единство методов обучения и воспитания. — Русский язык в школе, 1981, $ I, с. 23−33.
- Ломтев Т.П. Язык и речь. — Вестник Московского университета. Серия 7, 1961,)& 4, с. 65−70.
- Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. — М.: Просвещение, 1975. — 104 с.
- Львов В.В., Саратова С. И. Перспективы развития школьного курса русского языка в 4−8 классах. Формирование умений инавыков. — Русский язык в школе, 1979, Jfc 4, с. 25- 27.
- Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения.-М.: Педагогика, 1974. — 239с.
- Маркова А.К. Психология обучения подростка. — М.: Знание, 1975. — I9&.
- Матвеева А.Н. Взаимосвязь в изучении лексики в I-Ш и 1У клао-сах. — В сб.: Преемственность и перспективность в обучениирусскому языку: (Сб. статей из опыта работы). Пособие для учителей / Сост. А. Н. Матвеева. -М.: Просвещение, 1982, с.23−32.
- Медникова Э.М. Значение слова и методы его описания. — М.: Высшая школа, 1974. — 202с.
- Менчинская H.A. О концепции формирования умственных действий. — Вопросы психологии, i960, % I, с. II-I9.
- Менчинская H.A. Психологические вопросы развивающего обучения и новые программы. — Советская педагогика, 1968, с. 21−89.
- Методика развития речи на уроках русского языка: Пособие для учителей / Н.ЕГ.Богуславская, В. И. Капинос, А. Ю. Купалова и др. Под ред. Т. А. Ладыженской. — М.: Просвещение, 1980. -240с.
- Методы обучения в современной школе- Сб. статей / И.В.Души-на, Р. Г. Иванова, В. И. Капинос и др. Под ред. Н. И. Кудряшева. — М.: Просвещение, 1983. — 192с.
- Мызина В.Н. Преемственность и перспективность при изучении лексики в 4 кл. — В кн.: Повышение эффективности обучениярусскому языку в 1У классе. М., 1973, с.57−66. ^
- Наполнова Т.В. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка: Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1983. — 111с.
- Наумова М.Н. Ассоциации и проблемы целого высказывания. Словарь ассоциативных норм русского языка. — М., 1977. -128с.
- Новиков Л.А. Лексикология русского языка, ее основные понятия и категории. — Русский язык в национальной школе, 1972, № 6, с.3−8.
- Обучение и развитие. Экспериментально-педагогическое исследование / Под ред. Л. В. Занкова. — М.: Педагогика, 1975. -440с.
- Общее языкознание (Внутренняя структура слова). — М.: Наука, 1972. — 565с.
- Обучение русскому языку в 5−6 классах: Метод, указания к учебнику. Пособие для учителей / М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян, Т. А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова- ред. — сост. М. Т. Баранов.- М.: Просвещение, 1882, — 288с.
- Ожегов С.И. Лексикология. Лексикография. Культура речи. Учеб. пособие для вузов. — М.: Высшая школа, 1974. — 352с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. — М.: Советская энциклопедия, 1970. — 900с.
- Озерская В.П. 0 лингвистической содержательности и лингвистической ценности примеров. — Русский язык в школе, 1980,16 4, с.37−43.
- Основные требования к знаниям и умениям учащихся 4−8 классов. — Русский язык в школе, 1879, JS I, с.92−96.
- Основы методики русского языка в 4−8 классах: Пособие для учителей / Под ред. А. В. Текучева и др. — М.: Просвещение, 1978. — 381с.
- Павлов И.П. Избранные произведения. — М.: Госполитиздат, 1951. — 583с.
- Павлов И.П. Полное собрание сочинений, Т.З, кн.2. — 2-е изд. — М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1951. — 439с.
- Павлов Ю.В. Статистическая обработка результатов педагогического эксперимента (количественная оценка педагогических явлений). — М.: Знание, 1972. -187с.
- Педагогическая энциклопедия / Гл. ред. Н. А. Каиров. — М.: Советская энциклопедия, 1968, т.4. Сн- Я — 912 стлб.
- Пленкин H.A. Всесторонний анализ слова как один из приемов обучения русскому языку. — Русский язык в школе, 1974. fo 4, с.27−31.
- Пленкин H.A. Умение создавать текст. — Русский язык в школе, 1981, 1= 5, с. 13−16.
- Покровский М.М. Семасиологические исследования в области древних языков. — В кн.: Избр. работы по языкознанию. М., 1959, с.61−170.
- Программы восьмилетней и средней школы. Русский язык. — М.: Просвещение, 1983. — 29с.
- НО. Программы восьмилетней школы. Начальные классы. — М.: Просвещение, 1983. — 29с.
- Проценко Д.Д. Научно-методический семинар «Актуальные про-&bdquo- блемы теории и практики преподавания лексики и фразеологии. — Русский язык в школе, 1977, & 3, с.123−125.
- Прудникова A.B. Лексика в школьном курсе русского языка: Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1979. — 144с.
- Прудникова A.B. Изучение неологизмов советской эпохи. -Русский язык в школе, 1982, Je 5, с. 12−15.
- Прудникова A.B. Развитие методики лексики русского языка в средней школе: Авторей. ди. канд. пед.наук. — М., 1976. -18с.
- Прудникова A.B. Усвоение лексических понятий. — Русский язык в школе, 1972, Je 2, с.21−27.
- Развитие лексики современного русского языка / Под ред.
- Е.А.Земской и Д. Н. Шмелева. — М.: Просвещение, 1977. — 234с.
- Разумовская М.М. Организация обучения русскому языку в свете современных требований. — Русский язык в школе, 1982, J& 4, с.13−18.
- Рамзаева Т.Г. Взаимосвязь лексики, словообразования и грамматики как методическая основа обучения младших школьников русскому языку. — Дис. д-ра пед*.наук. — JI., 1974. -431с.
- Рожкова Г. И. К лингвистическим основам методики преподавания русского языка иностранцам. — М.: йзд-во Моск. ун-та, 1977. — 143с.
- Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. — М.: Учпедгиз, 1959. — 354с.
- Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. 2-е изд. — М.:1. Учпедгиз, 1946. — 704с.
- Самарин Ю.А. Очерки психологии ума. Особенности умственной деятельности школьников. — М.: Изд-во АПН РСфСР, 1962. -502с.
- Самарин Ю.А. Об ассоциативной природе умственной деятельности. — Вопросы психологии, 1907, № 2, с.18−30.
- Сахарный Л.В. К тайнам мысли и слова: Кн. для внекласс. чтения. 8−10 кл. — М.: Просвещение, 1983. — 160с.
- Сидельский А.Н. Современный системный подход к трактовке дидактических принципов. — Советская педагогика. 1980, № 5, с.65−71.
- Сидоренков В.А. Слово как единица лексической системы в школьном курсе русского языка. — В сб.: XXX Герценовские чтения. Лингвистика. Л., 1977, с.69−72.
- Сидоренков В.А. Лингвометодические основы лексического разбора в школе. — Дис. кнд.пед.наук. — Л., 1979. -250с.
- Синица Н.Е. Психологические особенности усвоения лексики'7 учащимися 5-х классов: Автореф. дис. канд.псих.наук.- ^ Киев, 1954. — 16с.
- Скворцов А.И. Теоретические основы культуры речи. — М.: Наука. 1980. — 350с.
- Словарные материалы. Новое в русской лексике / Н.З.Котело-ва, М. Н. Судоплатова, Н. Г. Герасимова, Т.Н.Поповцева- Под ред. Н. З. Котеловой. — М.: Рус.яз., 1982. — 320с.
- Словарь синонимов русского языка в двух томах / Под ред. А. П. Евгеньевой, т.1. Введение. — Л.: Наука, 1970. — 678с.
- Смирницкий А.И. Значение слова. — Вопросы языкознания, 1950, Ja 2, с.79−89.
- Смирницкий А.И. Лексикология английского языка. — М.: Изд. лит. на иностр.яз., 1956. — 260с.
- Совершенствование преподавания русского языка в общеобра135 136 137 138 139 143 092 349 960 192,145,146,147,148,149.зовательных школах РСФСР (Методическое письмо. J& 93-М, 24 апреля 1984 г.). — Русский язык в школе, 1984, J& 4, СтЗ-12.
- Сохор Л.М. Обучение и проблема коммуникации. — Советская педагогика, 1966, № 4, с. 13−17.
- Степанова В.В. Значение слова и классификация слов по значению. — В сб.: Олово как предмет изучения. Л., 1977, с.10--17.
- Степанова В.В. Признаки слова как основа классификации лексических единиц. Лекция. — Л., 1976. — 47с.
- Степанова В.В. Значение слова в лексикологическом аспекте. — В сб.: Семантика языковых единиц. Л., 1975, с.135−141.
- Степанова В.В. Актуальные задачи методики преподавания русского языка на современном этапа. — В сб.: Развитие речи школьников при изучении грамматики. Л., 1979, с.3−10.
- Степанова В.В. Лексика. — В кн.: Изучение курса русского языка в школе. М., 1977, с.92−109.
- Степанова В.В. Семантическая характеристика абстрактных существительных в современном русском языке: Авторе®.дис. д-ра филол. наук. — Л., 1971. — 43с.
- Степанова В.В. Лингвистические и методические проблемы работы над текстом при обучении русскому языку. — В сб.: Лингвометодические основы работы над текстом при обучении русскому языку. Л., 1982, с.3−15.
- Степанова В.В. Значение слова и связи слов по значению. -В сб.: Трудности преподавания русского языка в школе. Л., 1979, с.3−18.
- Степанова В.В. Лексический разбор текста в организации самостоятельной работы учащихся над словом. — В сб.: Методические проблемы самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка. Л., 1983, с.3−12.
- Супрун А.Е., Клименко А. П., Титова Л. Н. Типогология ассоциативных структур в изучении лексики. — Русский язык в национальной школе, 1974, J& 3, с.23−28.
- Суходольский Г. В, Основы математической статистики для психологов. — Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1972. -428с.
- Текучев A.B. Методика русского языка в средней школе: Учебник для студентов пед. ин-тов. — 3-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1980. — 414с.
- Текучев A.B. Методы исследования и методыобучения в их взаимоотношениях. — Русский язык в школе, 1976, $ I, с.13−19.
- Уфимцева A.A. К вопросу о лексико-семантической системе языка — Вопросы языкознания, 1962, Je 4, с.36−46.
- Уфимцева A.A. Лексика. В кн.: Общее языкознание. Внутренняя структура языка. М.: Наука, 1972, с.394−455.
- Федоренко Л.П. Принципы обучения русскому языку: Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1973. — 160с.
- Федоренко Л.П. Опыт и теория обучения русскому языку. -Русский язык в школе, 197?, В 6, с.75−83.
- Федоренко Л.П. Принципы и методы обучения русскому языку. -М.: Просвещение, 1964. — 255с.
- Федоренко Л.П. 0 научной школьной грамматике. — Русский язык в школе, 1971. В 4, с.29−34. 156. Филин Ф. П. Очерки по теории языкознания. — LI.: Наука, 1982. -334с.
- Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология: Учебник для ин-тов и ф-тов иностр. яз. — 2-е изд., испр. и доп. -М.: Высшая школа, 1983. — 335с.
- Цетлин B.C. Доступность и трудность в обучении. — М.: Знание, 1984. — 77с (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Педагогика и психология», I).
- Частотный словарь русского языка / Под ред. А. Н. Засориной. — М.: Русский язык, 1977. — 936с.
- Чижова Т.И. Формирование у школьников стилистических умений при изучении профессиональной и диалектной лексики. — Русский язык в школе, 1982, В 4, с.39−46.
- Шамова Т.И. Активизация учения школьников. — М.: Знание, 1979.- 96с. (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Педагогика и психология», № 7).
- Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка: Пособие для студентов пед. ин-тов. Изд. 2-е, испр. — М.: Просвещение, 1972. — 368с.
- Шанский Н.М. Русская лингводидактика и языкознание. — Русский язык в школе, 1976, 6, с. 14−18.
- Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1977, -335с.
- Шмелев Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики (на материале русского языка). — М.: Наука, 1973. — 246с.
- Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. — М.: Учпедгиз, 1957. -463с.
- Щерба Л.В. Очередные проблемы языковедения. — В кн.: Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974, с. II2-I36.
- Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. -М.: Просвещение, 1979. — 160с.
- Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте.- Вопросы психологии, 1974, № 4,с.1826.
- Якимович А.И. Совершенствование знаний и умений по лексике при изучении служебных частей речи. — Дис. канд.пед. наук. Д., 1982. — 228с.
- МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ ПО ТЕМЕ «ЛЕКСИКА» ДЛЯ 5-го КЛАССА.
- УРОК? I. Слово — единица лексической системы. Повторение изученного в 4-ом классе.
- Выработка умения — определять лексическое значение слова в тексте и грамматическое значение, пользоваться синонимами для более точного выражения мыслей и для преодоления неоправданного повторения слов.1. Ход урока:
- Эпиграф к уроку (на доске): «Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов'.' (К.Паустовский)1. Сообщение цели урока.
- П. Рассказ, учителя с элементами беседы о русском языке.
- Учитель читает стихотворение с. Остров ого «Первородство»:
- К словам привыкаешь день ото дня,
- Учитель. с самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком. Целое море слов. Через слово вы узнаёте обо всём, даже о том, чего еще не видели (а возможно, и никогда не увидите).
- Когда мы говорим «язык», мы думаем «слова». Это естественно: каково оно, самое обычное и простое человеческое слово.- Как вы думаете, что такое слово?
- Ш. Самостоятельная работа.
- Из слов, предложенных в I задания, придумать предложение и записать его в тетрадях.
- Закрепление материала ЛТекст написан заранее).1У. I). Работа над текстом. Ученик читает стихотворение «Хлеб». Какова основная масль стихотворения?
- Идешь ли ты с работы жарким летом, Морозной ли и вьюжною зимой, Заходишь обязательно за хлебом И бережно несешь его домой.
- Вдохни его. Он пахнет утром ранним В нем рук тепло, забота строгих глаз. Он в дом пришел сквозь годы испытаний, Не зачерствев, как кое-кто из нас.
- Священен хлеб, в себя вобравший солнце. В себя вместивший хлебороба жизнь. Ты сердцем чистым до него дотронься И чистыми руками прикоснись!(В.Бондарчук)1. Задание:
- Что общего и в чем отличие многозначных слов от омонимов?
- Подберите к слову"хлеб"родственные слова. Выделите корень.
- Подберите синонимы к слову «хлебороб"(земледелец, хлебопашец, пахарь, землепашец). Выделите в этих словах корень.
- Задание: записать предложения, подчеркнуть синонимы, объяснить различия в их значениях. Попутно объясняются трудные орфорграммы. Какова роль синонимов в этих предложениях? а) Буря мглою небо кроет (п).
- Легкою дымкой тумана ясный одет небосклон (н).б) Упала на постель свою, рыдает бедная Тамара (л). В неволе тихо увядая, Мария плачет и грустит (п).в) в чаще пенье да свист раздается (н).
- Звери прянули в трущобу, там их спас счастливый случай (р). (Трущоба — особенно трудно проходимая лесная чаща).г) На кольях, вдоль берега вбитых, растянуты мокрые сети (н).
- Под влажной буркой, в сакле дымной вкушает путник мирный сон (ц).д) Вот идет он к синему морю, видит, на море черная буря (п). Баркас летит, валы валя, а ураган ревёт (ч).1У. Итоги урока.
- Что называется лексическим и грамматическим значением слова?
- Какие слова являются синонимами, антонимами, омонимами ?
- Какова роль синонимов в тексте?
- Как вы понимаете высказывание К. Паустовского:"Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов».1. У1. Домашнее задание.1. § 10 (учебник для 5 кл.).2. упр. 47 (письменно) — I вариант.
- Сделайте лексический разбор слова «черствый» в словосочетании «черствый человек» — П вариант.
- Подобрать з небольших отрывка из разных стилей речи (разговорного, научного, художественного).1. УРОК № 2.
- Эпиграф к уроку (на доске):"Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».(К.Паустовский)1. Сообщение цели урока.
- П',. Проверка домашнего задания (I и 2 заданий).щ. Усвоение нового материала.
- Пользуясь толковым словарем с. И*Ожегова, дайте толкование словам «слово», «лексика», «лексикология», «лексикография», «лексикон», «словарь». Запишите их в свои словарики. Для справок:
- Слово — единица языка (то из чего состоит язык), котораяобозначает и называет предметы, действия, признаки.
- Лексика — словарный состав языка.
- Лексикология — раздел языкознания — наука о словарном составеязыка.
- Лексикография — теория и практика составления словарей.
- Лексикон — I. То же, что и словарь (устар.).2. Запас слов.
- Словарь — сборник слов.(обычно в алфавитном порядке) с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык.
- Учитель. Ясский язык по запасу слов является одним из богатейших в мире и самым красивым языком (см.эпиграф).
- Наука лексикология изучает словарный состав языка в его совремвнном состоянии и историческом развитии. И объектом изучения в лексикологии являются слова. (См. таблицу 2).1. Таблица 3
- Общенародный (национальный)язык.
- Общеупотоебительные Слова ограниченногослова употребленияисконные (90 $ Профессиональные слова
- Лих основные группы) и слова-терминызаимствованные (10 $
- Он является языком нормированным, то есть характеризуется наличием определенных языков, норм и применим во всех сферах общения.- Как вы понимаете слово «норма» ?
- Работа с толковым словарем.- Как вы понимаете выражение л. успенского «музеи слов» или «делать лексикон» ?- Какие словари вы знаете ?- Какие слова входят в толковые словари ?1. Задание:
- Утром я проснулся под щелканье птиц. Парк тонул в туман.
- Сквозь него проб. валось со.нце. Очевидно над туманом прост. ралось чистое небо — туман был голубой. (Пауст.).1. Задание:
- Списать текст, вставляя пропущенные орфограммы.
- Объяснить, в каком значении употребляется глагол «тонул».
- Определить к какому стилю речи относится данный отрывок.
- Каковы особенности художественного стиля? в чем отличие художественного стиля от других стилей речи ?
- Приведите свои примеры.Учащиеся приводят примеры текстов, которые выписали дома).1У. Итоги урока.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке ?
- Н-М.I®некий. В мире слов. м., 1978
- Е.Г.Ковалевская. История слов.л., 1964.
- В.В.Лопатин. Рождение слова. М., 1973.
- Ю.Ш>в. Думы о русском слове. м., 1972.
- Найти в толковом словаре с. И. Ожегова по два слова с пометами» «II II II II II «тгкнижн., разг., спец., прост. Дать значение этих слов, составить с ними предложения.1. УРОК Г? з.
- Профессиональные слова. Слова-термины в русском языке.
- Цель: Познакомить учащихся с профессиональными словами исловами-терминами, с их ролью в предложении и в тексте.
- Проверка домашнего задания.
- I ученик выступает по теме: «В чем заключается богатство лексики русского языка». (Остальные учащиеся его дополняют).
- П. Работа над новым материалом."Ассоциативная» пятиминутка.
- Для составления точных прогнозов погоды, для предупреждения о наступлении тайфунов, тропических штормов и других стихийныхбедствий гидрометеорологи!, изучают взаимодействие между океаном и атмосферой.
- Создание профессиональных словпутем заимствования из других языковпутем словообразования (с помощью суриксов и т. д.) от исконно русских и заимствованных слов.- Посмотрите на таблицу. Как создаются профессиональные слова?
- Работа с толковым словарем.- с какими пометами включаются в толковые словари специальные слова? Найдите в словаре слова, подтверждающие ваш ответ. Составьте с одним из них предложение.
- Ш. Закрепление. I. Самостоятельная работа.
- Задание: прослушать стихотворение. Образовать слова, обозначающие профессии людей. (I ученик у доски).
- Диалектные слова в русском языке
- Цель: I. Привлечь внимание учащихся к несметным сокровищам народной речи, где берут истоки многие поэтические слова, вскрыть их внутренний смысл и образную структуру.
- Это такая же радость, как сидеть уродникаи следить за игрой живых подземныхструек.(Л.Леонов)
- Объясниние нового материала.
- Рассказ учителя с элементами беседы.- Национальный русский язык, как вы уже знаете, включает в себя многочисленные пласты русской лексики.
- А вы не слышали такие необычные слова в речи окружающих вас людей?
- Ограничение употребления профессиональных слов связано с социальными мотивами, диалектные слова-с территориальными границами их распространения.
- Найдите в толковом словаре два слова с пометой «обл» и дайте их значение.щ. Работа над текстом.
- Задание: послушайте внимательно текст. 0 каких различиях в нем говорится? Выписать диалектные слова и значения этих слов.
- В голове Даля прорисовывалась и закрашивалась в разные цвета все карта Земли русской. Закрашивалась не по рельефу местности, по различиям в языке.
- В Амурских говорах их называют подосинниками (тот же признак, но другой суффикс), а еще — красноголовиками.- А в этом слове какой признак положен в основу?
- Какие признаки, свойства болезни стали основой перечисленных названий?- Какой вывод мы можем сделать из всего вышесказанного? (Синонимические богатства народного языка создают возможность для выбора нужного слова).1. У. Работа над текстом.
- Роль диалектных слов в художественных произведениях.
- Выписать из стихотворения С. Есенина «В хате» диалектные слова.
- Пахнет рыхлыми драченами: У порога в дежке квас, Над печурками точеными Тараканы лезут в паз.
- Вьется сажа над заслонкою. В печке нитки депелиц, А на лавке за солонкою -Шелуха сырых яиц.1. Запись в словариках-
- Даны предложения из романа «Поднятая целина» М.Шолохова. (Заранее написаны на доске).
- В 1-ом столбике — первоначальный текст, во 2-ом — последняя редакция автора.
- Сравните обе редакции текста и навдите слова, которые заменил писатель. С какой целью проведена правка автором?
- Меня кубыть ветром несло. I. Меня словно ветром несло.
- Глухо побрякивая привязан- 2. Глухо побрякивая привязанным
- Хозяин охаживал коня руками. 3. Хозяин гладил коня руками.
- УП. Д.З. I. Подготовить сообщение о диалектных словах, используя материалы урока, книгу М. Булатова и В. Порудоминского «Собирал человек слова.», книгу Л. Успенского «Слово о словах», гл. 5 «Слово и его жизнь», раздел «В погоне за живым словом».
- I кол. — подобрать из художественных произведений 2 небольших отрывка, где бы встретились диалектные слова. Дать значение диалектных слов и объяснить с какой целью их использовал автор.
- П кол. — выписать из словаря Ожегова 4 слова с пометой «обл.» или «прост.». Дать значение этих слов и составить с ними предложения.
- Повторить различные стили речи.1. УРОК В 5
- Употребление профессиональных слов, слов-терминов и диалектных слов в различных стилях речи
- Цель: Углубить и систематизировать знания учащихся о функциональных стилях речи- показать возможность использованиядиалектных и профессиональных слов в различных стилях и в собственной речи.
- Ход урока: I. Проверка домашнего задания.
- Анализ каждого стиля проводится по плану: а) форма речиб) цель и темав) основные стилевые черты.
- Ш. Анализ текстов различных стилей (с целью выяснения особенностей употребления профессиональных (специальных) и диалектных слов).
- Задание: I). Определите стиль отрывков.2. Найдите в текстах профессиональные (специальные) или диалектные слова. Подчеркните их и дайте значение.3. С какой целью употреблены"они в том или ином стиле речи?
- От нагретого, разопревшего на печи плаща ш. л пар.- Не простудись, — наказывала Тихоновна. — Вишь ведь закурился-как после бани.
- Заулок густо, будто озимью, з. рос сочной травой. Узенькая тропка еле-еле обозначена на отаве, — видно ре. ко кто. заходит к ст. рухе (Ф.Абрамов).
- Митрошавцучился у отца делать деревянную посуду, боч. нки, шайки, лохани. У него есть фуганок, ладило. (М.Пришвин).
- На лаве, где мамка колотит бельё,
- Кто нянчит сестренку, двухлетнюю Глажу,
- Кто тащит на пожню ведерко кваску. (Некрасов).(Для справок: лава — пошеходный мостик через речку- тонкоеместо- пожня — «луг во время сенокоса»),
- Вывод (делается коллективно):
- В каких стилях речи употребляются профессиональные (специальные) и диалективные слова? С какой целью?
- Ш. Задание: Умейте исправлять: Какие слова употреблены в значении, им несвойственном. Запишите предложения в исправленном виде.
- Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, нужно читать много книг.
- В его теле чувствовалась большая сила и утл.
- Грачи ковыряют носом потеплевшую землю и вытаскивают из нее проснувшихся червей.
- Институт стали и сплава выпускает инженеров более чем двадцати профессий.1У. Итоги урока.
- У. Домашнее задание. Найти отрывки научного, разговорного и художественного стилей, где бы встретились профессиональные (специальные) и диалектные слова, записать их в тетради и дать значение.1. УРОК Л- 6
- Слова исконные и заимствованные
- Цель: I. Показать учащимся развитие и изменение словарного запаса языка. (Три пути пополнения словарного запаса: образование слов по правилам грамматики, переосмысление имеющихся слов, заимствование).
- Дать учащимся первое представление о словах, пришедших из других языков: причины заимствования, некоторые приметы иноязычных слов. Приспособление их к правилам русского языка.
- Активизировать словарный запас учащихся.
- Эпиграф к уроку (на доске):"Язык наш беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно».(Н.В.Гоголь)
- П. Объяснение нового материала.
- Пополняется словарный состав языка и за счет заимствованных слов из других языков.- Как вы думаете, почему русский язык пополняется за счет заимствованных слов из других языков? (См. таблицу 7).1. Таблица 7
- Лексика современного русского языка с точки зренияшюисхожденияисконно русские слова (более 90%)заимствованные слова (около 10%)из старославянского языкаиз неславянских языковиз языков народов СССР
- Исконно русские слова определяют специфику словарного состава, образуют ядро современного русского языка. Они наиболее употребимы и относятся к различным частям речи.
- Например, мать, брат, дочь, дуб, липа, рябина, ячмень, пшеница, ковать, сечь, гусь соловей, ворона, вьюга, ненастье, встретить, исследовать, молодость, бурый, темный, сорок, девяносто и многие другие.1. Ш. Работа с учебником.
- Учитель: Откройте учебник § 12.- В связи с чем в наш язык проникают слова из других языков?1. Учитель:
- Словарный состав русского языка пополняется за счет заимствованных слов, но и другие языки пополняются за счет русских слов. Заимствование — процесс двусторонний.
- Например: Совет, колхоз, пятилетка, комсомол, коммунист, космонавт и многие другие слова вошли в другие языки мира. (См. книгу Н. И. Шанского «Слова, рожденные Октябрем»).1. Запомни:
- Заимствование — это процесс исторический, активный и никогда непрекращающийся.
- Заимствованные слова — это общественное явление и языковый процесс.
- Например, в X в. Киевская Русь приняла христианство. В связи с этим вошло много греческих слов: алтарь, икона, монах, идея, комедия, трагедия, история, алфавит, синтаксис, грамматика, музей, театр, январь, февраль, декабрь и др.
- В ХШ-ХУ в. Древняя Русь находилась под монголо-татарским игом. В результате этого в русский язык вошло около 250 тюркских слов: колчан, юрта, кабан, аркан, войлок, колпак, тулуп, шаровары, каблук, лапша, хан и др.
- Много вошло терминов изобразительного, театрального искусства: флейта, гастроль (нем.) — партер, пьеса, актер, антракт, балет (франц.) — бас, тенор, ария, ложа, опера (итал.).- 195 -1У. Самостоятельная работа
- Запишите слова, расставьте правильно ударение, определите род существительных: м.р. ж.р. м.р. м.р. м.р. ср.р.бутерброд, артиллерия, батальон, айсберг, какаду, пальто"м.р. м.р. ср.р. ср.р. м.р.партер, тенор, такси, кашне, кофе
- Дайте значение слов айсберг, партер, кашне, какаду. (Для справок: айсберг — плавучая ледяная гора- партер — нижний этаж зрительного зала с местами для публики- кашне — шейный шарф-нескл.- какаду — род попугая с хохлом на голове- нескл.).
- Назовите несклоняемые существительные (какаду, пальто, такси, кашне).
- Запишите в транскрипции следующие слова: бутерброд бут’ир-брот.- партер [партэр]- тенор [т'энар]- кашне [кашнэ].
- Определите по толковому словарю: многозначные или однозначные эти заимствованные слова.
- Сделайте самостоятельно вывод о фонетической, морфологической и лексической форме заимствованных слов.
- Из каких языков заимствованы эти слова.(См. школьный словарь иностранных слов. Под ред. В. В. Иванова. М., 1983).
- У. Грамматические признаки заимствованных слов1. Словарный диктант.
- Наличие буквы «А» в начале слова и буквы «Ф» в любом положении (См. Успенский. Слово о словах, гл. 4 «Буквы и звукаи»).
- Русские слова не оканчиваются на букву «Э» (кашнэ, пенснэ).
- Во многих случаях заимствованные слова не склоняются.
- У тюркских слов сингармонизм гласных, то есть повторение одного и того же гласного «А» в словах башмак, барабан и др.- повторение гласного «У», например, в слове сундук- начальное «баш» (голова).1. У1. Работа со словарем.
- Учитель: Откуда пришло то или иное слово, из какого языка, можно узнать по словарю иностранных слов, толковому и этимологическому словарям. (Школьный словарь иностранных слов. Под ред. В. В. Иванова. — М.: «Просвещение», 1983).
- Учитель через эпидиоскоп показывает словарные статьи и объясняем как составлена словарная статья. вентиляция — и, ж.{ш^.^п^сСсоНо)
- Проветривание помещения при помощи особых устройств вентиляторов. Вентилятор. диплом — а, м. {сСи/эёбме- < лист, документ, сложенный вдвое).
- Свидетельство об окончании учебного заведения, о присвоении какого-либо звания или награда за успешное выступление на конкурсе, в соревонованиях и т. д. Документ об окончании института.
- Дипломная работа студента. Дипломант. Дипломированный. Дипломник. Дипломный.- 197 — В толковых словарях сообщаются краткие сведения: указывается язык — источник.
- Вы уже знаете некоторые примеры слов — пришельцев. Попытайтесь найти слова с этими приметами в русских народных сказках, в былинах.
- Записать в свои словарики.
- Как пришли к нам термины «лексика», «Лексикология», «фразеология».
- Что вы знаете о происхождении слов «синтаксис», «фонетика», «графика», «орфоэпия», «орфография».
- В каком стиле речи эти слова чаще всего употребляются (устно).
- В этом году вы начали изучать новые предметы: историю, географию, ботаникз'. Выписать из учебников по этим предметам, что означают названия этих наук в переводе на русский язык.
- Сообщение по книге Л. В. Успенского «Почему не иначе"(Л., 1967) о том как пришли в русский язык такие слова как атлас, ботаника, гранит, полюс, баскетбол, футбол, цифра, чемпион.
- Проверка домашнего задания.
- Что означают названия наук история, география, ботаника.
- Сообщение по книге Л. В. Успенского «Почему не имначе?».- Многие слова, как вы видели, шли из греческого языка в латинский. А почему не иначе, не из латинского в греческий?
- П. Закрепление изученного материала.1. Работа над текстом.
- Определите к какому стилю речи относится данный отрывок. Откуда он? (А.П.Гайдар «Тимур и его команда»).
- Объясните трудные орфограммы.
- Найдите по знакомым вам приметам заимствованные слова и подчеркните их.(К отмеченным вами словам надо еще присоединить чердак (из тюрк.), сигнал (из франц.), штурвал (из голланд.), карта (из польс.
- Запишите эти слова в словарики. Дайте значение этих слов.
- Заменить определение заимствованным словом — существительным.
- Краткое изложение содержания книги, статьи.
- Беседа журналиста с каким-либо лицом, предназначенного для печати.1. Животный миру1. Растительный мир.
- Какими звуками различаются словакон былконь бил люк лёг? лук лог
- Какие буквы могут служить сигналом, что перед нами не исконно русские слова, а заимствованные?
- Долина — «удлиненная впадина (вдоль речного русла, среди гор)» -образовано от основы дол.
- А.С.Пушкин: «Там лес и дол видений полны.». Почерк — исторически пЗ и черк. Манера писать, характер начертания букв.
- Пуловер — англ. Состоит из 2-х элементовpuli- «тянуть, тащить» и о/е-г- - «движение снизу вверх». В англ. яз. -^??-о/ьг, трикотажное плотно облегающая фуфайка без воротника и застежек.
- Спартакиада — первые массовые соревнования (1928 г.). Назвали в честь Спартака.
- Какой вывод вы можете сделать? б) Упражнение 64.5. «Ассоциативная» пятиминутка.
- Ш. Рассказ учителя с элементами беседы.
- Прочитайте отрывок из «Песни о вещем Олеге» А. С. Пушкина от слов: «Скажи мне, кудесник, любимец богов.».1. Закрепление материала.
- Назовите в прочитанном отрывке старославянские слова. Какую роль они играют в стихотворении.
- Объясните значение родственных слов, найдите в них общий корень.
- Укажите чередования гласных и согласных звуков. Подчеркните старославянизмы. а) Врата, вратарь, привратник, ворота, поворот, воротник. б) Глава, главарь, изголовье, главенствующий, поголовье. в) Позлащенный, позолота, злато, золотой, золотить.
- Судьба Евгения хранила: Сперва 1Иасишс- за ним ходила, Потом Мсп^ии'Ь- ее сменил- Ребенок был резов, но мил.1. У1. Закрепление.
- Словарный диктант. Задание:
- Распределить по колонкам слова: исконно русские и заимствованные. Докажите правильность ответа.
- Указать несклоняемые существительные. С выделенными словами составить предложения.
- Заменить, где можно, заимствованные слова русскими синонимами,
- Абзац, информация, шефство, жюри, шоссе, радио, пианино, экспорт, импорт, фонетика, хирургия, астронавт, какаду, какао, фойе, кашне, пенсне, спринт, турне, аргументировать, лексикон, диспут, эксперимент.1. УП. Обобщение.1. УШ. Д.З.
- Составить письменно план ответа на тему: Исконные и заимствованные слова (с примерами).
- Цель: Познакомить учащихся с активной и пассивной лексикой, с устаревшими словами и причинами их выхода из активного употребления.
- Ход урока: I. Проверка домашнего задания.
- Пассивная лексика делится на две группы: устаревшие и новые слова.
- Деление словаря на активную и пассивную лексику оправдано только в строго определенное историческое время: каждой эпохе свойственная своя активная и своя пассивная лексика.
- Но тот, ребята, и другой -Почти одно и то же. У них различье только в том, Что первый был в ливрее, Второй — в мундире золотом, При шпаге, с анненским крестом, С Владимиром на шее.(С.Маршак)
- Для справок: лакей — I. То же, что слуга (в I знач.) 2. перен. 0 раболепном приспешнике, подхалиме (презр.).б) Задание: выписать слова, которые не употребляются в нашейречи.1. «Из темного леса навстречу ему
- Идет вдохновенный кудесник."2. «Волхвы не боятся могучих владык,
- А княжеский дар им не нужен,
- Правдив и свободен их вещий язык
- И с волею небесною дружен.
- Грядущие годы таятся во мгле-
- Слова забываются. как только исчезают предметы, явления из жиз-ни (см. примеры из стихотворения Маршака). Эти слова называются историзмами.
- Слова забываются, если для названия того же предмета, признака действия появляется новое слово, например, в древнерусском языке тук — «жир», Эти слова называются архаизмами (см. примеры из стихотворения А.С.Пушкина).
- Устаревают отдельные значения многозначных слов.
- У историзмов в современном русском языке нет синонимов, у архаизмов — есть.3. Самостоятельная работа.
- Задание: продолжите ряды своими примерами1. Историзмы Архаизмыконка окобричка устапоручик кудесникграф грядущийурядник глаголить
- Работа по учебнику. Упражнение 15 69.- С какой целью используются устаревшие слова в художественных произведениях?1. Ш. Закрепление.
- Наблюдение над ролью устаревших слов в предложениях. Задание: Записать предложения, найти в них синонимы. Объяснить^вчем различие в их значениях. а) Грядущие годы таятся во мгле (П).
- Под будущим дубом в широкой аллее большая скамейка стоит (М).б) Со вздохом витязь вдруг себя взирает грустными очами. (П).
- Из шатра, толпой любимцев окруженный, выходит Петр.1. Его глаза сияют. (П).в) Призадумался поп, стал себе почёсывать лоб. (П).
- Олег усмехнулся- однако чело и взор омрачились думой (П).г) Лейла бубен свой берет, в него перстами ударяя, лезгинкупляшет и поет (Л).
- Глаза скосив на ус кудрявый, гусар с улыбкой величавой напалец завитки мотал (П).2. Упражнение № 68 (устно).
- Задание: запишите синонимы волшебник, кудесник, чародей, колдун. Какие из них устарели? Употребляются ли они в прямом значении в современном русском языке? Придумайте с любым из этих слов предложение и запишите его в тетрадь.
- Найдите в стихотворении А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» устаревшие слова, дайте значение этих слов. Какие из них являются заимствованными (работа выполняется устно).1У. Итоги уроков.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Каковы причины устаревания слов в русском языке?
- На какие группы делятся устаревшие слова?
- С какой целью используются устаревшие слова в художественных произведениях?1. У. Домашнее задание.1. Учебник § 13.
- Найдите в стихотворении А. С. Душкина «Песнь о вещем Олеге» слова, характеризующие военный уклад Древней Рули (названия оружия, воинской одежды, военных лиц и т. д.).
- Запишите их в свои словарики и дайте значение.
- Определите устаревшие слова. Выясните в толковом словаре значение незнакомых слов. Для какого стиля характерны эти слова? Где возможно, дайте синонимы из современного русского языка.
- С подчеркнутыми словами составьте предложения.
- Лекарь, обитель, ямщик, рыбарь, младость, лобызать, лик, дружина, князь, карета, брань, ланиты, уста, пиит, баталия, ливрея, гусар, паж.1. УРОК № 9
- Цель: I) Познакомить учащихся с новыми словами и причинами появления новых слов в современном русском языке-2. показать учащимся связь развития языка с развитием общества.
- Выработка.умения — находить новые слова и определять причиныпоявления новых слов в русском языке.1. Ход урока:
- Эпиграф к уроку (на доске): «Каждое слово — особый микромир, изучить тайны которого не только поучительно, но и увлекательно"(Филин Ф.П.)(объяснить значение слова «микромир»)
- Проверка домашнего задания.1. П. Сообщение цели урока.
- Ш. Работа над новым материалом.
- Рассказ учителя с элементами беседы.
- Никто — ни один отдельный человек, как бы ни были велики его таланты, ум, могущество, — не может без согласия и утверждения всего народа дать жизнь даже самому маленькому словечку.
- Никто, действуя в одиночку, отдельно от всего народа, не в состоянии изменить в живущем слове, ни одного звука. А народ -языкотворец создает и переделывает любые слова».
- Во все времена человечество творит или создает много вещей, «реалий», а, следовательно, их называет.
- Если вы заглянете в словарь и найдете там слово «газ», вы получите справку: «Слово изобретено в ХУЛ веке физиком Ван-Гельманом»
- Множество слов было создано Ломоносовым (например, такие слова как кислота, горизонтальный, диаметр, минус), Карамзиным (влияние, трогательный, сосредоточить и т. д.).
- Но большую роль, которую в языке играли и играют все время, ежедневно, ежечасно, никому не известные творцы новых слов. (Л.Успенский. «Слово о словах»).
- Иначе новые слова называют неологизмам!
- СССР, ОТК, колхоз, партком, и др. гидросамолет, лунит, батник, космоплавание, дружина, пионер, РСФСР.
- С помощью словаря выяснить лексическое значение данных слов. В каком значении они являются неологизмами?
- Знатный, разрядка, династия. Составить предложения со всеми значениями выделенного слова.1. V. Итоги уроков.
- На чем основано деление словарного состава языка на активную и пассивную лексику?
- На какие две группы делятся пассивные слова?
- На основе чего создаются новые слова?
- Какова судьба неологизмов в языке?
- VI. «Ассоциативная» пятиминутка.(подготовка к домашнему сочинению).1. УЛ. Домашнеее задание.
- Составьте план сообщения на тему «Исторические изменения в лексике русского языка и их причины».
- Напишите сочинение на тему: «Я мечтаю.» (в сочинении употребите неологизмы советской эпохи).1. УРОК № 10
- Экспрессивно или стилистически окрашенная лексика. Повторение пройденного материала
- Цель: I. Познакомить учащихся со стилевым расслоением лексики и ее экспрессивно-стилистической характеристикой.
- Обобщить и систематизировать изученный материал.
- Сообщение цели урока (см. эпиграф к уроку). П. Наблюдение над ролью экспрессивно и стилистически окрашенной лексикой в тексте.
- Они поминают минувшие дни и битвы, где вместе рубились они.(П.).в) Лошади не слабы, да дорога не гладка — рытвины, ухабы (Н.). Две клячи телегу везут (А.Т.).г) И конь на дыбы подымался порой,
- И прыгал, как барс, пораженный стрелой-. И белой одежды красивые складки По плечам Фариса вились в беспорядке.(Л.)(Для справок: конь-лошадь-фарис (устаревшее и заимствованное слово).
- П. Работа по таблице. Учитель (вместе с учащимися) характеризует стилевое расслоение лексики русского языка.