Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Военный дискурс. 
Риторика российских средств массовой информации в ходе освещения конфликта в Сирии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Позднее военный дискурс также изучается применительно к локальным конфликтам. Рой Вильямс, описывая военный дискурс в ЮАР отмечает, что для военного дискурса характерна иррациональность, основанная на мнимой целостности — манипулирование границами пространства, реальными фактами и хронологией. По мнению Вильямса, военный дискурс представляет собой «игру с нулевой суммой» — его использование… Читать ещё >

Военный дискурс. Риторика российских средств массовой информации в ходе освещения конфликта в Сирии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Анализ военного дискурса зарубежными авторами

Военный дискурс являет собой одну из форм институционального дискурса. Его специальное изучение ведется не так давно, при этом работы, описывающие именно его представление в СМИ, появляются главным образом только в конце XX — начале XXI века. Также следует отметить, что чаще всего изучают военный дискурс государств, находящихся в процессе внутренней мобилизации.

Одним из первых использование военного дискурса в качестве средства манипуляции и пропаганды рассматривает французский философ-постмодернист Жан Бодрийяр. [18] Бодрийяр выступил с критикой репрезентации боевых действий в СМИ на примере Войны в Заливе. Согласно Бодрийяру, население западных стран могло узнавать о войне только из подготовленных сообщений, эксплуатирующих военный дискурс с целью пропаганды. Задачей подробных рассказов о боевых действиях, по мнению Бодрийяра, было не дать возможности понять, что происходило на самом деле, а сконструировать некоторую особую виртуальную реальность.

Позднее военный дискурс также изучается применительно к локальным конфликтам. Рой Вильямс, описывая военный дискурс в ЮАР [19] отмечает, что для военного дискурса характерна иррациональность, основанная на мнимой целостности — манипулирование границами пространства, реальными фактами и хронологией. По мнению Вильямса, военный дискурс представляет собой «игру с нулевой суммой» — его использование подразумевает общественные жертвы, но это не становится преградой к получению государством «лицензии на убийство».

Израильские исследователи теории коммуникации Е. Зандберг и М. Нейгер рассматривают использование военного дискурса журналистами, описывающими взаимоотношение между евреями и арабами. [20] Авторы работы выделяют характерные особенности использования военного дискурса в СМИ: журналисты активно используют военные ассоциации и реминисценции даже применительно к мирным событиям, при этом особое место занимает сопоставление текущих событий со значимыми страницами прошлого — так, для израильских журналистов точкой отсчета является Война за независимость в 47−49-е годы.

Отдельно авторы отмечают то, что, следуя за политическойvfy конъюнктурой, журналисты могут постепенно переходить от гражданского политического дискурса к военному: «Following the politicians, the journalists altered the framing of the coverage from a military to a civil frame and adopted more balanced terms in labeling the Israeli-Arab citizens».

Для военного дискурса характерно использование определенных коммуникативных стратегий. Некоторые черты военного дискурса определил еще ван Дейк в статье «Новостной расизм» [21]. В частности, согласно ван Дейку в рамках военного дискурса важное место занимает апелляция к истинности, объективности изложения, так как массовый читатель чаще всего некомпетентен в освещаемых вопросах. Этим же целям служит и активное использование цитат, апелляция к авторитету.

Для данного исследования крайне важно, что в конструировании военного дискурса большую значимость имеют разграничение и номинация участников вооруженного конфликта, присвоение им ярлыков и приписывание тех или иных качеств. В общем смысле это сводится к выделению «МЫ"-группы и «ОНИ"-группы, но также может применяться и в маркировании большего числа участников вооруженного конфликта. Для манипулирования незаменимым инструментом оказывается стереотипизация: в большинстве случаев читатель не имеет альтернативного источника информации о событиях и акторах конфликта, поэтому этнические, культурные и другие стереотипы подменяют собой всестороннее изложение информации.

Еще одна важная черта военного дискурса — его доверительность, апелляция к семейно-отеческим чувствам, архетипам. В статье «Война и индустрия развлечений» Дж. Бёрстон отмечает [22], что военный дискурс часто используется в качестве развлекательного и успокаивающего. Согласно позиция Бёрстона, военный дискурс конструирует специфический персонифицированный образ мужественного государства-защитника. Он обладает крайне патриархальной основой: с помощью соответствующей лексики и подбора тем акцент в освещении конфликтов делается на то, что действия «МЫ"-группы максимально честные и справедливые, в образе армии подчеркивается маскулинность, способность к точному расчету, поддерживается национальная патриотичность и консервативная идеология.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой