Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Проверка, оценка и учет знаний, умений и навыков учащихся

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проверку знаний, умений и навыков учащихся выполняют с целью контроля и оценки результатов изучения программного материала, сформированности, закрепления и применения умений и навыков. Она направлена также на устранение недочетов и пробелов, имеющихся в знаниях, умениях и навыках школьников. Поэтому важно не только обнаружить эти недочеты и пробелы, не только установить, какие ошибки допускают… Читать ещё >

Проверка, оценка и учет знаний, умений и навыков учащихся (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проверку знаний, умений и навыков учащихся выполняют с целью контроля и оценки результатов изучения программного материала, сформированности, закрепления и применения умений и навыков. Она направлена также на устранение недочетов и пробелов, имеющихся в знаниях, умениях и навыках школьников. Поэтому важно не только обнаружить эти недочеты и пробелы, не только установить, какие ошибки допускают учащиеся, но и тщательно проанализировать их причины, чтобы принять необходимые меры к устранению. Для исключения в этом деле формализма необходимо соблюдать ряд педагогических требований:

  • 1. Систематичность, регулярность проверки, оценки, контроля и учета знаний учащихся, сочетание с другими сторонами учебной и трудовой их деятельности.
  • 2. Всесторонность, заключающуюся в том, что проверка, оценка, контроль и учет охватывают все разделы учебной программы: технические и технологические знания, умения и навыки в проведении лабораторных и производственных работ, нравственно-волевые качества личности.
  • 3. Объективность, исключающую преднамеренные, субъективные и ошибочные оценочные суждения и выводы учителя, основанные на недостаточном изучении школьников или предвзятом отношении к некоторым из них.
  • 4. Разнообразие форм проведения проверки, контроля, оценки и учета знаний, умений и навыков, обеспечивающее выполнение обучающей, воспитывающей их функций, повышение интереса учащихся к работе и ее результатам.
  • 5. Индивидуальный характер контроля, требующий осуществления контроля за работой каждого ученика, за его личной трудовой деятельностью, не допускающий подмены результатов труда отдельного ученика итогами работы коллектива и наоборот.

К основным трудовым знаниям, подлежащим проверке и оценке, относят сформулированные в программах по всем видам труда в средних классах и профессиональной подготовки в старших классах следующие понятия и представления:

основные свойства обрабатываемого материала (древесины, пластмасс, металлов, тканей, почвы, удобрений, семян и т. п.);

технические требования к изготавливаемым изделиям, к качеству выращиваемых растений, животных;

основные способы осуществления различных производственных процессов — механических, энергетических, химических, биологических;

частные технологические процессы изучаемой отрасли производства, сущность этих процессов;

назначение, устройство и принципы действия рабочих и измерительных инструментов, приборов и аппаратов, станков и машин.

К основным трудовым умениям относятся, прежде всего, такие, которые необходимы для работы б различных отраслях промышленного и сельскохозяйственного производства, т. е. политехнического умения, а также специальные умения и навыки, необходимые для работы по конкретной профессии, осваиваемой учащимися.

Перечни знаний, практических умений и навыков, которые должны быть сформированы у учащихся, приведены в программах трудового и профессионального обучения. В обобщенном виде система таких знаний, умений и навыков выглядит следующим образом:

проводить наблюдения и опыты в лабораторных и производственных условиях;

управлять орудиями труда — инструментами, механизмами, станками, машинами, применяемыми в изучаемой отрасли производства; подготавливать их к работе и выполнять с их помощью соответствующие работы, принимая правильную рабочую позу, правильно держа инструмент, орудие, руль управления машиной и т. п., делая рациональные движения при выполнении каждой операции, избегая лишних, ненужных движений и соблюдая требуемый ритм;

применять рациональные трудовые приемы и соблюдать технологическую последовательность операций изготовления деталей, сборки и отделки изделия или операций правильного выращивания сельскохозяйственных культур и животных;

строго выполнять правила безопасности труда, производственной санитарии и противопожарных мероприятий;

пользоваться технической документацией и производить необходимые расчеты, вычисления;

выполнят требования культуры труда — уметь планировать работу, соблюдать чистоту и порядок на рабочем месте, рационально размещать инструменты, приборы и пр., бережно обращаться с орудиями труда и экономно расходовать материалы, соблюдать технологическую дисциплину и правила производственной эстетики, добиваясь хорошего качества и красивого вида изготовляемых изделий, опытных делянок и т. п.;

контролировать выполнение технологических операций, выявлять и устранять ошибки в работе и добиваться высокого качества изготовления изделий, высокой продуктивности выращиваемого растения или животного.

К основным критериям оценки трудовых знаний, умений и навыков относятся:

уровень и качество предусмотренных программой теоретических знаний (правильность, полнота и систематичность их, осмысленное понимание учебного материала на основе знаний по физике, биологии и другим общеобразовательным предметам);

качество выполнения лабораторных и производственных работ (их соответствие техническим и технологическим требованиям); правильные приемы выполнения работ; умение пользоваться инструментом и другими средствами труда; правильная организация рабочего места; соблюдение правил безопасности труда, санитарии; уровень культуры и эстетики труда;

культура отдыха;

умение объяснить значение и смысл выполняемых работ на основе естественнонаучных знаний;

степень самостоятельности и творчества в работе;

время, затраченное на выполнение лабораторно-практической или учебно-производственной работы, общественно полезного, производительного труда.

Качество знаний, умений и навыков оценивается по пятибалльной системе.

Балл «5» выставляют, если учащийся:

с достаточной полнотой знает изученный материал;

опирается в ответе на естественнонаучные знания и обнаруживает ясное понимание учебного теоретического материала;

умеет творчески применить полученные знания в практической работе — лабораторной и производственной, в частности при проведении лабораторного эксперимента и полевого опыта;

практические работы выполняет достаточно быстро и правильно, умеет подготовить рабочее место, средства труда и правильно пользоваться ими в работе с соблюдением правил безопасности труда, производственной санитарии и личной гигиены;

умеет объяснить научные основы выполняемой работы;

активно участвует в проведении опытов и наблюдений и систематически ведет записи в рабочей тетради, дневнике по опытнической работе.

Балл «4» ставят, если учащийся дает ответы и выполняет практическую работу, по полноте удовлетворяющие требованиям для балла «5», но допускает незначительные ошибки в изложении теоретического материала или в выполнении практической работы, которые, однако, сам исправляет после замечаний учителя.

Балл «3» ставят, если учащийся:

обнаруживает знание и понимание лишь основного учебного материала;

в основном правильно, но недостаточно быстро выполняет лабораторные и производственные практические работы, допуская лишь некоторые погрешности, и пользуется средствами труда в основном правильно;

может объяснить научные основы выполняемой работы по наводящим вопросам учителя; принимает участие в проведении опытов и наблюдений, но недостаточно аккуратно ведет записи.

Балл «2» ставят, если учащийся:

обнаруживает незнание и непонимание большей части учебного материала;

не умеет выполнять практические работы и объяснять их значение и научные основы; нарушает правила безопасности труда;

не принимает участия в проведении опытов и наблюдений, не выполняет установленных требований к учебным и учебно-производственным заданиям.

Балл «1» ставят, если учащийся не знает учебного материала и не выполняет практические работы, грубо нарушает правила безопасности труда и дисциплину.

Приведенные выше нормы оценок ориентировочные.

Систематичность проверки, оценки, контроля и учета знаний требует их осуществления на каждом уроке (текущая проверка), после изучения каждой темы (итоговая проверка) и по окончании обучения (заключительная проверка). Текущую, итоговую и заключительную проверки осуществляют с помощью устных, письменных, лабораторных и машинных методов. В трудовом и профессиональном обучении находят широкое применение методы самоконтроля, заключающиеся в умении учащихся самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности и намечать способы их устранения.

Формы осуществления проверки и контроля знаний, умений и навыков могут быть фронтальными, групповыми и индивидуальными. Контроль осуществляется фронтально, если в выполнении задания участвует весь класс (контрольные работы, зачетные письменные работы, лабораторные и практические работы и т. д.). В случае если контроль осуществляется по группам, учитель делит класс на несколько групп, взяв, например, за основу типовые ошибки, допускаемые учащимися во время выполнения заданий, и каждой группе предлагает конкретное задание. Так, одна группа может быть занята решением задач и их экспериментальной проверкой, например, разработкой монтажной схемы по принципиальной схеме, монтажу цепи и проверке ее действия; другая в это время выполняет контрольное задание по подготовке различных радиодеталей к монтажу с учетом технологических требований; третья в письменном виде отвечает на вопросы, касающиеся теоретических основ изучаемой темы. Индивидуальный контроль осуществляется в том случае, если ученик получает задание и отвечает на поставленные вопросы устно или письменно и его ответ или заслушивается учителем и учащимися класса, или оценивается учителем после того, как задание в письменном виде сдано учителю.

Устный контроль проводят путем индивидуального или фронтального опроса. При индивидуальном опросе учитель ставит перед учеником несколько вопросов, отвечая на которые он показывает уровень усвоения учебного материала. Например, проверяя знания учащихся по теме «Ручные стежки и строчки», учитель, перед тем как вызвать ученицу к доске, так формулирует задание; «Рассказать о ручных стежкахи строчках. В рассказе необходимо дать определение стежкам и строчкам, указать их назначение, применение различных видов стежков и строчек при изготовлении швейных изделий; на плакате показать простые и сложные стежки». Такая формулировка вопроса помогает учащемуся выбрать из изученного необходимый для ответа материал.

Вопросы, предлагаемые учащимся во время фронтального опроса, также отличаются четкостью формулировок, предполагают и ориентируют школьников на точный, но краткий ответ. По той же теме «Стежки и строчки» вопросы для фронтальной проверки знаний могут быть следующие: «Что называют стежком? строчкой? швом?»; «Что такое длина стежка? ширина стежка? ширина шва?»; «Какие вы знаете простые ручные стежки? Какие вы знаете сложные стежки?»; «Покажите на плакате сметочные прямые и прокладочные стежки. Какие вы знаете отделочные строчки?». Фронтальный опрос как метод устного контроля чаще всего применяют при текущей проверке знаний, умений и навыков учащихся. Индивидуальный опрос находит место и в текущей, и в итоговой, и в заключительной проверке знаний, умений и навыков школьников.

В процессе трудового и профессионального обучения методы письменного контроля предполагают проведение письменных контрольных работ, зачетов, индивидуальных ответов учащихся. Они могут быть как кратковременными, проводимыми в течение 15−20 мин, так и занимающими весь урок. В последнее время все чаще стали применять методы письменного контроля программированного типа. В таком случае учитель составляет перечень вопросов, предлагает для каждого из них на бланке возможные варианты ответов, один из которых наиболее полный и точный, другие — менее полные и содержащие некоторые неточности. Ученики должны выбрать из ряда ответов более точный и полный.

Письменный опрос может быть проведен во время текущей, итоговой или заключительной проверки знаний, умений и навыков учащихся. Его отличительная особенность состоит в содержании вопросов и заданий. В текущем контроле они будут касаться только того материала, который изучался на данном или предыдущем уроке; в итоговом вопросы задают по изученному материалу темы или раздела учебной программы, а в заключительном — по материалу, пройденному за какой-то сравнительно большой период времени, например за учебный год.

Методы так называемого лабораторного контроля применяют в трудовом и профессиональном обучении с целью проверки умений пользоваться измерительными инструментами (штангенциркулем, микрометром), а также производить измерения электрических величин с помощью вольтметра, амперметра и т. д. Лабораторный контроль применяют для того, чтобы выявить, как школьники усвоили специальные умения и навыки, необходимые для работы по конкретной профессии. Методы лабораторного контроля чаще всего применяют при итоговой проверке. Например, после того как учащиеся изучили тему «Печатный монтаж» и на практических занятиях выполнили ряд заданий по установке навесных радиоэлементов на печатные платы различного типа, можно провести контрольную лабораторно-практическую работу по данной теме. В задание к такой работе могут входить и часть вопросов, касающихся технологических требований. Например, инструкция для контроля по теме «Печатный монтаж» может быть составлена следующим образом:

  • 1. Изобразить на бумаге допустимую конфигурацию и размеры отформовки выводов радиоэлементов, предполагаемых для монтажа на печатной плате.
  • 2. Перечислить требования технологического режима при установке полупроводниковых приборов и микросхем.
  • 3. По заданной схеме произвести навесной монтаж радиоэлементов на печатную плату.

Методом лабораторного контроля служит и практическая пробная работа, проводимая перед квалификационными экзаменами и являющаяся заключительной проверкой умений и навыков учащихся. Ученику предлагают за определенный промежуток времени выполнить задание, соответствующее конкретному рабочему разряду или квалификации. Задания теоретического характера, специальные технологические, экономические включают в содержание экзаменационных билетов.

В практику обучения постепенно входят методы машинного контроля за качеством усвоенных знаний. Для осуществления такого метода специально разрабатывают программы по определенной методике. Ответы набирают цифрами или в виде формул. Машина соблюдает высокую степень объективности контроля, но не учитывает психологических особенностей школьника, не может оказать помощь при затруднении. Все это требует рационального сочетания машинного и безмашинного контроля.

Учитель же, используя наблюдение как метод контроля, устанавливает отношение ученика к работе, его сильные и слабые стороны, пробелы. Это помогает ему индивидуально подойти к учащимся, применяя различные методы обучения и воспитания.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой