Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Введение. 
Процесс обучения информатике в старшей школе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наше время ставит перед школой задачу — повышение качества образования и воспитания, прочное овладение основами наук, обеспечение более высокого научного уровня преподавания каждого предмета. В школах отказываются от традиционной формы обучения, не учитывающей индивидуальных способностей и профессиональной ориентации каждого ученика. Обновление образования требует разработки моделей школ нового… Читать ещё >

Введение. Процесс обучения информатике в старшей школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Наше время ставит перед школой задачу — повышение качества образования и воспитания, прочное овладение основами наук, обеспечение более высокого научного уровня преподавания каждого предмета. В школах отказываются от традиционной формы обучения, не учитывающей индивидуальных способностей и профессиональной ориентации каждого ученика. Обновление образования требует разработки моделей школ нового типа, создания новых учебников и программ обучения, системы задач, разработки новых методик обучения в курсе информатики. Поднять работу школы на новый уровень, повысить результаты обучения информатики можно путем индивидуализации обучения, создания дифференцированных заданий, ориентированных на будущую профессию старшеклассников. При таких условиях каждый старшеклассник может полностью овладеть установленным программами образовательным минимумом.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что дифференциация обучения как общая педагогическая задача не является новой ни для нашей, ни для зарубежной школы. Но в современных школах не применяют задания, дифференцированные в зависимости от профессиональной ориентации старшеклассников. На уроках информатики применение такой системы заданий просто необходима, поскольку информатика относится к тем учебным дисциплинам, как бы «рожденных» для полноценной и эффективной реализации задач дифференцированного обучения, как по уровню, так и по содержанию. С одной стороны, информатика имеет широчайшее прикладное значение, что изначально представляет собой огромный потенциал для дифференциации содержания обучения, а с другой — нельзя недооценивать и дидактического потенциала новых информационных технологий и их роль в развитии мотивации, индивидуализации обучения, в обеспечении личностно-ориентированного подхода.

Особое значение для внедрения в практику систему задач, дифференцированную в зависимости от профессиональной ориентации школьников, имеет организация предметного содержания учебного материала. Центральное место в нем отводится системам задач, так как они служат основными средствами формирования приемов учебной деятельности учащихся по решению задач в курсе информатики для тем: «Формализация и моделирование» и «Microsoft Excel». В настоящий момент системы школьных задач по информатике строятся без учета профессиональной ориентации школьников. Если внедрить в курс информатики задачи, дифференцированные в зависимости от профессиональной ориентации старшеклассников, то это, несомненно, повысит уровень усвоение на уроке, а также поможет школьникам понять смысл задания и как следствие быстрее справиться с ним. В результате чего повысится успеваемость, качество обучения, так же ученики смогут наглядно посмотреть их будущую профессию на практике. Увидят необходимость информационных и коммуникационных технологий для конкретной профессии.

Необходимость и целесообразность системы заданий, дифференцированных в зависимости от профессиональной ориентации старшеклассников, диктуется так же и достижениями науки, требованиями прогресса, возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров, все это нашло отражение в Национальной Доктрине образования в России. Согласно этому документу, система образования призвана обеспечивать, в частности:

  • 1. систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий;
  • 2. многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования;
  • 3. развитие дистанционного обучения, создания программ, реализующих информационные технологии в образовании;
  • 4. подготовку высококвалифицированных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий.

Основная идея дифференцирования заданий в зависимости от профессиональной ориентации старшеклассников состоит в том, что образование на этой ступени должно стать более индивидуальным, функциональным и эффективным. Оно должно работать на обеспечение дальнейшего жизненного пути старшеклассников, его подготовку к профессиональному образованию и освоению различных социальных ролей, развитие индивидуальных особенностей и способностей, становление активной гражданской позиции. Так как современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности. Все это напрямую влияет на преподавание информатики в школе, так как этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением коррективов в содержание обучения, которые должны быть ориентированы на профессиональный выбор старшеклассников и способствовать гармоничному вхождению ребенка в современное общество и в дальнейшую профессиональную работу.

Все вышесказанное свидетельствует о необходимости системы заданий, дифференцированных в зависимости от профессиональной ориентации старшеклассников, чем и обосновывается актуальность темы дипломной работы.

Проблема состоит в отсутствии системы заданий, необходимости адаптации содержания и средств обучении информатике старшеклассников, опираясь на их профессиональную ориентацию.

Объектом исследования является процесс обучения информатике в старшей школе.

Предметом исследования выступает методика обучения информатике в старшей школе, основанная на использовании индивидуальной системы заданий, подбираемых с учетом профессиональной ориентации старшеклассников на примере тем: «Формализация и моделирование» и «Microsoft Excel».

Цель исследования — разработать индивидуальные системы заданий по темам «Формализация и моделирование» и «MicrosoftExcel», обосновать целесообразность и эффективность использования данной системы заданий при обучении старшеклассников, в зависимости от их профессиональной ориентации.

В ходе исследования была выдвинута следующая гипотеза: если методика обучения информатике старшеклассников будет основана на использовании задач и заданий, индивидуально подобранных с учетом возможной будущей профессии школьников, то это повысит эффективность обучения информатике на старшей ступени школы, будет являться дополнительным элементом профориентационной работы, будет способствовать дополнительному знакомству школьников с ролью и местом информационных технологий в последующей профессиональной деятельности.

Для решения поставленной проблемы и проверки сформулированной гипотезы были выдвинуты следующие задачи исследования:

  • 1. Провести анализ курса и существующей системы заданий по информатике для старшеклассников;
  • 2. Провести анализ психолого-педагогической, научно-методической и учебной литературы, связанной с проблемой введения дифференцированного обучения на старшей ступени школы;
  • 3. Определить роль и место индивидуальной системы заданий в процессе обучения информатике и сформулировать основные требования к содержанию заданий;
  • 4. Разработать подходы к выявлению профессиональной ориентации старшеклассников;
  • 5. Создать систему индивидуальных заданий для изучения темы

«Формализация и моделирование» и «Microsoft Excel», опираясь на профессиональную ориентацию старшеклассников;

6. Осуществить опытно-экспериментальную проверку выдвинутой гипотезы.

Методы исследования:

  • 1. Наблюдение;
  • 2. Изучение документации;
  • 3. Тестирование;
  • 4. Диагностирующие уровневые контрольные работы;
  • 5. Пробное преподавание;
  • 6. Педагогический эксперимент.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

  • 1. Обоснована необходимость индивидуального подбора заданий дифференцированных в зависимости от профессиональной ориентации старшеклассников;
  • 2. Выявлены требования к системе практических заданий, учитывающих профессиональную ориентацию старшеклассников;
  • 3. На основе требований к системе практических заданий, учитывающих профессиональную ориентацию старшеклассников, была разработана система заданий.

Практическая значимость исследования состоит в разработке:

  • 1. Систем заданий для старшеклассников с учетом особенностей их будущей профессии;
  • 2. Проведена экспериментальная работа, которая доказывает значимость данной системы заданий в курсе информатики.

Система заданий представляет собой дифференцированные задания, которые ориентированы на профессиональный выбор школьников. По уровню сложности, времени выполнения они одинаковые, разница в том, что содержание задач ориентировано на профессиональный выбор обучаемых.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой