Введение.
Социально-педагогические условия профессионального самоопределения старшего школьника
Научная новизна и теоретическая значимость исследования: систематизированы и дополнены общетеоретические представления об особенностях профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте. Классифицированы формы и методы социально — педагогической деятельности по профессиональной ориентации старших школьников. Уточнено содержание деятельности социального педагога по профессиональному… Читать ещё >
Введение. Социально-педагогические условия профессионального самоопределения старшего школьника (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность данного исследования заключается в том, что несмотря на работу, которая проводится социальными педагогами, психологами, классными руководителями, лишь малая часть старшеклассников определяются с выбором будущей профессии. Ежегодно юноши и девушки, завершившие школьное обучение, начинают искать применение своим силам и способностям «во взрослой жизни». При этом, большая часть выпускников сталкивается с существенными проблемами, связанными с выбором профессии, специальности будущего образования, последующим трудоустройством и т. д. Причины не только в «закрытости» трудового рынка для молодых и неопытных специалистов, но и в том, что большинство старшеклассников имеет не точные представления о современном рынке труда, нынешних профессиях, оказываются не в состоянии соотнести требования профессиональной деятельности со своей индивидуальностью.
Переход к рынку труда не только внес коррективы, но и существенно изменил подходы к разработке теории и практики профессионального самоопределения молодежи. Рынок влечет за собой и такие явления, как безработица, формирование новых хозяйственных структур, переподготовка и перемещение значительных масс людей. Вместе с тем, в силу ряда объективных и субъективных причин современная молодежь оказалась не достаточно подготовленной к новым требованиям политической социально-экономической и кадровой ситуации. Серьезному искажению подверглась система представлений о престижности образования, произошла переоценка нравственных ценностей, снизилась культура труда.
Подготовка учащихся к обоснованному выбору профессии — важная социально-педагогическая задача образовательного учреждения. Адекватное профессиональное самоопределение является непременным условием достижения успеха в трудовой деятельности, удовлетворения от ее выполнения и продвижения по работе, подготовки функционально грамотных, профессионально мобильных специалистов, способных успешно адаптироваться к быстро изменяющейся социально-экономической и профессионально-производственной среде. Умение анализировать содержание профессий, оценивать свои профессиональные возможности и на этой основе осуществлять жизненный и профессиональный выбор — одна из ключевых компетенции выпускника современной общеобразовательной школы.
Потребность в организации деятельности социального педагога по формированию профессионального самоопределения учащихся образовательного учреждения определяется противоречием между необходимостью выработки у учащихся умения анализировать содержание профессий, оценивать свои профессиональные возможности и на этой же основе осуществлять жизненный и профессиональный выбор и недостаточным владением информацией и представлениями о современном рынке труда, существующих профессиях.
Высокая актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы позволили определить тему нашего исследования: «Социально-педагогические условия профессионального самоопределения старших школьников».
Цель исследования: теоретически проанализировать особенности профессионального самоопределения старших школьников, выявить социально-педагогические условия профессионального самоопределения.
Объект исследования: процесс профессионального самоопределения старших школьников.
Предмет исследования: социально-педагогические условия по профессиональному самоопределению старшеклассников.
Гипотеза исследования: мы предположили, что в качестве социально-педагогических условий профессионального самоопределения старшеклассников должны выступать:
- — системный характер подготовки, включающий психодиагностическую работу с учащимися, а именно, формирование мотивационно-потребностной сферы выпускника, активизацию у учащихся ценностно-нравственных размышлений, связанных с выбором профессий, формирование обобщенных представлений о профессиональном будущем у старших школьников;
- — внедрение социально-педагогической программы профессионального самоопределения старшеклассников.
Задачи исследования:
- 1. Рассмотреть проблему профессионального самоопределения старших школьников в современной литературе.
- 2. Раскрыть содержание деятельности социального педагога по проблеме профессионального самоопределения старшеклассников.
- 3. Выявить социально-педагогические условия профессионального самоопределения старшеклассников
- 4. Разработать, теоретически обосновать и апробировать социально-педагогическую программу профессионального самоопределения старшеклассников.
Методы исследования:
- 1. Беседа;
- 2. Опросник для выявления уровня готовности к выбору профессии (В.Б. Успенский);
- 3. Опросник «За и против» — часть 1(Н.С. Пряжников).
- 4. Опросник «За и против» — часть 2(Н.С. Пряжников).
- 5. Опросник «За и против» — часть 3(Н.С. Пряжников).
Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической аргументированностью исходных теоретических положений, отвечающих современным требованиям и тенденциям развития социально-педагогической науки и практики; адекватностью применяемых методов цели и задачам исследования; проведением научного исследования в единстве с практической деятельностью; репрезентативностью экспериментальных данных; применением статистических методов для их обработки; апробацией и внедрением результатов исследования.
Методологической основой исследования: послужили классические исследования в области профессиональной ориентации и профессионального самоопределения Е. А. Климова, А. Е. Голомшток, Л. А. Йовайши, С. Н. Чистяковой, А. Маслоу, Дж. Голланда, Э. Берна, Д. Сьюпера, Э. Гинзберга, Ф. Парсонса и др.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования: систематизированы и дополнены общетеоретические представления об особенностях профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте. Классифицированы формы и методы социально — педагогической деятельности по профессиональной ориентации старших школьников. Уточнено содержание деятельности социального педагога по профессиональному самоопределению старшеклассников. Выявлены социально-педагогические условия профессионального самоопределения старшеклассников. Разработана социально-педагогическая программа профессионального самоопределения старшеклассников.
Практическая значимость исследования. Материалы могут быть использованы в работе социального педагога со старшеклассниками по вопросам профессионального самоопределения. Разработанная программа поможет старшеклассникам правильно сориентироваться в мире профессий, выбрать свой профессиональный и жизненный путь.
База исследования: МАОУ «Гимназия № 14» г. Улан-Удэ.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
профессиональный самоопределение педагогический старшеклассник.