Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Анализ символов (образы и стереотипы) присутствующих на политических плакатах

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Если в целом проследить польскую тему в советских плакатах, то окажется что она затрагивается не особо много. Большая часть всех агитационных плакатов, затрагивающая польский народ, относится к периоду советско — польской войны. Если выразить в процентах, то мы получим, что около 70% будет приходиться на период военных действий 1928;1922 гг., остальные же 30% будут занимать межвоенный период… Читать ещё >

Анализ символов (образы и стереотипы) присутствующих на политических плакатах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Пропаганда являлась одним из главных инструментов управления сознанием народа в СССР. Одним же из инструментов пропаганды был агитационный плакат. Роль плакатного образа в сознании и трансляции социокультурных стереотипов трудно переоценить. Для советского правительства старые стереотипные образы поляков больше не подходили, и для них стала задача создать новый образ, олицетворяющий поляка. Но об этом будет сказано позже.

Если в целом проследить польскую тему в советских плакатах, то окажется что она затрагивается не особо много. Большая часть всех агитационных плакатов, затрагивающая польский народ, относится к периоду советско — польской войны. Если выразить в процентах, то мы получим, что около 70% будет приходиться на период военных действий 1928;1922 гг., остальные же 30% будут занимать межвоенный период с 1922 по 1939 год. Я выбрал как наиболее известные плакаты, так и не очень. Из пятнадцати советских плакатов — десять приходятся на советско — польскую войну, остальные же пять на межвоенный период 1922 — 1939 гг.

Как и польские плакаты, так и советские можно разбить на несколько групп:

Плакаты с изображением польского пана.

Карикатурные изображения Юзефа Пилсудского.

Свободная тематика плакатов Первая группа плакатов является наиболее многочисленной. Это многочисленность объясняется тем, что был введен классовый образ врага, он же самый опасный, польский пан. Большевистская пропаганда разделила польское общество наплохих «панов» (Пилсудский, офицеры, правительство, помещики, фабриканты, полицейские, профессора, журналисты) и хорошихполяков (рабочие, крестьяне, учителя, врачи, дети и польские коммунисты). «Польский пан» изображался с большим животом, усатым, слащавым, кичливым, в шляхетской одежде, в шапке-конфедераткеи с саблей. Данную группу плакатов можно разделить на более мелкие подгруппы.

К первой подгруппе относятся плакаты, на которых показано сопротивление рабочих и крестьян пану угнетателю. Одни плакаты призваны показать поверженного пана и ликующих рабочих (Рис. 25 — 27, Рис. 30) Особую эмоциональную окраску этим плакатам придают слоганы:

«Мы воюем с панским родом, а не с польским трудовым народом!» (Рис. 25).

«У украинцев и русских клич один — Да не будет пан надо ними господин!» (Рис. 26).

«Спеши пана покрепче вздуть, барона тоже не забудь!» (Рис. 27).

«Если не хотите воевать больше, идите войной против панской Польши!» (Рис. 30).

Другие же плакаты призваны показать эксплуатационную натуру польского пана (Рис. 32).

Все данные особенности отчетливо показывают классовую направленность плакатов.

На второй подгруппе изображен горделивый и «кичливый» пан (Рис. 23 — 24), а так же плакаты показывают, принадлежность польского пана к марионеткам международного капитала.

Добро и зло отличались цветом. На фоне бедного колоритапольской прессы видно, что большевики не жалели средств нацветную агитацию. Красный — символизировал добро, белый — зло, ведь еще шла война хороших — красных с плохими — белыми. Отсюдаидеологическое определение польского врага — «белополяки».

Все плакаты призваны показать классового, морального и политического врага в лице польского пана.

Особой группой являются карикатуры с изображением польского лидера Юзефа Пилсудского. Польский лидер олицетворяет собой человеческие недостатки, которые показаны с гиперболическим преувеличением. Вот Пилсудский точит свои зубы на Советскую Россию, метая о её захвате (Рис. 33), другая иллюстрация показывает нам жадность и агрессивность польского лидера (Рис. 34). Так же обыгрывается пресмыканиеПилсудского перед Антантой (Рис. 31). Все карикатуры показывают низость и алчность польской государственной машины.

В третьей группе присутствуют плакаты с разной тематической направленностью. Существует группа плакатов призванная показать, что поход красной армии в 1939 году на Польшу, не что иное, как освобождение трудового народа Польши (Рис. 35 — 36), при этом осуществлявшийся совершенном мирным путем и встретивший поддержку польского народа (Рис. 37). Остается последний плакат, и он вызывает особый интерес. На нем мы наблюдаем очень старое образное представление поляков в виде собаки (Рис. 28). Сущность поляка как «последней собаки» зародилось еще в XVI веке в народных представлениях о происхождении польского народа. В этих самых представления и говорится, что польский народ произошел из собаки (По полесскому преданию, Бог вытрясал панов изсобаки, «ухапiушисабаку за хвост аз сабакисыплюцса паны i бегуцькудывiд, а дзекаторыастановiцса, так Бог его i называе. Астанавiусяпадберозаюпан Березоускi, пад дубам — пан Дубiскi, падольхаюпан Альховiч, пад га роюпан Падгурскi, а як каторыачнуусяза балотамабо за рекою, то пан Заблоцкi i пан Зажецкi»).

Таким образом, мы видим не особо разнообразную палитру стереотипных представление и образов польского народа. Но при этом присутствует генезис и выработка нового образа (польский пан) и воспроизведение давно ушедших стереотипных представлений.

Цели и задачи политических плакатов

Целью советского агитационного плаката было не простая выработка образа этнического врага, как это было у поляков или немцев, а создание нечто нового. Этим новым являлось создание идеологического классового врага, призванного показать совершенное различие двух миров — капитализма и коммунизма. Зарождалась и утверждалась концепция «свой — чужой».

Непосредственного главной целью советского агитационного плаката было сплочение огромного многонационального народа в единый советский народ. И противопоставлять ему уже классового врага, а не врага который имеет национальную принадлежность, как это было вНацисткой Германии и Польше.

Плакат должен был оправдать действия власти. Во взаимоотношениях Советской России и Польской Республики этим являлась военная кампания 1918 — 1922 гг. В дальнейшем главной целью плаката уже являлось полное и тотальное сплочение людских ресурсов, ведь впереди такие гигантские проекты как коллективизация и индустриализация. Для этого выпускались плакаты с изображениями враждебно настроенных государств, окружающий Советский союз (вспомним карикатуры с Юзефом Пилсудским).

Советский народ, генезис которого только начинался в это время, должен был раз и навсегда обрести классового врага, не зависимого от его национальной принадлежности. Весь капиталистический мир их противник, противостояние которому сплачивает весь советский народ и ведет его к славной победе над классовым врагом.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой